ФЭНДОМ

Н.И.Махно

Нестор Махно. 1919 г.

Махно, Нестор Иванович (1888-1919) - известнейший, после М.Бакунина и князя Кропоткина, русский анархист, предводитель крупнейшей крестьянской повстанческой армии в Малороссии, в период Гражданской войны поддерживал , не смотря на разногласия с ними по вопросам продразверстки, большевиков в их борьбе против Вооруженных сил на Юге России.

Биография

Из крестьян с. Гуляйполе Александровского у. Екатеринославской губ. Самый младший из пяти братьев, рос без отца. Окончил Гуляйпольское двухклассное начальное училище. С малых лет нанимался на сезонные сельскохозяйственные работы к помещикам и зажиточным крестьянам. С 1903 г. работал подсобным рабочим в малярной мастерской, в купеческой лавке, на чугунолитейном заводе М. Кернера в Гуляйполе.

С сентября 1906 г. "подался в революцию" - вступил в гуляйпольскую «Крестьянскую группу анархо-коммунистов» («Союз вольных хлеборобов»). В составе группы участвовал в террористических актах и т.н. "экспроприациях" (разбойных нападениях).

Несклько раз арестовывался. В 1908 года в очередной раз арестован за убийство чиновника военной управы. Приговорён к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Срок отсиживал в каторжном отделении Бутырской тюрьмы в Москве, где знакомится с известным анархистским активистом Петром Аршиновым, который  занялся его идеологической подготовкой. Кроме этого, малограмотный Махно изучает в камере историю, математику и литературу.

Выпущенный из тюрьмы во время Февральского переворота, возвращается в Гуляйполе и становится председателем местного совдепа. Одновременно сформировал анархистский отряд "Черная гвардия" во главе которого занимался разбоем и убийствами т.н. "богатеев". В июле 1917 г. при поддержке сторонников Махно разогнал прежний состав земства, провёл новые выборы, стал председателем земства и одновременно объявил себя комиссаром Гуляйпольского района. Обладая при это непререкаемым авторитетом, он по сути установил личную диктатуру. 25 сентября 1917 г. подписал декрет уездного Совета о национализации земли и разделе её между крестьянами.

После подписания большевиками сепаратного мира с немцами и оккупации Малороссии германскими войсками становится во главе партизанского отряда для борьбы с оккупантами. В мае 1918 г. совершает поездку в Москву, где встречается и находит общий язык с вождями большевистского Совнаркома.

С пораженем Германии в Первой мировой войне и выводом германских войск  возглавил борьбу с режимом Петлюры в Екатеринославской губ. После поражения от войск Дериктории в декабре 1918 г. вернулся в Гуляйполе.

В январе - феврале 1919 г. Махно вёл бои против немцев-колонистов в районе Гуляйполя и препятствовал проведению большевиками продразверстки.

В обстановке наступления войск ВСЮР в Малороссии в середине февраля 1919 г. был вынужден заключить военное соглашение с большевиками, которое разорвал в июне 1919 г. в знак протеста против террористической политики коммунистов в деревне и их отказа поддержать его повстанцев боеприпасами и снаряжение, за что приказом ПредРВС Л.Троцкого объявлен вне закона «за неподчинение командованию».

После разрыва с большевиками отступил вглубь Малороссии и продолжил вооружённое сопротивление войскам ВСЮР, одновременно поглощая мелкие отряды повстанцев и красноармейцев-окруженцев. В середине июля 1919 г. Махно возглавил Реввоенсовет объединённой Революционно-повстанческой армии Украины (РПАУ).

Теснимый войсками Новороссийской обласи ген. Слащева, к началу сентября в районе Умани  попал в полное окружение: с севера и запада — петлюровцы, с юга и востока — ВСЮР. Заключив с петлюровцами соглашение о нейтралитете и собрав все свои силы в единый кулак обрушился на преследовавших его белых.

Разгромив части ВСЮР у села Крутенькое, на рассвете 26 сентября 1919 г. повстанцы вышли к станции Перегоновка, где Махно, совершив обходной маневр, лично повел в атаку свою конницу. И был убит шальной пулей, попавшей в голову над левым глазом, перемоловшей мозг и раздробившей затылочную кость.

Потрясенная потерей вождя его повстанческая армия остановила свое наступления и, после того  как её предводители не сумели договорится о выборе нового командующего, снова отошла к Умани, где её,  благополучно, постигла участь армии Александра Македонского, развалившеся после смерти полководца.

Устранение махновской опасности позволила белому командованию высвободить часть сил в Малороссии и передать их в распоряжение Доброармии на направлении главного удара на Москву, что сыграло решающую роль в исходе октябрьских боев под Орлом и, в кончном итоге, в победе Белого движения.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики