ФЭНДОМ

Советское экономическое чудо (англ. Soviet economic miracle, также реформы известны под названием «Машеровские реформы») — исторический феномен рекордного роста советской экономики, начавшийся с конца 1960-х — начала 1970-х и продолжавшийся до середины 1980-х годов ХХ века. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти в 2,5 раза ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — модернизация сельского хозяйства, усовершенствование вычислительных технологий и товаров в СССР (это позволило увеличить конкуренцию советских товаров перед американскими), частичное выбивание рынков сбыта в мире.
Cl6S5k1WQAAIVBJ

Пётр Миронович Машеров

Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Советскому Союзу после поствоенного восстановления экономики и промышленности, выйти на третье место по экономической мощи, уступая лишь США и Японии. Третьей экономикой мира СССР считается до сих пор, однако СССР в ХХI веке начинает что называется "Дышать в спину" Японии и претендует на второе место в рейтинге. Успехи советской экономики заставили лидеров многих социалистических стран провести похожие реформы в своих странах.

Отличительными чертами советской экономики в период «экономического чуда» были:

  • Продолжение развития сельского хозяйства, в результате чего, что Хрущёв в данном мире не приходит к власти, было продолжено развитие сельскохозяйственной промышленности, сохранение МТС в колхозах, поставка новых тракторов и комбайнов в колхозы;
  • Модернизация промышленности, качества товаров в СССР и их удешевление, что помогло частично выбить рынки сбыта у США;
  • Сокращение военных расходов;
  • Разрешение властей СССР вкладывать инвестиции в советскую экономику.

Доктор экономических наук Андрей Белоусов относит прекращение «чуда» к середине 1980-х году, когда СССР начал поддержку ряда лидеров стран (Ирака, Афганистана), и возвращение Греции в советскую орбиту, тогда рост советской экономики прдолжался, но темп повышения начал падать.

Предыстория

После войны был принят т. н. Сталинский план преобразования природы, и величайшими усилиями народа Советскому Союзу удалось уже меньше чем через 10 лет после окончания разрушительной войны восстановить свои позиции в мировой экономике и в последующем занять лидерские позиции по многим показателям.

После смерти И. В. Сталина в 1953 году руководители страны и коммунистической партии взяли курс на развитие социально ориентированных отраслей экономики — строительства, сельского хозяйства, легкой промышленности и производства товаров повседневного спроса. Однако к 1955 году курс на преимущественное развитие производства предметов потребления был отвергнут в пользу опережающего развития тяжелой промышленности. На XX съезде КПСС в 1956 году была принята программа формирования единого народнохозяйственного комплекса СССР.

Реализация программы должна была обеспечить непрерывный технический прогресс, быстрый рост производительности труда, развитие стратегически важных отраслей промышленности и, как следствие, повышение уровня жизни советского народа, что должно была вывести СССР на первое место в мире и продемонстрировать преимущество социалистической экономики над капиталистической. Несмотря на неудачные экономические эксперименты, в 1960 году СССР стал крупнейшим в мире производителем кокса, цемента, тепловозов, пиломатериалов, шерстяных тканей, сахара-песка и животного масла, занял первое место в мире по добыче угля и железной руды и другим показателям; и второе место в мире по объёмам производства электроэнергии, добычи нефти и газа, производству стали, чугуна, химической продукции, минеральных удобрений, продукции машиностроения, хлопчатобумажных тканей и по другим позициям.

Сельхоз

Получай страна родная, наш обильный урожай!

К 1965 году национальный доход СССР увеличился на 53 % по сравнению с 1958 годом, производственные фонды выросли на 91 %, производство промышленной продукции — на 84 %. Реальные доходы населения выросли на одну треть. Были введены зарплаты и пенсии колхозникам. За счет строительства зданий из крупных панелей заводского производства, жилой фонд увеличился на 40 %. В период с 1950 по 1964 годы площадь жилья увеличилась 2,3 раза. В дальнейшем СССР обогнал своих мировых конкурентов в производстве стали, чугуна, добыче нефти, производству минеральных удобрений, железобетонных изделий, обуви и т. д. К середине 1960-х годов экономика и промышленность СССР твёрдо закрепилась на втором месте в мире после США, однако потом японцы вытеснили Советский Союз на третье место.

Проведя рад реформ у себя в БССР (в этом таймлайне он назначается первым секретарём в 1950 году), первый секретарь ЦК КПБ Пётр Миронович Машеров на ХХII съезде КПСС входит в состав Политбюро ЦК КПСС. В ходе заседания Совета Министров СССР, с одобрения Вячеслава Михайловича Молотова, 29 января 1963 года Пётр Машёров назначается председателем Совета Министров СССР.

Сельскохозяйственная реформа

Модернизация тракторного парка

На посту Председателя Совета Министров СССР, Пётр Машеров начал проводить ряд реформ. На заседании Верховного Совета СССР и Политбюро неоднократно заявлял о модернизации сельского хозяйства и продолжения политики в плане сельского хозяйства, начатую Сталиным. В 1965 году при поддержке Генерального Секретаря ЦК КПСС Вячеслава Молотова, Пётр Миронович начал проводить сельскохозяйственную реформу, для чего он получил большие полномочия. При модернизации аграрной сферы он опирался на успехи в родной Белоруссии. Однако техника (комбайны, тракторы) были устаревшими и оставляли желать лучшего. Имея влияние в Белоруссии, 29 июня он совершил поездку в Минск на
Mtz 5

Трактор МТЗ-70

тракторный завод, где поручил модернизировать линейку тракторов завода и начать разрабатывать новые. Так появился новый тип тракторов: МТЗ-70 (промежуточная версия между тракторами МТЗ-50 и МТЗ-80), а также модернизация тракторов МТЗ-50М. Через месяц было налажено производство данных тракторов. Обновление тракторного парка было благоприятно встречено сельским населением и работниками колхозов.

Такому примеру последовали и другие тракторные заводы. Например Челябинский Тракторный Завод начинает выпускать С-100М — промышленный гусеничный трактор, является глубокой модернизацией трактора С-100. Переходной моделью от трактора С-100 к трактору С-100М является трактор Т-108, выпускавшийся с 1962 по 1965 годы. Первый С-100М собран 9 октября 1963 года. В 1968 году на международной выставке трактор С-100М удостоился золотой медали. Харьковский Тракторный Завод начал выпускать трактор Т-150К — сельскохозяйственный энергонасыщенный колёсный трактор общего назначения. Выпускался одновременно выпускался максимально унифицированный с ним сельскохозяйственный энергонасыщенный гусеничный трактор общего назначения С-150. Они отличаются ходовыми системами, механизмами поворота, рамами, коробками передач (унифицированными по элементам) и системами управления.

Модернизация парка комбайнов

В середине 1950-х годов в народном хозяйстве страны наметилась специализация промышленных предприятий. С августа 1955 года, согласно решению июльского Пленума ЦК КПСС, Ростсельмаш стал специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны. В конце 1955 года началась подготовка выпуска новой уборочной машины — комбайна «Ростсельмаш-8». Также как и «Сталинец-1», «Сталинец-6», он был разработан собственными конструкторами. Комбайн имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился 1 год (декабрь 1956январь 1958) и был выпущен в количестве 50 тысяч. В марте 1958 года Ростсельмаш получил новое ответственное задание — в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов. 15 марта в 17:30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8». Так закончилась эра прицепных зерноуборочных комбайнов и началась эпоха самоходной сельхозтехники. 12 июля 1958 года

726126229
ровно через 100 рабочих дней после схода с конвейера последнего комбайна «РСМ-8», приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов, изготовленных на Ростсельмаш по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ под руководством Изаксона. 

Модернизация не обошла и обновление парка комбайнов. В феврале 1962 года Ростсельмаш начал выпуск следующей серийной модели — СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%.При визите в Ростов-на-Дону, Машеров похвалил руководство завода, заявив, что СК-4 этго большой шаг к модернизации комбайнов в СССР, однако сделал заявление, что комбайн не доработан. В ноябре 1963 года Ростсельмаш получил задание на модернизацию комбайна. Так в марте 1964 года был изготовлен первый прототип СК-4 «Заря». Машеров оценил по достоинству данный комбайн, но он не был пригоден к использовани во всех частях СССР. Тогда началась разработка комбайна СК-5 «Нива» — самоходного зерноуборочного комбайна, производимого в СССР заводом «Ростсельмаш» c 1967-го года, и производимого там же в настоящее время под маркой «Нива-Эффект». Комбайн СК-5 «Нива» являлется самым распространённым зерноуборочным комбайном в СССР и, своего рода, «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения. Данная машина очень обрадовала руководство СССР, данный комбайн хорошо работах как на Украине, так и в Белоруссии, Казахстане и РСФСР.

Результаты реформы

Сельскохозяйственные угодья занимают (по состоянию на 1986 год) 559 млн га, в том числе:

  • пашня — 227,4 млн га,
  • сенокосы — 33,7,
  • пастбища — 292,8.
  • Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур — 210,3 млн га, из них:
  • зерновые культуры — 116,5 млн га,
  • кормовые — 71,4,
  • технические — 13,7,
  • картофель и овоще-баштанные культуры — 8,7.

В структуре посевных площадей зерновых культур в СССР преобладала пшеница — 55,3 % (1970 год),

  • ячмень — 17,0 %,
  • рожь — 8,5 %,
  • овёс — 7,8 %,
  • зернобобовые — 4,3 %,
  • просо, гречиха — 3,9 %,
  • кукуруза — 2,9 %,
  • рис — 0,3 %.

В структуре посевных площадей технических культур:

  • подсолнечник — 33,0 %,
  • сахарная свёкла — 23,2 %,
  • хлопчатник — 19,0 %,
  • лён-долгунец — 8,8 %,
  • конопля — 1,4 %,
  • другие — 14,6 %.

Основная продукция: зерно (РСФСР — почти 3/5 валового сбора, УССР — больше 1/5, Казахстан — свыше 1/8). По производству хлопка-сырца выделяются республики Средней Азии — почти 9/10 валового сбора (особенно Узбекистан — около 2/3), сахарной свёклы — Украина (свыше 1/2) и РСФСР (свыше 1/3), льноволокна (в 1986 году произведено 366 тыс. тонн) — РСФСР (свыше 1/3), УССР (около 1/3) и Белоруссия (свыше 1/4), семян подсолнечника (произведено 5,3 млн тонн) — РСФСР (около 1/2), УССР (около 1/2), картофеля (произведено 87,2 млн тонн), овощей (произведено в 1970 году — 21,2 млн тонн). В результате реформы удалось избежать дефицит и очередей брежневских времён.

Реформа промышленности

Значение промышленности для экономического развития СССР переоценить сложно. Оно оказывает наибольший мультипликативный эффект на экономику, стимулируя инновационную деятельность, гарантируя поступление подавляющей части экспортной выручки, формируя спрос на сырьевые товары и электроэнергию, создавая и поддерживая миллионы рабочих мест, обеспечивая более высокие зарплаты по сравнению со средним показателем по экономике. Именно поэтому выдвинутые Советом Министров СССР в начале 1969 года инициативы по реиндустриализации страны породили дискуссии в экспертном сообществе относительно перспектив развития американской промышленности и уровня ее международной конкурентоспособности.

Динамика промышленного развития СССР 

Развитие советской промышленности в конце 1960-х выглядило неоднозначным. С одной стороны, добавленная стоимость, производимая советской промышленностью, и объем промышленного производства в СССР неизменно возрастали в 1960-е и 1970-е годы и находились на устойчиво высоком уровне, лишь некоторое их снижение в постоянных ценах наблюдалось в 1980-е гг. в результате реда конфликтов, в которых учавствовал СССР и ряд социалистических стран.

По-прежнему высока доля Советского Союза в добавленной стоимости, производимой мировой промышленностью, в 1970-х она составляла более 20%. В 1973 году, по данным Всемирного банка, СССР и США делили первое место в мире по величине добавленной стоимости, в текущих ценах, в трлн долл.

С другой стороны, роль промышленности в развитии советской экономики постепенно снизилась, и прежде всего вследствие увеличения военных расходов СССР в 1980-е годы, резкого увеличения импорта и получившей широкое распространение в СССР в 1960-е и 1970-е годы практики улучшения промышленного производства. Закрытие десятков тысяч предприятий в США сопровождалось ростом советской экономики и промышленности. В условиях бурного роста производства у СССР, США упустили пальму первенства в сфере промышленного производства.

Развитие ЭВМ

В декабре 1969 года ряд стран (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, СССР, Чехословакия и Югославия, а также в 1972 году — Куба, а в 1973 году — Румыния) подписали Соглашение о сотрудничестве в области вычислительных технологий. На выставке «ЕСЭВМ-73» (1973 г.) были показаны первые результаты этого сотрудничества: шесть моделей компьютеров третьего поколения и несколько периферийных устройств, а также четыре ОС для них. С 1975 года начался выпуск новых модернизированных моделей ЕС-1012, ЕС-1022, ЕС-1032, ЕС-1033, имеющих наилучшее соотношение производительность/стоимость, в которых использовались новые логические схемы и схемы полупроводниковой памяти. Вскоре появились машины второй серии сотрудничества. Наиболее ярким представителем его была мощная модель ЕС-1065, представлявшая собой многопроцессорную системы, состоящую из четырёх процессоров и имевшую память 16 Мбайт. Машина была выполнена на интегральных схемах ИС-500 и имела производительность 4—5 млн оп/с.

Iskra Computer System

Советская ЭВМ четвёртого поколения Антей-М

История четвёртого поколения ЭВМ началась с того, что японская фирма Busicom заказала Intel Corporation изготовить 12 микросхем для использования их в калькуляторах различных моделей. Малый объём каждой партии микросхем увеличивал стоимость их разработки. Однако разработчикам удалось создать такое устройство — микропроцессор, который мог использоваться во всех микрокалькуляторах. Его тактовая частота — около 0,75 МГц. Процессор был четырёхразрядным, то есть позволял кодировать все цифры и специальные символы, что было достаточно для калькулятора. Во время визита Машерова в Токио его пригласили посетить выставку японских ЭВМ. Он был очень впечатлён передовыми технологиями Японцев, что по приезду в СССР подал записку в АН СССР о необходимости модернизации советских ЭВМ, об увеличении эффективности работы и их удешевления.

Для того чтобы закодировать все цифры, буквы и специальные символы, потребовался бы 8-разрядный процессор. Он появился в 1972 году и назывался Антей-72, а в 1974 году появился процессор Антей-М. Он был выполнен по NMOS-технологии (англ. N-cannel Metal Oxide Semiconductor), его тактовая частота составила 2 МГц, при этом в самом микропроцессоре было реализовано деление чисел. Антей-72 и Антей-М разработаны Ленинградским научно-производственным объединением (ЛНПО) «Электронмаш», г. Ленинград. Выпускался серийно на ПО «Искра», г. Смоленск, а также на ПО «Счётмаш», г. Курск. Также Антей-М (в частности, модификация 03, исполнение 4) - выпускались Рязанским заводом ПО "САМ" (Счетно-Аналитических Машин) в следующей комплектации: 1. HDD - СМ5508 (Болгарский IZOT) ; 2. Floppy - EС5323-01 (также IZOT) - двухсторонний, 80 цил. 720 кбайт, но работал "через дорожку" - 40 цил. 360 кБайт. (Устанавливались также СМ5643 производства ГДР с теми же характеристиками). Они были намного дешевле своих предшественников и некотрых заграничных аналогов, что помимо социалистических стран, покупкой ЭВМ семейства Антей заинтересовались такие капиталистические страны как Франция, Португалия, Финляндия.

Развитие автомобильной промышленности

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советом министров СССР принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с Председателем Совета Министров СССР Пётра Мироновича Машерова по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. Изначально планировалось несклько мест для строительства завода: Рязянь, Калуга, Сумгаит, Гюмри, Тольятти. В итоге остановились на последнем варианте.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ). С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества (в том числе и Италии), ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

Autowp.ru lada 1200 l 7

ВАЗ-2101 "Жигули"

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры. Таким образом, у советского гражданина появился "народный" автомобиль, правда всё ещё приходилось стоять в очереди, но намного меньше РИ (около 2-3 лет).