Фэндом

237372.jpgНад статьей ведется работа.

По Руси звон льётся колокольный,
На дорогах пыльных бубенцы,
Говорят везде про бунт крамольный
И не только царские гонцы.

Не у них люд нищий истин просит,
Среди гула старых площадей,
Весть к нему порой молва доносит,
Побыстрее резвых лошадей.

И теперь вот зазывают в поле
Самых буйных свежие ветра,
Там любому обещая волю,
Бродит тень убитого Петра.

И пускай нет общего в их лицах
Самозванец вовсе с тем не схож,
Для одних дела его зарницы,
А других они вгоняют в дрожь.

Иногда поёт надежда в слове
Отголоском временных побед,
Рассудил народ о Пугачёве, -
«Он идёт избавить нас от бед.»

По Руси звон льётся колокольный,
На дорогах пыльных бубенцы,
Говорят везде про бунт крамольный
И не только царские гонцы.

(с) Владимир Вальков

1774 - Панин погиб и Казань не взята. Перелом войны в пользу восставших, начато наступление на Север. В итоге, в начале 1775 года, занята Москва. Объявляется амнистия дворянам, переходящим на сторону к Пугачеву. Многие из них "признают нового императора истинным Петром III", ища выгоды. Ему же присягают и многие генералы, прежде воевавшие против него, ибо "царей много было, а Россия одна".

Пугачев взошел на престол под именем Петра III. Столица переносится в "центр России" в Симбирск. Подписывается "Жалованная грамота крестьянству", отменяющая крепостное право и передающая землю народу, однако, Шванвич советует ему сохранить лучшие клочки земли за помещиками, чтобы во-первых сохранять поддержку аристократии, а во-вторых сохранить доход от помещичьих крупнотоварных хозяйств. Так же, к нему обращаются купцы, требующие введения сословной монополии на внешнюю торговлю, запретив дворянам торговать, на что ему так же приходится идти для усиления своего влияния. Он женится во второй раз,  уже на дворянке ради усиления престижа. Восстановлены все казачьи вольности, башкиры получают автономию. В правительство входят как примкнувшие во время восстания дворяне - Шванвич и Башаев, так и представители народа Соколов, Грязнов, Зарубин, Шигаев и другие. Однако, лишь участвовавшие в восстании могут стать элитой, как государственной (генералы, приближенные Пугачева), так и местечковой (лидеры восстания на местах). Восстановлено патриаршество, патриархом становится бывший игумен Филарет, однако старообрядцам так же дается свобода исповедовать свою религию.

Екатерина II бежит в Пруссию. Прогресс России замедляется под руководством неграмотного человека без опыта управления страной, однако отмена крепостного права была позитивным шагом. Россия экономически ослабевает, отказываясь от протекционизма и усиляя поставки иностранных товаров. Так же, Россия активно вывозит свою продукцию сельского хозяйства и лес, влезает в долги. Часть малоземельных крестьян получив свободу ушли в города, а учитывая то, что получившие поддержку купцы начали строить заводы, это привело к использованию вольнонаемного труда в промышленности. Другие же крестьяне участвуют в капиталистических отношениях на селе, нанимаясь работать на помещиков и становясь батраками.

1786 - при отсутствии русско-шведской войны, датского вторжения в западные территории страны и разрушения экономики, Густав III решает колонизировать Западную Австралию, что и было сделано.

Иосиф II, отказавшийся от союза с Россией и "ее царем-узурпатором", отказывается от планов по вторжению в Османскую Империю. Вместо этого он решает направить созданную армию против Пруссии, отомстив за проигранную Картофельную войну. Его войска входят в Нижнюю Баварию и Силезию. В битве при Ратиборе, Эрнест Гидеон Лаудон, традиционно используя тактику "малой войны", мешая снабжению прусских войск в городе, разбивает пруссаков и наступает, далее захватив Каттовиц, Глейвиц и Неуштадт, однако планировавшееся наступление на Оппель было сорвано тем, что при стремительной и неожиданной атаке уничтожены были уже австрийские обозы, а сама война в Силезии приводит к массовым жертвам. Фельдмаршал Андраш Хадик ведет войну в Баварии, вынуждая в 1788 ее пойти на мир, который был подписан в Лиенце. Австрийцы предлагают такой обмен - Бавария переходит под их контроль, однако Карл IV взамен получает во владение Австрийские Нидерланды. Фридрих Иосия Кобургский сражается в Саксонии, однако не очень удачно. Так же, в 1788 году, войска Фридриха Великого отбивают Каттовиц и начинают давить на австрийцев в Саксонии. Казалось бы, война затянется надолго, однако случилось непредвиденное.

1789 - Великая Французская Революция. Известие о ней не на шутку пугает соседей Франции - в т.ч Пруссию и Австрию. Это заставляет их прекратить войну между собой и пойти на взаимные уступки. Переговоры с австрийской стороны ведет специально вызванный из Парижа Флоримон де Мерси-Арджанто, опытный дипломат и доверенное лицо Марии Антуанетты. Он предлагает Пруссии признать Лиенцкий мир. Силезия переходит в состав Австрии. Однако австрийцы навсегда отказываются от претензий на Саксонию, которая признается сферой влияния Пруссии  с правом на ее присоединение, а так же развязывает руки Пруссии в Польше. Заключается оборонительный союз против Франции.

Во избежание ссоры с торговыми партнерами, как Речь Посполитая, Великобритания, германские государства, Пугачев не поддерживает ее, однако он отказывается и воевать за европейских монархов, которые не признавали его легитимность.

1790 - умирает Петр III (Пугачев). Трон переходит к Петру IV - сыну Емельяна от второго брака.  Он был воспитан матерью, был по ее настоянию обучен наукам, а затем, проявил пытливость и сам занялся своим развитием. Так же, он увлекся идеей реформации России. Из правительства убираются неспособные к государственному управлению люди. Чтобы восстановить российскую экономику, необходимо было решить проблемы налогообложения - многие земли, как например Башкирия или Яик налоги не выплачивали или выплачивали лишь частично. Для этого надо было навести порядок на местах. Переговоры провалились и Петру IV приходится использовать верные силы армии. Вооруженный конфликт продолжается год и два месяца и оканчивается урезанием экономических прав как башкир, так и казаков. На остальных территориях, удалось решить проблему налогов относительно мирно, ведя переговоры с местной верхушкой и арестовывая недовольных, которые в отличии от башкир и казаков не имели под собой надежной силовой опоры в виде вооруженных сторонников. Были введены протекционистские пошлины на товары "в достатке производимые в России". К 1796 году, период упадка постепенно начал сменяться периодом восстановления, но вначале надо было выплатить долги перед другими государствами. 

Так же, на частные деньги, в 1790-1794 годах прошла экспедиция на Аляску промышленников Шелихова и Баранова. Были основаны поселения Петровское (на Алеутских островах) и Новый Симбирск (на континенте). В основном, в экспедиции участвовали все те же освобожденные крестьяне и казаки, в т.ч ветераны крестьянской войны, которые и остались жить в этих поселениях. По их возвращению, Петр IV предлагает им создать Русскую Аляскинскую Кампанию. Аляска развивается чуть медленее, ибо гораздо меньше объемы переселенческой торговли, в основном колонисты вывозят в метрополию меха и так далее, зато, за счет "казачьего освоения", под влиянием русских оказывается в т.ч и южный Юкон (но не более, там нет русских поселений).

1791-1794 - быстрое и победоносное наступление французских революционных войск. Возникновение республик в Италии, Голландии и Швейцарии, однако в Германии французы были остановлены.

1792 - второй раздел Польши, вызванный желанием Пруссии получить земли, право на которое она получила по мирному договору с Австрией. Приобретения Пруссии больше, чем в реальной истории. 

1794  - во время ареста после Термидорианского переворота, Наполеон Бонапарт заболевает пневмонией, от чего умирает. В Речи Посполитой происходит восстание Костюшко, оно было подавлено извне и Речь Посполитая была разделена.

220px-Général Barthélemy Catherine Joubert 2.jpg

Бартелеми Жубер, император Франции.

1797 - Война Первой Коалиции окончена. В армии набирает влияние Бартелеми Жубер.

1798 - в Ирландии вспыхивает восстание, его поддерживает Франция, ожидающая нанести удар по англичанам в Средиземном Море. Это приводит к тому, что Британия начинает собирать новую коалицию против Франции. В нее входят Австрия, Неаполь, Сицилия, Сардиния, Османская Империя и французские роялисты. Им было выгодно втянуть в свою войну и Россию, однако ситуация заключалась в том, что власть Пугачева никем не была признана. Против этого выступали все европейские монархи, особенно Леопольд II, ибо в Австрии, верной принципам легитимизма, хуже всего относились к узурпатору-самозванцу и ее признание было угрозой престижу легитимных монархов. Однако, революционная Франция представляла собой угрозу уже не чьему-либо престижу, а самому существованию старых европейских монархий и потому участие России в войне на их стороне было просто необходимо. Однако, Петр IV не спешит начинать войну. Он не видит выгоды в войне с далекой Францией, но понимает, что вполне возможно принять в ней участие, запросив высокую цену. Он предлагает направить войска под командованием Суворова в Италию, но взамен европейские государства должны дать карт-бланш на захват Дунайских Княжеств и Крымского Ханства после падения Жубера. Так же, он требует прощения малой части долгов и открыто требует протектората над Картли-Кахетией, царь которой Ираклий II так же открыто выступает в поддержку России. Скрепя сердце, страны Коалиции согласились на это.

Жубер в отличии от Наполеона не вторгался в Египет, однако французы взяли под контроль Сардинию, Мальту, а затем и турецкие Ионические Острова, однако для коалиции война идет сложнее ибо по очевидным причинам отсутствует Средиземноморский поход Ушакова. Несмотря на это, англичане таки отбивают Мальту и сами оккупируют ее.

В Италии же начинают совместные боевые действия австрийцы и русские. Французы отступают до Цюриха, однако удерживают его, затем австрийцы допускают ряд ошибок и их армия была вынуждена отступать. Если поход Суворова в Италию был успешен, то в Голландии и Швейцарии русские войска показали себя не слишком хорошо. Боевые действия и в Италии, и в Швейцарии были до скуки детерминистичны и окончились выводом русских войск. Россия фактически выходит из войны.

В 1799 году, во Франции происходит переворот, возглавленный Бартелеми Жубером, который становится консулом Франции. Он наводит порядок в управлении страной и устанавливает жесткую единоличную власть, что усиляет французов.

1800 год ознаменовался тем, что австрийцы в Италии были разбиты. Однако, учитывая отсутствие нетерпеливости Наполеона, решающая битва была у Страделлы, которая к тому же как нельзя более соответствовала составу французской армии (недостаточное количество конницы и артиллерии). В итоге, австрийцы терпят большие потери, чем в реальности. Большай часть действий в Германии детерминистичны, однако Моро активно действует в Баварии, воспользовавшись тем, что в рядах австрийцев после Страделлы начали появляться пораженческие настроения. Победы там приводят к выходу Австрии из войны. Поэтому, несмотря на то, что в 1801 году англичане смогли нанести ряд поражений франко-испанскому флоту на море, в августе 1801 был подписан Лилльский мир, который хоть и рассматривался обеими сторонами как перемирие, однако временно прекратил войну.

После этого, Жубер тайно для всех, кроме элитных кругов, вступает в помолвку с дочкой союзника - короля Испании Карла IV Марии Изабелле Испанской (планируя вначале восстановить во Франции монархию, а лишь затем вступать в брак с царственной особой), а затем продолжает проводить реформы во Франции. Установлен жесткий контроль над финансами, консульство становится пожизненным. Вместо бумажных денег введен серебряный франк. Так же, осознавая сложность сохранения своей власти над Гаити, Бартелеми Жубер пошел на переговоры с повстанцами и согласился на принятие конституции, предложенную Колониальным собранием, т.е остров остается владением Франции, но получает широкую автономию, а Туссен-Лувертюр становится пожизненным губернатором Гаити. Луизиана была продана США. В 1804 Жубер был провозглашен императором Франции Бартелеми I и вступает в брак с женщиной младше его на 20 лет и высокого рода испанских Бурбонов. В 1806, начата Континентальная блокада Великобритании.

Не терял времени и Петр IV. В 1802 году, были полностью свернуты налоговые льготы для регионов, что вызвало ряд небольших восстаний на местах, которые относительно быстро были подавлены. Далее, проведена административная реформа, громоздкие губернии были уменьшены в размерах, появились новые губернии, что позволило упростить управление ими. В связи с тем, что не считая действий Суворова, военные действия велись достаточно плохо, Император начинает приближать к себе талантливых военачальников, в т.ч усилились позиции в армии М.И Кутузова. Проводится финансовая реформа, в ходе которой был создан Государственный банк по примеру других европейских государств. Продолжается борьба с коррупцией. Проведена реформа городского самоуправления - ликвидированы Шестигласная и Общая Городские Думы, созданы единые Городские Думы, в которые раз в 4 года должно было избираться определенное число гласных, которые должны выбирать городскую Управу. Сословные ограничения были сняты, однако введены значительные имущественные ограничения, что делает это в интересах купечества, перерождающегося в буржуазию. Столица была перенесена обратно в Санкт-Петербург, однако некоторое время сохранявшийся столичный статус Симбирска дал городу стимул для развития. Так же, более развитое Поволжье помогло укрепить связи с востоком - расширяются торговые связи с государствами Средней Азии, а полузависимые от России Младший и Средний жузы к началу 19 века были превращены в полностью покорных вассалов, туда активно переселяются яицкие казаки, часть сибирских и даже выходцы с Дона, а в 1804 году они были официально присоединены к России, что опять же вызвало сопротивление местных. Произошел ряд стычек, в ходе которых погибали как местные жители, как и казаки. Имеющие боевой опыт и хорошо организованные казаки давят восстание даже практически без поддержки регулярной армии, причем иногда переходя к резне "в месть за убитых братьев", а иногда даже к простому разграблению казахских земель. Казахское население, живущее в окрестностях Оренбурга пострадало сильнее всего, пострадали и жители Младшего Жуза. Однако, Император понимал, что установленное резней спокойствие в регионе будет недолгим, ибо казахский народ будет сильно обозлен на русских. В итоге, в регион введены значительные регулярные войска, которые не только добили остатки повстанцев, но и арестовывали зачинщиков резни и мародеров. 

В начале 1805, вновь были наведены мосты между Россией, Австрией и Британией. Создана Третья коалиция. Осенью же началась война, которая шла чуть более успешно, чем в реальности благодаря тому, что командование изначально в руках Кутузова, да и другие талантливые генералы как Барклай-де-Толли имели большую роль, однако это не сильно сгладило ситуацию. Война так же оканчивается тем, что Неаполь становится марионеткой Франции, Священная Римская Империя распадается, а большая часть ее членов образует Рейнский союз. После этого, по словам самого Петра IV, Россия перестает "вытягивать глупых союзников из болота революции". В 1806 году, Россия согласно договорам еще 1798 года, вторгается в Османскую Империю, начав войну за Северное Причерноморье. Поводом так же стала поддержка сербских братьев и освобождение Дунайских княжеств от турецкого ига. Суджук-Кале был достаточно быстро взят русскими, затем, под контроль попали все территории Крымского Ханства вне самого Крыма. В этом же году родился первый сын Жубера Бартелеми. В 1807 году, особо активно война началась на Кавказском фронте, однако был захвачен и Очаков. Русские начали вторжение в Грузию, русские освобождают Имеретию и Гурию. На Западе, ведутся боевые действия в Дунайских княжествах. В январе 1808 было подписано временное перемирие, но из-за турецких провокаций, его пришлось разорвать уже через месяц и она была продолжена. Однако, Петр IV понимал, что затягивать войну не стоит из-за того, что возможен конфликт с Францией и потому стоит победоносно закончить военные действия на юге. К тому же, опасаясь излишнего усиления России на Кавказе, в войну планирует Персия. В итоге, 23 ноября 1808, в Астрахани, был подписан мирный договор на условиях:

  1. Ликвидации Крымского Ханства - все его территории входят в состав России
  2. Россия так же аннексирует все турецкие территории в Северном Причерноморье, кроме крепостей Суджук-Кале и Анапа. Однако, за Россией остается Тамань.
  3. Признается широкая автономия Сербии
  4. Дунайские Княжества переходят под протекторат России, 
  5. Россия выводит войска из Грузии, при этом все территории возвращаются обратно под вассалитет Османской Империи, естественно кроме Картли-Кахетии, переданной еще заранее.

Параллельно войне на юге, Россия участвовала в войне Четвертой коалиции (1806-1807), однако поражение за поражением привели к тому, что армия была истощена, а летом 1807 Бартелеми I предлагает России переговоры, чтобы убедиться в том, что русские обеспечат ему мир в Германии. Петр IV идет на них, желая сохранить наивыгоднейшую ситуацию для России. В итоге, он согласился временно присоединиться к континентальной блокаде, признал все завоевания Жубера и его марионеточные государства. обе страны договорились помогать друг-другу в войнах, а ослабевшая Пруссия уничтожалась как государство. Однако, русский император взамен на невыгодную экономическую блокаду и уничтожение Пруссии требует передачи ему всей Польши. В ответ, Жуберу пришлось согласиться. Русские войска были введены в польские земли Пруссии и Восточную Пруссию. Жубер получает остальную Пруссию, Померанию и территории прежде оккупированные Пруссией. При этом, Бранденбург отходит Саксонии, а Померания Мекленбургу. После этого, Россия пользуясь поддержкой Франции, вторгается в Персию. Война продолжалась с 1807 по 1813 и окончилась присоединением к России восточной Армении и северного Азербайджана. 

В 1809 году, прошла война Пятой коалиции. Россия, "занятая делами на юге", перекидывает в Европу несколько полков в помощь Франции, за что получает часть Галиции до Львова и Станиславова на Западе включительно и Буковина в состав русского саттелита Молдавии. Австрия превращается де-факто в саттелит Франции, однако никто не предпологал, что император Франц II фактически возглавит борьбу немецкого народа через некоторое время...

Начиная с этого, России окончательно перестало быть выгодно иметь под боком такую сильную Францию. Фактически, континентальная блокада нарушается благодаря торговле через посредников. Однако не было некоторых поводов для конфликтов - например, Петру IV не было дела до Ольденбуржского герцога, Пруссия была давно разделена. Однако, это естественно не снимает политической и экономической напряженности, просто у двух стран нет явного повода для войны. Россия тайна создает Шестую коалицию с Британией и Австрией. В итоге, все началось неожиданно.

В марте 1816, в Берлине произошло убийство местного офицера французскими солдатами, по слухам - из-за его антифранцузских и антиреволюционных идей. Несмотря на то, что он был застрелен на улице поздно ночью, у этого преступления нашлись свои свидетели. Народные слухи же накаляли ситуацию лишь сильнее и сильнее. Они дошли как и до прусской элиты, так и до австрийцев и русских, а 3 мая 1816 года, под предлогом освобождения немецкой земли от оккупантов, в бывшей Пруссии восстали несколько дивизий под командованием Юлиуса Граверта. Берлин оказался под их контролем, как и Штеттин, Потсдам, Бранденбург. Прознав об этом радостном известии, Франц II призвал русских помочь "возрождению Германии". Когда русские войска пришли на помощь, было официально объявлено о прекращении подчинения французам. Еще недавно "верные" войска обернули оружие. Однако, у Жубера в Германии была громадная армия и война только начиналась.

Также на Фэндоме

Случайная вики