Фэндом

Альтернативная История

Мир без Виллардуэнов (МПЭ 2.0.)

1963статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментария3 Поделиться
800px-Gustave dore crusades entry of the crusaders into constantinople.jpg

Г.Доре.Взятие Константинополя (прошу простить, по тематике Ахеи я не нашел ничего)

...В далеком-далеком 1204 году молодой рыцарь из Прованса, Жоффруа Вильгардуэн, отплыл в далекую Палестину, однако, заслышав о взятии Константинополя и богатстве, захваченном крестоносцами в городе, он отправился туда, желая снискать себе богатство и славу....

В нашей реальности Жоффруа был бурей прибит к пелопонесской гавани, Модону,с чего и начался захват Пелопоннеса, положивший начало блистательному Ахейскому Княжеству - самому сильному и стойкому франкскому государству на развалинах Византии. Не стану пересказывать ни завоевание Пелопоннеса, ни становление Ахеи - это слишком длинная история.

Но что, если бы "что-то пошло не так" и шторм выбросил бы корабль Жоффруа не к Модону, а на какие-нибудь скалы? Как бы тогда развивались события на Пелопоннесе? Именно об этом будет данный таймлайн. 

ПыСы: Если кому-то стало ВНЕЗАПНО непонятно, что значит аббревиатура "МПЭ", то сообщаю - данный таймлайн является новой версией Мира Победы Эпира 

1204-1206-ые гг: 

Собственно, все в целом продолжалось как и в реале: Иоанн Кантакузин также начал захват Элиды и Ахеи, однако его успехи по сравнению с реалом были не так значительны, а вскоре старик и вовсе детерменистично умер. В 1205 в охваченную анархией Морею вторгся Михаил Эпирский, как это произошло и в нашей реальности (правда, в РеИ он это сделал по приглашению Михаила Кантакузина, сына Иоанна). Но здесь не было фактора, который остановил эпиротов - рыцарей Вильгардуэна.

В отличии от латинян, которые были в Морее чужими, пришлыми людьми, Михаил Эпирский был православным, греком, да еще и родственником Ангелов, пусть и незаконным. Сопротивления Комнину Дуке оказано практически не было и за 1205-ый год практически весь Пелопоннес перешел под власть эпиротов: только юго-восток полуострова, населенный воинственными славянскими племенами езеритов и милингов, отпал. Наместником был поставлен младший брат Михаила, Феодор, который недавно вернулся из Азии, отпущенный своим тезкой Феодором Ласкарисом. Сам правитель отбыл назад в Эпир, в связи с политическими проблемами на севере страны: флот венецианцев, везший патриарха Морозини в завоеванный Константинополь, захватил Диррахий.

В новом, 1206 году, во власть Михаила перешла крепость Акрокоринф, где сдерживал крестоносцев Лев Сгур: он, по официальной версии, совершил самоубийство. Крепость занял Феодор, назначенный наместником Мореи. Попытки крестоносцев занять крепость полностью провалились: они были вынуждены "отсиживаться" в построенном по соседству замку Монтескье (в переводе с французского "Гордость горы")

Правление Михаила Комнина Дуки:

Кактотакimp.jpg

Латинская Империя в этой АИ на конец 1200-ых.

Собственно, немного унылого реала для тех, кто не в теме:

Между тем над новорожденной Латинской Империи, как и в унылом реале, клубились тучи: еще в 1205 году был захвачен в плен, а через год убит император Балдуин; в тот же год умер старый дож Энрико Дандоло, умелый политик, чьи советы были незаменимы. Болгары и призванные ими куманы опустошали Фракию, а в какой-то момент латиняне Константинополя лишились практически всех владений, кроме Силиврии, Родосто, азиатских городов на побережье и собственно столицы. Новому императору, Генриху, досталось тяжелое наследство, и потому ему пришлось идти на уступки как венецианцам (Акт 1205 года), так и Бонифацию. Впрочем, благодаря его военным и политическим талантам латинянам удалось вернуть города Восточной Фракии и даже разорить территорию Болгарии (взяты Веррия, Крина и Влисимо и взята богатая добыча). В том же году было проведено еще два франкских походов на территорию Болгарии.

Следующий, 1207 год, принес Латинской Империи также много нового: сначала был убит один из ключевых вождей похода и король Салоникского королевства, Бонифаций Монферратский.: он погиб, попав в засаду болгар в окрестностях Мосинополя. Правитель Болгарии Калоянн, впрочем, вскоре последовал за Бонифацием: он осадил Фессалоники, однако был убит то ли греком, то ли куманом: так или иначе, город был спасен. Место царя Болгарии занял его племянник, Борил.

Однако проблемы Латинской Империи после этого не закончились: наступила борьба между ломбардцами, получившими свои лены в Фессалоникском королевстве (во главе их стоял Оберто ди Биандрате, баил Салоник) и франков, которых возглавлял император Генрих, что и в реальности привело к тому, что врагам империи удалось "оторвать" от нее некоторые территории.
Успенский: Успехи Генриха сплотили против него врагов. Главным между ними оказался не славный князь Просека Стрез, ни даже Борил, царь влахов и болгар, но деспот эпирский Ми­хаил, создавший, как увидим в следующей главе, в несколь­ко лет сильное государство. Быстрое наступление Генриха в . заставило и Михаила предложить мир. Возле Са-лоник съехались оба государя. Не достигнув соглашения относительно церемониала, они не встретились лично, но, оставаясь в своих лагерях, вели переговоры через сво­их уполномоченных. Михаил наотрез отказался включить свое национальное государство в политическую систему латинской Романии и не пожелал стать вассалом Генриха, но предложил выдать дочь за брата императора, Евстахия, так как брак являлся в то время обычной формой дружест­венных отношений между чуждыми, друг от друга незави­симыми государствами. Брак Евстахия состоялся, однако же не помешал Михаилу на следующий же год напасть на Генриха. Миролюбивый конец был возможен лишь по от­ношению к латинским антагонистам; с такими же нацио­нальными образованиями, каковы были царства Эпирское и Никейское, прочного мира не могло быть, а перемирия, если бывали, обыкновенно не соблюдались. При ведении войны врагов не щадили. Такую ожесточенную войну при­шлось перенести Салоникскому королевству в 1210г. Сам ломбардский коннетабль всей Романии Буффа, попавшись в плен к Михаилу, был распят вместе со своим капелланом. Православные греки и албанцы эпирского деспота не ща­дили латинского духовенства и охотились за ним, как за зверьми. Сам же Михаил, уступая Генриху в открытом поле, оставался неуязвим, и напрасно Генрих гонялся за ним по горной Албании.

Унылый реал mode off:

В 1206-1209 гг. Михаил, пользуясь невозможностью Латинской Империи воевать с ним, развязал войну с Венецией за Керкиру, Диррахий и гавани на юге Пелопонниса - Корон и Модон. В 1207 году ему удалось вернуть Диррахий, а на следующий год он захватил Керкиру, где, по преданию, выстроил крепость "Св.Ангела"; однако Корон и Модон отбить не удалось. В 1209 году между сторонами был заключен мир, по которому Михаилу переходили все его завоевания, а Венеция получала торговые привилегии. Это позволило Михаилу обратить внимание на восток, где, как отмечалось выше, боролись ломбардские феодалы Фессалоник и император Генрих.

Осенью 1209 года армия наместника Мореи Феодора Комнина вторглась в Афинское герцогство, в то время как сам Михаил вторгся в Западную Фессалию.

Согласно труду одного из самых известных германских историков XIX века Фердинанда Грегоровиуса - "Истории города Афин в Средние Века", количество рыцарей, состоявших на службе у Оттона, было, "вне сомнения, незначительным" что подтверждает прежде всего отсутствие среди воинов знатных воинов под началом Де Ла Роша. Кроме того, в 1209 году итальянский рыцарь Альбертино из Каноссы захватил важнейший город Беотии - Фивы, формально принадлежащий афинскому "мегаскиру": однако тот даже не пытался его отбить, что в РеИ заставило сделать это Оттонова сюзерена, Генриха Фландрского.

Таким образом, в 1209 году эпирские войска вторглись во владения Латинской Империи: поначалу эпирские войска не встретили никакого сопротивления. Михаилу, как и в нашей реальности, удалось отбить всю горную Фессалию, населенную воинственным народом аромунов (они же "мегавлахи"). Его же брат Феодор, правитель Ахеи, также не встречал сопротивления, однако недалеко от места, где некогда располагался древний город Элефсис, латинские рыцари во главе с самим "мегаскиром" де ла Рошем нанесли поражение ахейскому деспоту. Феодору, однако, удалось спасти войско от полного разгрома, в то время как латиняне, и без того не слишком многочисленные, потеряли в сражении немало людей. Феодор же, избегая открытых сражений и изматывая латинян многочисленными стычками, двигался к древним Афинам, которые спешил занять вместе с Пиреем. Невдалеке от своей столице его и застиг де ла Рош, однако в этот раз сражение состоялось не в его пользу: латиняне были наголову разгромлены, а "мегаскир" погиб в сражении. Феодор с триуфом вошел в полуразрушенные Афины, после чего двинулся на Фивы, где ломбардцы во главе с рыцарем Альбертино из Каноссы заняли цитадель Кадмеи. Развитая Беотия, угнетаемая господством жадных ломбардцев, радостно встретила ахейского деспота. Сначала ломбардцы наотрез отказались очистить крепость, в результате чего эпиротам пришлось начать штурм крепости. Первая попытка была неудачна, однако после второго штурма ломбардцы сдались.

Однако вскорости успехам эпирских войск пришел конец: вскоре император Генрих, распустив парламент в Равеннике, отправился отбивать Фессалию. Михаил Эпирский вскоре потерпел поражение у Лариссы и был вынужден очистить большую часть Фессалии, однако горная часть страны осталась за ним и "напрасно Генрих гонялся за ним по горной Албании"(с), вследствии чего в 1210 году между сторонами установилось временное перемирие.

В 1212 году, как и в нашей реальности, мир между странами вновь был нарушен: против Генриха сплотились Стрез Просекский и владыка Эпира. Однако вскоре оба были разбиты на равнинах Македонии, вследствии чего вынуждены разорвать союз. В том же году Михаил внезапно перешел на сторону Генриха, ударив по своему же бывшему союзнику вместе с болгарами и латинянами. Некогда непримиримые враги установили союзнические отношения, что дало Эпирскому деспотату несколько лет покоя.

В этот короткий промежуток времени Михаил обустроил внутренние дела, особенно на завоеванных территориях. Наместником Аттики был поставлен младший брат Михаила - Мануил, которому удалось наладить положение дел в Афинах, а в Беотии - Константин. Богатые Морея и Беотия, впервые получившие множество лет мира, стали главной экономической опорой Эпирской державы.

Михаил Эпирский даже решился воевать против Сербии в союзе с латинянами, однако в том же году (1216) был детерменистично убит в своей же постели неизвестном кем и неизвестно по каким причинам. Престол перешел к его брату Феодору.

Правление Феодора Комнина Дуки:

Начало правления Феодора уже обещало самые лучшие перспективы для Эпирского Деспотата: в 1217 году умер Генрих Фландрский, самый способный из императоров Константинополя. После себя он не оставил наследника, в следствии бароны империи, собравшись в Родосто, избрали своим императором Пьера Куртене, который, продав часть своих владений, отправился вместе с войском в Романию. Однако ему потребовалась помощь Венеции для перевозки войска, вследствии чего он вынужден был согласится отобрать в пользу Венеции Диррахий.

Диррахий оказался отлично защищенным и снабженным городом, вследствии чего осада провалилась и венецианцы отказались везти крестоносцев в Константинополь. Пьер был вынужден двинутся на восток Девольской долиной, где его и встретил Феодор Комнин со своим войском. Сначала правитель Эпира изъявлял покорность по отношению к императору, однако потом напал вероломно напал на войско Пьера (160 рыцарей и 5500 сержантов) в одном из узких ущелий близ г.Эльбассана, где и перебил его. В этом бою погиб брат Генриха Фландрского Евстахий (Эсташ), а император Пьер и папский легат Колонна попали в плен.

Такое вероломное нападение оказалось для всего Запада шоком, однако даже никейские греки считали ее национальной победой (о чем упоминал Акрополит). Римский папа Гонорий III призвал на крестовый поход и освобождение своего легата (император для него был уже все равно что мертв) венгров, венецианцев и франков Романии. В тоже время Гонорий попытался действовать и дипломатически - он отправил латинского архиепископа из Кротоны на переговоры в Арту. Феодор, несомненно понимавший опасность такого движения против Эпира, отпустил легата на свободу и даже заявил себя покорным святейшему престолу, вследствии чего папа даже запретил венецианцам нападать на Диррахий. Это сподвигло последних вновь заключить мирный договор с деспотом на пять лет.

Заключение мира с врагами на западе сподвигло Феодора обратить свой взор на восток, где "разлагалось" Солунское королевство: в Салониках шла борьба между вождем итальянских феодалов Оберо ди Биандрате, чьей целью было возвести на престол Гильельмо Монферратского и вдовствующей императрицы Марии, правившей за своего сына Дмитрия. Учитывая пренебрежительное отношение ломбардцев к туземному населению, королевству Бонифация оставалось жить не слишком долго, что вскоре и было подтверждено.

В 1218 году Феодор развернул войну против Салоникского королевства. Города и области одни за другим падали к ногам "могучего Комнина"
Ты лишаешь жизни всех италов, носящих оружие, и тела их повергаешь в прах. Ты обращаешь в прах и вырываешь с основанием их твердени, выстроенные ими для безопасности
- говорил митрополит Иоанн Навпактский. Просек, Платамон, Новые Патры, Ларисса, города Фессалии - все это за несколько лет перешло к Комнину Дуке, который уже в 1222 году осадил Фессалоники и на следующий год взял их, положив конец существованию Салоникского королевства (1223). Король Димитрий успел выехать за границу за несколько лет до этого. За это время Феодор успел поссорится с Гонорием, однако попытка провести крестовый поход вышла неудачной: рыцарей, собранных Гильельмо Монферратским для этого, было слишком мало и прибыли они уже, когда королевство пало. В том же 1223 году Феодор вторгся в Западную Фракию и в тот же год был коронован Дмитрием Хоматианом, архиепископом Охриды (архиепископ Салоник Константин Месопотамит отказался короновать Феодора), как император.

Также на Фэндоме

Случайная вики