ФЭНДОМ

Napoleon Paul Delaroche

Наполеон I, император Франции, король Италии, Протектор Рейнского Союза.

План Наполеона изначально был построен на авантюризме. Он не предполагал отступления русских армий вглубь страны и отчаянное сопротивление агрессорам. А что, если бы у императора французов не было достойного конкурента со стороны России? Тогда вся история мира изменилась бы... Добро пожаловать в мир победившего Наполеона I Великого! 

Преамбула 

Здесь я хочу еще раз выразить свою признательность всем коллегам, которые так или иначе помогали мне в работе над моим миром. МиОВ проделал просто колоссальный путь, изменялся постоянно: от моих первых черновиков осталась разве что развилка - и это классно! Ваша поддержка помогает мне писать, не бросать мое детище. Я необыкновенно ценю это! Все активные участники Вики внесли в МиОВ тот или иной вклад - и я ценю каждого, кто помогал мне так или иначе в работе. 

Но отдельные слова благодарности хотелось бы сказать:

  • Коллеге Дилонгу - моему соавтору, оказавшему огромнейшее влияние на мир.
  • Коллеге Хаусу - третьему соавтору, который оказал ценную поддержку на начальных этапах и до сих пор дает ценные, полезные советы.

XIX век

1810-е

1812, июль - август - Восточная кампания Наполеона I, окончившаяся победой над русскими армиями. Александр I вынужден подписать Смоленский мирный договор 1 сентября, по которому вновь присоединялся к Континентальной блокаде, отказывался от Финляндии в пользу Дании - верного союзника Наполеона среди европейских монархий, возвращал ряд земель в пользу Герцогства Варшавского и вернул Талейрану владение его супруги - герцогство Курляндское. К тому же, узнавший от Александра о предательстве Бернадота, Наполеон вынудил его покинуть Швецию.

22 июля 1812 - Гибель Артура Веллингтона в сражении под Саламанкой, которая обернулась крахом всей военной кампании для англичан. 

8 февраля 1813 - Разгром Наполеоном I англичан у Лиссабона: регулярная армия Великобритании на Пиренях прекратила свое существование.

Август 1813 - август 1814 - Вторая гражданская война в Англии между республиканцами Джорджа Байрона и лоялистами Георга IV. Смерть Веллингтона, поражения в Испании, тяжелейший социально-экономический кризис, общая непопулярность монархии и поддержка Парижем мятежников привели к поражению Георга; 1 августа 1814 он бежит из Англии в Бразилию, а в Лондоне Палата общин празднует победу. Однако весной 1813 Англия лишилась Канады в пользу Соединенных Штатов, контроль над Индией начали устанавливать французы, которым ради этого пришлось пойти на компромисс с местной аристократией, а ирландцы подняли восстание и провозгласили независимость своего острова, сразу же признанную Наполеоном. 

1815 - На престол Португалии садится Карл (Карлуш) I Пармский: не имевший никаких прав на него, он вынужденно пошел на либеральные реформы. Воспользовавшись крахом метрополии, свою независимость от англичан провозгласили буры, создав Южно-Африканскую республику - французы же установили формальный протекторат над Австралией. В Британии принимается "народная хартия" - первая письменная конституция островов, необычайно прогрессивная для первой четверти XIX века. Недовольные поражением русские дворяне создают первый тайные общества. Окончательное учреждение протектората французов над Египтом. 

1816 - Повторная амнистия мигрантов во Франции: оставшиеся предпочли вернуться, осознав бесперспективность дальнейшего отрицания свершившегося. Александр I восстановил в должности государственного секретаря Михаила Сперанского, который приступил к разработке обширной программы реформ: состояние самого правителя России постепенно ухудшается, остро встает вопрос о его возможном наследнике. 

Зима-весна 1818 - Наполеон I организует Восточный поход - совместное выступление европейских держав против Османской Империи. В нем принимают участие, помимо Франции, Россия, Австрия и Рейнский союз - у турок не было шансов. По подписанному 29 мая Константинопольскому миру создается Латинская империя под управлением Жозефа I Бонапарта, по такому случаю отказавшийся от короны Испании: в ее вассалитете находится Болгария; Сербия вместе с иллирийскими провинциями Франции отходила Австрии. Она же получала сюзеренитет над дунайскими княжествами. Также Османская империя передала Франции свои владения в Африке и гарантировала безопасность французской собственности. 

Лето 1818 - Крупные волнения в Испании: конфликт республиканцев и монархистов, грозивший вылиться в полноценную гражданскую войну. Однако крайняя непопулярность Фердинанда VII сделала свое дело: либерально настроенные офицеры во главе с Рафаэлем Риего-и-Нуньесом захватили короля и принудили его отречься от престола. Эту акцию поддержал Наполеон I, не считавший испанских Бурбонов своими верными союзниками по понятным причинам: Фердинанд и его сторонники поспешно удалились из Европы. Тем временем в Болгарии пригласили на царство младшую ветвь баварских Виттельсбахов. После смерти Карла XIII власть в Швеции и Норвегии перешла к Фридриху Вильгельму Глюксбургскому. 

1819 - Захват французами Бенгалии; Александр I резко отклонил "Уставную грамоту" Новосильцева-Сперанского, не желая идти на радикальные реформы. Этот шаг вызвал одновременно как укрепление позиций реакционеров, так и побудил многих радикально настроенных дворян вступить в тайные сообщества. Раздел владений Голландской ост-индской компании между Францией, Португалией и Швецией. 

1820-е

19 февраля 1820 - Съезд правителей Рейнского союза в Кельне, на котором решено (под влиянием Наполеона) централизовать союз в Рейнскую федерацию под верховным правлением короля Вестфалии Жерома I Бонапарта. Подобный шаг был вызван желанием Франции получить надежный заслон от Пруссии, в чьей лояльности у Парижа были огромные сомнения. 

1820 - Окончание правления Джорджа Байрона в Британии, избрание на его пост историка и памфлетиста Уильяма Коббета, представляющего левое крыло правящих демократов. Проведением им ряда направленных на улучшение позиций крестьянства реформ; продолжается обмен населением с Ирландией. Испания стремительно теряет контроль за своими колониями в Южной Америке: те немедленно погружаются в локальные конфликты, пытаясь провести между собой правильные границы и добиться установления правильной формы правления. США провели маленькую войну, в результате которой заняли Кубу и Флориду: чрезмерное усиление южан не понравилось северянам, из-за чего первым пришлось уступить Миссури последним. 

1821 - Заключение нового конкордата Французской империи и католической церкви. Последняя получила в свое распоряжение Рим и восстановила дореволюционное влияние на страну, а Наполеон теперь уладил свои отношения с высшими иерархами церкви. Заключение тайного договора между Варшавой и Вестфалией о совместных действиях против Пруссии: бракосочетание Юзефа Понятовского и Марии Августы Саксонской - дочери Фридриха Августа Веттина и наследницы Варшавского герцогства. Занятие Мексикой всей Центральной Америки до Колумбии. Основание Бразильской империи

1822 - Принятие Наполеоном I ряда законов, направленных на ускорение развития Алжира, который расценивался Парижем как плацдарм для дальнейшего наступления в Африке. Волнения в Португалии против узурпатора Карлуша в поддержку законной династии; заметное ухудшение состояния Александра I. Попытка Михаила Сперанского продавить смягченную версию "Уставной грамоты" опять не удалась, тем самым сподвигнув того на вступление в тайное общество "Друзей конституции"

5 апреля 1823 - Смерть Александра I; коронация 1 мая Николая I и начало контрреформ в России. Новым госсекретарем стал Аракчеев; свернулась подготовка к созыву "Совета всея земли", начатая было в начале года с долгожданного согласия предшественника Николая. 

1823 - Падение Мексиканской империи Агустина Итурбиде: создание Соединенных провинций Центральной Америки для противостояния возможной агрессии со стороны соседей. Откровенно реакционные шаги Николая I во внутренней политике способствуют дальнейшей радикализации тайных обществ по всей России и их консолидации под фактическим руководством Павла Пестеля. Начинается последовательная практическая подготовка к свержению Николая I, при которой используется опыт англичан и испанцев. Увеличение потока колонистов в Южную Африку после принятия там ряда законов, потворствующих эмигрантам из числа немцев. 

6 апреля 1824 - Смерть Наполеона I в Париже начинает новую эпоху в истории человечества в целом и Европы - в частности. Согласно его завещанию, при малолетнем наследнике формируется Регентский совет, возглавленный Шарлем Морисом Талейраном, который вскоре вступит в конфронтацию с императрицей. 

МиОВ1823

Лето 1824 - Начало Войн за Наполеоновское наследство. Рейнская федерация вместе с Герцогством Варшавским побеждает Пруссию и Австрию в короткой, но ожесточенной Германской войне: Восточная Пруссия передается Польше вместе с Галицией: Чехия, Силезия, Бранденбург переходят Рейнской федерации. Оглушительный триумф позволил Иерониму I короноваться германским королем, а Юзефу - польским

1824 - Поражение в Братской войне привело Австрийскую империю к краху: восстали венгры, остановить которых у австрийцев уже не хватило сил. Повстанцы создали Великую Венгрию, включавшую в себя все земли, некогда входившие в Венгрию при Габсбургах, подавив выступления хорватов. Настойчивые попытки Марии-Луизы Австрийской добиться от сына помощи привела только к ее падению и изгнанию в монастырь - власть во Франции окончательно перешла к старым маршалам и Морису Талейрану. Триумвират либералов в СПЦА дает стране передовую конституцию, отменявшую феодальные титулы, рабство, особую роль церкви и давшую свободу печати - то был самый передовой документ своей эпохи. Иоахим Мюрат напал на Сицилию и в ходе короткой войны присоединил к своим владениям и этот остров. Ваххабиты захватили Йемен и Оман. 

1825 - Короткая португало-бразильская война: Жуан Португальский собрался воспользоваться смертью гегемона и вернуть себе законный престол. После потери Анголы и высадки бразильцев в окрестностях Лиссабона, Карлуш отказался от продолжения бесполезной борьбы, согласившись за пожизненную пенсию и гарантии неприкосновенности отречься от трона. К тому же, был заключен династический брак Жуана (сын Карлуша) и Марии (внучка Жуана VI). В Болгарии случилсядворцовый переворот: непопулярного Петра IV сменил его старший сын, Михаил IV, который прославится как самый тихий и мирный царь Европы в это время. 

4 декабря 1825 - Великая Русская революция в Санкт-Петербурге, которая увенчалась полным успехом. В ходе восстания погиб и Николай I, и великий князь Константин Павлович: оставшихся Романовых принудили подписать отречение от российского престола. Власть в России перешла ко временному правительству Строганова-Пестеля, в котором наиболее крепкими были позиции радикалов. 

Декабрь 1825 - март 1826 - Подавление контрреволюционного восстания на юге России, созыв и работа Земского собора, определившего государственное устройство новой страны и избравшего ее новое правительство. В Регентском совете Франции шли напряженные дебаты между сторонниками и противниками вооруженной интервенции, пока Луи Филипп Орлеанский, будущий зять Наполеона II, не предложил компромисса: не вторгаться, но изолировать дипломатически. Но изоляция работала из рук вон плохо: Британская республика, Германское королевство и Сербия сразу же отказались от подобных мер, а Третье Царство Болгарии уже на следующий год выйдет из всех антироссийских договоренностей. 

1826 - Начало эпохальных реформ Павла Александровича Строганова в России: отмена крепостного права, кодификация новых законов, восстановление патриаршества и так далее. Из России в Польшу изгоняются цыгане; с большинством еврейских общин подписаны договоры о взаимопонимании. Смерть Жуана VI в Португалии, начало Мигелистских войн там же. В Соединенных Провинциях Мезоамерики начинается гражданская война между консерваторами и либералами из-за вопроса о статусе латифундий. Жером I дарует Германии консервативную конституцию, которая, впрочем, предоставляет немалые привилегии входящим в состав государства провинциям. 

1827 - Власть в России от умершего Павла Строганова перешла к лидеру радикалов Павлу Пестелю: начало революционного террора против неугодных правителям РДР лиц и продолжение начатых ранее реформ. Наполеон II, достигнув 16-ти летия, распускает Регентский совет и формирует новое правительство из умеренных либералов, тем самым готовясь начать "великолепную эпоху" во французской истории . Его дядя Жозеф I, воспользовавшись коллапсом Австрии, незаинтересованностью Венгрии в Балканах, изоляцией России и слабостью местных государств, принуждает Болгарию и Сербию подписать унизительные вассальные договоренности, выводя тем самым Латинскую империю на новый уровень. Завершение второй франко-маратхской войны, в результате которой Франция заняла Дели и центральные районы Индостана.

1828 - Долгожданное бракосочетание Наполеона II и Луизы-Марии Орлеанской, которое объединило бонапартистов и умеренных роялистов в единое монархическое течение. В горах Кавказа погибает Шамиль, что предотвращает теоретическое объединение разрозненных племен под единым управлением; начинается заселение русскими этого региона. Самые неугодные племена высылаются в Малую Азию на территорию Османской империи. Под влиянием объединения Германии в Италии происходят антифранцузские выступления, которые серьезно тормозят проекты либеральных реформ Парижа. Открытие первой железной дороги в России между Петроградом и Вольным селом. 

1829 - Принятие в России "Свода законов": созданы 12 томов, которые положены в основу законодательной системы государства. Сокращение масштабов террора, который переходит к устранению единичных случаев; в Париже Станислав Уваров основывает "Общество России" - объединение радикальных монархистов-сторонников реставрации. Установление в СПЦА либеральной диктатуры Франсиско Морасана после победы соответствующей стороны в гражданской войне; она продержится до самой смерти основателя в 1854-м. Рождение первого наследника у Наполеона II. 

1830-е

Весна 1830 - Начало Русско-польской войны: правительство Пестеля желает упрочнить свое положение путем победы в войне. Несмотря на опасения, Париж не спешит на помощь своему восточному союзнику, будучи занят реформами. Коренная парламентская реформа во Франции: создание Сената - верхней палаты, представители которого назначаются императором и служат для контроля за принимаемыми актами. Также ослаблен контроль над французскими печатными органами; однако, Наполеон II отказывается от создания независимого Королевства Италия, небезосновательно сомневаясь в их надежности как союзников. Второй этап Мигелистских войн: Бразилия пришла на помощь лоялистам, освободившись от Ла-Платского конфликта. Наполеон II не замедлил оказать денежную помощь сторонникам Марии Португальской, затянув войну еще на четыре года.

1831 - Несмотря на проблемы со снабжением и первые неудачи, русские войска постепенно одерживают победы над поляками. Юзеф Понятовский трагически погибает под Вильно в октябре: группа военных под руководством Иосифа Хлопицкого провозглашает Польскую республику и "войну до победного конца". Завершение коренной реформы управления во Франции: впервые в истории пост премьер-министра получает отцовский маршал Николя Сульт, близкий друг и сподвижник Наполеона II в его борьбе со старыми элитами. Революция в Австрии: бегство Габсбургов в Латинскую империю, присоединение самой Австрии к Германии, которое привело к резкому ухудшению отношений между Францией и Германией. Ваххабиты вторглись в ослабленную Османскую империю, желая посадить "своего" халифа в Багдаде. 

1832 - Многочисленные русские войска под верховным командованием Алексея Ермолова достигают Праги, где и были остановлены последними резервами Польши. От окончательного разгрома Варшаву спасло только вмешательство Наполеона II: завершив реформирование своей страны, он вступился за давнего союзника, пообещав Пестелю войну со всей Европой. Из-за этого достижения оказались менее значительными: Россия получила только Западную Беларусь без Галиции и тем более Литвы. Но даже такая победа сыграла на руку П.И. Пестелю: было торжественно объявлено об успехе революционной армии.  

Октябрь 1832  - Государственный переворот в Польше: поражение привело к кризису популярности республики. Этим воспользовался внебрачный сын Наполеона I Александр Валевский, с помощью Наполеона II сам занявший престол Польского королевства. 

1833 - В России начата реформа образования, призванная сделать его более доступным для крестьянской массы. Под давлением умеренного крыла якобинского клуба, П.И. Пестель дает добро на разработку программы внедрения местного самоуправления. Окончательная ликвидация французами очагов сопротивления в Индостане, начало их совместного со скандинавами проникновения в глубины Азии. Рождение у Наполеона II и Луизы-Марии третьего ребенка, который в будущем и станет его преемником. 

1834 - Создание в Британии первой легальной оппозиционной партии - умеренно-консервативной "Партии порядка", которая, впрочем, сразу же объявила о своем отказе от любых планов на реставрацию павшей династии. Во французском Лионе, бывшем столицей ткацкой промышленности, происходит выступление рабочих, уникальное своими лозунгами: не об уничтожении завода, а о повышении заработной платы и улучшении условий труда. Восстание было жестоко подавлено регулярной армией. 

1835 - Начало Войны за независимость Техаса: американские переселенцы вместе с авантюристами со всего мира успешно противостояли центральному правительству Мексики - к тому же, ближе к концу года, Соединенные Штаты Америки прямо вторгаются в Мексику, объявив о своей поддержке независимости Техаса. Александр II Валевский отклоняет проект литовского шляхетства о предоставлении тому равных привилегий с польским; тем самым недопускается возрождение Речи Посполитой, сохраняется доминирование Польши в государстве. Адам Чарторыйский, премьер-министр от реакционной "Партии белого орла" усилил цензуру на востоке страны и провел целый ряд репрессивных законов. Между тем в ряде мелких германских государств проходят выступления против сохранения местных монархий, которые подавляются войсками Иеронима I, ценившего превыше всего свой компромисс со старыми династиями. Окончательное прекращение Мигелистских войн: престол Португалии остался за Марией Португальской. 

Year1836

Карта на 1836 год

1836 - Франсиско Морасан, желая поправить свою популярность и обрести вес в регионе, объявляет войну Мексике. Тяжелые поражения войск Мехико на севере несказанно помогли ему: Юкатан и Табаско присоединились к его государству по условиям мирного договора, а Мексика была вынуждена признать независимость Техаса и уплатить тому солидную контрибуцию. Плененный Санта-Анна пошел на соглашение, но не достигнул берега родной страны - потонул вместе со всем экипажем американского "Пионера". Другие правители страны попытались возобновить противостояние, но не достигли успеха: независимость Техаса была окончательно признана после разгрома остатков войск в южных провинциях.

1837 - Кондитерская война: после обращения французского подданного, Наполеон II потребовал от Мексики выплатить 800 тысяч песо в качестве морального ущерба. Мексиканцы отказались и показательно объявили дефолт по кредитам Парижа: разгневанные французы блокировали ключевые для торговли порты, техасцы присоединились к блокаде с суши, а американцы выслали небольшую эксадру для оказания посильной помощи. При содействии британского президента Томаса Эттвуда Анастасио Бустаманте согласился выплатить всю сумму: короткая и победоносная война мгновенно повысила народную любовь к Наполеону II и открыла дорогу к разрухе и хаосу в Мексике. Параллельно с войной на западе, Франция крушит врагов и на востоке : Диррийский эмират был разбит в сражении под Нисиби, после чего принц Фейлах, ради спасения самого государства, пошел на кабальный мирный договор, превративший его страну в протекторат Империи. 

1838 - Избирательная реформа Николя Сульта и Луи-Филиппа, герцого Орлеанского во Франции: правом голоса наделяются все мужчины, способные платить прямые налоги на общую сумму до 300 франков - тем самым во Франции появилось более 100 000 избирателей. Интерес к парламентским выборам подстегивает создание в Париже целого ряда политических клубов: самыми влиятельными были бонапартистские "Знаменосцы империи" и умеренно-либеральные "Маисты", взявшие название в честь месяца, когда случилась реформа. Неаполитанский король Люсьен I Мюрат, старший сын покойного Иоахима, лихо вторгается в Сардинию: не встретив большого сопротивления, он присоединяет к своим владениям очередной остров. Появление первых скандинавов в бухте Габона; успешная для Латинской империи война с Анкарой, после которой владения Жозефа I пополнились Вифинией, Ионией, Троадой и Карией. 

1839 - В департаментах Голландии проходят многочисленные и ожесточенные протесты против французского владычества, поддерживаемые из Германии. Наполеон II, не готовый серьезно воевать, несмотря на сопротивление ряда государственных деятелей, идет на компромисс с верхушкой недовольных: создается отдельное Королевство Голландия, на трон которого садится Шарль Луи Бонапарт, ставший Карлом I. Более того: голландцам передавался Цейлон - важная колония в Индийском океане. В России от естественных причин умирает Михаил Сперанский, после смерти которого партия умеренных значительно слабеет; начинаются амбициозные работы на Строгановской ж/д - от Новгорода до Москвы (ветка от Новгорода до Санкт-Петербурга появилась еще раньше). 

1840-е

1840 - Русский "Совет всея земли" под председательством А.С. Грибоедова подводит итоги промежуточному периоду диктатуры, находя их приемлемыми. Но Павел Пестель отказывается складывать с себя полномочия, тем самым вызывая полноценный кризис власти: ситуация разрешилась при посредничестве деятелей культуры, которые убедили П.И. Пестеля провести первые в истории России выборы в представительный орган, которые принесли большинство (65 мест из 100) радикалам - сторонникам Павла Ивановича. На пост премьер-министра Франции назначен успешный банкир Жак Лаффит, представитель "Друзей конституции" и крупной буржуазии: начата подготовка к реформам. Южно-Африканская республика окончательно присоединила империю зулусов и государство Косу. Избрание в Британии с ми Фрэнсиса Плэйса - последнего представителя плеяды революционных демократов, управлявших страной с 1814 по 1845; перенос столицы СПЦА в Сан-Сальвадор. 

1841 - П. Пестель в рамках достижения компромисса подписал закон, по которому Совет всея Земли теперь должен созываться на постоянной основе раз в 5 лет на основе голосования образованных мужчин, достигших 23 лет. Теперь революционный террор, более не отвечавший интересам большинства слоев общества, был окончательно отменен, а вершившие его органы начали реформироваться. Егор Канкрин завершает денежную реформу, стабилизировавшую российский бюджет; утверждение Советом одного из самых протекционистских тарифов в истории способствовало развитию российской промышленности. Ужасное ослабление Османской империи привлекло внимание европейцев: французы заняли Утремер, а русские войска, встретив самое минимальное сопротивление, захватили провинцию Ван и северо-восточную часть Эрзурума, начав тем самым проникновение на Ближний восток.  

1842 - Несмотря на ожидания, Жак Лаффит не спешит с реформированием государства. Он постоянно колебался между консервативным двором и своим клубом: в результате банкир был отправлен в отставку, на его место был назначен Франсуа Гизо - историк, политик и литературный критик, принадлежавший к клубу "Маистов". Наполеон II в это время полностью поглощен воспитанием детей и семейной жизнью, оставив управление государством в руках главы правительства. Французский кабинет запрещает детский труд на заводах, создает трудовые инспекции на казенных предприятиях и предпринимает ряд робких шагов в социальном реформировании. В Центральной Америке начинается мятеж консерваторов, недовольных намерением центра отобрать ряд привилегий у субъектов конфедерации. Во французской Индии формируются первые войска из числа местных жителей, членам высших каст разрешается получать образование в метрополии.  

1843 - Ряд мексиканских помещиков и финансистов через посла Парижа обращаются к Наполеону II с просьбой помочь в наведении порядка в стране, уже шесть лет живущий в состоянии войны "всех против всех". После продолжительных, но мало что значащих споров в парламенте, суверен соглашается: Луи Кавеньяк во главе 15 000 войска отправился в Мексику, где регулярные французские войска подавили сопротивление местных "царьков"-каудильо. Достигнув самого Мехико, французские офицеры и им сочувствующие (без участия, впрочем, Кавеньяка, сославшегося на плохое самочувствие) провозгласили Мексиканскую империю во главе с Наполеоном Луи - кузеном Императора французов и старшим братом короля Голландии. Подобный шаг значительно ухудшил американо-французские отношения, послужив началом к вражде между двумя странами. Торжественное открытие в Москве Строгановской железной дороги, построенной, впрочем, довольно дорогой ценой.  

1844 - Кончина Жозефа I в Константинополе; власть переходит к его единственной дочери, бывшей замужем за Леопольдом Габсбургом. Зенаида не проявляла интереса к государственным делам, предпочитая заниматься семьей и хозяйством: фактически политическая власть перешла к её супругу. Последний, однако, сохранял баланс сил, сложившийся при его предшественнике: не вводя в действие никакой писанной конституции, он не собирался ограничивать уже предоставленные права. 

1845 - Французские войска окончательно занимают Раджахстан; на другом концу света начинается короткая война Франции и Аргентины против Бразилии: в результате последняя несет значительные территориальные потери в пользу гегемона и его верного союзника. Испанская республика, безнадежно тонущая в долгах, продает Филиппины Швеции; последней, правда, приходится подавлять восстание местных мусульман. В районе реки Нигер появляются первые датские исследователи. В Британском содружестве на выборах президента впервые побеждает консерватор - Джон Рассел, приступивший к последовательному демонтажу архаизмов времен революционной республики. 

1846 - Волнения ирредентистов в Дунайских княжествах постепенно перетекают в "Лето народов" - до конца десятилетия практически по всей Европе прокатятся революционные события. Никак не затронутой окажется только Ирландия. 

1850-е

1860-е

1870-е

1880-е

1890-е

XХ век

1900-е

1910-е

1920-е

1930-е

1940-е

1950-е

1960-е

1970-е

1980-е

1990-е

XXI век

2000-е

2010-е