ФЭНДОМ

Лучше быть правителем свободных людей, чем деспотом в окружении рабов.
Раньше я говорил — долой императора, да здравствует республика! Теперь же скажу с совершенной искренностью — слава императору! (Жюль Греви)
В Наполеоне IV воплотились если не все, то большинство пороков узурпаторской династии Буонапарте — скрытый республиканизм, симпатии к либералам и попустительство социалистам, а также юдофилия, выразившаяся в том, что он вероломно оклеветал французское офицерство и встал на сторону Альфреда Дрейфуса, этого изменника и врага Франции. (Шарль Моррас, «Французское действие»)
Наполеон IV
Napoléon IV
Топовый император

Штандарт императора французов
Император Французов
Герб ФИ
15 июня 1876 — 21 июня 1911
Предшественник: Наполеон III
Преемник: Наполеон V
Флаг Швейцарии 2
Медиатор Швейцарской конфедерации
Герб Швейцарии
15 июня 1876 — 21 июня 1911
Предшественник: Наполеон III
Преемник: Наполеон V
 
Вероисповедание: католичество
Рождение: 7 февраля 1839
Тюильри, Париж, Франция
Смерть: 21 июня 1911 (72 года)
Фонтенбло, Франция
Похоронен: Базилика Сен-Дени, Париж, Франция
Династия: Бонапарты
Отец: Наполеон III
Мать: Луиза Мария Орлеанская
Супруга: Катажина Понятовская
Дети: сыновья: Наполеон V, Шарль Люсьен
дочери: Мария Амелия, Елена, Мария Луиза, Изабелла
 
Автограф: Автограф Наполеона IV

Наполеон IV (фр. Napoléon IV; 7 февраля 1839, Тюильри, Париж, Франция — 21 июня 1911, Фонтенбло, Франция), имя при рождении Наполеон Жозеф Луи Бонапарт (фр. Napoléon Joseph Louis Bonaparte), также известен под прозвищем Император-гражданин (фр. L'Empereur-Citoyen) — четвёртый император французов в 1876—1911 годах, медиатор Швейцарской конфедерации, наиболее выдающийся из императоров Франции после Наполеона I и один из величайших государственных деятелей во французской истории в целом.

Внучатый племянник Наполеона I, второй, но старший из выживших, сын Наполеона III и Луизы Марии Орлеанской, Наполеон Жозеф Луи потерял мать в совсем юном возрасте. Из-за поспешной женитьбы отца отношения между правящим императором и наследником престола стали весьма прохладными, и впоследствии кронпринц стал лидером неофициальной дворцовой фронды. Это, равно как и превосходное образование, которое ему дали писатели Виктор Гюго и Альфонс де Ламартин, а также историк Адольф Тьер, способствовало росту у будущего императора неприязни к авторитарному стилю правления отца, а также формированию у него либеральных убеждений, которые впоследствии определяли всё его царствование.

Придя к власти, Наполеон IV смог добиться принятия ряда прогрессивных реформ — были расширены полномочия Законодательного корпуса, реформирован Сенат, часть членов которого стала избираться нижней палатой, введена свобода печати, бесплатное государственное среднее образование; также были предприняты меры к постепенному отделению церкви от государства и прекращена политика «галлизации» национальных окраин. Фактически в годы правления Наполеона IV Французская империя превратилась из дуалистической монархии в полноценную конституционную монархию, однако, несмотря на это, Наполеон IV принимал активное участие в политической жизни, способствуя претворению своих либеральных идеалов.

Годы правления Наполеона IV были временем экономического и культурного расцвета Французской империи, а также расширением её колониальных владений; Франция сохраняла свой статус великой державы и находила новых союзников на международной арене — самым важным из них стала Российская империя, военно-политический союз с которой получил название «Блока сердечного согласия», или Антанты.

Наполеон IV скончался 21 июня 1911 года, буквально за год до начала Первой мировой войны, передав трон своему старшему сыну, Наполеону V.

Происхождение

Отец года

Наполеон III

Принц Наполеон Жозеф Луи Бонапарт, или, как его называли в семье, Жозеф Луи, родился 7 февраля 1839 года в покоях императорского дворца Тюильри, в семье императора французов Наполеона III и его супруги Луизы Марии Орлеанской, дочери герцога Луи-Филиппа. Он не был прямым наследником Наполеона I Бонапарта — его единственный законнорожденный сын, Наполеон II, умер в 1838 году, и отец Жозефа Луи приходился первому императору французов племянником. По материнской линии Жозеф Луи был связан с Орлеанской ветвью династии Бурбонов, приходясь потомком королю Франции Людовику XIII.

Рождение наследника престола, произошедшее через год после восшествия Наполеона III на трон, было торжественно отпраздновано по всей Франции; из пушек в Доме инвалидов был отдан салют в 101 выстрел, а поздравительные письма императору французов направили монархи большинства европейских стран.

Жозеф Луи был не первым ребёнком в семье августейшей четы — первый их сын, Луи Филипп Наполеон, родился ещё в 1837 году, однако он умер во младенчестве. Помимо самого Жозефа Луи, у Наполеона III и Луизы Марии родилось ещё двое детей:

  • Филипп Эжен Наполеон (1840—1909), принц Голландский и Фландрский.
  • Мария Амалия (1841—1928), супруга императора Мексики Максимилиана I Габсбурга.

Наследник престола

Детство и юность

С мамкой

Императрица Луиза Мария с Жозефом Луи

Раннее детство Наполеона Жозефа Луи прошло в атмосфере любви и обожания — императрица Луиза Мария искренне любила своих детей, и старалась уделять им как можно больше времени, порой даже вопреки правилам приличия, установленным императорским двором. Во многом её ярая любовь к детям была вызвана тем, что брак Наполеона III, заключённый по политическим мотивам, нельзя было назвать счастливым. Сам рождённый в несчастливой семье, император явно тяготился супружеством с нелюбимой им женщиной, и его отношения с Луизой Марией были по большей части формальными — хотя, к его чести, он относился к супруге с определённым уважением и старался скрывать от неё свои внебрачные связи. Свою нерастраченную любовь императрица всецело отдавала детям, в особенности старшему сыну.

С детства образованию и воспитанию наследника престола было уделено особое внимание: император не скупился на самых лучших воспитателей для своего сына, а Луиза Мария, будучи весьма образованной женщиной, сама приложила руку к образованию Жозефа Луи. С детства кронпринц хорошо владел английским, немецким и итальянским языками, был обучен живописи, фехтованию и другим дисциплинам. Его наставником был Виктор Гюго, уже тогда получивший заслуженную славу классика французской литературы — он фактически руководил всем процессом обучения Жозефа Луи. Также в обучении принимали участие Альфонс де Ламартин, обучавший принца азам внешней политики, Огюстен Луи Коши, преподававший физико-математические науки, Камиль Альфонс Трезель, учивший основам военного дела, и Адольф Тьер, который обучал наследника престола истории.

Гюго

Виктор Гюго, наставник Жозефа Луи

В 1850 году одиннадцатилетнего Жозефа Луи постигло первое в жизни потрясение — его мать умерла от туберкулёза лёгких. Смерть матери, которая была самым близким человеком для принца, весьма расстроила принца, однако по-настоящему сильным ударом для Жозефа Луи стало другое — спустя всего семь месяцев после смерти Луизы Марии Наполеон III, избавившийся от бремени брака, решил жениться на той, к которой он испытывал, как ему казалось, глубокие чувства — испанской дворянке Евгении де Монтихо. Как писал в своих воспоминаниях Виктор Гюго, Жозеф Луи воспринял поспешный брак отца как предательство и неуважение к памяти матери, хотя по понятным причинам скрывал это как от него, так и от своей сестры и брата, и осмелился рассказать о своих чувствах лишь наставнику. Гюго с пониманием отнёсся к горю принца, и это укрепило доверительные отношения между ними. Будучи убеждённым либералом и сторонником идеалов Просвещения, Гюго во многом повлиял на формирование политических взглядов Жозефа Луи.

Однако в 1854 году Наполеон III уволил Виктора Гюго с должности наставника и приказал тому не появляться в Тюильри. Поводом стал анонимный донос, в котором Гюго обвинили в том, что тот пытается привить кронпринцу симпатию к революционным идеям и настраивает его против отца; кроме того, сыграла свою роль и личная антипатия императрицы Евгении, ревностной католички, придерживавшейся ультрамонтанских убеждений, к антиклерикально настроенному писателю. Это решение вызвало решительный протест со стороны Жозефа Луи, который попросил отца вернуть наставника. Между ними завязался спор, после которого разозлённый император приказал отправить наследника в карцер, роль которого сыграло подвальное помещение дворца Тюильри. Целую ночь Жозеф Луи провёл в холодном и сыром подвале; наутро Наполеон III приказал выпустить наследника из «заточения» и даже извинился перед ним за свою резкость, однако отношения между отцом и старшим сыном были навсегда разрушены.

Тьерушка

Адольф Тьер, второй наставник кронпринца

После увольнения Гюго Наполеоном III, а затем и изгнания его из страны, наставником Жозефа Луи был назначен Адольф Тьер, бывший премьер-министр Франции, оказавшийся в «почётной отставке». Отношения Тьера с кронпринцем уже не были столь доверительными, что и с Гюго, однако Жозеф Луи относился к нему с большим уважением — во многом благодаря превосходным знаниям Тьера французской истории и искренней любви к преподаваемой им дисциплины. Кроме того, старый царедворец старался сглаживать периодически возникающие конфликты принца с отцом и мачехой, и по мере своих возможностей защищал своего воспитанника. Сам же Тьер впоследствии вспоминал в своих мемуарах, что больше всего будущий император интересовался историей эпохи Просвещения и Великой французской революции, порой давая революционерам и их деяниям откровенно положительные оценки, что в то время могло было быть сочтено опасным вольнодумством.

В 1857 году Наполеону Жозефу Луи исполнилось 18 лет, и он официально достиг совершеннолетия. Кронпринц с успехом сдал все экзамены, заслужив скупой похвалы от отца и куда более тёплой — от наставника и прочих учителей. Теперь, когда наследник стал взрослым человеком, Наполеон III под любым предлогом стремился отослать его подальше от двора — отношения между отцом и сыном становились всё более напряженными, и годом ранее в его семье появилось прибавление — у императрицы Евгении родился сын. В связи с этим Жозеф Луи был отправлен на военную службу в Италию, в город Монца неподалёку от Милана.

Военная служба

Нап4 в юности

Жозеф Луи в молодости

Жозеф Луи не особо был расстроен тем, что его отослали подальше от Парижа — его тяготила атмосфера консерватизма и всеобщего заискивания перед правящей четой, установившаяся при дворе. Его пристроили под начало маршала Эли Фредерика Форе, командующего французской союзной армии в Итальянском королевстве, назначив командующим батальоном гренадеров. Воинская служба у будущего императора проходила довольно успешно — уже в 1859 году принц получил звание бригадного генерала; впрочем, служебные обязанности кронпринца были чисто формальными, поскольку маршал Форе не отягощал наследника трона тяготами гарнизонной жизни.

Большую часть своего времени Жозеф Луи занимался самообразованием и налаживал связи с представителями высшего общества Италии. Кронпринц был почётным гостем на всех званых приёмах короля Августа I, который разделял либеральные убеждения Жозефа Луи, завёл знакомство с Камилло Бенсо ди Кавуром, Беттино Рикасоли и Урбано Раттацци, а также многими влиятельными аристократами, промышленниками и политическими деятелями. Особенно тёплые отношения у Жозефа Луи сложились с супружеской четой Антонелли, одной из самых уважаемых семей Монцы; так, Умберто Антонелли был филантропом и убеждённым либералом, сторонником идей Джузеппе Гарибальди, и в молодости даже арестовывался за участие в движении карбонариев; его молодая жена, Аполлония, была чрезвычайно умной, красивой и просвещённой женщиной.

Няша (2)

Аполлония Антонелли

Впрочем, отношения Аполлонии и Жозефа Луи вскоре, как считают многие историки, вышли далеко за рамки дружеских. Будучи старше наследника французского престола всего на пять лет, она быстро прониклась глубокими чувствами к юному принцу и сама быстро завоевала его сердце. Сыграло свою роль и то, что брак Аполлонии и её мужа Умберто трудно было назвать счастливым. Разница в возрасте между супругами была слишком большая, и Умберто хотя и уважал жену, но не испытывал к ней иных чувств, кроме дружеских; более того, многие люди, знающие Умберто Антонелли, рассказывали, что Умберто вообще не интересовался женщинами и тайно посещал гомосексуальные притоны итальянской столицы. В 1859 году у четы Антонелли родился сын Лоренцо, которого считают внебрачным сыном самого Жозефа Луи. Впоследствии Лоренцо Антонелли сделал дипломатическую карьеру, став послом Италии во Франции уже при императоре Наполеоне IV; некоторые приближённые монарха отмечали, что Наполеон IV относился к послу с редкой теплотой и отеческой заботой, порой выходившей за рамки дипломатического этикета.

Путешествие по Европе и женитьба

В 1861 году Наполеон III отозвал своего сына из Италии в Париж — император французов, узнавший об успехах своего сына в налаживании дружеских связей с итальянскими элитами, решил отправить его в дипломатическую миссию по странам Европы. Ещё одной целью путешествия должен был стать поиск невесты — как взрослый наследник правящего дома Франции, Жозеф Луи должен был ею обзавестись.

Катажина

Катажина Понятовская

В течение нескольких лет Жозеф Луи посетил большинство стран Европы, побывав при дворах Неаполя, Франкфурта, Мадрида, Лиссабона, Берлина, Вены, Копенгагена и даже Лондона; умный, вежливый и обходительный кронпринц произвёл благоприятное впечатление на почти всех европейских монархов. Наконец, в 1863 году Жозеф Луи прибыл в Польшу, давнюю союзницу Франции. На придворном балу в Варшаве, данном в честь его прибытия, Жозеф Луи познакомился со старшей дочерью польского короля — Катажиной Понятовской. Умная, недурная внешне и обладающая независимым характером Катажина быстро покорила сердце французского кронпринца; сама же принцесса, тяготившаяся консервативными порядками польского двора, тоже прониклась симпатией к Жозефу Луи, а вскоре искренне полюбила его.

Решение кронпринца жениться на польской принцессе было с восторгом встречено родителями невесты; с одобрением к выбору Жозефа Луи отнеслись его отец и мачеха, хотя последняя впоследствии испытывала глубокую личную неприязнь к невестке. 22 апреля 1864 года в Соборе Парижской Богоматери состоялось бракосочетание. После свадьбы молодожёны поселились во дворце Фонтенбло, подальше от шумной столицы; даже после восшествия Наполеона IV на престол Фонтенбло остался излюбленной резиденцией императорской четы.

Германская война

Атака французской кавалерии

Атака французской кавалерии под Гамбургом

В 1868 году разразилась Германская война, и кронпринц, будучи сам офицером французской армии, отправился на фронт. Он был направлен на север Германии, под начальство маршала Патриса де Мак-Магона. Мак-Магон был неумелым и безынициативным командиром; столь высокий пост он получил благодаря своим победам во время франко-турецкой войны и личной протекции императора. «Боевое крещение» принца 21 августа 1868 года состоялось при Эрфурте; во время него Жозеф Луи командовал одной из кавалерийских атак. 12—15 сентября того же года состоялось сражение за Гамбург. Прусские войска теснили союзную армию, рассчитывая нанести удар по французским позициям неподалёку от штаба и обратить французов в бегство. Однако в этот же момент Жозеф Луи нанёс весьма смелую и дерзкую атаку, направив своих кавалеристов на фланг прусской армии. Эта атака ошеломила пруссаков и замедлила их наступление; после неё кронпринц отступил обратно к французским позициям. Благодаря атаке французской кавалерии основные силы союзной армии смогли организовать отступление и тем самым избежали разгрома, однако в ходе неё почти половина кавалерийского отряда пала в бою либо получила тяжёлые ранения; сам же Жозеф Луи отделался лёгким ранением в левую руку.

Французское командование оценило личную храбрость Жозефа Луи, а сам Наполеон III наградил сына орденом Трёх золотых рун. Однако в последующих битвах удача не благоволила наследнику императорского престола; так, в битве при Фульде, состоявшейся 30 марта 1870 года, принц направил своих солдат и офицеров на самоубийственную атаку, а сам чудом не попал в плен. И хотя на фоне этого позорного для Франции сражения неуспех Жозефа Луи остался незамеченным, однако последний воспринимал его как своё личное поражение и во всех последующих боевых действиях принимал лишь формальное участие, передоверив командование Луи Жюлю Трошю.

Во главе либеральной фронды

Император французов