ФЭНДОМ

Народное Вече

Народное Вече

Народное Вече Российской Республики — высший законодательный орган государственной власти Российской Республики. Учреждён в 1826 году. В Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган.

Народное вече — однопалатный парламент, располагающийся в столице России — Волгограде.

Формирование

Порядок формирования Народного вече — выборы. Согласно Конституции России 1827 года выборы в Народное вече прямые, проходящие по мажоритарной системе относительного большинства в двумандатных округах.

Всего в России 250 избирательных округов на которых избирают по двум депутатам от округа. Так в каждой из 10 областей республики — по 50 депутатов, а в каждой губернии — по 10 депутатов, соответственно избирательный округа формируются внутри губерний. Деление округов в Губернии не обязано соответствовать границам уездов, а потому законодательные органы власти Губерний сами определяют расположение и границы избирательных округов. Этим часто манипулировали избранные депутаты. Два кандидата, получившие на выборах в своём округе большинство голосов, становиться депутатом Народного вече на пять лет.

Депутатом Народного вече может быть избран мужчина (с 1915 года избирательное право получили женщины) достигший 22-летнего возраста и прошедший образовательный (наличие среднего образования) и имущественный цензы (до 1915 года).

Право избирать депутатов имеют все мужчины (с 1915 года избирательное право получили женщины) старше 20 лет, платящие налоги, за исключением осуждённых и иностранцев.

В случае смерти депутата или утраты им своих полномочий, ему на смену назначается представитель от той же губернии, в которой он был избран. Чаще всего, его заменяет депутат-однопартиец, не прошедший в Народное Вече по избирательному округу той же губернии, что и он. Таким образом, не теряется представительство губернии в законодательном органе. В случае с самовыдвиженцами депутатское место отдаётся кандидату занявшему второе место. Были случаи продажи депутатских мест на основе данного правила.

После распределения депутатских мест начинается формирование политических фракций, которые чаще всего образуются вокруг политических партий. Законом также не запрещен переход из одной фракции в другую, поэтому история Народного вече знает случаи, когда депутаты одной партии уходили во фракции других партий. В последующие дни фракции формируют правящую коалицию, которая избирает Державную Думу.

Полномочия

Конституция Российской Республики определяет следующие полномочия Народного вече:

  • Издавать законы.
  • Устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы.
  • Приостанавливать действия указов Думы и министерств.
  • Объявлять войну и заключать мир.
  • Избирать председателя Державной думы.
  • Утверждать министров Державной думы.
  • Решение вопроса о доверии Державной думы.

Здание Народного вече

После принятия первой российской конституции в 1827 году, Народное вече было решено перенести в новую столицу Волгоград (бывший Нижний Новгород). Зданием, где будет размещаться главный законодательный орган республики было принято разместить в Присутственные Места, располагавшееся в Кремле.

Общий вид здания Народного Вече

Общий вид Народного вече в 1925 году.

Работа депутатов первого созыва проходила параллельно с перестройкой дворца. С 1827 по 1835 года к зданию были пристроены новые корпуса, был полностью обновлён внешний вид здания.

В 1856 году началось строительство западной пристройки. В центре этой пристройки располагалось площадь, похожая на площадь перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. В центре этой площади был установлен столб.

Основные Политические силы

Основная статья: Политические фракции России

Первая половина XIX века

Двумя основными политическими силами России до 60-х годов XIX века были две политические партии — «Народная воля» и Конституционная партия. Хотя многие из депутатов были независимы, но фактически после вхождения в парламент каждый из них старался примкнуть к политическим фракциям, какими и были «Народная воля», и Конституционная партия. Между тем некоторые депутаты сохраняли нейтралитет и время от времени вступали то на сторону один, то на сторону других.

Уже к 40-м годам XIX века большая часть депутатов стала баллотироваться от политических партий, так как они активно содействовали в финансировании кандидата на выборах. Кроме того, большую роль играло то, что часть избирателей голосовала не за политическую программу кандидата, но за более близкую избирателю партию и наоборот.

Вплоть до начала 60-х годов XIX века важнейшими и наиболее сильными политическими фракциями были «Народная воля» и Конституционная партия. Обе партии возникли вскоре после революции вокруг двух крыльев революционного движения — более радикального республиканского и более меренного конституционного. После принятия конституции они фактически образовали либеральную и консервативную фракции российского политического спектра.

«Народная воля» придерживалась позиций сильной исполнительной власти, централизации в региональной политики и умеренной протекционистской политики в экономике. Первоначально состояла из приверженцев крестьянской реформы с наделением земли.

Конституционная партия стремилась к укреплению власти законодательных органов власти, децентрализации и невмешательство в дела местных властей, а также за сильную протекционную политику в экономике. Первоначально состояла из сторонников крестьянской реформы с безземельным освобождением.

Вторая половина XIX века

Раскол «Народной Воли» и последовавшая за ней первая избирательная реформа привела к тому, что российская политическая система стала трёхпартийной. Новая избирательная система заключалась в том, что теперь в избирательном округе выбиралось по двое депутатов, но при этом число избирательных округов уменьшалось вдвое.

Небольшие изменения в избирательную систему привели к тому, что сформировалась трёхпартийная система, важнейшими фракциями которой стали либералы (Гражданская воля), консерваторы (Конституционная партия) и народники (Народный союз).

«Гражданская Воля» придерживалась либеральных и фритредерских позиций, поддерживая права и свободы граждан, а также стимулируя железнодорожное строительство, которое, по их словам, должны "объединить различные уголки России в стремительном движении в будущее".

Конституционная Партия продолжала поддержку консервативных устремлений, в чём последовательно выступала за ограничения некоторых свободы с целью "поддержания порядка в делах государственных и хозяйственных". Значительный уклон заключался в протекционистской политике государства по отношению к российской промышленности.

«Народный Союз» объединяла либерально-трудовое движение, выступая за расширение прав рабочих, раздачи свободных земель на безвозмездной основе, увеличение объёма социальных обязательств государства и капиталистических предприятий, создание всеобщего доступного образования.

«Российские регионы» выражала интересы местных властей регионов России, продвигая децентрализацию в региональной политике и передачи части финансовых и политических инструментов региональным властям.

Начало XX века

Развитие социальных отношений, индустриализация и стремительный рост городов привели к изменениям в политической сфере. Вместе с тем быстрое промышленное развитие, серьёзный экономический кризис и Великая война в начале XX века привили к высокой социальной активности. Одним из результатов такой активности стало расширение избирательных прав в 1915 году.

«Гражданская Воля» (Вольная Республиканская партия) поддерживала права и свободы граждан, неприкосновенность частной собственности, невмешательство государства в экономику и снижение пошлин и налоговой нагрузки на промышленность.

«Народный Союз» (Российская Социал-Демократическая партия) выступал за расширение избирательных прав, увеличение прав рабочих и создание широких социальных гарантий для рабочего класса. Левое крыло фракции активно выступает за национализацию ведущих отраслей промышленности, банков и объектов инфраструктуры.

Конституционная партия последовательно выступала против внедрения социальных гарантий, поскольку считала, что развитие социальных отношений на производстве должно происходить без вмешательства со стороны государства.

Прогрессивная Партия выступала за расширение социальных льгот и гарантий и реформирование налоговой системы, при этом поддерживает право неприкосновенности частной собственности.

«Рабочая группа» продвигала идеи глобальных социальных перемен, обобществления (по средствам национализации) крупнейших производств, инфраструктурных объектов и банковской системы.

«Мирный альянс» был небольшой фракция депутатов, возникшая в период Великой войны с целью скорейшего заключения мирного договора с Германией и Венгрией.

Созывы

I Созыв

(1827 — 1832)

Народное Вече I созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народная воля» 268
Конституционная партия 170
Независимые 62

На первых выборах России победила партия «Народной воли», которая получила абсолютное большинство в парламенте и смогла продвинуть республиканскую конституцию, а так же провести ряд радикальных реформ, в том числе и Крестьянскую реформу 1827—1830 годов. Главой Российской Республики был избран Павел Пестель.

II Созыв

(1832 — 1837)

Народное Вече II созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 240
«Народная воля» 204
Независимые 56

На выборах 1831 года «Народная воля» потеряла 64 места в парламенте, во многом благодаря финансированию бывшими помещиками, которые пострадали от Крестьянской реформы, кандидатов от Конституционной партии. Однако Конституционная партия так и не смогла завоевать большинство в Вече, поэтому главой Республики остался Павел Пестель, который, впрочем, уже не мог продвигать радикальные реформы в более консервативном парламенте.

III Созыв

(1837 — 1842)

Народное Вече III созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народная воля» 250
Конституционная партия 171
Независимые 79

Выборы 1836 года вновь вернули абсолютное большинство «Народной воле» Пестеля, который был так же переизбран. Народовольцы вновь вернули себе возможность проводить реформы в стране, важнейшей из которых стала промышленная реформа.

IV Созыв

(1842 — 1847)

Народное Вече IV созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 278
«Народная воля» 174
Независимые 48

На выборах 1841 года большинство мест в парламенте получили Консерваторы, который смогли сменить главу Республики. Новым руководителем России стал Сергей Трубецкой. В этот период государство усиливает свою колониальную политику.

V Созыв

(1847 — 1852)

Народное Вече V созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народная воля» 270
Конституционная партия 162
Независимые 68

Несмотря на то, что на выборах в Вече 1846 года большинство голосов получили народовольцы, Павел Пестель отказался претендовать на пост главы Республики и поддержал действовавшего тогда Сергея Трубецкого, тем самым сохранив целостным дуумвират, заключенный ещё в 1826 году.

VI Созыв

(1852 — 1857)

Народное Вече VI созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народная воля» 289
Конституционная партия 158
Независимые 53

Уход из политики лидеров-декабристов Трубецкого и Пестеля кардинальных изменений в политике страны не принесли. Новыми правителями России стали народовольцы Яковлев и Огарёв, которые сформировали новый дуумвират, который с смог устоять перед лицом внешней угрозы, доказав эффективность российских государственных и военных институтов.

VII Созыв

(1857 — 1862)

Народное Вече VI созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народная воля» 257
Конституционная партия 183
Независимые 60

Успехи нового поколения либеральных политиков позволили удержать ими власть. Абсолютным большинством в парламенте «Народной воле» удалось принять законы об образовании, которые, впрочем, раскололи либеральную партию.

VIII Созыв

(1862 — 1867)

Народное Вече VIII созыва
Фракции Количество мест в Вече
«Гражданская воля» 193
Конституционная партия 155
«Народный союз» 98
Независимые 54

Введение новой избирательной системы и раскол в «Народной воле» сформировал в России трехпартийную систему, которая в вела более демократичную модель работы Народного Вече, работающую на основе коалиции большинства или на условиях взаимных компромиссов.

IX Созыв

(1867 — 1872)

Народное Вече IX созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Гражданская воля» 202
Конституционная партия 132
«Народный союз» 108
Независимые 58

В второй раз председателем Державной Думы был назначен Виссарион Белинский. В период IX созыва был принят ряд законов, который заложил основу будущей трудовой реформы. Тогда же были приняты различные решения касающиеся строительства Великого Сибирского Пути.

X Созыв

(1872 — 1877)

Народное Вече X созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народный союз» 174
Конституционная партия 173
«Гражданская воля» 99
Независимые 54

Новым главой Республики стал Николай Чернышевский, выдвинутый коалицией бывших народовольцев. В этом созыве были приняты законы значительно облегчавшие положение рабочих.

XI Созыв

(1877 — 1882)

Народное Вече XI созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 190
«Гражданская воля» 145
«Народный союз» 112
Независимые 53

Принятые трудовые законы вызвали бурное неодобрение в «Гражданской воле», депутаты от который выступили против сохранения коалиции с народниками. Успехи консерваторов на выборах в Вече, позволили им переманить на свою сторону либералов и сделать главой Державной Думы Бориса Чичерена. Который начал проводить экспансионистскую политику в отношении Средней Азии и заморских территорий. Тогда же была принята концепция политики «твёрдой руки».

XII Созыв

(1882 — 1887)

Народное Вече XII созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 214
«Гражданская воля» 124
«Народный союз» 100
Независимые 62

Сохранение большинства за консерваторами позволили им продолжить политику «твёрдой руки», и в 1883 году была принят закон о цензуре, принятый 251 голосом.

XIII Созыв

(1887 — 1892)

Народное Вече XIII созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народный союз» 130
Конституционная партия 129
«Гражданская воля» 125
«Российские регионы» 70
Независимые 46

Нарастание силы рабочего движения, позволило «Народному Союзу» получить наиболее число голосов, однако он не смог ни с кем построить коалицию. Впрочем, коалиция «Гражданской Воли» и Конституционной партии также не набирали абсолютного большинства в Вече. Тогда после трёхнедельного простоя, было решено пойти на компромисс: была сформирована Державная Дума «Единства и согласия», состоявшая из равного представительства всех партий, при том что её председателем стал руководитель фракции Российских регионов — Александр Сибиряков, а первым членом — Сергей Муромцев.

XIV Созыв

(1892 — 1897)

Народное Вече XIV созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Гражданская воля» 171
Конституционная партия 135
«Народный союз» 107
«Российские регионы» 47
Независимые 40

Возросшая популярность либералов позволила им, вместе с фракцией консерваторов сформировать новую коалицию и кабинет министров. Первый срок Муромцева характеризовался продолжением политики предшественников и небольшим ослаблением протекционистской политики государства и передачи полномочий регионам. В 1894 году были приняты новые более либеральные редакции законов «о цензуре» и «праве на забастовку».

XV Созыв

(1897 — 1902)

Народное Вече XV созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Гражданская воля» 176
Конституционная партия 149
«Народный союз» 89
Российские регионы 34
Независимые 52

Главным событием Вече XV созыва стал закон о новых тарифах, которые перераспределяли пошлины с предметов потребления на сложные промышленные товары.

XVI Созыв

(1902 — 1907)

Народное Вече XVI созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 184
«Народный союз» 145
«Гражданская воля» 101
«Рабочая группа» 16
Независимые 54

XVII Созыв

(1907 — 1912)

Народное Вече XVII созыва
Фракция Количество мест в Вече
Конституционная партия 164
«Народный союз» 146
«Гражданская воля» 112
«Рабочая группа» 20
Прогрессивная партия 17
Независимые 41

XVIII Созыв

(1912 — 1917)

Народное Вече XVIII созыва
Фракция Количество мест в Вече
«Народный союз» 198
Вольная Республиканская партия 107
Конституционная партия 90
Прогрессивная партия 32
«Рабочая группа» 19
«Мирный альянс» 16
Независимые 38

XIX Созыв

(1917 — 1922)

Народное Вече XIX созыва
Фракция Количество мест в Вече
Российская Социал-Демократическая партия 220
Вольная Республиканская партия 128
Конституционная партия 91
Независимые 61

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики