ФЭНДОМ

Национальная Гвардия России
Флаг НГР
Флаг Национальной Гвардии России
Дата существования 1991 - настоящее время
Страна РДФР
Подчинение Президент РДФР
Тип Внутренние войска, резерв Вооруженных сил, Элитные войска
Роль Защита общественного порядка, проведение КТО в пределах, и за пределами России, защита от иностранного вторжения, миротворческие военные операции, и резерв вооруженных сил
Численность 580 000
Nickname "Гвардейцы", "Рижане", "Краповые береты", "Орлята"
Motto Победишь себя, будешь непобедим!
Участие в войнах "Черный передел"

Войны и конфликты на постсоветском пространстве Югославская война. Вторая Афганская Война. Миротворческие операции в Заире, Руанде, Анголе, Намибии.

Командование
Верховный главнокомандующий Президент РДФР

Национальная Гвардия Российской Демократической Федеративной Республики специальные воинские формирования, предназначены для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств, защиты страны от иностранного военного вторжения, а так же для миротворческих и военных операций. Создана по образцу Американской Национальной Гвардии, которая выступает в США как войска поддержки сил правопорядка, так и как резерв Вооруженных Сил, в 1991-1992 годах.

Являясь резервом Вооруженных Сил, НГР имеет при этом собственные подразделения ВДВ, Авиации, и Морской пехоты подчиненные структурно общему командованию Национальной Гвардии. Подразделения Национальной Гвардии имеют крайне высокую подготовку, из-за чего справедливо можно судить что НГР является элитными войсками. Как и в случае с ВДВ, и Морской пехотой, в НГР невозможно попасть по призыву в рамках смешанной системой набора военнослужащих, а можно только по контракту. Минимальный контракт военнослужащего в НГР - 4 года. При этом как и в случае с ВДВ и Морской пехотой, кандидат на вступление в НГР должен иметь за плечами 3 года срочной службы, и иметь необходимые навыки(Стрельба, Ножевой бой, Рукопашный бой, и т. д.). НГР подчиняется напрямую Президенту как Верховному главнокомандующему. Находясь на территории России, НГР организационно подчиняется МВД России. Находясь за рубежом НГР подчиняется командованию контингента войск, которое в свою очередь имеет прямую связь с Генштабом и Президентом.

Коды номерных знаков транспортных средств - 11, 15, 19

История

Создание НГР

НГР как войсковое подразделение берет свое начало во времена Июльского путча, когда ГКЧП и верные ему войска окружили Белый дом и готовились к штурму. Ранее идея о создании Национальной гвардии России была высказана Президентом РСФСР Валерием Соколовым и народным депутатом СССР и РСФСР Александром Руцким в начале 1991 года, во время кровавых событий в Прибалтике. Соколов справедливо опасался, что на подобные меры Горбачев и правительство СССР может пойти и против него, и недвусмысленно заявлял о том, что демократия в России в опасности. В частности Соколов выступал за упразднение Внутренних Войск, и за создание национальных гвардий остальных республик СССР, вместе с возвращением "Хрущевской практики"(В то время было модно ставить в пример реформы Хрущева) упразднения общесоюзного Министерства Внутренних Дел СССР и передачи его функций МВД Союзных республик. Однако тогда решение об этом не прошло, так как Горбачев справедливо опасался того что Соколов использует новую гвардию против него.

В первые два дня путча Белый дом защищали демонстранты, в основном жители Москвы, а также перешедшая на сторону народа танковая рота под командованием капитана Сергея Евдокимова. Кроме того было создано в первые сутки нерегулярное боевое подразделение из бывших участников Афганской войны, сторонников демократических реформ, и других защитников Белого Дома Отряд "Россия". Кроме этого МВД РСФСР сохранило верность законноизбранному президенту Соколову, и местные подразделения ОМОНа вместе с Вильнуским и Рижским ОМОНами выведенными из Прибалтики по приказу Баранникова заняли оборону Белого дома. Кроме того на сторону народа перешли и другие солдаты. Однако единого командования до сих пор не было, и отряды обороны были импровизированными. Кроме этого Корпус спасателей перешел на сторону народа во главе с Сергеем Шойгу, кроме этого Шойгу передал в распоряжение защитников 1000 единиц стрелкового оружия предназначенного для нужд Гражданской обороны.

По совету Руцкого, Соколов создал Национальную гвардию, для защиты конституции РСФСР. По сути объединить разрозненные военные отряды перешедшие на сторону народа в единое командование. На третий день была создана гвардия. Командующим был назначен Чеслав Млынник как самый старший по званию среди защитников состоявших в вооруженных силах на тот момент, и бывшего руководителя Рижского ОМОНа. Общее командование Национальной гвардией осуществлял Государственный комитет обороны РСФСР(Преобразованный тогда же в министерство обороны РСФСР), и лично Соколов как главнокомандующий Национальной гвардией. Вскоре на сторону народа перешел тогда только сформированный при ОМСДОН отряд специального назначения известный в будущем как "Витязь" под командованием Лысюка, который отказался выполнять приказы руководителей дивизии. Была построена мощная оборона, с учетом опыта Рижан, и Вильнюсцев, а так же присутствия в Гвардии огромного количества грамотных офицеров и ветеранов войны в Афгане(В Гвардии состоял и сын Соколова Юрий). Кроме того был создана Московская бригада Национальной Гвардии РСФСР, которая так же состояла из импровизированных вначале отрядов, и защищала Мэрию, и Останкино. В Ленинграде где Бондарев и местная интеллигенция с ветеранами и националистами вывели на площади людей так же был создана Бригада Национальной Гвардии. Ночью четвертого дня начался штурм Белого дома, и Останкино силами Дивизии Дзержинского под командованием преданных Путчистам людей. Соколов через систему громкой связи обратился с призывом к Гвардии:
Солдаты Гвардии России! Я раздавил Венгерскую демократию в 56-м! Но я не дам раздавить нашу Русскую демократию, я умру защищая её, и людей которым она дорога которые пришли защищать её без оружия, я умру на своем посту и не позволю этого! Вы воевали в Афганистане, некоторые выполняли преступные приказы как я уже в нашей стране! Вы единственные кто имеет военный опыт среди тех кто пришел сюда под стены Белого дома! Вам дорого то же что и этим людям! Вы как и я устали от преступных приказов! Безоружные укрылись здесь от танков ГКЧП! За вашими и моей спиной люди, за которых стоит умереть, за которых стоит бороться, потому что они такие же как вы! Они ваши друзья, ваши любимые, ваши родные, или просто знакомые, или даже незнакомые вам но все же ваши единомышленники! Они как и мы - кровь нашей страны! Мы обязаны стоять за них до конца, за этих людей! Их жизни бесценны как и ваши! Но они не могут воевать, это можете вы! Но противник сильнее, и скорее всего мы не выстоим! И потому я как ваш главнокомандующий приказываю вам умереть на ваших позициях, но не позволить им убить этих людей! Я буду сражаться с вами плечом к плечу, и умру вместе с вами, но спасу жизни этим людям! Я не позволю ГКЧП уничтожить их, и вместе с ними нашу демократию! Я приказываю вам стоять до последнего! Ни шагу назад, позади невинные люди!
После внушительной и эмоциональной речи Соколова которую сумели записать на видео и впустить в эфир в Останкино, бойцы гвардии были настроены воевать до последнего. Каждый метр подхода к белому дому оплачивался ГКЧП большими потерями как и потерями среди гражданских. Стрельба по беззащитным людям еще больше настроила Гвардейцев на сопротивление. Многие солдаты ВВ СССР не выдержали психологического давления и стали отказываться вступать в бой. В ответ на это Белый дом принялись обстреливать из танков. К 6 часам вечера того же дня после неудачных попыток штурма и неудачных обстрелов, а так же известия о восстаниях по всей стране. Командующий ВВС СССР Шапошников, его зам Дайнекин, и командующий ВДВ СССР Грачев принял сторону народа и под видом помощи атакующим захватил штаб дивизии Дзерджинского принудив её командование прекратить штурм, после чего выступили с совместным заявлением. В тот же день на внеочередной экстренной сессии Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов официально объявил ГКЧП вне закона. На пятый день члены ГКЧП были арестованы. В последствии прокатилась волна судебных процессов. Сопротивление Национальной гвардии путчу и его эффективность прославила гвардию на многие годы вперед, и сделало её бойцов настоящими национальными Русскими героями. Тогда же был озвучен лозунг - "В бою рождается гвардия, а в кабинетах жандармерия". Созданная для организации защиты Белого дома, многие общественные организации и защитники Белого дома после этого создали "Движение Национальной Гвардии" которое возглавили герои обороны Руцкой, Млынник, и Лысюк. Последний занял особое место как спецназовец командовавший отрядом Крапповых беретов, элитной части ВВ СССР, и принявший сторону народа, отказавшийся следовать преступным приказам устраивать "Жандармские" налеты. Движение стояло на том что бы сохранить Гвардию, более того сам Соколов как символ борьбы с путчем и как консолидирующая фигура, поддерживал эту идею так как желал обезопасить себя от возможного повторения ГКЧП,

После Беловежских соглашений, и Алма-Атинской декларации, Соколов тем не менее не стал расформировывать гвардию по просьбам некоторых генералов, а влил её в состав вооруженных сил Новой России, и вскоре начал формировать её по принципам национальной гвардии США. Был создан оргкомитет при президенте РСФСР, главой которого был А. В. Руцкой. Вначале проект закона о создании Национальной Гвардии и устав Гвардии регулировался всесоюзным законодательством, однако после создания СНГ устав регулировался исключительно Российской конституцией. Беря пример с США были созданы авиационные подразделения. 28 декабря 1991 года был подписан указ о "создании Национальной Гвардии РСФСР(Название страны было изменено в середине следующего года)". Началась история Национальной Гвардии. Кроме этого были расформированы Внутренние войска СССР, и их кадровый состав был переподчинен НГР. Создан так же Совет НГР при Президенте России.

1992-1998

В первые годы НГР проходила стадию формирования, была принята совершенно иная форма организации чем в вооруженных силах, которая показала свою эффективность. Кроме этого были созданы Казачьи части НГР. Одновременно с этим проводилась культурно-просветительная работа, и военно-патриотическая, направленная на популяризацию НГР. Частям НГР присваивали номера и знамена гвардейских частей времен ВОВ, и создавались новые. Казачьим частям так же вручались исторические знамена. Параллельно велись работы в совершенствовании функций управления, и организации, как и совершенствования спектра выполнения задач. Помимо военный функций, предполагалось так же использовать Гвардию как "полицейскую" силу, учитывался опыт ВВ СССР, и опыт других стран в частности США, которые не редко применяли Гвардию для подавления восстаний. Кроме этого НГР насчитывавшая 70 000 человек стала полигоном для создания будущей контрактной системы Вооруженный сил России.

Первым серьезным испытанием для НГР стал Осетино-Ингушский конфликт, где подразделения собранные в основном из местных контрактников(В основном из Терского Казачьего Войска) при минимальном участии бригад из других регионов успешно предотвратили кровопролитие. Другим экзаменом стало подавление беспорядков в Кабардино-Балкарии, где ветеран Абхазской войны, бывший военный и начальник отдела Конфедерации Народов Кавказа Султан Сосналивев попытался совершить подобие Чеченской революции в Грозном по примеру Дудаева. Гвардия успешно справилась с попыткой переворота в Кабардино-Балкарии, и подавила вооруженные отряды КНК, и местных демонстрантов. Донская Казачья Бригада НГР совместно с Кубанской Казачьей Бригадой НГР в том же году успешно справились с беспорядками в Карачаево-Черкессии, и обеспечением порядка при ликвидации Адыгеи. Однако впереди был самый страшный экзамен, а именно Чечня.

В годы войны в Чечне НГР составляла костяк группировки войск там, а именно 68% подразделений Российских войск в Чечне были подчинены НГР и лично президенту Соколову. Во время войны там благодаря грамотному командованию части НГР и Подразделения Спецназа НГР показали на что они способны, а благодаря комбинации военной науки с "полицескими" хитростями удавалось подавлять мирное сопротивление и отсекать комбатантов боевиков от некомбатантов. Успешное применение НГР при Штурме Грозного, и ранее при отсеивании террористов из покидающих город граждан создало имя НГР как самым профессиональным войскам России, и самое главное НГР благодаря этой войне показала всю перспективной Контрактной системы. Командующий НГР в Чечне генерал Анатолий Романов ранее принимавший активное участие в формировании НГР, успешно применял советский опыт Внутренних войск, полицейские методы различных стран мира, и чистую военную науку, вместе с специально подготовленными, вместе с узкопрофильными подразделениями, во многих случаях операции НГР и Спецназа НГР были куда более эффективнее чем операции Сухопутных войск и даже Спецподразделения "Альфы", на этой войне сказало свое слово легендарное подразделение "Витязь" во главе с Лысюком.

Параллельно с операцией в Чечне НГР проходила многочисленные военные учения, кроме того как резерв Вооруженных сил, НГР была как и Национальная Гвардия США обязана участвовать во внешних военных операциях. Офицеры НГР и многие подразделения посылались в командировки в Карабах, Абхазию, и Таджикистан. Была введена практика ротаций, по приказу Соколова, так как каждое подразделение НГР обязано побывать в бою. Вместе с ростом уровня боевой подготовки рос и престиж НГР как военной структуры.

В 1996-1997 НГР приняла участие в Крымской войне, где 4 бригады НГР включая и Московскую приняли участие в ожесточенных боях с Украинскими войсками. Широко известной стала "Битва Гвардий" где НГР и НГУ созданная по похожим принципам участвовали в сражении и воевали против друг друга в Джанкое где верх одержала НГР. Менее известны битва гвардий в Симферополе и в Алупке. Спецподразделение "Витязь" принимало активное участие в штурме аэропорта Симферополя, и самого этого города, где вновь показало свою выучку. После до 1998 подразделения НГР находились в Крыму проводя там Контртерроистические операции. Вместе с тем продолжалась война в Чечне.

1998-2005

После выборов в президенты и переизбрания, Соколов по опыту НГР начал переводить армию на исключительно контрактную систему, и начал новое сокращение Армии. НГР показавшая свою мобильность и эффективность стала увеличиваться в размерах, и в соответствии с новым пакетом реформ главы Совета НГР при Президенте России Степашина, и командующего национальной гвардией Анатолия Романова, НГР должна была стать резервом вооруженных сил, и активно участвовать в военных операциях за рубежом. Так как локальные партизанские войны стали основным видом войны в последние десятилетия, и для решения контртеррорстических и антипартизанских задач вместе с задачами полицейского характера нужны были подразделения нового типа совмещающие в себе функции полиции, и функции военной силы. Чеченский опыт стал активно внедряться в новую военную доктрину России. Соколов же начал вести активную внешнюю политику, используя Российских миротворцев в различных уголках мира, в частности в Заире и Руанде с Анголой, а позже и в Намибии. И в Албании на ранних этапах. Имея формальные функции миротворцев, Российские военные принимали активное участие в подавлении враждебных демонстраций, и восстаний. На этом фоне НГР с её бесценным опытом полученном при удачном гибридном эксперименте с контрактной системой, стала активно участвовать в заграничных операциях. Особо ценным стал её опыт войны с терроризмом.

Престиж гвардии при этом рос, в неё записывалось всё больше контрактников, однако еще ранее были введены жесткие ограничения, и попасть в гвардию могли только те кто пройдут тестирование. Кроме того в самой гвардии не каждый мог носить Крапповый берет, и на право его ношения тоже нужно было пройти тестирование, что вместе со специальной подготовкой обусловило высокую боеспособность НГР. В частности по многим показателям НГР превосходила Европейские аналоги, в частности Бундесвер.

Историческая миссия по предотвращению геноцида в Руанде и стабилизации обстановки в Заире вместе с Крымом, сделала международное имя НГР. Позднее НГР, в составе вооруженных сил принимала участие в Миротворческой Операции "Альба" в Албании, а после 1999 и в гражданской войне там. Кроме этого вместе с ВДВ НГР принимала активное участие в войне в Косово, и в Боснийской войне на территории Хорватии.

В 2001 году НГР принимала участие в Афганской кампании, как и в кампании против Албании совместно с США. А в 2003 году бригады НГР сформированные в дивизии приняли участие в Иракской войне вместе с ВДВ и МП, в последующем войска НГР принимали участие в Иракской войне, проводились частые ротации личного персонала. Тоже самое было и в Афганистане, и в Албании, связи с международной войной с терроризмом. В 2004 году НГР принимала активное участие в отражении Шиитского наступления в Ираке. Некоторые подразделения командировались в Туркмению.

Отдельно стоит упомянуть создание Чеченских подразделений из подразделений ВСЧР противников Дудаева, в частности Батальонов "Север" под командованием Апти Баталова, "Восток" под командованием Лабазанова, "Запад" под командованием Гантамирова, и "Юг" под командованием Какиева. Данные батальоны входили в состав различных бригад Национальной Гвардии России на правах отдельных батальонов, и после войны в Чечне участвовали в войнах за пределами России. Кроме данных Чеченских подразделений, были созданы подобные подразделения и в Дагестане, и в Ингушетии с Северной Осетией.

С 2005 года

Структура

Цели и задачи

Задачи Национальной Гвардии России определены в Федеральном законе «О Национальной Гвардии»:

  • участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
  • охрана важных государственных объектов и специальных грузов
  • участие в территориальной обороне государства и защите от иностранного вторжения
  • оказание содействия Пограничной Службе АФБ РДФР в охране Государственной границы РДФР
  • борьба с терроризмом и обеспечение контртеррористической операции
  • Проведение войсковых операций за рубежом, и миротворческих операций
  • резерв вооруженных сил
  • охрана исправительных колоний и конвоирование заключенных (наряду с частями ГУИН)

​Несмотря на то, что НГР построена по типу армии, в состав Российской Армии она не входит, но обладает рядом ее функций. В отличие от армии, задачей Национальной Гвардии является защита конституционного строя и охрана общественного порядка внутри страны. В случае посягательства на суверенитет государства извне (пограничный вооруженный конфликт, агрессия со стороны другого государства), Национальная Гвардия совместно с армией и пограничными войсками в составе ВС РДФР привлекается к отражению агрессии. При ведении войны на территории иностранных государств, часть Национальной Гвардии, отправленная на территорию другой страны переходит под командование Министерства Обороны. 

Войсковая структура

  • органы управления внутренними войсками;
  • соединения и воинские части оперативного назначения (мотострелковые);
  • специальные моторизованные соединения и воинские части;
  • соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;
  • авиационные воинские части;
  • морские воинские части;
  • военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • разведывательные воинские части (подразделения);
  • воинские части (подразделения) специального назначения;
  • учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности национальной гвардии (учебные, связи и другие).

Региональные командования

Спецподразделения

Высшие учебные заведения

  • Новосибирский военный институт Национальной Гвардии России им. генерала армии И. К. Яковлева 
  • Пермский военный институт Национальной Гвардии России
  • Санкт-Петербургский военный институт Национальной Гвардии России
  • Саратовский военный институт Национальной Гвардии России

Также в Военном Университете МО России существует факультет Национальной Гвардии России.

Вооружение

На вооружении Национальной Гвардии России находятся такие образцы оружия, как: Пистолет Макарова (ПМ/ПММ), Автоматический Пистолет Стечкина (АПС), Пистолет Бесшумный (ПБ), пистолет "Грач" (ПЯ), ОЦ-33 "Пернач), ПСС; пистолеты-пулеметы ПП-2000, "Кедр", "Бизон", "Кипарис", ST Kinetics CPW (производство Сингапур); автоматы АК-102, АК-103, АК-74М, "Вал", АК-12, ОЦ-14 "Гроза", АПС (автомат подводный специальный); снайперские винтовки СВД, СВДК, ВСС "Винторез", СВУ, Arctic Warfare, ВСК-94, АСВК, СВ-98; пулеметы РПК-74М, РПК-103, РПК-12, "Печенег"; гранатометы РПГ-16, РПГ-32, РГ-6, РГС-50, ГМ-93/94, "Матадор" (производство Сингапур). 

Также, на вооружении НГР находятся следующие образцы техники: артиллерийские орудия Д-30 и ПМ-38; автомобили УАЗ-3159, УАЗ-315195, УАЗ-3962, Урал-4320, Урал-43206, КамАЗ-5350; образцы бронетехники: БТР-70, БТР-80/82, БМП-2, БМП-3, БМП-4, БРДМ-2, БРДМ-2А, ГАЗ-2975 "Тигр", бронированные грузовики серии "Тайфун", "Бионикс" (производство Сингапур); самолеты ИЛ-76, Ту-154, Як-40, Ан-72/74, Ан-26, Су-25/39; вертолеты Ка-60, Ми-24/35, Ми-26, Ми-8/17. 

Известные части

Спецподразделение "Витязь"

ОМСДОН

Казачьи подразделения

Батальон "Север" (Чечня)