ФЭНДОМ

Николай Иванович Путилов
Николай Путилов
Род деятельности: Инженер, промышленник, изобретатель
Направление: Металлургия, строительство, кораблестроение
Рождение: 1820

деревня Ерюхино, Российская Империя

Смерть: 22 мая 1899

Санкт-Петербург, Российская Республика

Образование: Морской кадетский корпус
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Николай Иванович Путилов (1820 года, деревня Ерюхино — 22 мая 1899 года, Санкт-Петербург) — выдающийся русский инженер, изобретатель, предприниматель, основатель Путиловского завода в Санкт-Петербурге.

Биография

Николай Иванович происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года, умер рано, оставив семью без средств к существованию.

Николай Путилов за государственный счёт воспитывался с 1830 года в морской роте Невского Кадетского Корпуса, а в 1832 году, как лучший ученик, он переведен в Морской Корпус, откуда был выпущен 23-го декабря 1837 мичманом и оставлен в офицерских классах Морского Кадетского Корпуса.

Математику молодому Николаю преподавал академик Михаил Васильевич Остроградский, который сразу оценил блестящие способности Путилова к математике.

Кончая в 1840 году курс, он обратил на себя внимание статьёй, напечатанной в журнале «Маяк», об ошибке знаменитого французского математика Коши в его курсе интегрального исчисления. Следует отметить, что на эти вычисления опиралась вся артиллерия всех европейских стран. Статья молодого мичмана возбудила интерес знаменитого русского математика академика М.Остроградского, пригласившего Путилова к себе в помощники по исследованию некоторых вопросов внешней баллистики. Результаты совместного их труда были позднее напечатаны в «Записках Российской Академии Наук».

По окончании курса в офицерских классах, Путилов был произведен в лейтенанты и оставлен при Корпусе, где с 1841 по 1843 год преподавал гардемаринам математику, астрономию и навигацию, после чего ушёл в отставку, став чиновником по особым поручениям при директоре Кораблестроительного Департамента.

Деятельность в промышленности

Государственная служба

Ускорившееся строительство флота с назначением Сергея Петровича Трубецкого главой Республики выдвинуло Николая Путилова на передний план. Используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. Благодаря деятельности Путилова, в течение года было построено 67 канонерских лодок, приблизительно по 100 паровых сил, и 14 корветов по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками, для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская.

За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании, а отдельная награда была получена им за успехи в расходовании выделенных государством средств. Так благодаря умелому распределению ресурсов ему удалось сохранить около 10%. Наградой стала большая государственная премия, ставшая его первым крупным капиталом.

Путиловский завод

Путилов и Обухов

Путилов и Обухов

Полученные деньги Путилов инвестировал в переустройство финских кораблестроительных заводов, которые на его деньги модернизировали производство. В период Восточной Войны эти заводы приняли многочисленные заказы от государства. Сравнительно быстрое и качественное строительство кораблей на этих заводах позволили обогатиться Николаю Ивановичу. Кроме того эта война сблизила его с другим русским инженером-изобретателем Павлом Обуховым, который разработал в 1852 году технологию производства высококачественной стали. Уже после войны, в 1857 году Путилов, Обухов и Кудрявцев (как инвестор) организовали металлургический завод вблизи Санкт-Петербурга. За Обуховым оставалась технологическая и ресурсная составляющая проекта, а за Путиловым административная и инвесторская. Расходы было принято делить поровну. В последствие этот завод стал называться Обуховским.

Вскоре, в 1862 году, Николай Путилов выкупил государственный завод, производивший железнодорожные рельса. Железно-дорожное строительство, обладавшее тогда огромным спросом, обогатило Путилова, особенно в 1868 году в связи с началом строительства «Великого Сибирского Пути». В этот период на заводе была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов.

Путилов

Николай Путилов

В те годы Путилов изобрел новый метод: сверху, там, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса. Такие рельсы обходились на 30% дешевле импортных и были гораздо прочнее. Через год от правительства поступил новый заказ на 15 миллионов рублей: предстояло наладить производство пушек, военных и пассажирских кораблей.

Частному предпринимателю Путилову открылись многие особенности национального бизнеса. Путилов не давал взяток, но ему помогало близкое знакомство с руководством морского ведомства. С кем-то учился в корпусе, с кем-то строил флот, а к кому-то находил особый подход.

Развитие завода шло быстрыми темпами: за 5 лет завод стал крупнейшим металлургическим заводом в России. На самом Путиловским заводе тогда работало уже 2,5 тысячи рабочих.

Став одним из богатейших предпринимателей России Путилов, между тем не купил ни одной дачи, ни одного поместья и так не разу и не был в отпуске за границей.

В 1869 году Николай Путилов после путешествия по востоку Черноморской области, начинает строительство металлургического завода с рабочим посёлком, который в последствии приобретёт его имя — Путилово. Центральная часть Путилово развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции. В 1871 году Путилов выигрывает конкурс на строительство железной дороги на Донбассе, решая две проблемы разом — проблему вывоза продукции из города и повышении спроса на железнодорожную продукцию своей компании.

Петербургский глубоководный канал

Санкт-Петербургский глубоководный канал

В 1870 году началось строительство одного из самых грандиозных проектов Путилова: началось строительство большого морского порта в Петербурге, подведение к строящемуся порту железно-дорожных путей, а также строительство глубоководного канала от Кронштадта. На всё это было выделено огромные суммы денег из личных сбережений Путилова.

Строительство канала было завершено в 1876 году: канал имел глубину 6,7 м. и ширину 64 — 106 м., длина — 29,6 км. Из русла канала вынуто 8 млн м³ грунта. Стоимость сооружения составила 13 млн рублей. Это позволило значительно увеличить объёмы грузооборота Петербургского порта.

Инвестиции

«Великий Сибирский путь»

Основная статья: Великий Сибирский Путь

Николай Иванович Путилов сделал значительный вклад в строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

Начиная с 1869 года предприниматель организовывает Российское железнодорожное общество, которое собирает и инвестирует деньги в строительство магистрали. Немаловажно и то, что данная организация лоббировала свои интересы в прокладке маршрута транссибирской магистрали. Так, Николай Иванович лично вложил немало средств для прокладки железной дороги от Сибирска до Красноярска по кратчайшему пути, через деревню Кемерово. Эта деревня в последствии приобрела важный статус для самого Путилова, который в 1880 году начинает здесь угледобычу. За вклад в развитие деревни, а затем (с 1883 года) города, Путилов получил медаль «за Освоение Сибири. К 300-летию вхождения Сибири в состав России», а сам город был переименован в Путилово.

Проект Миклухи-Маклая

Компания «Путилов»

Путиловец СПб

Дом Компании «Путилов» в Санкт-Петербурге

В 1872 году была образовано акционерное «Общество Путиловских заводов», которая выпускала железнодорожные рельса, паровозы, вагоны, боеприпасы, пушки, орудийные башни для броненосцев, инструменты, крупногабаритные металлоконструкций и других видов промышленной продукции.

Одновременно на заводе развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, часовня, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения.

Путиловец

Центральное здание компании «Путилов» в Москве

Начиная с 1890-го года на Путиловском заводе началось производство сельскохозяйственной техники, которая стала конкурентом тракторам Фёдора Блинова. А в 1910 году компания начала освоение турбоэнергомашиностроения.

В 1898 году на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова в Санкт-Петербурге было построен дом компании «Путилов», который открывал сам Николай Путилов.

Затем, уже после смерти Путилова, в Москве была начато строительство небоскрёба-офиса компании. Его строительство завершилось в 1902 году, а открывшийся небоскрёб (187 метров) стал самым высоким зданием в Москве, обогнав Храм Христа Спасителя, и самым высоким зданием в мире до окончания строительства МетЛайф Тауэр в Нью-Йорке в 1909 году. Здание получило неофициальное название «Путиловец». Впоследствии своё прозвище «Путиловец» отдал самой компаний, которая в 1921 году была преобразована в Акционерное общество «Путиловец».

Путиловская Церковь

Путиловская церковь

Путиловская церковь

Николай Иванович умер вскоре после открытия дома его компании в Петербурге. К тому моменту была почти завершено строительство Церкви на пожертвования Путилова и его рабочих при Путиловском заводе на Петергофской дороге.

Автором проекта выступил зодчий Василий Косяков, оформивший фасад церкви в «неорусском стиле». Интерьер новой церкви был выдержан в древнерусском духе — над престолом, как в ярославских церквах, свисала золоченая сень на цепях. В 1900 году церковь святителя Николая Чудотворца была освещена. Тем не менее, в народе закрепилось название Путиловской, так как в ней был погребён сам Николай Путилов и его супруга Екатерина.

В 1905 году было организовано благотворительное общество.