Фэндом

Николай Гаврилович Чернышевский
Фотография
Должность: Глава Российской Республики
Предшественник: Виссарион Белинский
Преемник: Борис Чичерин
Рождение: 12 (24) июня 1828

Саратов, Российская Республика

Смерть: 30 октября 1898

Волгоград, Российская Республика

Образование: Петербургский Университет
Партия: Беспартийный
Гражданство: Российская Республика

Николай Гаврилович Чернышевский (12 (24) июня 1828 года, Саратов — 30 октября 1898 года, Волгоград) — российский государственный деятель, политик, учёный, публицист, писатель, философ. Глава Волжской Области (1857 — 1872, 1877 — 1882), пятый глава Российской Республики (1872 — 1877), член Верховного собора (с 1884 года).

Биография

Детство и юность

Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793 — 1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не окончив семинарию, в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к политической деятельности, а так же делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 году приступает к работе.

Глава Волжской Области

Памятник Чернышевскому.jpg

Памятник Чернышевскому

В 1852 году встретил будущую жену Анастасию Михайлову. Весной 1853 года переходит на работу в «Волжский вестник», где печатает свои статьи научного и публицистического характера. Благодаря своим «народным статьям» он становится широко известен в Волжской области, преимущественно в сельских районах. Особую роль в становлении Чернышевского как политического деятеля сыграла серия статей «Русские беседы», которые призывали крестьян участвовать в политической жизни государства путём выборов. В этих статьях Чернышевский критиковал идеи консерваторов и рассказывал о важности крестьянских общин с позиций социалистов.

Широкая поддержка масс позволила ему стать главой Волжской области в 1857 году. В этот период начинается развитие всеобщего образования в России, которое приобретает особые темпы на Поволжье. Здесь благодаря давлению и усилиям Николая Гавриловича наиболее высокими темпами строятся школы. В 1861 году в Саратове открывается университет заложенный Чернышевским.

Одновременно с высокими темпами строительства, наблюдались и положительные тенденции в области промышленного производства и железнодорожного строительства. Умелое руководство экономической сферой области, а так же поощрение развития кооперативного сельского хозяйства и строительства промышленных предприятий позволило обогатить как областную казну, так и её жителей. Благодаря успехам в развитии региона Чернышевский был переизбран в 1862 году. Своей деятельностью на посту губернатора Николай Гаврилович завоевал авторитет как среди социалистов, так и среди либералов.

Глава Российской Республики

Путь к власти

Отказ Виссариона Белинского выдвигаться в Державную Думу, грозились расторжением коалиции «Народного Союза» и «Гражданской Воли». Тогда в предвыборный период, в 1871 году, на межпартийной конференции в Саратове, которую, к слову, организовал близкий друг и единомышленник Чернышевского — Николай Добролюбов. На этой конференции обе партии («Народный Союз» и «Гражданская Воля») договаривались о компромиссном кандидате, который станет следующим главой республики. В тот момент, когда переговоры зашли в тупик Добролюбов выступил с предложением выставить выдвинуть на пост главы России беспартийного западника-социалиста Чернышевского. Делегаты на конференции высказались почти единогласно за его кандидатуру.

Некрасов, Добролюбов и Чернышевский.jpg

Некрасов, Добролюбов и Чернышевский

Действуя согласно законодательной процедуре существовавшей в Российской Республике, Николай Чернышевский выдвинулся как беспартийный кандидат в Народное Вече от Саратовской губернии Волжской области. Выиграв в своём избирательном округе, получив 81% голосов, он прошёл в Народное вече, где на первом заседании он был выбран в Державную Думу её председателем и по совместительству главой Республики. Его депутатское место было передано тому, благодаря кому он оказался в «большой политике» — Николаю Добролюбову.

Трудовая реформа

Николай Чернышевский.jpg

Николай Чернышевский

Пребывав на посту главы Волжской Губернии, Николай Чернышевский не раз получал жалобы от рабочих новых фабрик, о тяжёлом положении их труда. Многочисленные встречи с рабочими в ходе работы с населением оказали на его дальнейшую политику большое влияние: Чернышевский не раз подавал предложения о необходимости облегчить положение рабочего класса. Однако в Народное Вече было занято реформой образования, расколовшее общество. Все предложения пришлось отложить.

Теперь, когда он сам стал главой России и мог направлять Вече в нужном направлении он вернулся к этой идее. Очень непопулярная идея среди аристократии и буржуазии была на ура принята социалистами.

Воодушевленный широкой поддержкой изменений промышленного устава Чернышевский преступил к углублению реформы. В 1872 году был принят закон, по которому предприятия обязывались предоставлять возможность детям, не имевшим образования, посещать школы не менее 3 часов в день.

Следующий закон полностью запрещал работу в ночную смену женщинам и юношам, которым не исполнилось 17 лет. А в январе 1874 года был принят закон о правилах найма рабочих.

Финалом реформы стал закон, принятый 1 мая 1877 года — закон об ограничении трудового дня. Было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 12 часами, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками – 10 часами. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников. По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного.

Жизнь после ухода из политики

Чернышевский в старости.jpg

Николай Чернышевский в старости

Либерализация трудового законодательства остудила активность рабочего движения, позволив консервативным силам получить большинство в Народном Вече. Новым Главой Республики стал Борис Чичерин, а сам Чернышевский вернулся в родной Саратов, где вновь был избран руководителем Волжской области. В 1884 году по приглашению Народного Вече Чернышевский стал членом Верховного собора, где и работал, вплоть до своей смерти в 1898 году. У Николая Гавриловича был сын Михаил и 3 дочери: Ольга, Екатерина и Анна. Сын стал 1871 году студентом юридического факультета Саратовского Университета, а после окончания службы идёт работать в Саратовскую городскую администрацию. Старшая дочь Ольга в 1874 году выходит замуж за сына Саратовского промышленника — Александра Демидова.

Также на Фэндоме

Случайная вики