ФЭНДОМ

Николя Сульт
Nicolas Soult
Сульт-1

Flag of France
Консул государственного совета Республики
с 12 октября 1820
 
Гражданство: Франция
Рождение: 29 марта 1769
Смерть: 12 марта 1831
Партия: Офицерская партия
Профессия: Полководец, Политик
 
Военная служба
Годы службы: 1785 - 1820
Род войск: Пехота
Звание: Генерал Франции
Сражения: Питва при Бреслау

Битва при Позене Сражение за Варшаву Штурм Вены

Николя Жан де Дьё Сульт (фр. Nicolas Jean de Dieu Soult; 29 марта 1769, Сент-Аман-ла-Пастид), также известен под прозвищем "Железная рука" и "Король Николя" - французский полководец и политик, четрвертый консул Франции, первый из ее диктаторов после первого консула Виктора Моро, генерал Франции.

Знаменитиый полководец революционных войн и один из талантливейших полководцев Франции. Участвовал в польской и австрийской кампаниях войны четвертой коалиции, чем и заслужил свою славу. Во время правления Лазара Карно и Антуана Пишегрю возглавлял офицерскую партию, был ярым критиком идей якобинцев. После смерти Антуана Пишегрю (1820 год) победил на консульских выборах, обогнав Бийо-Варенна. Его правление, длившееся 11 лет отличалось от предшетсвенников авторитарным и консервативным строем, в котором сам Сульт занял позицию почти единоличного правителя Франции. При нем существовала цензура печати, ограниченная свобода слова. В 1824 году создал новую конституцию, в которой урезал полномочия законодательного корпуса, а сам стал пожизненным консулом.

Также, при консуле Сульте Франция добилась успехов во внешней политике. Были захвачены обширные земли в северной Африке и Средиземном море, укреплено влияние в Италии. Однако в Рейнской войне 1829 года потерпел ряд поражений, которые привели Французскую республику в 1832 году к поражению.

Биография

Революционные войны

Сульт поступил в армию после смерти отца в 1785 году рядовым. Однако благодаря хорошему образованию (родители готовили старшего сына в юристы) и своему интеллекту и амбициознности, а также революции в стране, быстро поднимается по карьерной лестнице. Первым серьезным успехов офицера Сульта была битва при Флерюсе, в которой он под командованием Журдана отлично справился с поставленной задачей и был повышен до бригадного генерала. В эти годы Сульт участвует в войнах первой и второй коалиций под командованием Моро, Клебера и Массены, а под командованием последнего в 99-ом году получает звание дивизионного генерала после швейцарской кампании против австро-русских войск.

Участвовал в итальянской кампании Виктора Моро и командовал левым флангом в битве при Ромарионе. Несмторя на то, что он так и не смог догнать и сокрушить противника, действовал весьма талантливо, за что его и подметил Моро. После становления последнего консулом Франции и главнокомандующим ее армией, Сульт был вызван им в южную Германию, в которой он, командуя дивизией, участвовал в осаде Ульма и сражении при Гогенлиндене. Во время начавшейся в 1803 году войны третьей коалиции командовал корпусом в захвате Ганновера, а потом участвовал в захвате Тироля и штайрском сражении в армии Карно.

Однако главным военным достижением Николя Сульта была война четвертой коалиции. После взятия фельдмаршалом Блюхером Дрездена, Сульт вовремя пришел с подкреплением, чем и спас прусскую армию от разгрома от рук австро-саксонской армии. 22 мая 1807 года Сульт вступает в битву при Бреслау, где его армия, вместе с кавалерийским корпусом Жоашема Мюрата, разбили русскую армию Багратиона и Кутузова и подготовили основу для будущего контрнаступления. В сентябре, после летнего перемирия, главнокомандующий Виктор Моро и Николя Сульт приняли удар русской армии при Позене, и, после ее полного поражения, начали знаменитое контрнаступление. Через месяц, в начале октября, Сульт захватывает Калиш, а к декабрю вместе с остальными войсками объединенной франко-прусской армии стоит под Варшавой.

В сражении за Варшаву Сульту выпала роль зачинщика боя. Он вместе с другими войсками по приказу Моро атаковал противника, дабы отвлечь русские войска, что у него отлично вышло. Благодаря этому маневру и удалось уничтожить армию врага атакой на всем фронте. После того, как сражение было выиграно, Сульт остался в Варшаве вместе со своей армией и ждал подкрепления для пострадавшей армии в боях за Фаленты. Вислу Сульт перейдет только в феврале, где его армия встанет в городах Гарволин и Пилява.

F35f251ef90e0f6ce3b289ab83932aed

Портрет времен революционных войн

В следующий раз Сульт поучаствует в серьезных боях только после взятия Вены, когда фронт в Польше был свободен от сражений уже долгое время, и лишь русские казаки и кавалеристы совершали набеги на франко-прусскую армию, а Бонапарт уже прекратил прусскую кампанию, засев в болотах. Сульт пребывает в Австрию 1-ого мая, как раз на следующий день после Бонапарта. Там Сульт возглавил французский правый фланг, и, видя усталость бойцов и большие потери в битве за Варшаву, вел оборону от Бонапарта, которого то же самое не смутило, и он уверено вел русских в бой. Благодаря этому франко-прусская армия и не потерпела поражение, на что рассчитывало руководство австро-русской армии и даже сам Моро.

Жизнь до консульства

После окончания война четвертой коалиции Сульт какое-то время провел в Берлине вместе со своей армией, а потом вернулся во Францию. Вернувшись в Париж он был встречен триумфально, но, как ему показалось, славной он был обделен. В ноябре 1809-го года Сульт покидает армию и избирается в совет пятисот депутатом от милитаристской партии. Следующие 4 года его жизни проходят спокойно и непримечательно, он пишет небольшое сочинение-мемуары о своей службе в армии. В сентябре 1813 года, когда Жан Виктор Моро подал в отставку, он участвовал в выборной кампании офицерской партии, агитируя голосовать за лидера партии Даву чтобы сохранить величие Франции. Однако Даву набирает лишь 20 тысяч голосов.

Сульдт

Сульт на демонстрации против временного конульства

Только в феврале 17-ого года Сульт снова выходит на политическую арену. После убийства Карно и избрания Сийеса временным консулом Сульт агитирует против этого решения. К этому времени Сульт получает поддержку большинства членов партии, становясь ее фактическим лидером, Даву же отходит от политики. Между двумя лидерами возникает спор о том, поддерживать ли Талейрана на выборах временного консула в советах; Талейран, обещавший Даву пост военного министра, заручается его поддержкой, и тот вместе с поддерживающим его крылом офицерской партии (меньшинство ее членов) голосует за Талейрана. Сульт же осуждает это действие, после чего случается фактический раскол партии.Однако, когда на выборах 10 мая победил Шарль Пишегрю, партия вновь объединилась, только Даву в ней потерял лидирующею позицию даже формально. Теперь Сульт, глава офицерской партии, ведет политику от ее лица.

"История Франции в Революционных войнах"

Во многом популярность Сульту дало его историко-публицистическое произведение, также часто называемое мемуарами, "История Франции в революционных войнах", изданное во Франции в 1814 году. Книга изначально задумывалась как историческое описание революционных войн (особенно четвертой Революционной войны) и описания влияния этих войн на французскую политику и наоборот - влияния французской политики на исход революционных войн. Сульт в произведении создает такой термин, в последствии часто используемый публицистами и историками, как "военное чудо Франции". Автор приходит к выводу, что французская армия выигрывала сражения и войны не благодаря налаженной дисциплине, тактике, снаряжению, количеству, качеству и даже не талантливым офицерам. Главным фактором победы Николя Сульт видел "витающий в воздухе дух"
...Из всего описанного можно сделать вывод, что французская армия была столь победоносна против лучшего и многочисленнейшего войска в Европе не благодаря каким-то определенным факторам. В таких тяжелых внутренних условиях, мы отстояли Францию благодаря духу, витающему в воздухе, в рядах солдат, на улицах городов. И духу даже не революционному, а духу патриотическому, гражданскому, если угодно. Мы можем увидеть, что там, где этого фактора победы не было, не было и самой нашей победы.
Особенность этого труда - резкие оценки всего происходившего. Сульт в "Истории" высказывает свои политические идеи и мнения по поводу революционного террора, директории, консульства Моро с точки зрения не только военного специалиста, но и политического мыслителя. Автор также часто сам себе противоречит, меняет позицию по поводу некоторых исторических личностей. В недолгое описание монтаньяр, а конкретно Робеспьера, Дантона и прочих деятелей террора и якобинской власти после падения Жиронды, будто бы пропитано ненавистью к ним и несогласием с их идеями. Но также Сульт называет якобинцев "единственными, кто до 18 брюмера пытался обеспечить порядок во власти и стране". Также неоднозначна и позиция Сульта по поводу 18 брюмера и власти Моро. В общем, Сульт больше положительного о нем мнения, но резко отрицательно относится к его уходу в 13-ом году и либеральной экономической и социальной политике в конце его правления, считая, что это лишь ухудшит положение Франции.
...Если бы консул ушел раньше или не ушел бы вообще, то мы бы наблюдали лучшую ситуацию...
Само произведение отражало идеологию офицерской партии, правую, консервативную. Однако с исторической точки зрения, труд Сульта не раз подвергался критике. В основном критика была направлена на произведение за предвзятость, игнорирование многих фактов и "нежелание видеть очевидное", как выразился Бертран Барер про описанную Сультом политическую ситуацию в Париже.

Борьба за власть

Во время правления Пишегрю, когда власть стала более авторитарной, а ее идеология переместилась вправо, офицерская партия начала набирать вес в советах. Бывшая меньшинством, к 19-ому году партия стала второй по численности, немного обогнав монтаньяр в совете пятисот (однако число членов партии не смогли обогнать их, как и никакой другой партии). Еще сильнее ее положение сверху обеспечило назначение Сульта министром обороны. Когда Пишегрю 20 сентября 1820 года скончался, сложилась ситуация, при которой Республиканский клуб заметно потерял поддержку, которой располагал лишь благодаря Пишегрю, а их бывший электорат переметнулся частично к офицерской партии. Таким образом офицеры, ведущие пропаганду активней всего, смогли стать лидирующей в совете пятисот партией.

Совет пятисот выглядел как поле брани между якобинцами и офицерами, между которыми находились республиканцы. В их партии тоже случается раскол на левых и правых ее членов (разделение на левое и правое крыло в республиканской партии всегда присутствовало).