ФЭНДОМ

Объект "Новомосковск"(Так же известна как Объект №36/606, Новомосковская тюрьма) - Печально известная тюрьма созданная в 1992 году на территории бывшего режимного объекта Министерства здравоохранения СССР("Карательная психиатрия"). Изначально была предназначена для заключения людей связанных с Путчем ГКЧП, и для содержания основных участников Путча, вроде Горбачева, и Ельцина с Крючковым. Однако чуть позже контингент и территория тюрьмы была расширена. В основном "Новомосковск" предназначен для заключения людей осужденных по политическим статьям, а так же знаменитых террористов, и их пособников. Наибольшее расширение корпуса тюрьмы, и её контингента приходиться на 1995 год когда был принят Акт об Общественной безопасности.

Первое серьезное внимание СМИ к данной тюрьме было проявлено в конце 1996, в начале 1997 года, когда после введения режима ЧП связи с беспорядками, были отсрочены на год выборы в президенты России. Во многом этому вниманию поспособствовали действия правозащитницы Галины Старовойтовой, и дочери одного из узников тюрьмы Бориса Ельцина, Татьяны Дяченко, которые связи с плохим физическим состоянием Ельцина пытались добиться его амнистии и лечения, чего однако они добиться не смогли. Несколькими месяцами ранее тюрьма так же попала в поле зрения СМИ связи со смертью Горбачева, который был избит насмерть надзирателем тюрьмы сержантом Викентием Скворцовым. Действия сержанта были списаны на то что Горбачев якобы оказал сопротивление при плановом досмотре камеры, Скворцов не был уволен, не был понижен в звании, и не подвергся никакому взысканию.

Тюрьма известна тем что её окружает огромное количество городских легенд, и разных слухов. Особое внимание со стороны западных СМИ эта тюрьма начала вызывать сразу после прихода ко власти в США Уэсли Кларка. В частности в американских СМИ появлялись многочисленные статьи о пытках и промывании мозгов заключенным тюрьмы(В духе "Маньчжурского кандидата"). Из-за чего данная тюрьма была прозвана "Русской Гуантанамо". За все время существования тюрьмы, ни одному заключенному не удалось сбежать от туда. И лишь единицы сумели выйти после окончания срока.

Создание тюрьмы

Необходимость для создания особой тюрьмы для политических преступников, появилась сразу после того как путч ГКЧП провалился. Помимо остальных известных участников Путча, были еще много мелких партийных и государственных функционеров связанных с Путчем. В общей сложности под категорию особо опасных Политических уголовников попало более 480 человек, которых нельзя было держать в тюрьмах со смешанным составом контингента заключенных, и которых нельзя было устранить старыми методами. Так как в СССР и в России в ту пору шли серьезные политические процессы и связанные с этим различные преступления, а главная тюрьма КГБ Лефортово, вместе со знаменитой "Матросской тишиной" были наполнены до отказа политическими уголовниками, возникла серьезная необходимость в создании "Тюрьмы Особого Режима обслуживания". По воспоминаниям Балясникова, в ту пору Министра Внутренних Дел, Соколов не давал официального указа о создании Объекта №36/606, а ограничился спустя неделю после ареста Горбачева устным указанием:

"Как только я обозначил главную суть проблемы с заключенными по "Делу ГКЧП" вместе с Анатолием, и Ильюхиным, он долго не ходил вокруг да около и ответил:

"Я ничего не хочу слышать об этих уродах, и ничего не хочу слышать об их смерти! И желательно что бы их в Москве тоже не было. И да, Саша, подбери охрану и руководство по грамотнее, нельзя что бы они смогли общаться с друг другом. В разные тюрьмы сажать нельзя, проблемы будут, так что всю кодлу в одну кучу и под замок." - На этом совещание вообщем-то закончилось, сразу после этого я приступил к созданию этой тюрьмы." - Из воспоминаний Балясникова.

В августе 1991 года когда в стране во всю шло освещение "Дела ГКЧП" и "Дела Горбачева" МВД РСФСР приступило к поиску подходящего объекта для тюрьмы. Балясников определил основные критерии для её создания:

  1. Небольшая удаленность от Москвы для того что бы быстрее переправить заключенных на место заключения.
  2. Нахождение рядом с крупным городом областного значения, с целью размещения там посменного гарнизона тюрьмы, и группы оперативного реагирования на случай бунта.
  3. Подбор специального контингента охраны.
  4. Создание соответствующего контингенту заключенных, тюремного режима, исключающего разговоры между друг другом, и ограничивающие по максимуму все контакты с внешним миром.
  5. Создания микрорайона в городе недалеко от тюрьмы исключительно для содержания контингента охраны и служащих тюрьмы с их семьями.
  6. Оснащение охранного и иного персонала тюрьмы для охраны и присмотра за заключенными автомобильным парком для улучшения работоспособности персонала.
  7. Оснащение персонала охраны, и самой тюрьмы новейшими системами сигнализации надсмотра, и новейшей экипировкой для обуздания заключенных

Позднее когда был выбран объект в 14 км от Новомосковска для создания тюрьмы, который оказался бывшей психиатрической лечебницей, Балясников добавил еще пункт о "Перестройки комплекса Объекта с целью создания режима одиночного содержания для каждого заключенного, и режима полного отсутствия связи между заключенными"

Работы по созданию тюрьмы и оснащению персонала и собственно его подбору были закончены к октябрю 1992 года. Тогда же из Москвы на особых поездах для доставки заключенных в тюрьму были доставлены 451 человек осужденных по делу ГКЧП, в том числе и Горбачев с остальными. Изначально Объект "Новомосковск" именовался "Тюрьма Особого режима содержания №36/606", однако связи с тем что он был недалеко от города Новомосковск, тюрьма уже в 1993 году стала именоваться известным по сей день именем "Объект "Новомосковск"".

Расширение территории, и контингента

К 1994 году после начала войны в Чечне и в других кавказских республиках и связанных с этим террактов, а так же с оппозицией некотарых политических сил выступающих против войны там, стал вопрос о содержании таких людей. После терракта в Буденовске осуществленного во многом благодаря пособничеству террористам президент России В. А. Соколов, принял знаменитый Акт об Общественной безопасности. С того момента любой человек подозреваемый в связи с террористами мог быть запросто арестован на бессрочно. Однако не смотря на это многие политики такие как Боровой и Гайдар выступали против данного акта, и продолжали вести пропаганду против жизненно необходимой для общественного порядка войны с сепаратистами Кавказа. Так как политики выступающие в защиту террористов были заметными фигурами, и их нельзя было содержать в тюрьмах со смешанным контингентом заключенных где процветала внутренняя коррупция, было решено расширить комплекс Тюрьмы Особого режима содержания №36/606, и увеличить персонал охраны.

По мимо базового созданного из бывшей психлечебницы блока где с 1992 года содержались осужденные по делу ГКЧП, было решено построить еще три блока разделенные меж друг другом, что бы у заключенных блоков не было возможности друг с другом контактировать. В экстренном порядке уже к началу 1996 года были построены второй, и четвертый блок. А к концу 1996 и третий. 

Сразу после этого в тюрьму было отправлено более 3000 человек обвиненных в сочувствии к террористам, пособничестве террористам, и иные лица подрывающие государственные устои антивоенной пропагандой. После начала вторжения в Крым, вызванного частыми обстрелами российских военных городков со стороны УНА-УНСО и Украинских военных, политики и лица поддержавшие Украину, а так же связанные как либо с Украинской властью лица были так же осуждены за поддержку убийства Российских граждан. В последующем из-за беспорядков 1996 года, контингент заключенных расширился за счет националистов-радикалов из РНЕ, и других радикальных организаций. 

Для того что бы увеличить персонал тюрьмы так же пришлось увеличить микрорайон Новомосковска созданный ранее для проживания там персонала тюрьмы, и существенно увеличить автомобильный парк. В охрану набирались от ныне лица служившие в Чечне, или пострадавшие от террактов, что исключало возможность подкупа этих людей, однако не ограждало заключенных от многочисленных заслуженных зверств со стороны персонала охраны(Избиения, унижения). В период с 1996 начиная с убийства Горбачева, и состояния здоровья Ельцина, и вплоть до смерти последнего в 1999 году тюрьма привлекала к себе внимание прессы. 

В последующем контингент тюрьмы расширялся вместе с территорией два раза в 2003 году связи с участившимся терроризмом со стороны Талибана, Аль-Каиды, и Рухнамы, и в 2005 году.

Ныне в тюрьме имеется 6 блоков. Каждый блок содержит определенный контингент заключенных, так например в первом блоке где содержались Горбачев и Ельцин, сидели в основном крупные деятели путча ГКЧП, и крупные коррупционеры по делу Золота Партии. А во втором блоке, в основном сидели террористы, и крупные деятели террористических организаций. Из всех блоков второй блок являеться самым изолированным, и самым охраняемым связи с особенностью местного контингента. Третий блок, четвертый, и пятый, в основном используются для содержания политических уголовников, пособников террористов, сочувствующих террористам, организаторов политических беспорядков, и иных нарушителей общественного закона. Шестой блок предназначен для содержания лиц женского пола, обвиненных в похожих статьях. При тюрьме так же действует особый блок "Психической изоляции" для тех кто сошел с ума находясь там.

Известные заключенные тюрьмы

Так как список заключенных крайне велик, внизу предоставлены вниманию самые знаменитые заключенные тюрьмы.

  • М. С. Горбачев - Осужден на 25 лет лишения свободы по статье измена Родине, и за нарушение конституции с организацией самопереворота ГКЧП приведшего к гибели гражданского населения. Был избит насмерть в 1996 году надзирателем тюрьмы, сержантом Скворцовым.
  • Б. Н. Ельцин - Активный участник ГКЧП, один из виновников расстрела Белого Дома приведшего к гибели гражданского населения. Осужден на 30 лет лишения свободы. Умер в 1999 году в тюрьме от сердечной недостаточности.
  • В. А. Крючков - Активный участник ГКЧП, один из виновников гибели гражданского населения у Белого Дома и на садовом кольце. Осужден на 25 лет лишения свободы. Умер в 2004 году.
  • Н. И. Рыжков - Член ГКЧП. Приговорен к 30 годам лишения свободы, умер в 2001 году.
  • В. С. Павлов - Член ГКЧП. Приговорен к 25 годам лишения свободы, умер в 2001 году.
  • Д. Т. Язов - Член ГКЧП. Приговорен к 20 годам лишения свободы, умер в 2010 году не дожив до окончания срока всего год и три месяца.
  • Г. И. Янаев - Член ГКЧП. Приговорен к 20 годам лишения свободы, умер в 1997 году.
  • К. Н. Боровой - Осужден за связь с террористами(Вел переговоры с Дудаевым) и за пособничество терроризму, осужден на пожизненное. Несколько раз пытался покончить с собой в результате чего случилось заражение и гангрена, в итоге обе руки были ампутированы. Ныне содержится в медизоляторе третьего блока.
  • В. И. Новодворская - Осуждена за сочувствие террористам, и активную агитацию за поддержку Дудаева, и переговоры с ним через Борового. Осуждена на 20 лет лишения свободы. Ныне содержится в Психизоляторе по причине того что долгое одиночное заключение привело к нарушению психики. Несколько раз пыталась устроить голодовку, и была жестоко избита охранниками.
  • Е. Т. Гайдар - Осужден за сочувствие террористам(Организовывал митинги против ввода войск в Чечню) однако связи с тем что связи с террористами не были подтверждены, был осужден на 5 лет лишения свободы, вышел в 2000 году.
  • А. П. Баркашов - Осужден за организацию убийства Зюганова, и за организацию массовых беспорядков. Осужден на пожизненное, в 2007 году были замечены нарушения психики, и был переведен в психизолятор.
  • И. Б. Иванов - Осужден за организацию убийства Зюганова, и за организацию массовых беспорядков на пожизненное. По сей день содержится в тюрьме.

В культуре