ФЭНДОМ

Операция "Гнев"
Основной конфликт: Крымский конфликт
DcWi9jNS1WE
Дата

С 16 декабря 1996 года по 17 февраля 1997 года.

Место

Полуостров Крым

Итог

Победа Российской армии, полный разгром Украинских войск в Крыму, независимость Крыма.

Противники
600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Россия

800px-Flag of Crimea.svg Республика Крым

Флаг УР Украина
Командующие
600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Борис Громов

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Александр Лебедь

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Сергей Ярцев

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Эдуард Балтин

800px-Flag of Crimea.svg Сергей Шувайников

800px-Flag of Crimea.svg Васви "Васса" Абдураимов

Флаг УР Константин Морозов †

Флаг УР Игорь Валькив

Флаг УР Анатолий Лопата

Флаг УР Александр Чаповский

Силы сторон
40 000 чел. 130 000
Потери
458 чел. убитыми и 1318 раненными 18 880 убитыми, около 60 000 раненными, и 27 615 пленными.
 Операция "Гнев" - Военная операция Российских вооруженных сил в Крыму, во время Крымского конфликта, причиной которого послужили теракты УНА-УНСО против российских граждан, находящихся в российских военных городках, и постоянные провокации со стороны Украинских вооруженных сил в Крыму. Закончилась полным разгромом Украинских войск в Крыму и провозглашением независимости Республики Крым. На западе данные события называют "Вторжением России в Крым" и довольно часто из-за характера данной операции и действий Российских войск её сравнивают с операцией "Буря в Пустыне".

Предпосылки

С самого начала войны в Крыму российские войска заняли нейтральную позицию. Так как ранее весь Черноморский флот СССР перешёл под юрисдикцию ВМФ России, в Крыму, где находилось огромное число Советских военно-морских баз, находились и военные городки. С принятием присяги России, многие военные остались в Крыму, как и их семьи.

Так как конфликт в Крыму грозил прямым военным участием России, Кравчук с самого начала начал искать пути к тому, чтобы обезопаситься от возможного участия в войне России. Да и президент России Соколов не был заинтересован в участии Российских войск в ещё одном конфликте, так как Россия уже участвовала в войне в Грузии, Таджикистане, и Югославии, а также в операциях в Гаити и в Корее.

Кроме того, и новое крымское правительство во главе с Мешковым пыталось заручиться поддержкой России, и в Севастополе велись официальные переговоры с правительством Крыма после начала войны. Кроме того, после визита Соколова в США и его пресс-конференции с Альбертом Гором в Медисон Сквер Гардене, где оба высказались против подавления демократического процесса в Крыму и против попытки подавления шахтёрских забастовок на Донбассе, Кравчук боялся возможной реакции, а потому пошёл на переговоры в Сочи. В Сочи были оговорены все условия, необходимые для того, чтобы Россия не вступила в войну. Одним из условий была передача всего атомного арсенала Украины России под наблюдением ООН к 1996 году. Кроме этого, Россия получила льготные условия для торговли в Украине и была окончена "сырная война". Вокруг российских военных городков и военных частей были установлены 30 км периметры, в которые было запрещено входить украинским войскам и крымчанам, за нарушение периметра российская армия могла применить силу.

Вскоре во время фазы войны, известной как "медленные действия", во время которых НОРК и ГО Крыма продолжали атаковать украинские войска, некоторые военные части украинских войск, не выдержавшие постоянных миномётных обстрелов и атак со стороны крымчан, приняли российскую присягу. Кравчук не ответил на это ничем, что вскоре стало началом его краха. В последующем в Крыму было ещё несколько таких случаев, которые привели к похолоданию отношений России и Украины.

После прихода к власти Кучмы война усилилась. Во время ожесточённых сражений были часты случаи столкновения с российской армией, на что российская армия отвечала. За всё время Соколов трижды усиливал крымскую группировку войск. После того как в Крыму появились УНА-УНСО, и другие военизированные националистические организации с собственными военными подразделениями, конфликт усилился. Так как многие командиры военных частей России укрывали у себя бойцов НОРК и ГО, националисты, которые получали оружие от украинской армии и СБУ и которых подстрекали различные антироссийски настроенные радикалы, начали производить атаки на российские военные городки и на военные части, на что российские военные отвечали. Гибель военных в Крыму настраивала общественное мнение в России против Украины и против Соколова, который ничего не предпринимал. Кроме того, после начала беспорядков в России и переноса выборов на год, возникла неприятная ситуация, когда против Соколова начали использовать Крым и чуть ранее Сербску Краину, которую захватила Хорватия. Националисты выставляли Соколова как человека, которому плевать на братьев-сербов и на русских вообще. Вместе с ростом цен и безработицей эта пропаганда действовала, и в итоге электорат Соколова падал.

После очередного обстрела российского военного городка, во время которого погибло много граждан России и несколько иностранцев, и после подрыва самолёта с беженцами из Крыма мировая общественность была настроена против Украины. Кучма отказался выдать виновников терактов и отказался отправить последнюю партию ОМП в Россию под наблюдением ООН, сказав, что это последняя защита Украины против России. Кроме того, ранее произошёл инцидент с похищением двух атомных боеголовок из Украины из под носа ООН, данный скандал нанёс серьёзный удар по Кучме, которого Альберт Гор обвинил в продаже атомного оружия. Последний шаг настроил мировую общественность против Украины и Кучмы, на очередном заседании ООН Республика Крым была признана всеми странами мира, кроме Эстонии и Украины. Мешков, избранный на демократических выборах в 1994 году, был признан легитимным правителем. Россия же, на контактных переговорах в Берлине между США, Англией и Германией приняла на себя обязательства по восстановлению демократического правления в Крыму. Отсчёт времени до операции пошёл. На подготовку ушло три месяца.

Примечательно, что ведущие военные аналитики мира, и в частности американские, считали что российские войска не смогут победить, не имея численного превосходства над украинской армией. В Крыму Кучма расположил 130 000 солдат и мощную военную инфраструктуру. В то время как в распоряжении России было всего 40 000 человек, 20 000 из которых были в Севастополе. Кроме того, украинская авиация считалась по тем временам достаточно сильной и многочисленной. Поэтому многие военные аналитики в мире предвещали проигрыш для России, в числе которых был и Боб Склейз, который сделал громкое заявление о том, что украинская армия с лёгкостью выбросит Россию в Чёрное море.

Россия никак не отвечала на эти заявления и продолжала готовиться к операции. Российской разведкой были проведены крупные разведывательные операции, целью которых была информация об украинских войсках. Учитывая высокий уровень коррупции в украинской армии, разведчики и агенты без труда добывали нужную информацию и подавали противнику дезинформацию.

Начало операции. Бомбардировки Крыма.

Oka1 s

Ракетный комплекс "Ока".

Операция "Гнев" началась с авиационной части 16-го декабря 1996 года, как и в случае с Ираком в 1991 году. Но, кроме авиации в бомбардировках принимали участие и ракетные подразделения. Тактические ракеты "Ока", "Ока-М", и "Скад" запускались с Кубани по военным базам и частям украинских войск.

Pic 1358685382

Ракетный комплекс "Скад"

Наводку на цель осуществляли подразделения ГРУ, заброшенные в Крым тремя месяцами ранее, в рамках операции "Партизан". Кроме того, радары, система слежения и спутники вооружённых сил Украины были ослеплены разведкой и хакерами России.

ZhEvR

Су-34. Основной фронтовой бомбардировщик во время операции.

В общей сложности было выпущено 60 ракет "Ока", "Ока-М", и более 100 ракет "Скад" по различным военным целям, нанеся серьёзный урон украинской армии и авиации, находившейся там.

207562 1

Су-25 "Грач". Основной штурмовик и самолет огневой поддержки наземных войск во время операции.

Кроме того, был уничтожен главный штаб украинских войск в Крыму вместе с основной базой тылового обеспечения в Симферополе. Командующий украинскими войсками в Крыму Константин Морозов едва спасся во время обстрела. Спустя всего 30 минут после окончания ракетного удара 37-я воздушная армия начала бомбардировку позиций украинских войск при помощи стратегических бомбардировщиков. Фронтовая и морская авиация России также начала бомбардировки уже линии фронта в окрестностях Севастополя, и в других важных для будущих боевых действий регионах с украинскими военными частями.

Sablogin su-24m 01 800

Су-24. Фронтовой бомбардировщик.

Бомбардировки продолжались 4 дня и были настолько интенсивны, что к окончанию операции "Гнев" они перекрыли рекорд операции Linebacker II времён Вьетнамской войны. В местах крупного скопления вооружённых подразделений российская авиация не стеснялась применять ковровые бомбардировки, в особенности по колоннам военной техники, превратив крымские дороги в эдакое подобие Шоссе Смерти в Ираке. Впервые применялись вакуумные бомбы. Продолжались и ракетные бомбардировки

Su-37-terminator-0001

Су-37. Основной истребитель прикрытия фронтовых и стратегических бомбардировщиков. Украинские пилоты прозвали данный самолет "Терминатором" во многом из-за того, что ни один из них не был сбит во время операции, и на эти самолеты выпадает большинство воздушных побед российской авиации во время данной операции.

Несмотря на то, что США, НАТО и ООН развязали руки России и не желали вмешиваться в конфликт напрямую, бомбардировки вызвали осуждение со стороны мировой прессы, так как ограничений при бомбардировках не было. Президент Крыма Юрий Мешков также выступил против подобной тактики российского командования, заявив что подобные действия приведут к тому, что экономика Крыма вернётся в каменный век.

После начала сухопутной части операции бомбардировки продолжились, но уже силами фронтовой авиации. Бомбардировки привели к гибели огромного числа военнослужащих украинской армии. Огромное число военнослужащих были ранены, и, тем самым, не могли оказывать вооруженного сопротивления. Кроме того, забота о раненых и их отправка в тыл связала руки огромному числу оставшихся в строю военных. Огромное количество техники украинской армии было уничтожено, что осложнило её маневры.

Наземные операции.

640x392 88030 201791

Морпехи 801-й бригады за день до высадки на инструктаже.

Ещё на начальном этапе операции на переговорах в Севастополе с лидерами НОРК и ГО было оговорено, чтобы данные организации предоставили российским войскам полную помощь. А именно, в целях улучшения боевых качеств в каждый взвод российской армии входило до 4-х бойцов крымчан. Оговорено это было по причине того, что они хорошо знали местность и не первый год воевали с украинской армией, которая за это время научилась воевать. Кроме того, в этой войне большая часть подразделений России, задействованных в операции, были уже контрактники и ветераны многочисленных вооружённых конфликтов, в которых участвовала Россия.

062f65c48544a16c18ec28aa43e

Высадка морпехов под Новофёдоровкой.

IMG 2044-550

Новофёдоровка, броневая поддержка в пути.

Курировал операцию член Совета Безопасности России и Министр Обороны России Борис Громов, командующим операцией был назначен Александр Лебедь, морскую часть операции обеспечивал командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин. На назначение Лебедя повлиял тот факт, что он участвовал во многих войнах, начиная с Афганистана, заканчивая Чечнёй, и участвовал в реформах вооружённых сил России.

После окончания бомбардировок и до начала общего наступления вглубь Крыма, 20-го декабря НОРК провела свою самую крупную наступательную операцию за всю войну совместно с 3-й бригадой СпН ГРУ, и с подразделениями добровольцев на аэродром Бельбек, который российская авиация не бомбила по причине того, что Лебедь собирался использовать Бельбек для последующих операций с применением вертолётов. Ранее НОРК с 16-го по 20-е декабря провело 6 крупных рейдов на аэродром, уничтожив всю авиацию там. За 12 часов интенсивного боя при поддержке российской авиации НОРК заняла аэродром и выбила оттуда украинцев. После того, как была отбита попытка контратаки, командир 3-й бригады полковник Козлов радировал в главный штаб о захвате аэродрома. Спустя час там высадились десантники из 45-го полка спецназа ВДВ.

Mp

Морпехи у Евпатории.

Вечером того же дня 801-я бригада Морской пехоты, 77-я бригада, другие подразделения морской пехоты и 899-й десантно-штурмовой батальон высаживаются у Евпатории и у Новофёдоровки. НОРК и ГО при этом активно поддерживают их. Так как украинские военные не ожидали основного удара оттуда, морпехи и десантники быстро овладели этими городами, пользуясь помощью мощного Черноморского флота России.

2gmL mqI3Qg

Морпехи на позиции у г. Саки.

Украинские военные начали срочно туда перебрасывать подкрепления с целью нейтрализовать десант, однако ослабленная, дезорганизованная и деморализованная бомбардировками украинская армия не могла противостоять обученным морпехам и десантникам. За день на захваченных территориях была развёрнута 104-я дивизия ВДВ, прозванная "дикой дивизией", а вскоре с её помощью к 23-му декабря была полностью захвачена западная часть Крыма.

640x434

Украинская зенитная батарея пытается вести огонь по наступающим российским войскам.

Передвижение украинских подразделений на запад не осталось незамеченным штабом крымской группировки, а с полным контролем воздушного пространства Крыма, фронтовая авиация наносила удары по колоннам войск, ослабляя их ещё до встречи с российскими подразделениями. Кроме того, украинцы пытались отбить Бельбек, понимая важность данного аэродрома. На протяжении 5 дней украинская армия вела безуспешные попытки захватить Бельбек, который удерживался НОРК, добровольцами, 3-й бригадой ГРУ и 45-м полком спецназа ВДВ. Фронтовая авиация уничтожала огромное количество бронетехники украинской армии. Попытка поддержать украинскую армии со стороны континента авиацией, которая находилась в Украине, не принесла ощутимых результатов. 27-го декабря Морозов совершил стратегическую ошибку, перенаправив с Севастопольского направления три дивизии украинских войск, которые были ещё в большинстве целы, несмотря на бомбардировки, для переброски их под Сиваш. Лебедь начал готовиться к наступлению, однако боялся больших потерь на западном направлении, и потому направил в генштаб и лично Борису Громову требование предоставить 37-ю и 1-ю воздушные армии для проведения ковровой бомбардировки. Посовещавшись с генштабом, Громов попросил разрешения у верховного главнокомандующего президента Соколова, обрисовав ему всю ситуацию по телефону, на что Соколов по воспоминаниям Громова ответил: "Всем что летает, - по всему, что движется!".

T6J5zvAzs7Q

Морпехи в Евпатории.

После чего Громов связался с Лебедем и уточнил детали. На всё обсуждение ушло не больше 30 минут. В итоге 37-й и 1-й воздушным армиям был дан приказ разбомбить колонну 3-х украинских дивизий. В течении ночи дорога от Бахчисарая до Саки подверглась мощнейшей ковровой бомбардировке, полностью уничтожившей колонны войск. Сумевшие оторваться от остальной колонны группы техники позднее добивались фронтовой и морской авиацией. К 5 часам утра 28-го декабря колонна была уничтожена. Выжившие разбежались по многочисленным деревням и посёлкам с ранеными. Того же дня в 6 часов Севастопольская и Западная группы, собравшись с силами, начали наступление. Севастопольская группировка двигалась на север, а западная на Юг, тем самым они должны были соединится, а после продолжить наступление на Симферополь.

Shapka-ostorozhno-morskaya-pehota-1

Высадка остальных подразделений морской пехоты у поселка Заозёрное.

Умело маневрируя в гористой и равнинной местности, пользуясь помощью авиации и манёвренной артиллерии, российская армия изводила украинские подразделения, окружая их. На следующий день 29-го в 8 часов утра группировки соединились у посёлков Береговое и Табачное, а спустя ещё пару часов начали массированное наступление на Симферополь. В тот же день, в 9 часов, Российские войска высадились в Керчи, тем самым создав ещё один фронт. В высадке принимали участие подразделения морской пехоты, Национальной гвардии России и пограничных войск, в частности спецподразделение "Сигма" и несколько ДШМГ в качестве спецназа. Через два часа были захвачены основные плацдармы у Керчи и вскоре началась высадка войск. Так как основные украинские части стягивались на запад, керченская группировка не встретила сильного сопротивления. А расквартированная в Керчи часть морской пехоты Украины после нескольких часов боя с российскими войсками сдалась, боясь, что их разбомбят. Наступление на западном направлении продолжалось, уже к 20:00 29-го декабря российские войска стояли у пригородов Симферополя, в 23:00 начался штурм силами 106-й и 76-й дивизий ВДВ, а также Таманской дивизии.

110909 btu8

Десантники в крымских горах.

Пока продолжался штурм Симферополя, 7-я гвардейская десантная дивизия вела боевые действия в горах, осадив Бахчисарай. В Новороссийске загружались последние бойцы сформированной недавно 83-й дивизии морской пехоты, кроме того готовились к воздушному десанту 77-я бригада морской пехоты и 899-й десантно-штурмовой батальон. 31-го декабря Симферополь был взят. На следующий день на болгарском самолёте из Бургаса, где долгое время находилось правительство Крыма в изгнании, в Крым вернулся законно-избранный президент Юрий Мешков, и в своей речи призвал крымчан прогнать украинских оккупантов из Крыма и помогать российским войскам.

Ночью 2-го января были взяты Бахчисарай и Ялта, 4-го января - Алушта. 7-я гвардейская дивизия продолжала зачистку крымских гор, однако ситуация с исламистами и УНА-УНСО оказалась более серьёзной. Потому горы были оставлены на "потом". 6-я января началась феодосийская десантная операция. 83-я дивизия высадилась у Феодосии. В тот же день десантировались 77-я бригада и 899-й батальон. Однако, украинские войска, представленные Национальной гвардией, засели в Феодосии, в результате чего захват города затянулся. Кроме того, несколько дней нелётная погода мешала вылетам российской авиации, из-за чего в Крым были переброшены подкрепления, в частности на керченское направление. Усилились вылеты украинской авиации со стороны материка и потому истребителям российских ВВС приходилось долгое время тратить на воздушные бои. Керченская группировка российских вооружённых сил застряла на своих позициях.

9VBXzmrVyUI

Десантники 106-й дивизии в Симферополе.

С захватом симферопольского аэродрома спектр задач вертолётных подразделений вырос, как и эффективность применения вертолётов и вертолётных десантов. 7-го января российские войска перешли в наступление на Красноперекопск и Джанкой, прозванное Рождественским наступлением. Направленные из Украины подкрепления в виде танковых и моторизованных дивизий осложняли продвижение российских войск. Кроме того, мешала плохая погода. На замену авиации приходили тактические ракеты и артиллерия. В периоды, когда погода благоприятствовала, авиация вылетала на бомбардировки, - в основном, участка дороги от Армянска до Красноперекопска, через который шло снабжение. Результаты бомбардировок привели к тому, что дорога стала абсолютно непроходимой.

376434

Наступление войск под Феодосией.

13-го января была взята Феодосия и развернулось наступление с целью отрезать керченские подразделения украинской армии от остальной части Крыма, тем самым окружив их. Но под прикрытием плохой погоды данные подразделения успели проскочить, тем самым создавалась крайне неприятная ситуация, так как 28 000 солдат керченской группировки противника после того, как была перерезана единственная линия снабжения крымской группировки украинской армии, могли стать значительным подкреплением для северной группировки.

403

Колонна самоходок Мста-С Таманской дивизии Национальной Гвардии России по дороге в Джанкой.

Для того, чтобы заткнуть щель, Лебедь отправил 45-й полк спецназа ВДВ, 104-й полк ВДВ псковской дивизии и 1-й Севастопольский полк Таманской дивизии на Джанкой с задачей "захватить и удержать, во что бы то ни стало". 17-го января подразделения вышли к Джанкою и приступили к штурму. 19-го января город пал, командир местного подразделения Национальной Гвардии Украины Александр Чаповский лично вывесил белый флаг. Однако к 19-му керченские подразделения украинской армии вышли к Джанкою и приступили к штурму с юга. Украинское командование усмотрело в данной ситуации возможность нанести поражение русским и начало наступление с севера.

2-1

БМД 106-й дивизии у Джанкоя.

К подразделениям джанкойской группировки отправили 145-й самоходный артиллерийский полк, состоящий из самоходных гаубиц "Мста-С", РСЗО "Прима", и ТОС "Буратино". С севера и юга на протяжении 5 дней украинские войска пытались уничтожить российские войска в Джанкое, однако оборона была построена настолько хорошо, что им не удалось сломить её. 22-го января феодосийско-керченская группа войск совместно с симферопольской группой начали наступление на керченские подразделения украинцев, благодаря тому, что джанкойская группировка надёжно связала боем керченскую и северную группировки украинцев, западная группировка продолжила наступление.

CCukoOa2n U

Российские войска в Джанкое.

Попытки прорыва ни к чему не привели. В итоге подоспевшие к Джанкою Таманская и Псковская дивизии завершили окружение Керченской группировки. Данное событие сопровождал недельный период хорошей погоды, в итоге российская армия вновь во всю использовала авиацию, тем самым сломив сопротивление керченской группировки, которая сдалась 27-го января. Последние украинские подразделения были выбиты из Джанкоя ко 2-му февраля.

Вскоре после этого поражения оставшиеся украинские войска в Крыму начали бегство из Крыма. Лебедь, вопреки ожиданиям, не дал команду на преследование украинских войск и дал им уйти. Многие военные бросали свои машины и танки, боясь очередных налётов российской авиации, которая стремилась в первую очередь уничтожать технику. В итоге российской армии достались огромные трофеи. 15-го февраля российские войска захватили Красноперекопск. Однако, наступление к Армянску было остановлено связи с тем, что свежие украинские войска заняли там оборону, а кроме того данную территорию со стороны Херсонской области прикрывала система ПВО, а бомбардировка данных комплексов, находящихся на материке, могла привести к дальнейшей эскалации конфликта. Данный кусок оставался в руках украинских войск вплоть уже до официальной капитуляции и признания независимости Крыма по Минскому мирному договору, уже при президенте Лазаренко.

Итог

Krym1

Митинг Крымчан.

Итогом операции "Гнев" стал полный разгром Крымской группировки Украинской армии, при численном превосходстве над Российской. Огромное количество раненых и покалеченных связало руки всей остальной армии, как и уничтожение основной массы техники. Для украинской авиации эти 2 недели войны в Крыму стали фатальными. При статистике 14 сбитых украинских самолётов на 1 сбитый русский воздушное сражение за Крым выиграть было невозможно. Контролируя воздушное пространство Крыма, российские вооружённые силы, имея меньшую численность, сумели подавить сопротивление численно превосходящего противника. Довольно часто российская армия прибегала к использованию авиации и сверхточного оружия. Также российские военные часто прибегали к тактическим ракетам. Особую роль играли подразделения разведки, благодаря им были проведены успешные радиоигры и подавление связи противника. НОРК и ГРУ при этом во время операции проводили тактику рельсовой войны. С военной точки зрения данная операция стала полной победой.

С политической же Россия получила немалые выгоды, хотя с финансовой стороны операция была затратной. Обговорённые ранее на Берлинской конференции при участии Билла Клинтона, Джона Мейджора, Гельмута Коля и Соколова условия ограниченной операции против Украинских войск были полностью выполнены Российскими вооружёнными силами. Крым, признанный как независимое государство, был освобождён, и остальная Украина не была затронута, хоть небольшой кусок Крымского полуострова и остался в руках украинской армии. Военное поражение и международное давление, которые должны были заставить Кучму и остальное правительство Украины признать независимость Крыма, тем не менее привели к обратному эффекту. Пользуясь УНА-УНСО и татарскими исламистами, Кучма пытался через СБУ отладить партизанскую войну в Крыму, с целью заставить Россию ввязаться в очередной затяжной конфликт. Кроме этого, он начал энергетическую блокаду Крыма, ожидая что крымское население разочаруется в России и захочет под бок Украины. Однако, прокладка по дну керченского пролива кабелей для поставки электричества в Крым и газопровода там же, осуществленные весной, сделали данную блокаду бессмысленной. Много лет воевавшая с партизанами на Кавказе Российская армия с лёгкостью справлялась с террористами. Россия и Беларусь объявили полное торговое и энергетическое эмбарго.

В Украину перестал поступать газ и электроэнергия. В добавок после убийства УНСО госсекретаря США Мадлен Олбрайт, прибывшей в Крым, и нескольких терактов на территории США, США внесли данную организацию в список террористических, и вскоре по решению ООН против Украины были введены жесточайшие санкции. Данная ситуация заставила Кучму объявить УНА-УНСО незаконной на территории Украины и издать указ об аресте членов данной организации, что проложило путь к Минским переговорам. Однако, при жизни Кучмы не удалось достигнуть соглашения. С его смертью, новый президент Лазаренко после трёх военных акций российских войск на перекопском перешейке и гибели ещё 1000 украинцев, а также из-за внутренней нестабильности на Украине подписал Минские соглашения и признал Крым независимым.