ФЭНДОМ

Операция "Занзибар"
Основной конфликт: Туркменская война
Дата

20 марта 2002 года

Место

Ниязовская Туркмения

Итог

Авиация Ниязовской Туркмении, и средства ПВО полностью уничтожены, завоевание Российской авиацией господства в воздухе.

Противники
3453874537653764 ВВС России Flag of the Turkmenistan Air Forces.svg ВВС и ПВО Ниязовской Туркмении
Командующие
3453874537653764 Пётр Дайнекин Flag of the Turkmenistan Air Forces.svg Сапармурат Ниязов
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
 Операция "Занзибар" - Военная операция Военно-Воздушных сил России против Военно-Воздушных сил и войск ПВО Ниязовской Туркмении, ставившая целью полную нейтрализацию ВВС и ПВО Ниязовской Туркмении для обеспечения последующей высадки воздушных десантов ВДВ России в Каракумах, и завоевания господства в воздухе. Была разработана в ноябре 2001 года когда во время событий известных как "Ашхабадский воздушный мост" Россия и Ниязовская Туркмения вплотную подошли к возможному вооруженному конфликту. Операция сопровождалась так же мощными ракетными ударами по территории Туркмении. 

План операции

Операция планировалась из учета способностей ВВС и ПВО Туркмении, а так же количества и мест расположения оперативно-тактических ракет класса "Скад" имевшихся на вооружении Туркмении, представлявших угрозу для Южных регионов России. Основной упор в данной операции делался на нейтрализации ВВС и средств ПВО с целью завоевания превосходства в воздухе.

После распада СССР при дележе Советской армии, Туркмения получила самую мощную авиационную группировку в Средней Азии, дислоцировавшейся на двух военных аэродромах в Ашхабаде и в Мары. К моменту войны ВВС Ниязовской Туркмении располагали 250 самолетов и вертолетов различных систем.

При планировании предполагалось что часть истребительной авиации Туркмении будет в воздухе патрулируя воздушное пространство Туркмении, и морскую границу, потому для участия в операции бомбардировщики должны были быть надежно прикрыты истребителями перехватчиками. Для этих целей предполагалось использование истребительную авиацию Южного военного округа. Так как крылатые ракеты старого советского производства, не гарантировали 100% выполнения задач по уничтожению воздушного потенциала Туркмении, а взлетно-посадочные полосы предполагалось использовать для последующей высадки войск после их захвата, от варианта ракетного удара по взлетно-посадочным полосам было решено отказаться, и использовать сверхточные ракеты, и авиабомбы.

Пётр Дайнекин, командующий ВВС России разрабатывал операцию беря за основу операцию по уничтожению авиации Чеченской Республики Ичкерия в 1994 году, когда в течении одного дня была уничтожена вся авиация Дудаева. Так как Туркмения помимо всего прочего обладала средствами ПВО, и зенитно-ракетными системами, количество самолетов для участия операции было увеличено. Для наведения ракетных ударов предполагалось использовать спутниковое наведение. В течении зимы 2001-2002 гг. не смотря на активное участие вооруженных сил России в операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане и в Албании, шла подготовка операции "Занзибар", в частности данная операция где предполагаемым противником России была Туркмения стала единственной которую успели отработать при военный учениях. Другие операции, и в особенности операция ВДВ по высадке в пустыне и последующего развертывания не были отработаны и находились на полке.

Согласно плану операции, ракетные войска силами оперативно-тактических ракет "Скад", "Ока" и Темп-С, и крылатыми ракетами "Гранит" должны были нанести ракетные удары по базам ВВС Туркмении с целью парализовать возможности ВВС Туркмении поднять в воздух остальные самолеты. Далее, сформированная в Южном Военном округе группировка фронтовой авиации, вместе с самолетами ударной группы с Авиабаз расположенных в Казахстане и Киргизстане, должны были вторгнутся в воздушное пространство Туркмении вместе с первой волной бомбардировщиков тем самым очистив воздушное пространство от неприятеля, и произведя первую авиационную атаку на объекты ВВС. В дальнейшем предполагалось использовать вторую волну бомбардировщиков 37-й воздушной армии, под опять таки прикрытием истребителей, для того что бы окончательно уничтожить потенциал ВВС Туркмении. Часть истребителей была оборудована лазерной наводкой, для того что бы наводить бомбардировщики на цель.

На всю операцию от времени её начала отводилось 2 часа. После уничтожения ВВС и ПВО Туркмении, в дальнейшем предполагалось выполнение не ограниченной по времени операции "Длань" цель которой было прикрытие наступающей сухопутной группировки ВСР, и уничтожение потенциала вооруженных сил Туркмении.

В качестве второстепенной цели операции ставилась возможность устранения Ниязова путем бомбардировки его дач и президентского дворца, так как место нахождение Ниязова было неизвестно.

Ход операции

Операция "Занзибар" началась в 06:00 20 марта 2002 года, ударами ракет по аэродромам Туркмении, которые парализовали возможности ВВС Туркмении поднять в воздух по тревоге остальные самолеты, в течении получаса после ракетных ударов, в воздушное пространство Туркмении вторглось 250 самолетов ВВС России. Как и предполагалось в воздушном пространстве Туркмении в тот момент находилось 16 истребителей патрулировавших воздушное пространство Туркмении, которые были уничтожены российскими истребителями. Во время воздушных боев ВВС России не потеряли ни одной машины.

Сразу после очистки воздушного пространства, первая волна бомбардировщиков приступила к уничтожению ВВС Туркмении. Были найдены и уничтожены 16 оперативно-тактических ракет "Скад" которые имелись на вооружении Туркмении. Как и было запланировано, взлетно-посадочные полосы не пострадали. В течении последующего часа Российская авиация методично уничтожала средства ПВО которые она обнаруживала, и авиацию Туркмении. В частности кроме военной, уничтожали и гражданскую с целью отсечь пути воздушного бегства Ниязова.

Так как ПВО Туркмении имело Зенитно-Ракетные средства, самолеты ВВС России подвергались постоянным обстрелам со стороны ЗРК, однако из-за слабой готовности, и неопытности персонала, потери были минимальны. Было сбито всего два самолета, оба пилота остались живы. И еще два самолета были повреждены. К концу 8 часов утра, авиация Туркмении была полностью уничтожена, как гражданская так и военная. Большая часть ЗРК так же была уничтожена, как и иные средства ПВО. В рабочем состоянии осталось три комплекса Двина, 1 комплекс С-200, 2 ЗРК Куб, 11 Шилок, и зенитные пушки С-60, которые были уничтожены в последующем при операции "Длань" проводившейся уже во время вторжения. Кроме того у Сухопутных войск имелись ПЗРК, которые в последующем доставляли хлопоты для ВВС.

Помимо этого ударами авиации были уничтожены штаб Сухопутных войск Вооруженных сил Туркмении, штаб ВВС и ПВО, и уничтожены средства связи, и радиолокационного наблюдения. Фактически вся структура Вооруженных сил Туркмении оказалась парализована в результате действий ВВС России, что в последующем сыграло на руку ВДВ и Мобильным силам которые начали вторжение спустя несколько часов. В частности из-за отсутствия связи, и гибели части военного руководства, Вооруженные силы Туркмении не смогли организовать уничтожение Российских десантников в Каракумах. Хотя в первые часы высадки десантники имели при себе легкую броню и стрелковое оружие, из-за проблем связанных с тем что операция по высадке и вторжению в Туркмению как упоминалось выше не была должным образом отработана на военных учениях, и сжатые сроки подгоняли войска. Тем самым организовать полноценную атаку на плацдармы силами Сухопутных войск при подавляющем большинстве было достаточно просто, как и уничтожить десанты. Однако после репрессий Ниязова после попытки переворота, и атаки авиации, военное руководство Туркмении оказалось недееспособным.

Выполняя второстепенную задачу, найти и ликвидировать Ниязова, бомбардировщики нанесли удар по его госдачам у Ашхабада, по президентскому дворцу, бункерам ПВО, и иным объектам. В том числе была уничтожена правительственная колонна у Ашхабада, и несколько гражданских автоколонн которые двигались к аэродромам. Был уничтожен личный самолет Ниязова, а так же его личная яхта. Однако ликвидировать Ниязова так и не удалось.

Итоги

Операция не смотря на потерю 2 самолетов МиГ-29 из-за действий ПВО, была признана успешной, и задачи поставленные планом операции были выполнены полностью, исключая второстепенную задачу ликвидировать Ниязова.

Оба пилота чьи самолеты были сбиты, в последствии были найдены десантниками и эвакуированы из зоны боевых действий. Взлетно-посадочные полосы были сохранены, тем самым после захвата аэродрома Ашхабада, туда начали высаживать остальные войска Мобильных сил, а так же тяжелую технику. Кроме того аэродромы использовались для Армейской авиации и вертолетов которые начали совершать вертолетные рейды. В Туркмению так же были передислоцированы несколько эскадрилий ударных вертолетов Ми-28 которые выполняли задачи по поддержке Мобильных сил во время боев.

В дальнейшем при разборе операции Генштабом, военное руководство России признало что они переоценили возможности и потенциал ВВС и ПВО Ниязовской Туркмении, в частности Пётр Дайнекин заявил что при планировании операции предполагалось что в результате противодействия ПВО Российская авиация потеряет от 10 до 30 самолетов. Однако как позднее оказалось, ПВО Туркмении были абсолютно не готовы к возможному вторжению из-за плохого технического обслуживания, и слабой подготовки персонала. Кроме того самолетам Ниязовской Туркмении не доставало запасных частей, и топлива, та же ситуация наблюдалась и в остальных вооруженных силах Туркмении. Последней каплей стало то что всё военное руководство было завязано на Ниязове не имевшего военный опыт, и то что Ниязов провел чистку армии не за долго до войны.

Интересные факты

  • Операция получила кодовое название "Занзибар" с легкой руки Соколова, который сказал что война в Туркмении будет напоминать Англо-Занзибарскую войну, которая известна тем что это самая короткая война в истории человечества.
  • Один из сбитых летчиков был Андрей Коротков, ас Крымской войны записавший на свой счет 16 сбитых Украинских самолетов. За час до того как его сбили, он сумел сбить два Туркменских самолета, тем самым доведя свой личный счет до 18 сбитых самолетов.