Фэндом

Альтернативная История

Отечественная Война 1941-1945 гг. (МПБД)

2002статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться
Отечественная война 1941-1945 гг
Часть Второй мировой войны
Время 22.06.1941 - 9.05.1945
Место Восточная и Центральная Европа
Итоги Победа России, безоговорочная капитуляция Германии
Участники
Flag of Russia.PNG Россия

Союзники:
800px-Flag of Czechoslovakia.svg.png Чехословакия
Flag of Poland 2.png Польша
Cetnik flag.jpg Югославские войска на родине
Flag of Free France 1940-1944 svg.png "Свободная Франция"
Flag of the United Kingdom.png Великобритания
США2.png США (В войне на территории России не участвовали)
Flag of Romania svg.png Румыния
(после сентября 1944)
Flag of Bulgaria svg.png Болгария
(после октября 1944)

25px Германия

Союзники:
-Flag of Italy (1861-1946).svg.png Италия
Flag of the Kingdom of Hungary.png Венгрия
Flag of Romania svg.png Румыния
Flag of Slovakia.png Словакия

Командующие
Flag of Russia.PNG Б.В.Савинков

Flag of Russia.PNG А.П.Кутепов
Flag of Russia.PNG Б.А.Штейфон
Flag of Russia.PNGН.С.Тимановский
Flag of Russia.PNGА.Н.Пепеляев
Flag of Russia.PNG И.Я.Лайдонер
Flag of Russia.PNGВ.К.Витковский
Flag of Russia.PNG А.В.Туркул
Flag of Russia.PNG А.А.фон Лампе
Flag of Russia.PNG Р.Я.Малиновский
Flag of Russia.PNG Г.Л.Корнилов
Flag of Poland 2.png В.Андерс
Flag of Poland 2.png К.Рокоссовский
800px-Flag of Czechoslovakia.svg.png Л.Свобода
800px-Flag of Czechoslovakia.svg.png К.Клапалек
Cetnik flag.jpg Д.Михаилович
Flag of Free France 1940-1944 svg.png П.Пуйяд
Flag of Free France 1940-1944 svg.png Л.Дельфино
Flag of the United Kingdom.png X. Рэмсботтом-Ишервуд
Flag of Romania svg.png Михай I
Flag of Romania svg.png К.Василиу-Рэшкану
Flag of Bulgaria svg.png И.К.Маринов

25px А.Гитлер

25px Г.Геринг
25px Ф.фон Бок
25px В.фон Лееб
25px Г.фон Рундштедт
25px Н.фон Фалькенхорст
25px Ф. Паулюс
25px Г.Гудериан
25px Э.фон Манштейн
-Flag of Italy (1861-1946).svg.png Б.Муссолини
-Flag of Italy (1861-1946).svg.png Д.Мессе
-Flag of Italy (1861-1946).svg.png И.Гарибольди
Flag of the Kingdom of Hungary.png М.Хорти
Flag of the Kingdom of Hungary.png Г.Яни
Flag of the Kingdom of Hungary.png Ф.Сомбатеи
Flag of Romania svg.png И.Антонеску
Flag of Romania svg.png П.Думитреску
Flag of Romania svg.pngК.Константинеску
Flag of Slovakia.png Й.Тисо
Flag of Slovakia.png Ф.Катлос

Отечественная Война 1941-1945 гг. -принятое в русской историографии название русско-германской войны, составной части Второй мировой войны. Охватывает как боевые действия на территории России, так и заграничный поход русской армии. Началась вторжением германского Вермахта в Россию 22 июня 1941 г., закончилась 9 мая 1945 г. взятием Берлина и падением Великогерманского рейха.

Предистория

Объявив 23 авагуста 1939 г. о своем нейтралитете в случае вооруженного конфликта между Германией и Польшей, Россия оказалась вне, выросшей из этого конфликта, Второй мировой войны. Это позволило выйграть время для перевооружения армии - с сентября 1939 г., по настоянию правительства президента Савинкова, военные расходы России выросли на 19 %. Не смотря на введенное эмбарго , нелегально, через третьи страны, продолжались поставки сырьевых ресурсов воюющим сторонам. В период Битвы за Англию в 1940 г. русские летчики принимали участие боях с нацистами.

Последовавшая, после поражения союзников под Нравиком, смена правительства Великобритании и приход к власти, симпатизировавшего России, У. Черчиля привели к улучшению взаимоотношений между двумя странами и сделали вероятным вступление России в войну на стороне антигитлеровской коалиции.

Нацисты поняли это сразу и решили первыми нанести удар. Предположения о возможном успехе войны основывались на отрывочной и, большей частью, недостоверной или устаревшей разведывательной информации (германская разведсеть в России была практически уничтожена в результате операций русской контрразведки в 1937-1938 гг. ), а так же на ошибочных оценках русского военно - экономического потенциала германским военным командованием, находившемся, после разгрома военной оппозиции в 1939 г., под полным влиянием партруководства.

План войны, получивший название "Барбаросса", начал разрабатываться зимой 1940 г. И стал, почти сразу, известен русской разведке, что дало русскому командованию возможнисть своевременно подготовится к отражению нападения.

С конца мая Россия перекрыла свою воздушную границу. Русская ПВО жестко контролировала международные авиалинии. Любые несанкционированные полеты немедленно пресекались, либо вынуждались к посадке, либо сбивались. В период с конца мая до 22 июня русскими было сбито до15 немецких разведовательных самолетов.С самолетов, которые вынужденны были садится на русских аэродромах, снималось всё разведывательное оборудование, летчики подвергались жестокой психологической обработке с целью принудить к отказу от возвращения в Германию. На все протесты немцы получали стандартный ответ "...неисправность оборудования, плохая подготовка персонала, воры , кругом воры...".

С начала июня приведены в повышенную боевою готовность части укрепрайонов "линии Корнилова" и части выделенные для прикрытия границы.

15 июня 1941 г. указом призедента Савинкова, с согласия Госдумы, ген. Кутепов был назначен Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами. При нем были созданы Ставка Верховного Главнокомандующего и штаб. Местом Главной квартиры выбран Витебск, начальником штаба Ставки назначен генерал Б.А.Штейфон, а генерал-квартирмейстером генерал А.А.фон Лампе.

20 июня приказом Главковерха военные округа были преобразованы во фронтовые объединения. Виленский военный округ был преобразован в Северный (комфронт ген. Пепеляев, начштабфронт ген. Лайдонер) и Западный (комфронт ген. Тимановский , начштабфронт ген. Левитов) фронты, Киевский в Юго-западный (комфронт ген. Витковский, начштаб ген. Туркул).

1941 год

22 июня 1941 года части германского Вермахта атаковали русскую границу на всем ее протяжении. Сбив по пути заставы пограничной стражи они двинулись в глубь русской территории.

То обстоятельство, что укрепрайоны "Линии Корнилова" распологались в 50 - 60 км от границы не позволило немцам нанести по ним внезапного артудара и дало русским время занять боевые позиции.

С первых же минут вторжения завязались ожесточенные сражения в воздухе. В связи с недостоверностью имевшейся развединформации большенство аэродромов атакованных Люфтваффе в первый день войны оказались ложными. Еденственным настоящим на них была зенитная аритллерия, что привело немцев к потерям в 2-3 раза превышавших рачетные, но абсолютного превосходства в воздухе немцам добится так и не удалось.

До конца июня германцы, неся огромные потери, пытались провать русские погранукрепления. Кначалу июля "Линия Корнилова" была прорвана, но она выполнила свою задачу - позволила русским выиграть время и начать всеобщюю мобилизацию. Прорыв линии укрепрайонов вовсе не означал для немцев выхода на оперативный простор. Русское сопротивление только усилилось. Прорывы немецких мехсоединений затыкались, насыщенной противотанковым вооружением, русской пехотой. Танковые клинья подрубались под основание и вместо развития успеха немцам приходилось драться в окружении.

Подобное месиво продолжалось до конца лета когда Вермахту удалось оттеснить русскую армию

  • в полосе Северного фронта к Зап. Двинеи захватить плацдарм у Двинска
  • в полосе Западного фрога к Смоленску.
Волынь. 1941 г.jpg

Немецкий пленный под Новоград-Волынским. Август 1941 г.

Конец июля. Катастрофа группы армий Юг. Войска ген фон Бока дошли уже до Новоград-Волынского, когда, прозевав накопление русских сил на своих флангах немцы получили удар такой силы что опомнились только под Львовом в Галиции. Пришлось срочно сниматьвойска с других участков фронта для организации контрудара из района Люблина. Результатом сражения стал разгром 3 германских армейских корпусов, огромные потери немцев в живой силе и снятиефон Бока. Попалавшая в окружение 1-я танковая группа прекратила свое существование, ее остатки (ок. 5000 штыков) под командовванием ген. фон Клейста прорвались через Полесские леса в расположение группы армии Центр.

К осени фронт стабилизировался. В октябре собрав в кулак последнии резервы германцы прорвали русский Западный фронт в районе Смоленска в направлении на юг с целью выйти в тыл Юго-западного фронта, но потерпев поражение в танковом сражении под Канатопом были вынуждены вернуться на исходные рубежи.

Последним большим событием года стало зимнее наступление русских под Смоленском и освобождение города.

1942 год

На основании некорректных данных о потерях Вермахта в ходе операций 1941 г. русским Верховным Командованием в летне-осенней кампании 1942 года войскам была поставлена невыполнимая задача: разгромить германскую греппу армий Юг, занять территорию Румынии и отрезать Германию от румынской нефти.

Результатом стало поражение и большие потери в составе Юго-Западного фронта. Противник, потеряв в боях до 75% бронетехникии до 200 000 чел личного состава, продвинулся на 400—500 кмв глубь русской территории и вышел к Днепру.

Однако, не смотря на достигнутые успехи, ситуация для германской армии стала принимать угрожающий оборот: немецкая военная экономика оказалась не в состоянии пополнять потерив боевой техникетакой же скоростью, как это делала противоположная сторона, а предельно неэффективное использование людских ресурсов в армии не позволяло пополнять дивизии, действующие на Востоке, в нужной мере(личный состав боевых рот на киевском направлении сократился до 27 человек (вместо 180 по штату). Собственно немецких частей уже не хватало для создания необходимых оборонительных плотностей. Значительные участки фронта заняли войска союзников Германии — румынская 3-я и формирующаяся 4-я армии, 8-я итальянская и 2-я венгерская армии. Именно эти армии оказались ахиллесовой пятой вермахта в последовавшей вскоре осенне-зимней кампании.

19 ноября 1942 года началось контрнаступление русского Юго-Западного фронта, 23 ноября части котрого соединились у города Бердичева и окружили 22 вражеские дивизии. В ходе начавшейся 16 декабря операции "Малый Сатурн" серьёзное поражение потерпела группа армий"Волынь" под командованием ген. Манштейна. И хотя наступательные операции, предпринятые на участке русского Западного фронта (операция "Марс"), закончились неудачно, однако успех на южном направлении обеспечил успех зимней кампании русских войск в целом — одна немецкая и четыре армии союзников Германии были уничтожены.

1943 год

Решающими событиями  кампании 1943 года стали Оршанская битва  в полосе Западного фронта и битва за Волынь. Русская армия  продвинулась на 300—400 км, и, хотя её потери были больше потерь противника (в 1943 году потери русских армий убитыми достигли максимума за всю войну), немецкая сторона не могла, за счёт менее эффективной военной промышленности и менее эффективной системы использования людских ресурсов в военных целях, восполнять свои хотя бы и меньшие потери с такой скоростью, с какой это могла  делать Россия. Это обеспечило русским армиям в целом устойчивую динамику продвижения на Запад на протяжении третьего и четвёртого кварталов 1943 года.

28 ноября — 1 декабря состоялась Тегеранская конференция Б.Савинкова, У. Черчилля и Ф. Рузвельта. Основным вопросом конференции было открытие второго фронта.

1944 год

Третий период войны характеризовался значительным количественным ростом германских вооружённых сил, особенно в техническом отношении. Например, количество танков и САУ в вермахте к 1 января 1945 года составило 12 990 единиц, в то время как к 1 января 1944 года — 9149, а к 1 января 1943 года — только 7927 единиц. Это было результатом деятельности Шпеера, Мильха и др. в рамках программы военной мобилизации промышленности Германии, начатой в январе 1942 года, но ставшей давать серьёзные результаты лишь в 1943—1944 годах.

Однако количественный рост из-за огромных потерь на Восточном фронте и нехватки топлива для обучения танкистов и лётчиков сопровождался снижением качественного уровня германских вооружённых сил. Поэтому стратегическая инициатива оставалась за Россией и её союзниками, а потери Германии значительно возросли (есть мнение, что причиной роста потерь являлся, в том числе, и рост технической оснащённости вермахта — больше становилось техники, которую можно было потерять).

В ходе зимне - весенней компании 1944 г. русские войска Юго-западного фронта вступили в Галицию и отбросили германцев за Днестр.

В июне 1944 года союзники  высадились во Франции В высадке принимали участие части Русского экспедиционного корпуса ген. Малиновского. Открытие второго фронта значительно ухудшило военное положение Германии.

Летом 1944 г. в ходе операции "Богратион" русского Западного фронта рухнул фронт группы армий "Центр". Опасаясь попасть в окружение начала отступление гр. армий "Север". Немцы были выбиты с Двинского плацдарма и отброшены от Риги. К концу года войска Северного и Западного фронтов вступили в Вост. Пруссию и Польшу.

Когда к началу августа германцам удалось остановить обескровленные русские части в районе Варшавы, в городе вспыхнуло, организованное Сопротивлением, вооруженное восстание.  Поддержанное союзниками - над городом было сброшено ок. 239 т оружия, боеприпасов и медикаментов,  в начале сентября в Кампиносской пуще к северу от Варшавы высадилсь подразделения воздушно- штурмовой бригады Польского легиона ЗапФронта  - восстание завершилось успехом и к концу октября немцы вынужденны были оставить город.

В августе 1944 года на балканском направлении перешли в наступление войска Юго-западного фронта. Результатом наступление стал переход Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

В октябре русская армия успешно провела Дебреценскую операцию и начала Будапештскую операцию с целью разгрома германских войск на территории Венгрии и вывода её из войны. Однако немецкие войска в Будапеште капитулировали только 13 февраля 1945 г. 28 декабря было создано временное правительство Венгрии во главе с ген. Б. Миклошем, которое 20 января заключило перемирие с союзниками.

1945 год

Также на Фэндоме

Случайная вики