ФЭНДОМ

Павел Николаевич Милюков
ПМ

Правительственный герб РДФР (МРГ)
3-й Президент РДФР
Штандарт президента России (МРГ)
20 марта 1936 — 7 октября 1937
Предшественник: Александр Васильевич Колчак
Преемник: Александр Васильевич Колчак
Флаг России (МРГ)
Председатель Совета Министров РДФР
Герб Российского государства
20 марта 1922 — 17 января 1932
Президент: Лавр Георгиевич Корнилов
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Александр Васильевич Колчак
Флаг России (МРГ)
Министр иностранных дел Комитета освобождения народов России
Герб КОНР (МРГ)
18 февраля 1919 — 20 марта 1922
Предшественник: должность учреждена, он сам как начальник управления внешних сношений КОНР
Преемник: должность упразднена, Юрий Вениаминович Ключников как министр иностранных дел РДФР
Флаг России (МРГ)
Начальник управления внешних сношений КОНР
Герб КОНР (МРГ)
28 октября 1918 — 18 февраля 1919
Предшественник: Михаил Васильевич Алексеев
Преемник: Должность упразднена, он сам как министр иностранных дел КОНР
Флаг России (МРГ)
Министр иностранных дел Временного правительства России
Печать Временного правительства
15 марта — 18 мая 1917
Предшественник: Николай Николаевич Покровский
Преемник: Михаил Иванович Терещенко
 
Гражданство: 135px-Flag of Russia.svg-1- Российская империя
Флаг России (МРГ) РДФР
Рождение: 15 января 1859
Москва, Российская империя
Смерть: 31 марта 1943 (84 года)
Москва, РДФР
Партия: Конституционно-демократическая партия
Образование: Московский университет
 
Награды:
Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)
Орден Святой Анны (муар)Муаровая лента флаг России

Павел Николаевич Милюков (рус. Павелъ Николаевичъ Милюковъ; 15 января 1859 года, Москва, Российская империя — 31 марта 1943 года, Москва, РДФР) — российский политический и государственный деятель. Лидер Конституционно-демократической партии. Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. Глава иностранного ведомства КОНР (1918—1922). Председатель Совета Министров РДФР (1922—1932). Третий президент Российской Демократической Федеративной Республики (1936—1937). Российский историк и публицист. С 1916 года — почётный доктор Кембриджского университета.

Биография

Ранние годы

Родился в семье архитектора и преподавателя. Обучаясь в 1-й московской гимназии, проявил незаурядные лингвистические способности и свободно овладел пятью языками.В конце гимназического курса ввиду обеднения семьи Милюков давал частные уроки.В Русско-турецкую войну 1877—1878 доброволец в санитарном отраде в Закавказье. В 1877 году поступил в Московский государственный университет.За участие в запрещенной студенческой сходке в 1881 года был исключен, но в 1882 году окончил университет, оставлен на кафедре русской истории.

Ученая деятельность

С 1886 приват-доцент (одновременно учительствовал). В 1892 получил степень магистра рус. истории. В 1892-95 имел успех его курс по "Истории рус. культуры", поставивший Милюкова в ряд крупнейших и авторитетнейших рос. учёных-историков. Встречался и дискутировал с Л.Н Толстым. В начале 1895 уволен из университета с запрещением преподавания где бы то ни было (за "вредное влияние на молодёжь"), выслан в Рязань (1895-1897), затем за границу - читал два курса в Высшем училище в Софии; после отстранения по требованию рос. властей от преподавания путешествовал по Македонии, публикуя "Письма с дороги" в "Русских Ведомостях" (1897-1899).

Арест

В феврале 1900 года в Петербурге председательствовал на вечере, посвященном памяти П.А. Лаврова, произнёс "поминальное слово", за что был арестован и осужден на 6 мес. тюрьмы с запрещением в последующем проживать в столице (заступничество Ключевского перед царём привело к сокращению срока вдвое). В 1902 году подготовил проект программного заявления "Освобождение".

В 1903-1905 годы предпринял длительную зарубежную поездку: чтение лекций в США о России и славянах, знакомство с национальным славянским движением на Западных Балканах,  Беседовал с В.И. Лениным (по инициативе последнего). Был в Канаде, где подготовил издание книги "Россия и её кризис" (на английском и французском языках; на английском языке, Чикаго, 1905).

Депутатская деятельность

Депутат 3-4-й Государственных Дум. ""Право" и "закон" теперь оставались нашей специальной целью борьбы, несмотря ни на что" , - писал Милюков о позиции партии кадетов в 3-й Думе, ибо революция "сошла со сцены". Как председатель фракции кадетов Милюков взял на себя выступления в Думе по вопросам конституционно-политического характера; но главной его "специальностью" стали вопросы иностранной политики, в которых у него практически не было конкурентов.

В 1915 Милюков стал инициатором создания Прогрессивного блока.

В 1916 Милюков в составе делегации Думы и Госсударственногро совета посетил Швейцарию, Норвегию, Англию, Францию и Италию (апр- июнь). В августе - сентябре совершил поездку снова в Англию (сенат Кембриджского ун-та присвоил ему звание почётного доктора), Швейцарию и Норвегию.

В кон. 1916 - начала 1917 зрела идея дворцового переворота, авторами которой были А.И гучков и Г.Е Львов. Во время обсуждения этого вопроса среди членов Прогрессивного блока "исходили из предположения, что при перевороте так или иначе Николай II будет устранён от престола. Блок соглашался на передачу власти монарха к законному наследнику Алексею и на регентство до его совершеннолетия - великому князю. Михаилу Александровичу. Мягкий характер великого князя и малолетство наследника казались лучшей гарантией перехода к конституцонуму строю. Разговоры на эти темы, конечно, происходили в эти дни и помимо блока, ...мы были через М.М. Федорова приглашены принять участие в совещании. ...Мы пришли туда уже с готовым решением, и, после обмена мнений, наше предложение было принято"

После Февраля Милюков так определяет исходные пункты политики кадетов: Партия Народной Свободы "не была ни партией "капиталистов", ни партией "помещиков", как её старалась характеризовать враждебная пропаганда. Она была "надклассовой" партией, не исключающей даже тех надклассовых элементов, к-рые имелись в социализме. Она отрицала лишь исключит, клас. характер соц. доктрины и то, что в тогдашнем социализме было антигосударственного и утопического. И в этом отношении её взгляды поневоле разделялись всей той умеренной частью социализма, к-рая вместе с нею делала "буржуазную" революцию. Это внутр. противоречие продолжало существовать на всём протяжении существования Врем. пр-ва. От него были свободны и внутренне последовательны только большевики". Свою же линию в качестве министра он видел в "активной борьбе на три фронта: оборона против циммервальдизма за сохранение общей внеш. политики с союзниками, против стремлений Керенского к усилению его собств. власти и за сохранение полноты власти пр-ва, созданного рев-цией", и с горечью констатировал: "Во всех трёх направлениях мои усилия оказались тщетными...".

Тема большевизма и "ленинцев" постоянно присутствует в выступлениях Милюкова. Он настаивал в пр-ве на немедленном аресте Ленина, когда тот по приезде из эмиграции "начал с балкона дома Кшесинской произносить свои криминальные речи", но Милюкова не поддержали. Считал, что 21 апеля. большевики впервые "попытались начать вооруженую борьбу" . 3 июня на частном совещании членов Гос. Думы призвал "всё русское обществово" "сплотиться в борьбе с опасностью от большевизма" .

Октяборьский переворот встретил враждебно. Сразу уехал из Петрограда в Москву, чтобы организовать там сопротивление большевикам, успех которых считал быстротечным.

Гражданская война

После переворота Корнилова в августе 1918 Павел Милюков вошёл в новый состав КОНР в качестве товарища начальника управления внешних сношений Михаила Алексеева. После взятия Санкт-Петербурга в октябре, Михаил Алексеев подал в отставку с поста начальника управлений ввиду болезни, и Лавр Корнилов принял решение назначить Павла Милюкова начальником управления внешних сношений.

Принимал участие в проведении переговоров между Польшей и Россией по установлению границ. 1 декабря 1918 по рекомендации министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона Павел Милюков и министр иностранных дел Польши Леон Василевский договорились об установлении границы между двумя государствами по линии: Гродно — Валовка — Немиров — Брест-Литовск — Дорогоуск — Устилуг — восточнее Перемышля — Крылов — западнее Равы-Русской — восточнее Перемышля — до Карпат.

21 января 1919 года в здании министерства иностранных дел Франции начались переговоры. Павел Милюков также принял участие в переговорах, а позднее вошёл в т.н. «Совет десяти», в который помимо него вошли главы правительств и министры иностранных дел Великобритании, Франции, США и Италии.

Участвовал во всех переговорах между странами Антанты и Центральных держав, тем самым сыграв важную роль в установлении мира после Первой мировой войны.

Председатель Совета Министров

По окончании Гражданской войны, Павел Милюков занялся восстановлением Конституционно-демократической партии. 11 ноября 1919 года в Санкт-Петербурге прошёл восстановительный съезд партии, на котором председателем КДП был избран Павел Николаевич.

В ноябре 1921 года КДП приняла участие в выборах в Учредительное собрание, в результате которого большинство получили правые (Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября). Председателем Учредительного собрания был избран кадет Виктор Михайлович Пепеляев, за которого было отдано 236 голоса. Учредительное собрание провозгласило Российскую Демократическую Федеративную Республику, президентом которой был избран Лавр Георгиевич Корнилов. Также, ВУС назначило Павла Николаевича Милюкова председателем Совета Министров РДФР и поручило ему сформировать правительство.

После военного переворота Корнилова, Павел Милюков сохранил пост премьер-министра Российской Республики. В ноябре 1932 Лавр Корнилов перенес инфаркт. Он лежал в Московском военном госпитале и был не дееспособен для последующего управления государством. 7 декабря 1932 года он ушёл с поста Военного министра, который занимал с момента гибели Врангеля, и назначил генерала Дроздовского главой военного ведомства. С этого момента в правящих кругах началась борьба за власть в стране. Это осознавал и Лавр Корнилов, поэтому в январе 1933 отправил кабинет Милюкова в отставку и поручил формировать правительство лояльному морскому министру, адмиралу Александру Васильевчу Колчаку.

Президентство

В январе 1936 года в России прошли Президентские выборы. Кандидатом от Конституционно-демократической партии стал бывший председатель Совета Министров России Павел Милюков. Во втором туре президентом РДФР был избран Павел Милюков, набравший 66,10 % голосов, частично потому, что для умеренных групп казался единственной защитой перед лицом тоталитарных правых сил в лице Воскобойника и ВФП, но главным образом из-за обещания улучшить экономическое положение и провести социальные реформы. 20 марта 1936 года Павел Николаевич Милюков вступил в должность.

В рамках борьбы с последствиями кризиса, правительство приняло пакет важных социальных законов: законодательно был введен восьмичасовой рабочий день, ограничен женский и осуществлен запрет на детский труд, учреждены страховые кассы для безработных, запрещены массовые увольнения, введено всеобщее обязательное начальное образование сначала до 12, а затем до 14 лет, вводился налог для мелких предприятий в размере 2 % с оборота, а для крупных — 6 %. Были увеличены налоги на большие наследства и доходы, в том числе на прибыль акционерных компаний. Все эти предложения КДП и лично Милюкова проходили долгие и бурные обсуждения, поскольку ни одна из политических партий не имела большинства голосов. В итоге, по каждому законопроекту кадетам пришлось формировать отдельные коалиции с различными политическими силами.

Во внешней политике Милюков был нацелен на укрепление союзнических отношений с Францией и Великобританией, которые могли вместе с Россией противостоять наращиванию Германией военной мощи. В 1937 году между тремя странами были подписаны соглашения о взаимопомощи, обновив сложившийся союз между Англией, Францией и Россией 1907 года (Антанта). В том же году Германия и Италия подписали пакт о военной взаимопомощи. Германия и Италия образуют Союз Новой Европы.

В июле 1936 года в Испании разгорелась гражданская война. Фашистская Италия, нацистская Германия и Португалия поддержали мятежников во главе с Франсиско Франко. Россия вместе с Францией поддержали Республиканскую сторону. В 1937 году поддержку Испанской республике оказала и Англия.

Политика КДП не касалась кредитно-финансового механизма. Финансовые круги, которые были недовольны политикой кадетов, массово выводили капиталы за границу. Отток капиталов способствовал росту инфляции и нарастанию кризисных явлений в экономике. В 1937 году российскую экономику охватил новый кризис. В этих условиях правительство Александра Кривошеина ушло в отставку. Недовольство действующим президентом побудило политическую оппозицию инициировать процедуру импичмента. Политический кризис усугубился попыткой государственного переворота, которую осуществила фашистская партия.

3 октября 1937 года боевики фашистской Франсистской партии совершают штурм парламента Франции и захватывают его. Под угрозой расправы, парламент Франции в нарушение конституции Франции абсолютным большинством голосов передал неограниченную власть лидеру франсистов Марселю Бюкару, которого назначает «Главой Французского государства». Вместе с тем легитимный президент Франции Поль Думер был низложен. Также парламент аннулировал Конституцию Франции 1875, упразднил должности премьер-министра и президента, а все их полномочия перешли Бюкару. В это же время Германия и Италия оказывают помощь новой власти, введя войска на территорию Республики. В течение месяца большая Франция оказывается полностью занята немецкими войсками.

Сначала Великобритания и Россия, а затем и Лига наций расценили подобные действия как акт военной агрессии. 5 октября 1937 года Великобритания объявляет войну Германии и не признаёт новое Французское правительство.

Россия также объявляет о непризнании нового правительства Франции, но президент Милюков решает не вступать в военный конфликт, чтобы не усугублять своё бедственное положение. Однако 6 августа, Всероссийская Фашистская Партия, решая повторить успех Французских ультраправых, совершает безуспешную попытку захвата Таврического и Мариинских дворцов. В Санкт-Петербурге начинаются беспорядки. 7 октября президент Милюков, по просьбе министра внутренних дел, объявляет в столице чрезвычайное положение и привлекает армию для подавления фашистских беспорядков. В тот же день, выступая перед депутатами Государственной думы и Государственного совета, Павел Милюков обращается к депутатам с просьбой проголосовать за объявление войны нацистской Германии. Крупнейшие фракции объявляют о готовности поддержать инициативу только в том случае, если президент уйдёт в отставку, поскольку по мнению оппозиции он оказался виновен в бепорядках из-за своей нерешительности. Павел Милюков соглашается на предложение депутатов и уходит в отставку, передав власть Государственной думе.

После президентства

После ухода с поста президента, Павел Милюков покинул Санкт-Петербург и вернулся в Москву. Выступал против набирающих силу фашистов. Во время войны был решительным противником Германии, незадолго до смерти искренне радовался победе Антанты.

Смерть

Скончался 31 марта 1943 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Сочинения

С апреля 1940 по март 1943 занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Русские на перепутье», начал писать «Воспоминания».

Награды

  • Орден Святой Анны 4 степени (02.12.1918)
  • Медаль «За освобождение России» (28.10.1919)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (13.01.1921)
Предшественник:
Александр Васильевич Колчак
Штандарт президента России (МРГ)
Президент России
20 марта 1936 — 7 октября 1937
Преемник:
Александр Васильевич Колчак
Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров