ФЭНДОМ

Павел Николаевич Милюков
ПМ

Правительственный герб РДФР (МРГ)
2-й Президент РДФР
Штандарт президента России (МРГ)
20 марта 1930 — 30 марта 1934
Предшественник: Лавр Георгиевич Корнилов
Преемник: Борис Викторович Савинков
Флаг России (МРГ)
Председатель Совета Министров РДФР
Герб Российского государства
20 марта 1922 — 20 марта 1930
Президент: Лавр Георгиевич Корнилов
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Александр Васильевич Кривошеин
Флаг России (МРГ)
Министр иностранных дел Комитета освобождения народов России
Герб КОНР (МРГ)
18 февраля 1919 — 20 марта 1922
Предшественник: должность учреждена, он сам как начальник управления внешних сношений КОНР
Преемник: должность упразднена, Юрий Вениаминович Ключников как министр иностранных дел РДФР
Флаг России (МРГ)
Начальник управления внешних сношений КОНР
Герб КОНР (МРГ)
28 октября 1918 — 18 февраля 1919
Предшественник: Михаил Васильевич Алексеев
Преемник: Должность упразднена, он сам как министр иностранных дел КОНР
Флаг России (МРГ)
Министр иностранных дел Временного правительства России
Печать Временного правительства
15 марта — 18 мая 1917
Предшественник: Николай Николаевич Покровский
Преемник: Михаил Иванович Терещенко
 
Гражданство: 135px-Flag of Russia.svg-1- Российская империя
Флаг России (МРГ) РДФР
Рождение: 15 января 1859
Москва, Российская империя
Смерть: 31 марта 1943 (84 года)
Москва, РДФР
Партия: Конституционно-демократическая партия
Образование: Московский университет
 
Награды:
Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)
Орден Святой Анны (муар)Муаровая лента флаг России

Павел Николаевич Милюков (рус. Павелъ Николаевичъ Милюковъ; 15 января 1859 года, Москва, Российская империя — 31 марта 1943 года, Москва, РДФР) — российский политический и государственный деятель. Лидер Конституционно-демократической партии. Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. Глава иностранного ведомства КОНР (1918—1922). Председатель Совета Министров РДФР (1922—1930). Второй президент Российской Демократической Федеративной Республики (1930—1934). Российский историк и публицист. С 1916 года — почётный доктор Кембриджского университета.

Биография

Ранние годы

Родился в семье архитектора и преподавателя. Обучаясь в 1-й московской гимназии, проявил незаурядные лингвистические способности и свободно овладел пятью языками.В конце гимназического курса ввиду обеднения семьи Милюков давал частные уроки.В Русско-турецкую войну 1877—1878 доброволец в санитарном отраде в Закавказье. В 1877 году поступил в Московский государственный университет.За участие в запрещенной студенческой сходке в 1881 года был исключен, но в 1882 году окончил университет, оставлен на кафедре русской истории.

Ученая деятельность

С 1886 приват-доцент (одновременно учительствовал). В 1892 получил степень магистра рус. истории. В 1892-95 имел успех его курс по "Истории рус. культуры", поставивший Милюкова в ряд крупнейших и авторитетнейших рос. учёных-историков. Встречался и дискутировал с Л.Н Толстым. В начале 1895 уволен из университета с запрещением преподавания где бы то ни было (за "вредное влияние на молодёжь"), выслан в Рязань (1895-1897), затем за границу - читал два курса в Высшем училище в Софии; после отстранения по требованию рос. властей от преподавания путешествовал по Македонии, публикуя "Письма с дороги" в "Русских Ведомостях" (1897-1899).

Арест

В феврале 1900 года в Петербурге председательствовал на вечере, посвященном памяти П.А. Лаврова, произнёс "поминальное слово", за что был арестован и осужден на 6 мес. тюрьмы с запрещением в последующем проживать в столице (заступничество Ключевского перед царём привело к сокращению срока вдвое). В 1902 году подготовил проект программного заявления "Освобождение".

В 1903-1905 годы предпринял длительную зарубежную поездку: чтение лекций в США о России и славянах, знакомство с национальным славянским движением на Западных Балканах,  Беседовал с В.И. Лениным (по инициативе последнего). Был в Канаде, где подготовил издание книги "Россия и её кризис" (на английском и французском языках; на английском языке, Чикаго, 1905).

Депутатская деятельность

Депутат 3-4-й Государственных Дум. ""Право" и "закон" теперь оставались нашей специальной целью борьбы, несмотря ни на что" , - писал Милюков о позиции партии кадетов в 3-й Думе, ибо революция "сошла со сцены". Как председатель фракции кадетов Милюков взял на себя выступления в Думе по вопросам конституционно-политического характера; но главной его "специальностью" стали вопросы иностранной политики, в которых у него практически не было конкурентов.

В 1915 Милюков стал инициатором создания Прогрессивного блока.

В 1916 Милюков в составе делегации Думы и Госсударственногро совета посетил Швейцарию, Норвегию, Англию, Францию и Италию (апр- июнь). В августе - сентябре совершил поездку снова в Англию (сенат Кембриджского ун-та присвоил ему звание почётного доктора), Швейцарию и Норвегию.

В кон. 1916 - начала 1917 зрела идея дворцового переворота, авторами которой были А.И гучков и Г.Е Львов. Во время обсуждения этого вопроса среди членов Прогрессивного блока "исходили из предположения, что при перевороте так или иначе Николай II будет устранён от престола. Блок соглашался на передачу власти монарха к законному наследнику Алексею и на регентство до его совершеннолетия - великому князю. Михаилу Александровичу. Мягкий характер великого князя и малолетство наследника казались лучшей гарантией перехода к конституцонуму строю. Разговоры на эти темы, конечно, происходили в эти дни и помимо блока, ...мы были через М.М. Федорова приглашены принять участие в совещании. ...Мы пришли туда уже с готовым решением, и, после обмена мнений, наше предложение было принято"

После Февраля Милюков так определяет исходные пункты политики кадетов: Партия Народной Свободы "не была ни партией "капиталистов", ни партией "помещиков", как её старалась характеризовать враждебная пропаганда. Она была "надклассовой" партией, не исключающей даже тех надклассовых элементов, к-рые имелись в социализме. Она отрицала лишь исключит, клас. характер соц. доктрины и то, что в тогдашнем социализме было антигосударственного и утопического. И в этом отношении её взгляды поневоле разделялись всей той умеренной частью социализма, к-рая вместе с нею делала "буржуазную" революцию. Это внутр. противоречие продолжало существовать на всём протяжении существования Врем. пр-ва. От него были свободны и внутренне последовательны только большевики". Свою же линию в качестве министра он видел в "активной борьбе на три фронта: оборона против циммервальдизма за сохранение общей внеш. политики с союзниками, против стремлений Керенского к усилению его собств. власти и за сохранение полноты власти пр-ва, созданного рев-цией", и с горечью констатировал: "Во всех трёх направлениях мои усилия оказались тщетными...".

Тема большевизма и "ленинцев" постоянно присутствует в выступлениях Милюкова. Он настаивал в пр-ве на немедленном аресте Ленина, когда тот по приезде из эмиграции "начал с балкона дома Кшесинской произносить свои криминальные речи", но Милюкова не поддержали. Считал, что 21 апеля. большевики впервые "попытались начать вооруженую борьбу" . 3 июня на частном совещании членов Гос. Думы призвал "всё русское обществово" "сплотиться в борьбе с опасностью от большевизма" .

Октяборьский переворот встретил враждебно. Сразу уехал из Петрограда в Москву, чтобы организовать там сопротивление большевикам, успех которых считал быстротечным.

Гражданская война

После переворота Корнилова в августе 1918 Павел Милюков вошёл в новый состав КОНР в качестве товарища начальника управления внешних сношений Михаила Алексеева. После взятия Санкт-Петербурга в октябре, Михаил Алексеев подал в отставку с поста начальника управлений ввиду болезни, и Лавр Корнилов принял решение назначить Павла Милюкова начальником управления внешних сношений.

Принимал участие в проведении переговоров между Польшей и Россией по установлению границ. 1 декабря 1918 по рекомендации министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона Павел Милюков и министр иностранных дел Польши Леон Василевский договорились об установлении границы между двумя государствами по линии: Гродно — Валовка — Немиров — Брест-Литовск — Дорогоуск — Устилуг — восточнее Перемышля — Крылов — западнее Равы-Русской — восточнее Перемышля — до Карпат.

21 января 1919 года в здании министерства иностранных дел Франции начались переговоры. Павел Милюков также принял участие в переговорах, а позднее вошёл в т.н. «Совет десяти», в который помимо него вошли главы правительств и министры иностранных дел Великобритании, Франции, США и Италии.

Участвовал во всех переговорах между странами Антанты и Центральных держав, тем самым сыграв важную роль в установлении мира после Первой мировой войны.

Председатель Совета Министров

По окончании Гражданской войны, Павел Милюков занялся восстановлением Конституционно-демократической партии. 11 ноября 1919 года в Санкт-Петербурге прошёл восстановительный съезд партии, на котором председателем КДП был избран Павел Николаевич.

В ноябре 1921 года КДП приняла участие в выборах в Учредительное собрание, в результате которого большинство получили правые (Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября). Председателем Учредительного собрания был избран кадет Виктор Михайлович Пепеляев, за которого было отдано 236 голоса. Учредительное собрание провозгласило Российскую Демократическую Федеративную Республику, президентом которой был избран Лавр Георгиевич Корнилов. Также, ВУС назначило Павла Николаевича Милюкова председателем Совета Министров РДФР и поручило ему сформировать правительство.

После избрания Корнилова на второй срок, Павел Милюков сохранил пост премьер-министра Российской Республики.

Президентство

В январе 1930 года в России прошли Президентские выборы. Лавр Корнилов не имел права быть избранным на третий срок по причине ограничения сроков полномочий. Кандидатом от Конституционно-демократической партии стал председатель Совета Министров России Павел Милюков. Владимир Вольский вновь был выдвинут кандидатом в президенты от Социал-демократической партии. Прогрессивная партия и Союз 17 октября выдвинули Михаила Петровича Араканцева, бывшего депутата Государственной думы и Учредительного собрания от Донской области. Русская народная партия выдвинула кандидатом в президенты великого князя Николая Николаевича, который в то время продолжал находиться в Крыму и заниматься написанием мемуаров.

В первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства и во второй тур вышли Павел Милюков и Владимир Вольский. 26 января 1930 состоялся второй тур выборов. Победу одержал кандидат от КДП Павел Милюков, получив поддержку всех правых и центристских сил и набрав более 68%. 20 марта 1930 он вступил в должность президента РДФР.

В начале 1930-х годов Россию, как и весь остальной цивилизованный мир, охватил глубокий экономический кризис. В стране развернулось массовое рабочее движение. Программа равного социального обеспечения, на которой настаивал рабочий класс упиралась в необходимость эффективного оздоровления экономики России, которая находилась в условиях спада производства. Придя к власти, Павел Милюков не смог справиться с мировым кризисом и его тяжелейшим последствием — безработицей. В связи с этим поддержка кадетов в канун выборов 1934 года резко упала. Тем временем резко увеличилась поддержка как левых сил, так и крайних правых — приход к власти Гитлера в 1933 году привёл к экономическому оздоровлению Германии, что благоприятно сказалось на восприятии немецкого пути улучшения экономики и восприятии правой диктатуры, в целом.

14 января 1934 года в России проходит первый тур Президентских выборов. Павел Милюков принял решение не выдвигать свою кандидатуру ввиду преклонного возраста. От Конституционно-демократической партии выдвинул свою кандидатуру председатель Государственного совета РДФР Иосиф Владимирович Гессен, однако его кандидатура не набрала большинства голосов, он занял лишь 3 место и не вышел во второй тур.

После президентства

После ухода с поста президента, Павел Милюков покинул Санкт-Петербург и вернулся в Москву. Критиковал действия социалистического правительства, называя их «популистскими», но также выступал против набирающих силу фашистов. Во время войны был решительным противником Германии, незадолго до смерти искренне радовался победе Антанты.

Смерть

Скончался 31 марта 1943 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Сочинения

С апреля 1940 по март 1943 занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Русские на перепутье», начал писать «Воспоминания».

Награды

  • Орден Святой Анны 4 степени (02.12.1918)
  • Медаль «За освобождение России» (28.10.1919)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (13.01.1921)
Предшественник:
Лавр Георгиевич Корнилов
Штандарт президента России (МРГ)
Президент России
20 марта 1930 — 20 марта 1934
Преемник:
Борис Викторович Савинков
Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова