ФЭНДОМ

Выборы в Государственную Думу
3 марта 1996
Явка избирателей: 71,83%
ЧВСушка Evstafiev-alexander-rutskoy-w ТИТОВ БАБ
     
Глава партии: Виктор Черномырдин Александр Руцкой Константин Титов
Партия: НДПР Блок «Народовластие» Отечество
Доля голосов: 36,28% 18,55% 8,88%
Получено мест: 168 88 62
КРУТОЙ ЗЮ Явлинский 96 Жириновский в 1997
     
Глава партии: Геннадий Зюганов Григорий Явлинский Владимир Жириновский
Партия: КПР РОДП «Яблоко» ЛДПР
Доля голосов: 7,95% 6,19% 5%
Получено мест: 40 30 22

Прочие кандидаты: Гражданский Союз, РОС, Трудовая Россия, Демократический Союз и другие

Результат выборов: В парламент прошли 10 партий, в целом большинство у НДПР

Выборы в Государственную Думу России второго созыва состоялись 3 марта 1996-ого года, одновременно с первым туром выборов президента России.

По результатам выборов НДПР потеряли конституционную большинство и это произошло на фоне усиления оппозиции, а также в целом на фоне ослабления демократических сил, в целом. Однако, Виктор Черномырдин смог остаться премьер-министром, спискером Государственной Думы II созыва снова стал представитель НДПР - Сергей Михайлович Шахрай.

Предыстория

Вторые выборы в Государственную Думу проходили на фоне, в первую очередь, серьёзных продолжающихся экономических реформ, которые в конце 1995-ого года начали постепенно давать плоды. При этом обстановка в стране оставалась довольно напряженной, особенно она ухудшилась после гибели одного из "отцов реформ", министра экономики и финансов - Андрея Малярова, даже парламентские партии оказались расколоты, некоторые партии вроде радикального крыла КПР или РОС и вовсе указали на "народность" убийства министра. При этом, по большей части, ситуация во внешней политике была благоприятной, особенно авторитету НДПР и Бычкову способствовало успешное проведение референдума на Украине, который отечественные СМИ старались показать как бесспорную победу российской дипломатии. Руководство России прекрасно понимало, что спада популярности избежать не удастся и поэтому готовилось к серьёзному противостоянию.

Предвыборная кампания

НДПР

Понимая бессмысленность попыток объединить и так разобщенные и ослабленные демократические силы сразу решило ориентироваться только на свои силы. НДПР, в первую очередь, заостряла внимание на тех успехах, что были у новой России в последние годы, в частности на успешной политике на постсоветском пространстве. Руководство НДПР ещё видело опасность со стороны националистов Владимира Жириновского, поэтому старалось продемонстрировать принятие русского языка как второго государственного в Белоруссии и на Украине не иначе как свою победу.

Огромное значение уделялось реформам, которые уже успело провести правительство, в частности военной реформе, реформе полиции, антикоррупционным мерам, предпринятым правительством. Много было положительно сказано и об экономической реформе и о плодах, которые она принесет в ближайшие годы, причем в программе как будто специально как можно реже упоминалась фамилия "отца реформ" Малярова, возможно для того чтобы минимизировать любые риски, связанные с его частым упоминанием. Президент Бычков вновь активно участвовал в предвыборной кампании НДПР, однако уже не так активно как в 1992-ом году, так как по большей части был сосредоточен на своём переизбрании в президенты. После новости о появлении как самостоятельной силы партии "Отечество", которая, кроме всего прочего, делала ставку на новую региональную политику, НДПР также решило активно продвигать кандидатов по одномандатным округам. Слоганом предвыборной кампании как Бычкова, так и всей НДПР стала "триада": "Реформы, свобода, порядок". Основными пунктами программы НДПР были: продолжение реформ во всех сферах общества, сохранение демократических основ государства, продолжение успешной внешней политике.

Помня о своём не самом удачном опыте проведения предвыборной кампании в первом туре, во время президентских выборов, решили с самого начала действовать жестко и агрессивно, в первую очередь организовав кампании против своих противников: блок Руцкого клеймили как "брежневистов",которые лишь притворяются реформистами, не являясь ими на самом деле, "Отечество" называлось ставленниками олигархов и сторонниками сепаратизма, на федеральных каналах указывалось о связях "Отечества" с чеченскими и ингушскими сепаратистами, КПР же, вместе с РОС, во многом из-за того что на президентских выборах коммунисты заключили соглашение с РОС и сформировали так называемый Фронт Национального Спасения, назывались не иначе как "красно-коричневыми", в отношении остальных партий контр-агитация была куда более умеренной, однако, все равно присутствовала. Олигархат, который уже к середине 90-ых годов сложился по большей части, поддержали Бычкова и НДПР, напуганные тем, что к власти может прийти Руцкой и левая оппозиция. Как и в 1993-ем году, НДПР решила делать ставку на молодежь, учитывая то что выборы президента и выборы Госдумы проходили в один день, массовые митинги НДПР или только самого Бычкова сопровождались выступлением самых популярных рок-групп со всей страны и со всего СНГ, в плакатах использовались цвета российского триколора, а в предвыборной агитации было множество простых лозунгов: "Не дай украсть свою свободу!", "Защити Россию - голосуй за НДПР!", "Черномырдин предлагает победить!", "Народные демократы - за свободу!", "Народная демократия или государственная диктатура!", "Не дай Россию залить красным". Присутствовал также серьёзный антисоветизм, ведь всем было понятно, что именно "Народовластие" - главный противник НДПР, активно использовались советские плакаты, например: "Долой орла!" с подписями: "Не дай этому случиться!", "Сбылись мечты народные", где седой старик указывал внуку не на прекрасные дали, а на гору черепов с картины "Апофеоз войны" Верещагина. Но, пожалуй, самым известным символом предвыборной кампании НДПР стал знаменитый видеоролик: "Голосуй или проиграешь", где было представлено две руки: одна в цветах триколора, а другая в красном цвете (существовал также ещё один, менее популярный вариант ролика, где вторая рука была в имперских цветах).

Блок «Народовластие»

Блок «Народовластие» был, безусловно, самой крупной политической и серьёзной политической оппозицией партии власти. На президентских выборах Руцкой заключил коалицию с Гражданским Союзом, но отказался от неё с КПР и РОС, образовавшими другую оппозиционную власти Бычкова структуру, так называемый "Фронт Национального Спасения", однако, на парламентских выборах Руцкой, как неформальный лидер всех левых движений, рассчитывал за счёт высоких процентов Гражданского Союза, своего блока, КПР и РОС получить от 38 до 41 процентов голосов, тем самым оппозиция стала бы крупнее чем НДПР и, добившись поддержки от ЛДПР и пользуясь перманентным конфликтом между президентом и Григорием Явлинским, выдвинуть в качестве нового Премьер-министр члена Гражданского Союза - Беха (эта кандидатура, фактически, была согласована даже с Явлинским).

На фоне роста уровня урбанизации в предвыборной программе «Народовластия» все больше внимания уделялось именно проблеме рабочих, в очередной раз критиковалась приватизация, однако, видя первые положительные черты в происходящем, говорилось о том, что эти выборы "последний шанс остановиться" и сохранить "лучшее от обеих систем". "Народовластие", как и Коммунисты, обещали "навести порядок в стране" бороться с коррупцией и бандитизмом, не допустить "лезущих во власть олигархов" (в первую очередь речь шла о спонсировании НДПР и Отечества олигархами). Руцкой обещал жестче показывать силу России на международной арене, также «Народовластие» критиковало военную реформу и реформу полиции, считая их совершенно неэффективными.

За прошедшие четыре годы члены Блока неплохо себя зарекомендовали работой в парламенте и многие ранее неизвестные его члены стали известны по всей стране, "Народовластие" продолжало испытывать определенные проблемы с финансированием, хоть и не такие как ранее, поэтому распространяли свою агитацию через листовки, газеты и другую печатную агитацию, а также идя "народным путем", организацией во всех крупных промышленных городах митингов в поддержку "блока народа", как их тогда часто стали называть, при этом все меньше в партии стало использоваться слов про коммунизм, при том что отношение к советскому наследию было чрезвычайно почтительным, однако, видимо всерьез оценивая результаты декоммунизации, блок мало в своей агитации апеллировал к коммунизму.

Отечество

Политическая партия "Отечество" была новенькой в российской избирательной системе, появившись буквально за несколько месяцев до выборов, как и Гражданский Союз, играла на позициях регионализма, в короткое время в партию было привлечено множество региональных лидеров, например, президент Татарстана - Шаймиев. Лидером партии стал губернатор Самарской области - Константин Алексеевич Титов. Программа, кроме новой региональной политики, обещала проведение более умеренных экономических реформ, оппозиции правительству ввиду проведения политики "скрытого национализма" и излишней централизации, многие эксперты называли программу левоцентристской, близкой к социал-демократической. Финансировалось "Отечество" через подконтрольные структуры Бориса Березовского.

Отечество решило проводить свою кампанию сразу в крупных регионах с большими федеративными тенденциями, где они бы смогли получить наибольшую поддержку, таким образом больше всего внимания уделялось проблеме регионов, тут Отечество в открытую конкурировало с Хасбулатовским Гражданским Союзом. Больше всего вниманию уделялось Поволжью, Северному Кавказу, Тыве. Слоганом предвыборной программы "Отечества" стала фраза: "Сильные регионы - сильное Отечество!" По сути, ставка на регионы и на оппозицию правительству была ключевой, партия стремилась противопоставить себя как левым, так и правым партиям, показать свою приверженность демократии и федерализму.

На деньги Бориса Березовского "Отечество" развернуло на деньги Бориса Березовского очень масштабную предвыборную кампанию, по телевизору запускались ролики, в новостях (в том числе на федеральных каналах), часто показывали сюжеты с участием глав регионов, членов "Отечества", в регионах выпускалась массированная агитация, многочисленные газеты, листовки, особенно активно проходила агитация среди, например, работников предприятий Березовского, который фактически вынуждал своих работников голосовать за представителей "Отечества". Кроме того, видя, что роль "аграриев" в Народовластии несколько снизилась, "Отечество" стремилось показать себя как защитников российского крестьянства, многие лидеры партии выступали с позиций поддержки российского фермерства. Многочисленные предвыборные лозунги Отечества в очередной раз затрагивали вопрос регионализма и оппозиционности власти, ориентируясь на центристский "третий путь": "Гражданин, не дай Москве себя грабить!", "Оставь налоги себе!", "Федерализм - подлинная свобода!", "Коммунисты застряли в прошлом, Бычков просто застрял, помоги России сдвинуться с места!", "Не дадим коммунистам отобрать заработанное!", "Ни за Ленина, ни за Бычкова, а за Отечество!" - на большинстве плакатах использовался оранжевый цвет, который со временем стал символом партии.

КПР

Коммунисты вновь оставались в жесткой оппозиции действующей власти, за несколько месяцев до выборов КПР заключили альянс с РОС, сформировав Фронт Национального Спасения, на президентских выборах выдвинув единого кандидата, однако на парламентских обе партии шли разными списками. Предвыборная программа КПР оставалась такой же радикальной, как и ранее: полный пересмотр итогов приватизации, жесткая оппозиция правительству и большинству реформ. Список КПР же возглавил Геннадий Зюганов, который также баллотировался в президенты.

К этим выборам в КПР усилились и националистические лозунги, это было связано, в первую очередь, с объединением с РОС во Фронт Национального Спасения. Коммунисты вновь играли на поле советской ностальгии, максимально идеализируя образ советского прошлого, критикуя правительство за приватизацию и разгул бандитизма. КПР пошли значительно дальше своих коллег с левого фланга, перед выборами проведя ряд акций под лозунгом: "Свободу народному мстителю!", подразумевавшим освобождение убийцы министра финансов - Алёхина. Ключевым лозунгом предвыборной кампании КПР и РОС была фраза: "Россия без Бычкова!". Партия открыта говорила об антинародном и коррумпированном режиме президента и правительства. По сути, на жесточайшем антагонизме с правительством и президентом и отрицании практически всех реформ строилась вся кампания КПР. Зюганов критиковал как экономические, так и полицейскую, и армейскую, и декоммунизацию, и многие другие реформы, продвигаемые правительством и президентом.

Как и ранее, КПР испытывала проблемы с предвыборной агитацией, денег вновь серьёзно не хватало, они явно терялись на фоне "Народовластия", которое получало определенное финансирование от некоторых бизнесменов. КПР вновь активно проводило митинги (в основном в "красном поясе"), реклама КПР массово печатались в некоторых анти-президентских СМИ, например, в газете "День", которая активно поддерживала Фронт Национального Спасения в его борьбе с президентом и правительством.

Яблоко

Спад популярности демократических сил не мог не сказаться и на "Яблоке", кроме того партию покинул один из её основателей - Юрий Болдырев, перешедший в Гражданский Союз. Григорий Явлинский вновь отказался заключать какие-либо предвыборные коалиции с какой-либо другой партией, Яблоко пыталось активно заняться экологической программой и привлечь к себе политическую партию "Кедр", однако на выборах 1996-ого это не удалось и "Кедр" на выборы пошёл со своим списком.

Программа Яблока оставалась социально-либеральной, совмещая в себе рыночные идеи и социальную защиту, после убийства Малярова накал критики несколько снизился. Также "Яблоко" поддерживало практически все другие реформы Малярова, при этом поддерживая связь с левой парламентской оппозицией и даже обсуждая возможность своего участия в предполагаемом правительстве Беха. "Яблоко" также поддержало референдум на Украине, объявив это первым шагом к исполнению плана "яблочников" по реинтеграции экономик постсоветского пространства.

"Яблоко" как и НДПР довольно широко пиарили государственные СМИ, ролики с участием членов партии много и часто выходили по телевидению, там, как правило, фигурировал Явлинский и другие самые крупные и известные члены партии. Выпускалось несколько предвыборных газет и был налажен массовый выпуск листовок. В предвыборной агитации "Яблоко" вновь говорило о том, что они - единственные, кто действительно желает защитить демократию и демократические ценности в стране. В крупных российских городах (в частности, в Москве и в Санкт-Петербурге), где располагался основной электорат Яблока, партия собирала

ЛДПР

ЛДПР, для которой прошлые президентские и парламентские выборы стали практически триумфом, не смогла оправдать ожидания своих избирателей. Шутовство партии быстро начало раздражать избирателей, а протестный электорат разочаровался в ЛДПР после того как по некоторым вопросам либерал-демократы поддержали НДПР. Кроме того, из партии, после конфликта с Владимиром Жириновским, вышел один из его ближайших сподвижников - Вячеслав Марычев.

Программа ЛДПР продолжала сохранять свой старый популизм и желание угодить любому избирателю, как и ранее, ЛДПР обещала уничтожить бандитизм, побороть бедность, коррупцию, восстановить величие России, Жириновский раскритиковал слабость Бычкова на международной арене, назвав договор с Украиной по Крыму, "предательством русского населения". После ухода Марычева число известных в ЛДПР лиц фактически сократилось до одного, вся предвыборная кампания строилась на образе Жириновского, одновременно как на образе сильного лидера, настоящего "отца народа", так и заступника всех несчастных русских людей. Кампания также отрицала большинство реформ Бычкова, хоть в отличие от КПР и РОС не называла их "антинародными".

Агитационная кампания ЛДПР, надо сказать, велась довольно вяло, депутаты-одномандатники были чрезвычайно слабы и все деньги, которая партия на выборы в основном тратились на поездки самого лидера партии по стране. Бизнес не особо стремился давать деньги Жириновскому и его партии, однако некоторые патриотически настроенные бизнесмены всё же жертвовали партии Жириновского деньги, на них ЛДПР удалось наладить создание нескольких роликов для телевидения, где фигурировал сам Жириновский, печать плакатов и предвыборной газеты, однако количество агит-материалов не шло ни в какое сравнение с выборами 1993-ого года, когда число печатных материалов Жириновского, по некоторым данным, превосходило число материалов Бычкова.

Гражданский Союз

Перед выборами Гражданский Союз считался одним из фаворитов грядущей предвыборной гонки, центристская позиция, регионализм и федерализм привлекал избирателей. Гражданскому Союзу прочили третье место на выборах, а члена партии Беха считали возможным кандидатом в премьер-министры от широкой левой коалиции. Однако появилось "Отечество", которое играло на том же поле, что и Гражданский Союз. Однако "Отечество" обладало огромными финансами и в состав партии входили многие региональные элиты, в то время как в Гражданском Союзе это были не такие высокие по значению граждане.

Программа Гражданского Союза была центристской, Хасбулатов, как лидер партии, вновь говорил про более постепенную экономическую реформу, в целом поддержал реформу полиции и армии, призвал расширить полномочия регионов, активно выступал за перераспределение экономических потоков из центра в регионы. Хасбулатов также вновь старался выступить в качестве миротворца, организовав в Чечне в 1995-ом году "Миротворческую миссию профессора Хасбулатова", которая, правда, провалились из-за принципиальной позиции чеченского руководства. Однако Гражданский Союз, обещавший защитить жителей северного Кавказа от национализма, все равно рассчитывал получить высокий процент на выборах.

Агитационная кампания Гражданского Союза чаще всего строилась на идее поддержки российских регионов, как и у "Отечества", самым известным членом партии был певец Иосиф Кобзон, который много и часто давал концерты на предвыборных мероприятиях партии, больше всего внимания предвыборной агитации уделялось как и у "Отечества", в крупных региональных центрах, и, несмотря на то, что Гражданский Союз поддержал, например, первый советский миллиардер Артем Тарасов, у Гражданского Союза не было и части тех денег, которыми обладало "Отечество".

РОС

РОС вновь выступил с националистической и анти-президентской риторикой. РОС и КПР перед выборами образовали Фронт Национального Спасения и на президентские выборы выступили вместе. Как и КПР, РОС находился в жесточайшей оппозиции президенту и, в первую очередь, рассчитывал на голоса так или иначе притесняемого русского населения, например, беженцев из Чечни и Ингушетии, Тувы и других регионов России.

Как сказано выше, программа РОС была жесткой националистической, при этом порой сохраняя элементы консервативного коммунизма, РОС апеллировал к недовольству политикой президента, обещая "навести порядок дома", разобраться с "кавказскими бандитами", а также возродить величие России и вернуть утерянные в ходе распада СССР территории, националистическая программа отпугивала многих избирателей, кроме того, партию часто критиковали из федеральных и региональных СМИ. Ещё одним, очень спорным пунктом программы была как и у КПР героизация образа Алёхина, рабочего, застрелившего министра экономики и финансов Малярова, его РОС стремился показать как русского патриота и героя Сопротивления режиму Бычкова.

Агитация РОС была также националистической, но, в отличие от любой другой партии, РОС активно использовал цвета российского имперского флага и советского флага РСФСР (что также активно освещалось федеральными СМИ, как яркая символика "красно-коричневых), денег на агитационную кампанию у РОС также не хватало, так как многие деятели бизнеса опасались давать деньги националистам из РОСа.

Другие партии

Ещё двумя крупными партиями можно назвать Демократический Союз и Трудовую Россию.

Демократический Союз имел пятую по размерам фракцию в Государственной Думе первого созыва, однако, после того как один из лидеров партии - Борис Ельцин, объявил о своём уходе из политики по состоянию здоровья число членов партии постоянно сокращалось, в конечном итоге власть в партии взяли радикальные либералы во главе с Константином Боровым и Валерией Новодворской, это привело к оттоку части избирателей, и большинства членов партии, кроме того, падение популярности сказалось на ДС, как и на других демократических партиях. Программа Демократического Союза оставалась радикально демократической, приватизация критиковалась за ограниченность, критиковалось вмешательство правительства в дела иностранных государств, как "неоимпериализм", при этом Демократический Союз, в целом, поддержал реформы, проводимые в отношении полиции и армии. Большинство инвесторов отказалось поддерживать Демократический Союз, однако вложения бизнесменов позволили провести агитацию в двух самых крупных городах России, где был наиболее силен демократический электорат: в Москве и в Санкт-Петербурге.

Трудовая Россия, в свою очередь, была крупной партией, объединением ряда небольших леворадикальных групп, возглавлял объединение Виктор Анпилов. Трудовая Россия, в первую очередь, прославилась проведением разного рода акций и митингов, массовых забастовок и демонстраций по всей России. Как и КПР, Трудовая Россия стояла на радикально анти-президентских позициях, хотя, в отличие от КПР, выступала против открытого заигрывания с националистами, на президентских выборах поддержав Александра Руцкого. В своей программе Трудовая Россия, как и КПР, критиковала какую-либо приватизацию, говоря о "рабочем самоуправлении", "рабочего контроля", также руководство партии поддерживало идеи сталинской экономической политики, в частности возрождения артелей. Агитация у Трудовой России была довольно небольшая, но, надо сказать, эффективная. Более всего свои листовки они распространяли в крупных промышленных городах и на митингах, которые они с завидной регулярностью организовывали.

Выборы

Как и президентские выборы, парламентские сопровождались дебатами на телевидение. Однако, как и ранее, парламентские выборы были не такими значительными и привлекали гораздо меньше зрителей, чем президентские дебаты, да и в целом президентские дебаты были гораздо более яркими и острыми, нежели дебаты перед парламентскими выборами, кроме того большинство кандидатов в президенты предпочитало посещать именно президентские дебаты, нежели парламентские. Поэтому большую часть времени от ведущих политических движений на дебатах присутствовали третьи и четвёртые номера из парламентского списка.

Сами выборы состоялись вместе с президентскими выборами, нарушения, как и раньше, были относительно небольшими, за исключением нескольких вбросов и нарушений в пользу НДПР (в самых разных регионах) и Отечества (в основном в Татарстане, Тыве и на северном Кавказе), однако все эти нарушения были минимальными и большинство международных наблюдателей признали выборы демократическими и свободными.

Избирательный блок Первая тройка федерального списка Доля голсов Количество полученных мест
НДПР Черномырдин, Бычков, Шахрай 36,28% 168
Блок «Народовластие» Руцкой, Фёдоров, Селезнёв 18,55% 88
Отечество Титов, Шаймиев, Россель 8,88% 62
КПР Зюганов, Горячева, Стародубцев 7,95% 40
РОДП «Яблоко» Явлинский, Лукин, Ярыгина 6,19% 30
ЛДПР Жириновский, Абельцев, Венгеровский 5% 22
Гражданский Союз Хасбулатов, Чернавин, Бех 4,89% 24
РОС Бабурин, Алкснис, Павлов 4,22% 19
Трудовая Россия Анпилов, Тюлькин, Крючков 3% 3
Демократический Союз Боровой, Новодворская, Дебрянская 2,11% 2
Другие списки 1,92%
Против всех 1,01%

Главной интригой была возможность формирования крупного правительства оппозиции однако, из-за чрезмерного усиления "Отечества" (Березовский опасался левых не меньше чем Бычкова), левая оппозиция получила всего 35,61%, тем самым сделав фактически невозможным формирование правительства, в следующие несколько дней, при поддержке НДПР, части депутатов Отечества, ЛДПР, Яблока и Демократического Союза, правительство Черномырдина сохранилось. Новый парламент стал гораздо более разнообразным, 4% барьер преодолели 8 партий и ещё две прошли в парламент через одномандатные округа, демократические же партии (которых было, по мнению политологов, в Думе, всего две) потеряли конституционное большинство, что, по мнению многих историков и экспертов, способствовало развитию в России более высокой культуры парламентаризма.