ФЭНДОМ

Выборы в Государственную Думу
20 июля 1997 года
Явка избирателей: 60,9%
Юрий Скоков Явлинский Премьер-министр Сергей Шахрай
     
Глава партии: Юрий Скоков Григорий Явлинский Сергей Шахрай
Партия: Блок «Родина» Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» Партия российского Единства и Согласия
Доля голосов: 25,3% 24,2% 18,3%
Получено мест: 124 117 90
Жириновский в 1997 Sobchak Стародубцев
     
Глава партии: Владимир Жириновский Анатолий Собчак Василий Стародубцев
Партия: Либерально-демократическая партия России Российское движение демократических реформ Аграрная партия России
Доля голосов: 9,1% 4,8% 3,7%
Получено мест: 45 24 0

Прочие кандидаты: «Моё Отечество», Блок «Ивана Рыбкина», «Власть — народу!», «Вперёд, Россия!», Трудовая партия России и другие

Результат выборов: 5 партий прошло в Государственную Думу: «Родина», «Яблоко», ПРЕС, ЛДПР, и РДДР.
Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации второго созыва состоялись 20 июля 1997 года, спустя несколько месяцев после досрочных президентских выборов.

Депутаты Государственной Думы избирались по смешанной связанной избирательной системе, предполагавшей избрание депутатов по единому федеральному округу, при заградительном барьере 4 процентов и по одномандатным округам. Сенаторы Совета Федерации избирались по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам.

Предыстория

Президентские выборы 1997 года

Основная статья: Президентские выборы 1997 года

Экономические реформы

Экономические реформы, начавшиеся ещё в 1990 году, наконец начали давать первые плоды. Так, в 1996 году инфляция вышла на «приемлемые» (по сравнению с предыдущими годами) 37,5% в год, а в 1997 году темпы инфляции продолжали снижаться.

Также в 1996 году впервые за многие годы начался рост промышленного производства — «скромные» 2,9% роста ознаменовали выход из трансформационного кризиса. В 1997 году темпы роста значительно возросли, что благоприятно сказывалось на репутации правящей коалиции и правительства. Кроме того, начиная с 1994 года государственный комитет статистики рапортовал о снижении безработицы в стране.

Однако главным достижением российских реформаторов стал небольшой (0,1%) экономический рост в 1995 году и резко возросший в 1996 году рост (4,9%) Внутреннего валового продукта. Члены правящей коалиции (демократические партии «Яблоко», ПРЕС, РДДР) стремились приписать себе заслугу выхода из кризиса. Напротив, оппозиция («Родина», ЛДПР и АПР) заявляли, что рост происходил вопреки действиям правительства, указывая на разрушенные промышленные производства и крах российской не сырьевой экономики.

Предвыборная кампания

В отличие от предыдущих выборов, парламентские выборы 1997 года проходили через 4 месяца после президентских выборов, что, естественно, меняло контекст выборов. Теперь политики сосредотачивались на борьбе за депутатские «корочки», а не за высшую позицию в стране.

Многие из политических сил начали политическую агитацию многим ранее чем был дан старт официальной предвыборной кампании — во время президентской кампании.

Предвыборный митинг Яблоко

Предвыборный митинг партии «Яблоко»

Первые шаги предприняла Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» на тот момент избранного президента РФ, Григория Явлинского. Благодаря межпартийным соглашениям в партию вошла Демократическая партия России Николая Травкина в обмен на будущий пост спикера Государственной Думы. Тогда же в «Яблоко» вошли несколько различных демократических партий и движений, в ряды партии вступили некоторые губернаторы. В целом, «Яблоко» сражалось за голоса социал-демократов и либералов, то есть оттягивала голоса как у «Родины», так и у ПРЕС.

Партия выступила с программой продолжения экономических реформ, развития социальной политики и развития связей с бывшими республиками СССР. Тем не менее, особый упор в предвыборной агитации был сделан на успехах по выведению России из экономического кризиса, который, якобы, возник благодаря деятельности депутатов Верховного Совета, правительства Гайдара и Скокова. Оба обвинения были сделаны в сторону их главных конкурентов «Гайдаровской» партии российского Единства и Согласия и возглавляемого Скововым Блока «Родина».

Агитация ПРЕС

Предвыборная агитация ПРЕС

В свою очередь, Партия российского Единства и Согласия, учла неудовлетворительные результаты президентской гонки — на предвыборном собрании в апреле 1997 года было принято решение о том, что федеральный список партии возглавит Сергей Шахрай. Партия выступила с платформой на развитие федерализма, в том числе проведения выборов губернаторов во всех регионах России (к 1997 году выборы главы региона проходили только в Республиках), проведение свободных рыночных реформ и переход на военную службу по контракту (это было особенно актуально в виду прошедшего конфликта в Чечне).

Владимир Жириновский и его партия решили пойти более хитрым путём. Учитывая особенности избирательной системы Российской Федерации Владимир Жириновский сформировал «Блок Жириновского» по мимо собственной Либерально-демократической партии России. Суть замысла была такая, что ЛДПР выставляла бы свой список только на федеральный уровень, то есть на выборах по партийной системе, а «Блок Жириновского» только по одномандатным округам. Благодаря особенностям российской избирательной системы, Жириновский мог получить и выигранные ЛДПР партийные места, и дополнительные места за счёт одномандатников, которые бы не замещали места ЛДПР, а получили дополнительные места в Государственной Думе (поскольку по пропорциональной части «Блок Жириновского» ничего бы не получил).

Достаточно скоро эта схема была выявлена Центральной избирательной комиссией и она сняла 12 мая 1997 года с выборов «Блок Жириновского». Поскольку период регистрации к тому моменту был завершён, то Либерально-демократическая партия осталась без кандидатов в одномандатных округах. Это по заявлению Владимира Жириновского привело к поражению партии на выборах, которые ЛДПР должна была выиграть. Впрочем, результат партии Жириновского на выборах 1993 года показывал, что успех ЛДПР в одномандатных округах и так невелик.

Наконец, левые партии (прежде всего блок «Родина» и Аграрная партия) после поражения на президентских выборах решили взять реванш за счёт получения большинства в Государственной Думе. Такой расклад позволил бы им продавить собственный кабинет министров и уменьшить власть президента, а учитывая ключевую роль Правительства в политической системе России, то и вовсе получить контроль над внутренней политикой страны.

Агитация Родины

Агитация блока «Родина»

Как и в ходе президентской кампании, в период парламентской кампании Блок «Родина» стремился вобрать в себя малые левые партии у которых не было шансов преодолеть 4% барьер. Тем не менее, не удалось избежать и раскола блока. Так, сразу после президентских выборов из партии вышел бывший лидер блока — Иван Рыбкин и его сторонники, которые сформировали одноименный блок. В целом, все левые партии проходили по схожими социально-ориентированными предвыборными программами и фактически перетягивали электорат друг у друга.

Исключение составлял лишь сам блок «Родина», в котором большая фракция патриотических сил (государственные СМИ называли их «националистами») лоббировала увеличение расходов на вооружённые силы. Кроме того, левые силы разделились в вопросе итогов приватизации — одни партии считали, что нужно признать устоявшийся порядок; другие (как, например, блок «Родина») утверждали, что приватизация прошла с нарушениями и необходимо её «корректировать». Наиболее радикальные силы выступили за ренационализацию приватизированной собственности.

Результаты

Результаты Думских выборов были относительно предсказуемы — многие социологи и политологи указывали на то, что в тройку лидеров попадут «Родина», «Яблоко» и ПРЕС — вопрос состоял лишь в том кто займёт первое место.

Другой неожиданностью выборов стал значительная потеря голосов ЛДПР и непреодоление АПР 4% барьера. Кроме того, из-за голосования за малопопулярные партии было потеряно около 18,3% голосов, что больше чем на выборах 1993 года. В обществе возникла дискуссия о том, следует ли понизить избирательный барьер, который де-факто лишает миллионы россиян представительства в Государственной Думе.

В результате большинство мест в новой Думе занял блок «Родина», а президентская партия «Яблоко» получило лишь второе место. Партия российского Согласия и Единства сохранила за собой третье место, увеличив результат относительно предыдущих выборов. Значительные потери понесли Либерально-демократическая партия России и Аграрная партия России, чьи голоса активно перетягивались блоком Юрия Скокова.

Впрочем, ни одна из партия не получила абсолютного большинства мест в Государственной Думе, поэтому начались разговоры о формировании коалиции. Несмотря на то, что «Яблоко» получило лишь второе место, тем не менее, её центристское положение в российской политике позволило ей выбирать союзников по коалиции. Поскольку одним из требований блока «Родины» на формирование коалиции с партией власти было назначением на пост председателя правительства Юрия Скокова, то выбор сделан в пользу союза с правой партией Единства и Согласия, которая позициями заместителя главы правительства и трети позиций федеральных министров. Российское движение демократических реформ в правящую коалицию не была приглашена.

Выборы в Государственную Думу II созыва
Избрательный список Доля голосов Количество мест в Государственной Думе
«Родина» 25,3% 124
«Яблоко» 24,2% 117
ПРЕС 18,3% 90
ЛДПР 9,1% 45
РДДР 4,8% 24
АПР 3,7% 0
«Моё Отечество» 2,1% 0
«Блок Рыбкина» 1,8% 0
«Власть - народу!» 1,0% 0
Другие списки 5,7% 0
Недействиельные бюллетени 4,0% -