ФЭНДОМ

Выборы в Государственную Думу
7 марта 2004
Явка избирателей: 61,52%
Мистер Мемец 2.0. Лужков 3.0. Сергей Шархай 2003
     
Глава партии: Борис Немцов Юрий Лужков Сергей Шахрай
Партия: РПР Отечество НДПР
Доля голосов: 31,86% 23,92% 14,07%
Получено мест: 149 113 68
Сергей Глазьев Селезнёв Явлинский 2000
     
Глава партии: Сергей Глазьев Геннадий Селезнёв Григория Явлинский
Партия: НПР Партия Возрождения России Яблоко
Доля голосов: 10,64% 8,22% 4,51%
Получено мест: 53 42 25

Прочие кандидаты: ОКПР, ЛДПР, Российская Партия Труда и другие

Результат выборов: {{{Результат}}}
Выборы в Государственную Думу России четвертого созыва состоялись 7 марта 2004-ого года.

Это стали первые выборы в России на которых первое место не получила "партия власти" - НДПР, более того, она заняла лишь третье место, в то время как первое место получила Республиканская Партия России, а второе "регионально-губернаторский блок" Отечество. Кроме того на этих выборах в российский парламент прошло на тот момент рекордно низкое число политических партий - лишь шесть политических партий, в целом же эти парламентские выборы прошли по тем же законам, что и 4 года назад и способствовали дальнейшему процессу демократизации в российском политическом обществе.

Пост председателя Государственной Думы - вновь сохранил Сергей Кириенко.

Предыстория

В политическом плане главной "предысторией" выборов стало формирование на базе блока "Народовластие" - ключевого левого политического блока на протяжении всех 1990-ых годов - единой левоцентристской - Партии Возрождения России, тем не менее, партии не удалось объединиться со всеми остальными левыми силами страны, то есть выполнить ту задачу, которую первоначально ставил для своей партии Геннадий Селезнёв, не удалось добиться объединения с ОКПР, которая сформировалась после слабого результата КПР на президентских выборах 2001-ого года и с Российской Партией Труда, более левой группой отделившейся ранее от Блока "Народовластие", таким образом окончательно преодолеть "вечный раскол" левых партий окончательно не удалось.

Предвыборная кампания

Республиканская Партия России

РПР выдвинулась на выборы вновь как политическая партия "молодых реформаторов", в российском обществе после расследований Скуратова и в целом взятого правительством курса на борьбу с коррупцией вопрос о ней был очень важен для российского избирателя, в целом РПР сохранило большинство своих привычных позиций в избирательном списке, первое место в нем вновь занял Борис Немцов, в это же время к РПР присоединилось множество небольших демократических партий, самой крупной из которых являлся Демократический Союз, которые в последние годы переживал не простые времена и все больше подвергался маргинализации. В программе РПР вновь обратились к статусу НДПР как к "партии функционеров" и именно причиной этого была причина коррупции в высших эшелонах российской власти. При этом РПР дистанцировалась от деятельности Скуратова, который среди во время своего не долго взлета обвинял в коррупции и правительство Бориса Немцова.

Республиканская Партия шла на выборы с либеральной политической программой, при этом с ярким выраженным популизмом, который должен был привлечь к голосованию более широкий спектр избирателей. Пиар компанией партии занимался ФЭП - известного политолога Глеба Павловского, потому какая-либо позиция Республиканцев о реформах проводимых в стране была "задвинута" на второй план, в виду их не самой большой популярности у населения. В это же время на первый план вышла тема борьбы с коррупцией, терроризмом и военного конфликта в Афганистане и Таджикистане. В качестве борьбы с коррупцией Республиканская Партия обещала сохранить широчайшие полномочия Финансовой Полиции и продолжения её деятельности и разбирательство со всеми, подозреваемыми в коррупции, "Финансовую полицию" обещали превратить "в организацию сингапуровского типа", таким образом вывести её из подчинения президенту России и превратить её в совершенно независимую структуру, таким образом ликвидировав любую возможность давления на неё. Кроме того, Республиканцы обещали в случае своего прихода к власти серьезное снижение налогов и радикальное сокращение бюрократии. РПР среди прочего обещала в ближайшее время начать вывод войск из Афганистана и Таджикистана, заявляя о том что "главная задача выполнена" и дальнейшее пребывание в обоих республиках большого контингента ведет лишь к гибели российских солдат. Вновь Республиканская Партия вернулась к обещаниям активной интеграции в Евроатлантические структуры, сославшись на успешный опыт Прибалтийский стран, которые вступали в Европейский Союз уже через два месяца после выборов в России. РПР обещала приложить все усилия для ускорения переговоров между Россией и Европейским Союзом, который при Бычкове и Старовойтовой проходили чрезвычайно медленно.

Предвыборная программа Республиканской Партии проходила в несколько новом ключе, нежели ранее, Республиканцы приняли решение сосредоточиться на крупных городах, тем самым потеснив в них позиции НДПР, в первую очередь агитация была направлена на молодых людей и формирующийся средний класс, вновь был поднят тезис об обновлении власти с сохранением и преумножением экономических и политических свобод. Республиканцы ловко апеллировали к популизму, все больше Республиканская Партия показывала себя как единственная партия, представляющая собой демократическую альтернативу неэффективной и устаревшей НДПР. Кроме того, на фоне ослабления популярности РПР, именно на её сторону были "перетянуты" многие крупные олигархи, согласившиеся профинансировать предвыборную кампанию, Республиканцам, в частности, перед грядущими выборами удалось заручиться поддержкой многих крупных олигархов.

Отечество

Отечество показавшее очень неплохие результаты на прошлых парламентских выборах, подобралась к этим с ещё большим желанием взять реванш на фоне спада популярности НДПР. Юрий Лужков вновь возглавил парламентский список, в промежуток между выборами успев добиться усиления своего блока, в том числе благодаря контролю третьего по важности поста в стране и двух центральных городов, твердо желал стать фаворитом выборов. Кроме того, он окончательно добился перехода большей части бывшей Аграрной группы и Гражданского Союза в Отечество, тем самым ещё больше укрепив свою позицию в качестве партии центристской и федералистской направленности.

Предвыборная программа Отечества во многом повторяла её же четырехлетней давности, однако, теперь федеральный вопрос" стал куда более значимый, в связи со значительным повышением цен на энергоносители, произошедших на фоне многочисленных кризисов на Ближнем Востоке, Отечество обещало, наконец, изменить российскую налоговую систему, направленную на излишнюю централизацию, которая вела к "обескровливанию" российских регионов. Учитывая широкую роль лоббизма в партии, той же, Аграрной группы, никуда не исчезли идеи умеренного увеличения государственного регулирования и определенных методов дирижизма в российской экономике. Отечество выступило против большинства реформ проведенных в первые три года правления Старовойтовой, кроме того обвиняя президента и её окружение в коррупции. Отечество выступало категорически против грядущей программы социальных реформ, обещая "приложить все усилия для защиты социального положения россиян". Во внешней политике Отечество также выступило за большую самостоятельность России, осудило вторжение США в Ирак, поддерживало идею большей интеграции в рамках СНГ, нежели в Евроатлантических структурах, в то же время верно почувствовав недоверия население к войне, призвали в ближайшее время прекратить активные боевые действия, при этом критиковалась даже не сама война, а как и у НПР неспособность российского командования в короткие сроки добиться победы и минимизировать потери. Ещё одним пунктом программы было серьезное перераспределение власти в регионах, то есть передача от центра "на места".

Предвыборная программа Отечества была в первую очередь развернута в регионах, где партия была либо широко представлена в местных парламентах, либо возглавлялась главами регионов, членами партии Лужкова, было очевидно, что главной целью Отечества является удар по региональным структурам НДПР, потому вся предвыборная программа партии формировалась вокруг противостояния именно с "партией власти", в какой-то момент Лужков подхватил один из главных лозунгов Республиканской Партии об обновлении власти, на одной из встреч обвинив НДПР в превращении в новую - КПСС. Кроме того, Лужковым был учтен опыт предыдущих выборов и в основе партийного списка оказались не только главы регионов, но и федеральные представители Отечества. Отечеству на выборах активно оказывали помощь и представители крупного бизнеса, например, нефтегазового сектора, так как партия в случае прихода к власти могла обеспечить им необходимое налоговое положение.

НДПР

Назначение Сергея Шахрая на пост Премьер-министра по сути было продиктовано именно желанием одержать победу на парламентских выборах, Шахрай обладал огромным опытом работы в законодательной власти более 7 лет будучи спикером Государственной Думы. Тем не менее, на фоне не слишком популярных реформ "партия власти" была серьезно ослаблена, ещё одним ударом стал отказ Галины Старовойтовой (обладавшей, куда более высоким рейтингом, нежели НДПР) войти в основу федерального списка, продиктовано это было в первую очередь личным не желанием Галины Васильевны выступать в качестве "паровоза" для сопартийцев.

По мнению многих политологов, НДПР с самого начала была выбрана не самая верная стратегия, да и в целом партия серьезно переоценила свои силы, ключевым пунктом программы партии было продолжение проведения в стране реформ социальной сферы и их последующую углубление, ещё одним обещанием было продолжение борьбы с коррупцией начатой ранее, в частности на суд общественности была предоставлена программа "Чистое будущее", которая подразумевала планомерную кампанию по борьбе с коррупцией до 2020-ого года, в целом вся предвыборная программа была направлена на избирателя, который поддерживает реформы в социальной сфере, в это же время электорат среднего класса в крупных городах и молодежи у НДПР активно отбирала Республиканская Партия, а в регионах активно противостояла губернаторская партия Отечество. Во внешней политике НДПР заявляло о продолжении "операции против террористов до разгрома бандитов" (в программе НДПР слово "война" не упоминалась). Приводилось в пример также успехи в борьбе с терроризмом, вроде окончания режима КТО в Чечне. Во внешней политике, кроме продолжения военной кампании в Азии было укрепление отношений с европейскими странами и медленный процесс интеграции в европейские структуры, куда более умеренные нежели в предложения Республиканской Партии.

НДПР, желая получить на выборах безусловное 1-ое место, проводило широчайшую предвыборную кампанию "по старым лекалам", в целом в качестве своих конкурентов НДПР рассматривало РПР, Яблоко и Отечество, с первыми двумя "столкновение" происходило в крупных городах, где проживал "типичный" демократически настроенный избиратель Народных Демократов, а с Отечеством шла борьба за контроль над регионами. Как и двум другим партиям страны активную поддержку НДПР оказывал крупный бизнес. По мнению, многих экспертов, в условиях падения популярности "старая" для Народных Демократов тактика по привлечению максимального числа голосов сработала плохо и в целом партии следовало сконцентрироваться на одном из двух направлений, однако, столь масштабная структура как НДПР, много лет существующая, отчасти, в статусе "партии власти" не могла пойти на это. "Проигрышная стратегия" и отказ Галины Старовойтовой войти в "федеральную тройку" партии привел к серьезнейшему ослаблению НДПР на парламентских выборах.

Народная Партия России

В цикле между выборами НПР претерпела некоторые изменения, ряд членов покинули НПР и присоединились либо к Блоку "Народовластие" либо к ОКПР, это привело к ослаблению левого крыла партии и усилению правого, в лице в первую очередь Дмитрия Рогозина, тем не менее, левое крыло также желало сохранить свое влияние, это привело к заключению "фракционного соглашения" в результате которого и формировалась основа партийного списка на выборах, первое место в списке заняла персона максимально нейтральная - экономист Сергей Глазьев, который должен был стать символом "третьего пути" в экономических реформах и жесткого противодействия социальной политике правительства Шахрая, после "поворота Невзорова" в 2001-ом году, партия отказалась от включения в первые лица крупных медийных лиц.

НПР большую часть предвыборной кампании строила на радикальной неприятии проводившихся социальных и экономических реформ, вместе с ПВР критикуя реформы максимально активно и жестко, при этом НПР впервые в своей программе отказалась от тезиса о полной национализации приватизированной собственности и предложила избирателям новую экономическую модель - "корпоративной экономики XXI века", среди прочего были и обещания об отмене неудачных социальных реформ, например, образования. Критиковала также НПР и внешнюю политику России, в случае победы на выборах партия обещала "полноценно противопоставить Россию западу", защищать интересы русскоязычного населения в Прибалтике, активно кооперироваться и интегрироваться с союзными государствами в рамках СНГ, противостоять расширению НАТО на восток. НПР также говорило о жесткой борьбе с терроризмом и была единственной вместе с НДПР партией, открыто поддерживающей военные действия в Афганистане и Таджикистане, при этом НПР критиковали чрезмерно тесное сотрудничество России с США в рамках обоих конфликтов. Тем не менее, наибольшее внимание все же уделялось экономической программе партии, что по опросам приводило не к лучшим результатам, в январе НПР уступало ПВР. Тем не менее, волна терактов, захлестнувшая Россию за несколько недель до выборов, привела к тому что основы программы претерпели изменения и основой программы НПР стала борьба с терроризмом и критика правительства за его "слабость и бездеятельность".

Агитация НПР проводилась как и ранее "народными способами", тем не менее, к кампании после отказа от программы национализации удалось привлечь большое количество бизнесменов, которые активно жертвовали партии деньги. В целом, ключевыми противниками НПР была ПВР и в меньшей степени Отечество, поэтому борьба шла именно за голоса избирателей этих партий. По мнению экспертов, изначальная предвыборная программа НПР была довольно слабой из-за упора в экономику и партия рисковала потерять свое четвертое место в парламенте в пользу ПВР, тем не менее, события последнего перед выборами месяца, привели к тому что "патриотическая оппозиция" изменила основы своей предвыборной программы, полностью сконцентрировавшись на борьбе с терроризмом, что в конечном итоге и помогло НПР показать неплохой результат и более того, несколько улучшить его по сравнению с выборами 2000-ого года.

Партия Возрождения России

Партия Возрождения России, которая образовалась после фактического коллапса Блока "Народовластия" и отставки Александра Руцкого, в это же время партию возглавил - Геннадий Селезнев, который начал заниматься активным объединением различных левых и левоцентристских групп, планируя на выборах 2004-ого года представить в виде ПВР объединенную левую оппозицию правительству. В частности, в состав ПВР вступила - Гражданский Союз, и другие небольшие партии, тем не менее попытка переговоров с новообразованной ОКПР провалилась, коммунисты раскритиковали чрезвычайно "ревизионистскую" программу ПВР и отказались вступать в состав ПВР, кроме того в процесс подготовки к выборам от ПВР откололась более "ортодоксальная фракция" во главе с Геннадией Семигиным, который объявил о желании независимо участвовать в выборах в качестве Российской Партии Труда. В целом же основа избирательного списка ПВР расширилась и несколько отличалась от предыдущих составов "Народовластия", в частности в состав ПВР вошли многие личности, ранее не занимавшиеся политикой, например в него вошла - Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт, кроме того особую роль в ПВР заняли представители левого крыла аграрной фракции, которые отказались от вступления в Отечество.

ПВР переняла большую часть риторики "Народовластия" образца прошлых выборов, однако, в целом начала занимать более умеренные позиции. Партия окончательно отказалась от курса "жесткой борьбы с олигархией", обещая "вернуть народные богатства, новым путем", таким образом, фактически признав российскую приватизацию состоявшейся, несмотря на то что формально этот пункт в программе партии продолжал существовать вплоть до 2010-ого года, в программе присутствовала довольно широкая популистская составляющая, так ПВР обещало в случае прихода к власти к 2010-ом году начать выплачивать всем россиянам достигшим 18 лет определенные проценты с нефтяных доходов, в первую очередь это касалось российских пенсионеров и слабо защищенных в социальном плане классов. Важной частью экономической политики партии было увеличение налогов для крупного бизнеса и в то же время активная поддержка малого и среднего. ПВР вновь выдвинуло предложение сокращение полномочий президента с увеличением власти российского парламента. Взгляды на внешнюю политику у ПВР были глубоко второстепенны, тем не менее, ПВР выступало против расширения НАТО на восток, а также против "бездумной интеграции России в Европу, которая может навредить российской экономике", относительно войны в Таджикистане и Афганистане в партии не было единство, а потому во время предвыборной программы руководство партии старалось обойти данный вопрос.

Изменение формата главной левоцентристской силы страны привело к улучшению её финансирования и привлечению многих публичных личностей, придерживающихся левых взглядов на устройство России, окончательный отказ от радикальных экономических пунктов, которые были в последние годы существования "Народовластия" привели к повышению популярности среди представителей бизнеса, которые оказались поддержать ПВР. В целом же, основными противниками ПВР в борьбе за электорат было НПР и Отечество, а также различные небольшие левые блоки. В целом предвыборная программа ПВР было в целом эффективно и давала неплохие результаты, длительное время партия Селезнёва обгоняло НПР и устойчиво, согласно опросам, шло на 4 месте, лишь разворот на "внешнюю политику" и "борьбу с терроризмом", который совершила НПР, буквально, перед выборами привели к ослаблению ПВР и в конечном итоге приходу к финишу лишь на четвертом месте.

Яблоко

В Яблоке особенных изменений замечено перед грядущими выборами не было, решено было тем не менее ввести в основу списка - Галину Хованскую, которая чуть не одержала победу на Юрием Лужковым на мэрских выборах 2001-ого года, в целом Явлинский сделал ставку на обновление предвыборного списка, тем самым желая бороться с застоем внутри партии, при этом сам Григорий Алексеевич несмотря на советы соратников по партии отказался уступать кому-либо пост руководителя партии и главы избирательного списка. Кроме того после распада Блока "Народовластие" Явлинский активно вел переговоры с небольшими левоцентристскими группами, выделившимися из организация Руцкого после фактического распада, тем не менее, успех Яблоко не сыскало.

Яблоко шло на новые выборы со своей старой политической риторикой, называя себя "демократической альтернативой", таким образом программные заявления партии в целом были похожи на риторику прошлых выборов, в это же время в связи с запросом на перемены в российском обществе стало ясно, что Яблоко будет в первую очередь соперничать с РПР за демократический настроенный электорат, который однако не поддерживал новых реформ НДПР или по другим причинам разочаровался в "партии власти". Яблоко в этот раз присоединилась к позициям об интеграции России в Европейских структурах и в то же время, заняло жесткую антивоенную позицию, призвав российское руководство в ближайшее время вывести войска из Афганистана и Таджикистана. Неожиданно Яблоко поддержало социальный реформы в социальной сфере, лишь призвав правительство больше обратить внимание на социальное положение многих россиян и смягчить чрезвычайную радикальность реформ по введению больших компонентов рынка во все сферы российской жизни. По мнению ряда политологов, это решение оказалось не верным для политического авторитета партии, большая часть населения критиковали непопулярные законы о реформах.

Яблоко ключевой темой своей предвыборной кампании, неожиданно сделала не экономику, как было много лет до этого, а именно военные конфликты, практически на всех предвыборных плакатах партия Григория Явлинского призывала вывести российские войска из проблемных регионов, учитывая, что большое число спонсоров отказалось от поддержки Яблока на новых выборах, напротив, поддержав Республиканскую Партию, центром агитации партии стали крупную города России, где проживал наиболее демократически настроенный электорат, в качестве своих главных соперников партия как и ранее видела НДПР и РПР, за голоса с которых она активно боролась.

Другие партии

Изменения постигли на этих выборах и менее крупные партии, после слабого выступления на прошлых парламентских и президентских выборах конфликт произошел в КПР, в результате представители "ортодоксальных коммунистов" на съезде 2003-ого года одержали победу, разбив фракцию во главе с бессменным с 1994-ого года лидером партии - Геннадием Зюгановым, новое руководство пошло на объединение с различными небольшими политическими партиями и блоками, в частности с "Трудовой Россией" и другими различными радикально левыми партиями и структурами, в результате на месте КПР образовалась - ОКПР (Объединенная Коммунистическая Партия России), выступающая с радикальных левых позиций, отказавшись от любых реформаторских начинаний в идеологии и политике, что серьезно ударило по бюджету и агитации партии, также ряды партии оставили противники столь радикальной повестки, которые присоединились либо к ПВР, либо к Российской Партии Труда.

ЛДПР после перерыва вновь приняло решение вернуться в "большую политику", Жириновский оставался люстрированным, в то же время список возглавил 31-летний сын Жириновский - Игорь Лебедев (непосредственно, перед выборами, вернувший фамилию отца), ЛДПР вновь обратилась к своему старому популизму, но без сильного лидера, который привлек бы внимание к партии явно была отодвинута на "задний план", а Лебедев не обладал той харизмой, что имел её отец, поэтому партия явно затерялась на фоне более популярных националистов в лице НПР.

Российская Партия Труда, стала самым большим левым политическим объединением на этих выборах после ПВР и ОКПР, Российскую Партию Труда возглавил - Геннадий Семигин, не согласившийся с радикализмом ОКПР и "соглашательским курсом" ПВР, фактически партия заняла позиции Блока "Народовластия" и именно с ними шла на грядущие выборы, тем не менее, избиратель, ранее голосовавший за "Народовластие" был более готов проголосовать за ПВР или даже НПР, нежели за Партию Труда, в которой явно не хватало известных лиц, в отличие от партии Селезнёва и Глазьева.

Выборы

Данные выборы были во многом напряженными в виду неточных социологических показателей, которые не могли твердо убедить победителя на выборах, одни опросы показывали лидерство РПР, другие Отечества, некоторые и вовсе говорили, что первое место займет НДПР, несколько социологических опросов и вовсе говорили, что Народные Демократы займут лишь 5 место, такая же интрига сохранялись и вокруг четвертого места, а также самого вопроса партии Яблоко в Государственную Думу. Кроме того, с самого начала было ясно, что система выборов, которая теперь установилась в России (при которых выборы в Думу проходят за два года до выборов Президента) не приведет к чрезвычайно высокой явке и наоборот несколько поспособствует её падению.

Перед выборами прошли телевизионные дебаты, на которых наиболее удачно выступил - Борис Немцов, Юрий Лужков и Геннадий Селезнёв, в то же время выступления Сергея Шахрая, оказалось не слишком удачным, что отчасти также ударило по рейтингам НДПР непосредственно перед выборами.

Что же касается самих выборов нарушения на них как и ранее были довольно небольшими и серьезно на результат предвыборной гонки повлиять не смогли.

Сами же голоса распределились так:

Избирательный блок Первая тройка федерального списка Доля голосов Количество полученных мест
РПР Немцов, Кириенко, Чубайс 31,86% 148
Отечество Лужков, Яковлев, Клинцевич 23,92% 113
НДПР Шахрай, Трошев, Рыжков 14,07% 68
НПР Глазьев, Рогозин, Болдырев 10,64% 53
Партия Возрождения России Селезнёв, Терешкова, Миронов 8,22% 42
Яблоко Явлинский, Артемьев, Иваненко 4,51% 25
ОКПР Тюлькин, Анпилов, Крючков 2,25% 0
ЛДПР Жириновский, Иванов, Финько 1,39% 0
Российская Партия Труда Семигин, Зеленючкова, Сенюков 1,15% 0
Другие списки 1,15%
Против всех 0,84%

Результаты выборов повергли некоторых в настоящий шок, впервые в отечественной истории первое место на выборах заняла не "партия власти" - не НДПР, более того Народным Демократам, удалось взять лишь 3 место уступив как партии Бориса Немцова так и Юрия Лужкова, это стало настоящим шоком для большинства экспертов, так и для российского правительства - Сергей Шахрай, бывший не только лидером списка и главным разработчиком предвыборной программы НДПР, а также Премьер-министром официально подал в отставку через два дня после поражения на выборах, новым Премьером стал - Александр Шохин, в это же время благодаря ещё большему увеличению своего влияния Сергей Кириенко был довольно быстро избран Председателем Государственной Думы.

Также, новая Дума стала куда более в идеологическом плане "узкой", чему предшествовал длительный период различных объединений в политических партиях и блоках, так в новый Парламент прошло лишь 6 партий, что на 4 партии меньше чем в 2000-ом году, однако, на следующих выборах их число продолжит сокращаться и в Государственной Думе IV созыва будет всего лишь 5 политических партий.