ФЭНДОМ

Выборы в Государственную Думу
24 июля 2005
Явка избирателей: 52,3%
Володин и Единство Арбатов Сергей Миронов 2005
     
Глава партии: Вячеслав Володин Алексей Арбатов Сергей Миронов
Партия: Партия «Единство» РОДП «Яблоко» Партия «Родина»
Доля голосов: 29,4% 21,3% 16,0%
Получено мест: 156 113 86
Гордеев Лужков 2005 Жириновский 2005
     
Глава партии: Алексей Гордеев Юрий Лужков Владимир Жириновский
Партия: Аграрная партия России Блок «Отечество» Либерально-Демократическая партия России
Доля голосов: 8,1% 3,9% 2,4%
Получено мест: 43 2 0

Прочие кандидаты: Партия Возрождения России, «Зелёные», «Народная партия», Партия «Общее дело» и другие

Результат выборов: 5 партий прошли в Государственную Думу: «Единство», «Яблоко», «Родина», АПР, а также депутаты от «Отечества» вне списков.
Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации четвёртого созыва состоялись 24 июля 2005 года, спустя несколько месяцев после президентских выборов.

Депутаты Государственной Думы избирались по смешанной связанной избирательной системе, предполагавшей избрание депутатов по единому федеральному округу, при заградительном барьере 4 процентов и по одномандатным округам. Сенаторы Совета Федерации избирались по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам.

Впервые за современную историю России в Государственную Думу прошли представители партии, не прошедшие избирательный барьер по общефедеральному избирательному округу.

Следующие парламентские выборы состоялись в 2009 году.

Предыстория

Углеводородный шок

Вопреки прогнозам в 2000-м году цена на нефть стремительно выросла до 28,3$ за баррель, достигнув уровня 1984 года, после чего цена стабилизировалась. Новый скачок цен начался в 2003 году после начала военной операции в Ираке. В течение 2004 года цены на нефть выросли с 29,8$ за баррель до 44,2$ и продолжали расти. К моменту выборов в Государственную Думу цены за баррель нефти выросли до 58$.

Рост нефтяных доходов обеспечивал федеральный бюджет (через федеральную часть налогов на прибыль и дивиденды федеральных нефтяных компаний), а также региональные бюджеты нефтегазовых субъектов Федерации, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Возникавший дисбаланс в доходах между российскими регионами становился всё более важным вопросом. Фактически речь шла о конфликте трёх сторон — федеральных (стремившихся максимально централизовать перераспределение нефтяных сверхдоходов), регионов-доноров (которые отдавали в федеральный бюджет больше, чем получали от него) и дотационных регионов (которые получали от федеральный бюджета больше, чем вносили в него).

Ситцевая революция

Длительное время в Правительстве обсуждался вопрос возможности проведения монетизации льгот — заменить натуральные льготы денежными компенсациями для различных социальных групп. Система льгот, созданная ещё в Советском Союзе порождала значительные проблемы в современной России, связанные с хищением государственных средств по средствам мошенничества и коррупции. При этом система льгот оказывалась несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация должна была устранить несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению. Наконец, наличие льготной системы тормозило возможность реформирования естественных монополий, поскольку возникал справедливый вопрос о том, кто будет оплачивать льготы в конкурентной среде.

Арбатов Алексей

Председатель Правительства Алексей Арбатов

Опыт отмены льгот уже был. В частности, в ходе административной реформы государственные служащие были лишены льгот, в обмен на прибавку к заработной плате. Именно поэтому, реформа не встретила сопротивления в Государственной Думе (монетизацию льгот не поддержала только фракция «Родины»). Поскольку реформа проводилась в преддверии выборов, то почти все политические силы стремились присоединиться к «успешной реформе». Именно поэтому на этапе разработке реформы СМИ активно связывали данную реформу с главой правительства Алексеем Арбатовым, который в 2004 году являлся одним из кандидатов на должность президента от «Яблока». Некоторые эксперты считали, что одно из важнейших целей реформы было переманивание электората у левых партий, поэтому реформа проводилась непосредственно перед президентскими и парламентскими выборами.

Монетизация касалась двух групп населения. Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — около 14 млн чел.), а региональная монетизация проводилась для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.). При этом федеральный закон предполагал возможность субъектов федерации выбирать между монетизацию, либо сохранением натуральных льгот. Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Монетизировались три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на послевыборный период. Практической применение монетизации льгот планировалось с началом 2005 года.

Однако эффект от реформ оказался диаметрально противоположным. Практическое воплощение монетизации льгот в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Наиболее широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры.

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Митинг у Смольного

Митинг против монетизации льгот возле Администрации Санкт-Петербурга

Картина монетизации отличалась в различных регионах страны. Так мэр Москвы Юрий Лужков (который также участвовал в предвыборной гонке) смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета. Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, несмотря на то, что это был наиболее лояльный президенту субъект федерации. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали города — Невский и Московский проспекты.

Фактический провал монетизации льгот вызвал стремительный обвал уровня поддержки действий президента и правительства. Вместе с ними теряла популярность и правящая партия — «Яблоко». Непосредственная близость к выборам требовала немедленно исправить результаты реформ. В частности в конце февраля была проведена досрочная индексация пенсий, а также повышено денежное довольствие военнослужащих, которые также пострадали от негативных последствий реформ. Социальное напряжение несколько уменьшилось, но стоила власти значительной поддержки.

Президентские выборы 2005 года

Основная статья: Президентские выборы 2005 года

Предвыборная кампания

Алексей Арбатов на думских выборах

Алексей Арбатов выступает на политических дебатах

Также как и в предыдущие избирательные циклы, парламентские выборы рассматривались политическими силами как возможность пересмотра итогов президентских выборов. Партия «Единство» стремилась закрепить победу на президентских выборах за счёт получения большинства (пусть и относительного) в Государственной Думе. Напротив, две другие крупные политические партии — «Яблоко» и «Родина» стремились обойти «Единство» по количеству депутатских мандатов, чтобы навязать ей свои условия коалиционного соглашения.

Несмотря на слабое выступление на президентских выборах, корпус губернаторов регионов-доноров предпринял попытку сформировать собственный блок для выдвижении на выборах — российское избирательное законодательство не предполагало выдвижения кандидатов в одномандатных округах не из числа политических партий или блоков. Значительную помеху в этом создали другие политические силы — крупнейшие политические партии ещё в период президентской кампании активно переманивали на свою сторону губернаторов регионов из числа беспартийных. Незадолго до регистрации кандидатов в депутаты был воссоздан блок «Отечество» (ранее входивший в блок «Единство»), который возглавил Юрий Лужков.

Володин в ходе поездке по России

Вячеслав Володин в ходе поездке по России

В сложившейся ситуации сразу после первого тура президентских выборов Вячеслав Володин выступил с инициативой о коалиционном соглашении с Аграрной партией России — фаворит президентских выборов стремился перетянуть голоса левых избирателей. Однако коалиция вышла далеко за пределы президентских выборов. В момент регистрации кандидатов в депутаты в одномандатных округах, Володин и Гордеев договорились о разделении одномандатных округов, во избежании конкуренции на одних и тех же избирательных округах. К соглашению удалось прийти далеко не во всех регионах, однако в целом сложилась благоприятная для партий обстановка. Более того, такой партийный союз способствовал дифференциации голосов на левом фланге.

В целом, парламентские выборы стали продолжением президентских — тема перераспределения нефтегазовых доходов оставалась актуальной всю кампанию. «Единство» продолжало риторику про необходимость перераспределения доходов между регионами и увеличения невмешательства государства в экономику. Их оппоненты из «Яблока» зачастую расходились в своих предложениях относительно «углеводородного вопроса», но предвыборная программа указывала на необходимость изъятия нефтяных сверхдоходов в пользу общероссийских проектов. Кандидаты от «Родины» вслед за программой партии говорили о том, что доходы от продажи сырья должны субсидировать социальную сферу и снижать налоговое бремя для граждан России, а не финансировать «бессмысленные проекты» или «чиновников отдельных регионов». Блок «Отечество», в свою очередь, продолжал настаивать на увеличении бюджетной автономии регионов. Учитывая сближение с «Единством», Аграрная партия поддержала идею о перераспределении нефтегазовых доходов в пользу менее развитых регионов, в том числе и сельскохозяйственных субъектов федерации.

Результаты

Вслед за успехом на президентских выборах, «Единство» получило большинство в Государственной Думе и могло диктовать условия коалиционного соглашения другим игрокам. До конца подсчёта голосов держалась интрига о том пройдёт ли в Думу блок «Отечество» и сможет ли коалиция «Единство» — АПР получить абсолютное большинство.

Лишь после подсчёта 100% голосов стало понятным, что блок «Отечество» не смог преодолеть 4% избирательный барьер. Однако, двое кандидатов от «Отечества» (в том числе и сам Юрий Лужков) смогли получить большинство в своих избирательных округах. Согласно российскому избирательному законодательству, в случае если избирательный список партии или блока не смогли преодолеть заградительный барьер, то в Государственную Думу допускаются лишь кандидаты-победители в одномандатных округах, которые получают выигранные места. Таким образом, впервые в современной российской истории в Думу прошли представители партии, которая не смогла получить 4% голосов.

С другой стороны, благодаря тому что список «Отечества» и других партий и блоков не смогли преодолеть барьер, четыре других политические партии смогли получить «потерянные голоса» (25,2% голосов). Во многом благодаря этому «Единство» и АПР в сумме смогли получить 199 депутатских мест. Однако этого было мало для формирования правительственной коалиции.

Премьер Шувалов

Игорь Шувалов

«Яблоко» и «Родина» выступили с готовностью сформировать широкую коалицию с «Единством», однако ожидали значительных уступок с её стороны. Возможные уступки в сторону крупных политических сил совершенно не устраивали Володина, поэтому начались переговоры с депутатами от «Отечества» по вступлению во фракцию «Единства». Это было весьма полезно депутатам «Отечества»: условиях фракционной структуры российского парламента депутатам проще лоббировать свои интересы через крупные фракции. Кроме того, лишь так депутаты могли заявить об интересах своих избирателей.

На первом заседании нового созыва Государственной Думы — 1 сентября 2005 года депутаты «Единства», АПР и «Отечества» подтвердили поддержку правительства Игоря Шувалова.

Выборы в Государственную Думу IV созыва
Избирательный список Доля голосов Количество мест в Государственной Думе
«Единство» 29,4% 156
«Яблоко» 21,3% 113
«Родина» 16,0% 86
АПР 8,1% 43
«Отечество» 3,9% 2
ЛДПР 2,4% 0
ПВР 2,3% 0
«Зелёные» 1,5% 0
Другие списки 11,1% 0
Недействительные бюллетени 4,0% -