ФЭНДОМ

Выборы в Государственную Думу
26 июля 2009
Явка избирателей: 53,1%
Анатолий Локоть Володин 2009 Иваненко
     
Глава партии: Анатолий Локоть Вячеслав Володин Сергей Иваненко
Партия: Партия «Родина» Партия «Единство» РОДП «Яблоко»
Доля голосов: 33,6% 20,4% 14,1%
Получено мест: 180 107 75
Борис Немцов 2009 Andrei Saveliyev Геннадий Григорьевич Онищенко
     
Глава партии: Борис Немцов Андрей Савельев Геннадий Онищенко
Партия: «Партия Народной Свободы» «Великая Россия» РЭП «Зелёные»
Доля голосов: 6,7% 3,7% 3,6%
Получено мест: 36 0 0

Прочие кандидаты: ЛДПР, «Отчизна», «Коммунисты России», «Народная партия» и другие

Результат выборов: 4 партий прошли в Государственную Думу: «Родина», «Единство», «Яблоко» и «Партия Народной Свободы»
Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации пятого созыва состоялись 26 июля 2009 года, спустя несколько месяцев после президентских выборов.

Депутаты Государственной Думы избирались по смешанной связанной избирательной системе, предполагавшей избрание депутатов по единому федеральному округу, при заградительном барьере 4 процентов и по одномандатным округам. Сенаторы Совета Федерации избирались по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам.

Впервые за современную историю России в Государственную Думу прошли представители партии, не прошедшие избирательный барьер по общефедеральному избирательному округу.

Следующие парламентские выборы состоялись в 2013 году.

Предыстория

Экономический кризис

Политический кризис

Президентские выборы

Основная статья: Президентские выборы 2009 года

Предвыборная кампания

Результаты

На первый взгляд результаты Думских выборов говорили о полном разгроме Правительства: президентская партия «Единство» растеряла широкую поддержку и получила всего 20,4% голосов и получила всего чуть больше четверти мандатов. При этом главная оппозиционная сила получила абсолютное большинство — вырвавшись далеко вперёд от других соперников. Партия «Родина», воспользовавшись расколом в «Яблоке» и общественным протестом, смогла получить более трети голосов избирателей и занять почти половину мест в Государственной Думе.

Хотя коалиционное соглашение «Единства» и «Яблока» продолжало действовать, общее количество мандатов двух партий было немногим больше «Родины». В этой ситуации критическую роль заняла «Партия Народной свободы», которая отказалась от участия в любой коалиции.

Конституционное устройство Российской Федерации не требовало утверждения Правительства со стороны большинство в Государственной Думе. Тем не менее, Думское большинство могло распустить правительство и такая угроза реально возникла — абсолютное большинство в Государственной Думе занимали оппозиционные правительству партии.

Пути решения этой проблемы было две: утверждение Правительства большинства, получив поддержку «Родины» или утверждение Правительства согласного меньшинства (отказ большинства Думы от вотума недоверия Правительству). Первый путь требовал от Вячеслава Володина принятия предложения «Родины» о создании Правительства национального спасения во главе с лидером левых — Анатолием Локоть (фактически создание оппозиционного президенту правительства). Второй путь требовал получения от партии Немцова обещания об отказе поддержки вотума недоверия — в таком случае «Родина» не сможет распустить коалиционное правительство «Единства» и «Яблока».

Набиуллина

Эльвира Набиуллина

Несмотря на развернутые после выборов митинги в поддержку партии «Родины», Вячеслав Володин пошёл на соглашение с Борисом Немцовым. Борис Немцов вновь отказался от присоединения к коалиционному соглашению, но подтвердил свою позицию по роспуску правительства — его партия проголосует против роспуска в случае, если будет назначен новый глава правительства. В результате Володин принял непростое решение и 4 августа 2009 года распустил Правительство. Действуя в рамках соглашения «Единства» и «Яблока» 5 августа был назначен новый руководитель правительства. Им стала федеральный министр Экономического развития Эльвира Набиуллина.