ФЭНДОМ

Выборы в Государственное собрание
26 марта 2006
Явка избирателей: 66,7%
Литвин Тимошенко 2006 Виктор Ющенко
     
Глава партии: Владимир Литвин Юлия Тимошенко Виктор Ющенко
Партия: «Украина – вперёд!» Всеукраинское объединение «Батькивщина» Блок «Наша Украина»
Доля голосов: 27,55% 23,68% 13,77%
Получено мест: 96 83 48
Симоненко Сергей Тигипко 2006 Александр Мороз
     
Глава партии: Пётр Симоненко Сергей Тигипко Александр Мороз
Партия: Коммунистическая партия Украины «Сильная Украина» Социалистическая партия Украины
Доля голосов: 12,10% 8,72% 3,84%
Получено мест: 42 31 0

Прочие кандидаты: «Народная оппозиция», Оппозиционный блок «Не так!», Партия вольных крестьян и предпринимателей Украины, Партия «Возрождение», Партия защитников Отечества и другие

Результат выборов: В Государственное собрание прошло 5 партий: «Украина — вперёд!», «Наша Украина», «Батькивщина», КПУ и «Сильная Украина».
Выборы в Верховную Раду Украины пятого созыва состоялись 26 марта 2006 года. В ходе кампании обострились проблемы между восточной и западной частями Украины представленные различными политическими силами, а выборы завершились формированием хрупкой широкой коалиции между крупнейшими партиями страны.

Депутаты Государственного собрания избирались по пропорциональной избирательной системе, предполагавшей избрание депутатов по общенациональному округу, при заградительном барьере 4 процента. Сенаторы Палаты Регионов избирались по плюральной избирательной системе в одномандатных округах.

Следующие парламентские выборы состоялись в 2009 году.

Предыстория

Политический кризис 2004 года

Основная статья: Президентские выборы в Украине в 2004 году

Завершение второго президентского срока Леонида Кучмы и передача им власти своему преемнику Виктору Медведчуку сопровождалось ожесточённым противостоянием с укрепившейся оппозицией во главе с бывшим премьер-министром Виктором Ющенко.

Несмотря на то, что Виктору Ющенко фактически удалось объединить вокруг себя почти все оппозиционный силы (за исключением коммунистов и бывшего премьер-министра Кинаха), тем не менее, он набрал меньше голосов, чем «кандидат власти» Виктор Медведчук.

Последовавшие за вторым туром многочисленные митинги оппозиционных сил поставили под угрозу власть нового президента. Лишь усилиями президента Леонида Кучмы, стремившегося сохранить контроль за ситуацией в стране, удалось усадить лидеров президентской кампании за стол переговоров. В результате, Виктор Ющенко признал своё поражение в предвыборной борьбе, но лишь в обмен на конституционную реформу существенно усиливающую власть премьер-министра, в ущерб власти Президента. Ющенко рассчитывал добиться победы на парламентских выборах 2006 года и получить ключевой пост премьер-министра, который с 2005 года обладал значительными полномочиями.

Тем не менее, завершение политического кризиса в пользу власти серьёзно подорвали единство оппозиции – Виктор Ющенко существенно потерял в популярности за «уступки власти»; Юлия Тимошенко упорчнила свои позиции бескомпромиссного борца с «кланом Кучмы»; а Александр Мороз оказался на вторых позициях в оппозиции.

Противостояние Медведчука и Кучмы

Передав политическую власть преемнику Леонид Кучма сохранил не только авторитет во власти, но и крепкие связи с политическими и экономическими элитами. Увеличение власти премьер-министра шло ему на пользу – он мог наращивать свой политический и административный потенциал. Первоначальная идея о возможном возвращении Леонида Кучмы в 2008 году перестала быть актуальной – пока Верховная Рада находилась под его контролем, он мог обеспечить себе место главы правительства, а, значит, контролировать рычаги управления.

Медведчук и Кучма

Виктор Медведчук и Леонид Кучма

Увеличение власти Кучмы не устраивало Медведчука, который имел собственные политические амбиции и чьи планы нарушил политический кризис 2004 года. В любом случае, Медведчук имел серьёзные ресурсы для наращивания собственного административного и политического потенциала – Верховная Рада контролировалась лояльной президенту коалицией, правительство (даже несмотря на формальный контроль Кучмы) также было лояльным президенту и не было готово открыто выступать против него. Также президенту благоволила экономическая конъюнктура – экономика Украины росла, а Россия взяла на себя роль защитника интересов Зоны свободной торговли в переговорах с Всемирной торговой организацией. Наконец, внутри правящей элиты были большие разногласия относительно того должен ли Кучма оставаться на политической арене.

Первым шагом к наращиванию своей власти стала Административная реформа, которая должна была формально повысить эффективность украинских чиновников. Фактически, она была направлена на выстраивание института исполнительной власти в обход правительству на базе Секретариата Президента. Более того, Медведчук переподчинил себе силовые структуры, чтобы избежать вмешательство милиции или спецслужб в перераспределение власти от Премьера к Президенту.

Следующим шагом стало выбивание материальной базы элит, поддерживающих Кучму. Президент приватизировал электростанции Украины, чтобы лишь правительство возможности влиять энергетические сети страны. Кроме того, он вместе с президентом России настаивал на пересмотре газовых соглашений. Он развил ранее достигнутое соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом» о создании «РосУкрЭнерго», который должен был стать оператором поставок российского газа в Европу по территории Украины. Сам Виктор Медведчук был крайне заинтересован в успехе данной сделки по двум причинам. Во-первых, создание нового консорциума позволило бы ему пересмотреть руководство в отрасли с тем, чтобы отстранить от управления назначенцев «команды Кучмы». Во-вторых, Российская Федерация выделила Украине миллиардный льготный кредит, который требовался Виктору Медведчуку в предстоявшей предвыборной гонке.

К началу 2006 года он в обход Леонида Кучмы стал выстраивать партнёрские отношения с другими участниками властной коалиции. Он смог договориться с Владимиром Литвиным, спикером Верховной Рады и главой фракции пропрезидентской партии о взаимной поддержке. В случае победы Литвин должен был получить должность главы правительства вместо Кучмы.

Предвыборная кампания

События 2004 года, которые чуть не завершились для руководства Украины цветной революцией потребовали от неё предельной чистоты и открытости в проведении выборов. Ещё до начала предвыборной кампании Виктор Медведчук заявил, что будет «жестко пресекать любые попытки сфальсифицировать результаты выборов на участниках», а также «не позволит внешним силам повлиять на решение граждан Украины».

Медведчук и Литвин

Виктор Медведчук и Владимир Литвин

Поскольку Виктор Медведчук вел борьбу на два фронта – против Кучмы и против оппозиции, то ему было необходимо сплотить вокруг себя как можно более разнообразные силы. Экономические тенденции первых двух лет президентства Медведчука положительным образом сказывались на его политическом рейтинге – его работой были удовлетворены большинство украинцев.

Учитывая специфику политической географии Украины, проправительственная партия конкурировала, в первую очередь, за голоса восточных украинцев и здесь главным противником были коммунисты. За два года их рейтинг снизился и многие бывшие сторонники переметнулись к партии Медведчука, однако он продолжал давление на коммунистов, связывая с их давлением просчёты 90-х годов. По настоянию Медведчука партию «Вперёд – Украина!» возглавил не он сам и не Леонид Кучма, желавший подтвердить свою легитимность, а союзник Президента – Владимир Литвин.

Тигипко на посту главы НацБанка

Сергей Тигипко на посту главы Национального Банка Украины

С другой стороны, его партия была слабо представлена на западе Украины – здесь традиционно поддерживали оппозицию в лице блоков «Наша Украина» и «Батькивщина». Здесь Секретариатом президента была поставлена задача перетянуть голоса с помощью партии-спойлера. Возглавить новую партию должен был председатель Национального Банка Украины – Сергей Тигипко. Ранее он был наиболее отдалённым от Президента лицом и в тоже время пользовался его доверием. Его правая, националистическая риторика делала из него прекрасным конкурентом для Ющенко и Тимошенко. В начале 2005 года он начал выступать с критикой правительства и оппозиции, в мае того же года была зарегистрирована партия «Сильная Украина», которую он возглавил сам.

Между тем, борьба развернулась и в стане оппозиции: Блок «Батькивщина», возглавляемый Юлией Тимошенко, начал агрессивную агитацию не только как противник власти, но и как главная оппозиционная партия. Юлия Тимошенко и кандидаты от её блока выступали с критикой бывших соратников по оппозиции – Блока «Наша Украина» и Социалистической партии Украины. Она обвиняла их в пассивности в борьбе и в сговоре с властью, что подтверждалось событиями 2004 года.Тимошенко рассчитывала получить большинство голосов в центральных регионах Украины – главной электоральной базе социалистов. В тоже время, Блок «Наша Украина» вёл относительно спокойную кампанию, рассчитывая получить большинство на Западе и большую долю электората других регионов. Предвыборная программа Ющенко и его блока мало чем отличалась от правительственной, а сам блок всё чаще занимал центристские позиции порой пытаясь конкурировать за голоса партии «Вперёд – Украина!».

Мороз Тимошенко и Симоненко

Александр Мороз, Юлия Тимошенко и Пётр Симоненко

Для старых левых партий настали весьма тяжёлые время: благосостояние населения стало расти, а мягкость в кампании 2004 года – оттолкнули значительную часть электората. Так, Симоненко ставилось в вину то, что он отказался от оппозиционной деятельности и вступил в коалицию «с партией олигархов Кучмы». Сама партия, при этом, стала рассматриваться как «запасной вариант власти, не представляющий интересов трудящихся». С другой стороны, умеренная Социалистическая партия Украины также потеряла авторитета за два года. Часть членов партии перешли во фракцию «Батькивщина», после признания Морозом результатов Президентских выборов. При этом сама партия вела весьма разрозненную и малоэффективную избирательную кампанию, целью которой оставалась критика власти «слева».

В целом, несмотря на активную предвыборную кампанию, и опасения со стороны Президента и секретариата относительно возможной победы, власти не вмешивались в ход кампании – Виктор Медведчук контролировал исполнение закона о выборах, чтобы не допустить поводов для протестов со стороны оппозиции.

Результаты

Партия власти «Вперёд – Украина!» победила во всех округах Юга и Востока Украины, а также в некоторых районах центральных областей, заняла второе место во многих округах Черниговской, Полтавской и Кировоградской областей.

У главный оппозиционный Блок «Батькивщина» показал неожиданные результаты: например, в Днепропетровской области Юлия Тимошенко получила около 23% голосов. Блок смог занять второе место в Южных областях Украины, а также занять первые места во всех центральных регионах. Почти во всех этих регионах результат блока «Батькивщина» почти вдвое превысил процент «Нашей Украины».

Неожиданный результат получился у блока Ющенко «Наша Украина» – некогда крупная политическая сила получила лишь 13% голосов, победив лишь в Западных областях. Главным конкурентом блока стал даже не бывший союзник блок «Батькивщина», а партия «Сильная Украина» – в западных она лишь немногим уступала блоку Ющенко. В целом, кампания блока «Наша Украина» была расценена как «провальная».

Плохие результаты показала некогда крупнейшая партия Украины – КПУ. Она получила чуть более 12% ухудшив свой результат сразу на 6% (в 2002 году КПУ получила 18,04% голосов). Ещё более незавидная участь была у СПУ – партия не смогла преодолеть 4% заградительный барьер и осталась вне политической жизни.

Тем не менее, результаты были далеки от тех на которые рассчитывал Виктор Медведчук: лояльные президенту «Вперёд – Украина!» и «Сильная Украина» получили лишь 127 депутатских мест (42,3% от всех мест в Государственном Собрании). Этого было недостаточно для того, чтобы сформировать правительственную коалицию.

В результате начались тяжёлые межфракционные переговоры, поскольку конституция открывала возможность к роспуску Верховной Рады, в случае, если не будет сформировано постоянно действующее парламентское большинство. Коммунисты, неудовлетворённые результатом выборов, практически сразу заявили о том, что не будут участвовать в правительственной коалиции. Оппозиции (блок «Наша Украина» и «Батькивщина») не хватало депутатских мест до формирования большинства в Государственном Собрании, поэтому они пытались подключить к соглашению как партию «Сильная Украина», так и фракцию коммунистов. Отчаявшись сформировать многосоставную коалицию, возникла идея сделать широкую коалицию «Вперёд – Украина!» и «Батькивщины», но возникли серьёзные разногласия относительно будущего премьер-министра.

В результате, к моменту начала голосования по кабинету министров у фракций не было соглашений относительно его будущего состава. Были отклонены два главных кабинета – кабинет правительства во главе с Литвином, а президент отказался выдвигать оппозиционный кабинет во главе с Тимошенко. Никто из участников политического процесса не был готов отдавать столь важное место. Аналогичным образом не были поддержан кабинет Кучмы (представленный президентом, как компромиссный). Лишь большими уступками удалось сформировать хрупкую широкую коалицию из право-центристских партий «Наша Украина» – «Вперёд – Украина!» – «Сильная Украина». По соглашению между фракциями должность премьер-министра должен был занять Сергей Тигипко, как не связанный ни с президентом, ни с оппозицией. Литвин и Ющенко получили посты вице-премьеров и сосредоточили в своих руках контроль над ведущими министерскими постами.

Выборы в Государственное Собрание 2006

Распределение мест в Государственном собрании II созыва      КПУ: 42 места      «Батькивщина»: 83 места      «Украина – вперёд!»: 96 мест      «Наша Украина»: 48 мест      Сильная Украина: 31 место