Фэндом

Интегрированно из...jpgИмпортировано из таймлайна Мир Выжившей Российской Империи
Данная статья импортирована из ныне удаленного таймлайна. Её оформление, стиль или содержимое может не соответствовать нормам и правилам, принятым автором нынешнего таймлайна.
Персидская война(1930 год)-война Турции с Персией и Россией
Персидская война
Деникин в Персии.jpg
Дата

1930 год

Место

Северная Персия

Причина

Желание Турции захватить иранскую нефть

Итог

Победа российских войск

Изменения

Турецкий Курдистан становиться территорией Арабской Федерации

Противники
Флаг Персии во времена Каджаров.pngИран

Flag of Russia.svg.png Российская империя

Ottoman flag.svg.png Турецкая республика
Командующие
Flag of Russia.svg.png Антон Деникин

Flag of Russia.svg.pngНиколай Юденич Flag of Russia.svg.pngМихаил Пржевальский

Flag of Russia.svg.pngФейзулла Мирза Каджар

Flag of Russia.svg.pngГусе́йн Хан Нахичева́нский

Флаг Персии во времена Каджаров.pngРеза Пехлеви

Flag of Turkey svg.png Мустафа Кемаль Ататюрк

Flag of Turkey svg.png Кязым Карабекир

Flag of Turkey svg.png Исмет Инёню

Flag of Turkey svg.png Али Фуад Джебесой

Flag of Turkey svg.png Февзи Чакмак

Силы сторон
18 000 45 000
Потери
   
-

Предпосылки

В 1926 году в Ангоре было создано правительство Ататюрка.Оно не признавало условия Портой капитуляции.В 1919 году Греция при поддержки России и Британии оккупировала всё Западной побережеье Турции.Ататюрк планировал объявить войну,но так как за Грецией стояла Россия и Британия,он не решился это сделать.В 1920 году был заключен Северский мир,итоги которого правительство Ататюрка не признало.Также после того как в 1920 году страны Антанты оккупировали Константинополь и распустили османское правительство,Ататюрк созвал собственный парламент-ВНСТ.

К 1930 году, самой близкой и незащищённой страной рядом с Турцией,стала шахская Персия.В неё произошла интервенция России и Британии.Также возросла роль национального движения.Часто происходили беспоярдки.Армия Персии развалилась.В 1920 году по соглашению России и Британии все иностранные войска должны были быть выведены из Турции.Этим и решил воспользовать Ататюрк.

В то-же время в Турецкой армии произошли реформы.Была произведена всеобщая мобилизация,численность армии увеличилась до 700.000 человек.Была произведена милитаризация промышленности.Также в армии активно пропагандировались националистичиские лозунги.

В 1930 году Турция была проовзглашена республикой.Это позволило Ататюрку сосредоточить власть у себя и приступит к осуществлению планов по захвату Северной Персии.

Вторжение (февраль 1930 года)

Для того чтобы создать повод для нападения,было решено использовать провокацию.В феврале 1923 года националистичиски-настроенные иранские граждане совершили нападение на посольство Турции в Тегеране.Около 7 человек было ранено.Ататюрк объявил что нападающие были агентами Персидского правительства.17 февраля война была объявлена.

Перейдя границу,турецкие войска начали наступление к городу Тебриз,который был центром Иранского Азербайджана.Персидские войска почти не оказывали сопротивления Турции,так были разложены.Активно противостоять Турции начал лишь военный губернатор и главнокомандующий Реза Шах Пехлеви.Вскоре он был назначен премьер-министром.

Турецике войска двигались к Тибризу около 20 дней.7 марта началась битва за Тебриз.Реза шах смог скоординировать действия персидских войск,но их численность в два раза уступала турецкой.Битва за Тебриз кончилась 24 марта поражением Персидских войск.

Вступление в войну России

После захвата Тебриза турки подчинили себе большинство месторождений на сверео-западе Ирана.Испугавшись потери нефти,Персидский шах запросил помощи России.12 апреля Россия вступила в войну.Причиной вступления в войну стало нарушение российской сферы влияния в Персии.В Иран была переброшена 2ая бригада Кавказской туземной конной дивизии,Персидская казачья дивизия и часть войск из из Кавказского военного округа.Солдат возглавил Антон Деникин,герой Первой Мировой войны.

Благодаря российским войскам наступление турков было остановлено.В мае-июне турки были отброшены до Тебриза.27 июня произошло сражение за Тебриз,которое кончилось полным поражением турецких войск.Также был взят в плен турецкий бригадный генерал Казым Карабекир.

В попытках остановить наступление российских войск,Турция решилась на создание коллабационного правительства в Иранском Азербайджане.Также были созданы отряды азербайджанских партизанов,которые должны были вести позиционную войну против Персии.Но это не спасло турок.В августе турецкие войска окончательно были разгромлены.Поражениями турок воспользовалась Арабская Федерация и оккупировала Турецкий Курдистан.В сентябре был подписан мирный договор.

Мирный договор

30 сентября 1930 года был подписан мирный договор.Турецкий Курдистан передавался Арабской Федерации.Турецкие войска оставляли все оккупированные земли.Также Турция отказывалась от всех претензий на територии Греции,Персии и Арабской Федерации.Турции было запрещено иметь армию более 300.000 тыс человек.

Также на Фэндоме

Случайная вики