ФЭНДОМ

Беру на себя прямое управление. Обещаюсь освободить Петроград до конца марта. – Борис Савинков.
Петроградская коммуна
Основной конфликт: 1920-е в России
Захват
Дата

6 января - 19 марта 1922

Место

Петроград с окрестностями.

Причина

Стремление ВКП (б) захватить власть в России.

Итог

Поражение большевиков, укрепление позиций антисоциалистических сил в государстве, образование "Русского Воинства".

Изменения

Разрушения в Петрограде.

Противники
Герб РДР Правительство РДФР

Красный флаг Российская свободная армия

Флаг РР Добровольцы

Fascist Russia Coat-1- "Русское Воинство"

РНР Российская Народная Республика

Красный флаг Красная гвардия

Красный флаг Рабочая милиция

Красный флаг Добровольцы

Командующие
Герб РДР Лавр Корнилов

Красный флаг Борис Савинков

Красный флаг Антон Деникин

Красный флаг Петр Врангель

Красный флаг Виктор Покровский

Флаг РР Александр Колчак

Флаг РР Владимир Каппель †

Fascist Russia Coat-1- Павел Горгулов

Fascist Russia Coat-1- Роман Унгерн-Штернберг

РНР Владимир Ульянов †

РНР Яков Свердлов †

Красный флаг Иосиф Джугашвили †

Красный флаг Николай Бухарин #

Красный флаг Лев Троцкий †

Красный флаг Павел Дыбенко #

Красный флаг Бела Кун †

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Петроградская коммуна, также Большевистское выступление в Петрограде в январе 1922, иначе "Красная Нева" - попытка захвата государственной власти, предпринятая в январе-марте 1922 года Всероссийской коммунистической партией (большевиков) и сочувствующими организациями.

События начались с убийства прибывшего в Петроград президента-эсера Андрея Аргунова, после чего большевики перешли к захвату ключевых городских позиций. Однако регулярные войска смогли заблокировать выступление в пределах одного города, а проведенные к тому времени аграрные реформы лишили большевиков любой опоры на селе, где жило и трудилось подавляющее большинство населения России. Также, по различным причинам, провалились выступления в поддержку дела Петроградской коммуны в остальных рабочих центрах государства, в первую очередь - в столичной Москве.

Новоизбранный парламентом в обстановке всеобщей паники президент Лавр Георгиевич Корнилов приступил к скорейшему подавлению бунта, отправив на место своим представителем министра внутренних дел Бориса Савинкова. Вместе с генералом Петром Врангелем и рядом других лиц из офицерства, Савинков зачистил окрестности Петрограда от большевистских отрядов. Штурм самого города начался уже в конце февраля и сопровождался большими потерями как среди сражавшихся сторон, так и промеж гражданского населения: только к середине марта правительство восстановило контроль над Петроградом, а последние большевистские отряды будут ликвидированы только к лету. События Петроградской коммуны повлекли за собой значительные последствия для всей русской истории: коммунистическая партия лишилась многих своих "фронтменов" и была вынуждена перестраиваться, сильно потеряв в популярности и численности. В целом временно ослабли все левые партии, что приведет к победе на следующих парламентских выборах правой коалиции; зародившийся в обществе антикоммунистический психоз приведет к созданию "Русского Воинства" и радикализации того же Бориса Савинкова. После подавления восстания значительно вырос авторитет Петра Николаевича Врангеля среди военных, финансовых элит и консервативных крестьян, которые начали в нем видеть своего защитника от радикальных потрясений.

"Красная Нева" разделила российскую интеллигенцию на два противоборствующих лагеря: тех, кто ее так или иначе поддержал, и тех, кто был благодарен правительству за предпринятые им радикальные меры. Но даже не сочувствующие идеям большевиков люди зачастую протестовали против жестокости, проявленной Савинковым при подавлении коммунистического выступления. До сих пор в российском обществе сохраняется неоднозначность оценки Петроградской коммуны: левые силы поддерживают ее, в то время как правые каждый год отмечают падение Петропавловской крепости, которым все завершилось.

Предыстория

История большевиков как отдельной политической партии началась в 1917 – тогда случилось окончательное их размежевание с меньшевиками на почве сотрудничества последних во Временном правительстве. На отдельном съезде радикалов была создана Всероссийская коммунистическая партия: новое название подчеркивало отделение большевиков от социал-демократии, которая обвинялась в предательстве интересов мирового пролетариата. Лидером большевиков, естественно, остался вернувшийся из Швейцарии Владимир Ленин; другие важные посты занимали Лев Каменев, Григорий Зиновьев, Лев Троцкий, Григорий Сокольников. В изданном через «Правду» «Манифесте к народам России» Владимир Ильич Ленин заявил о преданности ВКП (б) делу мировой революции; однако реальность была таковой, что большевики не смогли заручиться достаточной поддержкой для организации восстания осенью 1917. Ведь солдаты шли домой, а крестьяне спешили к долгожданной земле, которую раздавали антагонистично настроенные по отношению к коммунистам социалисты-революционеры.

В Учредительном собрании Всероссийская коммунистическая партия заняла второе место, получив 21,1%: поддержку большевикам обеспечили промышленные центры, в первую очередь – Петроград. Голосование в Москве прошло интересным образом: там большевики соперничали за первое место с кадетами, хоть и обладали различными электоратами. Но в деревне поддержка оказалась значительно меньше, чем ожидалась: русский крестьянин массово отдавал свое предпочтение Партии социалистов-революционеров, которая смогла получить абсолютное большинство. В работе Первого учредительного собрания приняли участие, пожалуй, все значимые коммунистические лидеры: сам Ленин, Каменев, Зиновьев, Коллонтай. ВКП (б) поддержала провозглашение республики с красным флагом в качестве государственного символа, высказалась в поддержку отмены смертной казни и попыталась провести акт о национализации тяжелой промышленности. В принципе, большевики часто поддерживали предлагаемые эсерами проекты, кое-где выдвигая более радикальные инициативы и не позволяя кадетам оказать стоящее влияние на развитие событий. Однако ключевые для программы ВКП (б) пункты (национализация, обеспечение рабочего контроля над всеми предприятиями, активная борьба с великорусским шовинизмом и немедленная эмансипация женщин) оказались провалены вообще или не доведены до четкого окончания. К тому же, коммунисты не смогли защитить Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который был распущен Корниловым и Савинковым по согласию и с ведома Временного правительства. Попытка Ленина привлечь к ответственности погромщиков провалилась: все остальные партии в Учредительном собрании проголосовали «за» роспуск Петросовета, не желая более терпеть двоевластия.

Ленин1

Владимир Ленин на митинге в поддержку Украинской Народной Республики.

В первой Государственной Думе большевики заняли 15,1% мест, ухудшив тем самым свой результат. Это произошло во многом из-за большой конкуренции на местах: деревни дружно голосовали за эсеров, в мелких городках внезапно усилились кадеты, а в промышленных центрах реальную конкуренцию бывшим однопартийцам составляли меньшевики, теперь именующиеся РСДП. В пользу социал-демократов играл так называемый «Трудовой кодекс Мартова», составленный еще в 1917-м году представителями меньшевиков: рабочие могли убедиться в доброжелательности к себе со стороны эсдеков, а у большевиков не было за плечами столь значительного вклада в дело пролетариата. Коммунисты наиболее активно выступали в поддержку Украинской народной Республики в начавшейся на юге Гражданской войне: ВКП (б) посылало туда добровольцев, снаряжение и деньги, а через «Правду» обеспечивалась информационная поддержка. В.И. Ленин пытался надавить на правительство Виктора Чернова, чтобы то также оказало помощь Харькову; но социалист-революционер предпочел пойти на сделку с Германской империей и тем самым поддержать Василя I.

После скандала, связанного с провальной внешней политикой, на пост президента РДФР избрали Александра Федоровича Керенского, который собирался балансировать между популизмом и соглашением с элитами. Однако его попытка поднять пограничные тарифы на немецкие товары обернулась дипломатическим крахом: немцы принудили понизить их до минимума, выплатить золотом компенсации за национализированные предприятия и пообещать не предпринимать каких-либо враждебных Германии действий в области торговли. Реализация «ультиматума Папена» повлекла за собой резкое ухудшение положения рабочих: заводы начали закрываться, росла безработица, а правительство не могло их содержать даже на самых минимальных пособиях достаточно долго. Вкупе с уничтожающей сбережения инфляцией это привело к падению популярности правительственной коалиции промеж пролетариата: а вот большевики своим радикализмом привлекли их на свою сторону.