ФЭНДОМ

Польское королевство
Флаг Польши Герб Польши СРБ
Год основания: 1831
Официальный язык: Польский
Форма правления: Конституционная монархия
Главы государства: См. Список королей Польши
Столица: Варшава
Религия: Католицизм
Площадь: 233 500 км²
Население: 19 200 000 чел.
Валюта: Злотый
Польша-СРБ

Польское королевство (польск. Królestwo Polskie) - монархическое государство в Центральной Европе. Образовано в ходе Польской войны за независимость 1830-1832 годов после принятия Временным правительством в Варшаве 25 января 1831 года Декларации о восстановлении Королевства Польского (польск. Deklaracja o przywróceniu Królestwa Polskiego). Независимость признана великими державами 19 марта 1832 года по итогам Лондонской конференции.

Крупнейшие города - Варшава, Лодзь, Львов, Познань, Краков, Быдгощ.

Государственное устройство

Польша - конституционно-монархическое государство. Ее Конституция принята Сеймом после почти двухлетнего обсуждения в 1832-1834 годах - в период же до официального утверждения действовала т. н. Малая конституция, выработанная королевским советом.

Ключевые положения основного закона позаимствованы из "Конституции 3 мая": главой государства является наследственный король, единолично формирующий правительство - Кабинет министров. Правительство не может создавать законы или вмешиваться в процесс их создания, поэтому все его акты являются временными вплоть до одобрения сеймом. В то же время, король наделен законодательной функцией, однако его распоряжения не могут иметь силы без заверения министром, в сфере ответственности которого лежит их выполнение. Это ограничение является следствием принятого в конституции правила "Король ничего не делая самостоятельно, ни в чем не несет ответственность" - т. е. король неподсуден, а за все просчеты отвечает министр, поставивший подпись под королевским распоряжением.

Помимо короля и министров, в Кабинет входят так же примас Польши, кронпринц, Маршал сейма и нек. др.

Сейм

Заседание Сейма Польского королевства

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Сейму, состоящему из Палаты депутатов, председателем которой является Маршал, и Палаты сенаторов, председателем которой непосредственно выступает сам король. Нижняя палата избирается населением - по 2 депутата направляют повяты (т. е. сельские советы) и по 7 - города. Срок полномочий депутатов - 4 года. Все они обладают неприкосновенностью на период сессии. Сенаторами являются воеводы, кастеляны и епископы королевства. Сейм издает законы и резолюции - для принятия первых нужно простое большинство в обеих палатах, а резолюции, касающиеся вопросов войны и мира, внешней политики, государственного долга и нек. др., могут быть приняты лишь большинством на совместном заседании обеих палат. Король обладает правом абсолютного вето на любой принятый закон или резолюцию, в то время как Палате сенаторов принадлежит лишь отлагательное вето на решение Палаты депутатов.

Высшая судебная власть сосредоточена в руках Королевского суда и разветвленной сети местных судов. Часть судей назначается королем, а часть избирается, однако и те, и другие не могут быть смещены иначе, чем судебным приговором за должностные или иные преступления.

Конституция наделяет граждан Польши всеми основными правами, в том числе неприкосновенностью личности и равенством всех перед законом, что, при формальном сохранении сословий, фактически означает ликвидацию всех юридических различий между ними.

Список королей Польши

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Чарторыйский Адам I Ежи
1770 - 1861
Анна София Сапега
(1817-1861)
19 марта 1832
(регент с 1831)
15 июля 1861 Потомок великого князя Литовского Гедимина
Влад 5 Владислав V
1828 - 1894
Луиза Фернанда Бурбон-Сицилийская
(1855-1864)
15 июля 1861
(регент с 1856)
23 июня 1894 Сын Адама I
Маргарита Румынская
(1872-1893)
Адам II Адам II Людвик
1872 - 1937
23 июня 1894 Сын Владислава V

Правление Адама I

Князь Адам Ежи Чарторыйский - двоюродный племянник последнего польского короля Станислава II Августа и, в прошлом, министр иностранных дел Российской империи, - был избран на польский трон в результате Лондонской конференции Пруссии, России, Австрии и Великобритании, проходившей в декабре 1831 - марте 1832 годов. Чарторыйские происходили от Гедимина и являлись одним из самых богатых и влиятельных польских аристократических родов, в связи с чем Адам Ежи уже с 1820-х годов многими воспринимался как лидер движения за независимость Польши и возможный кандидат в короли. Фактически он уже был правителем Польского королевства с первых дней антипрусского восстания - 4 декабря 1830 года он был избран главой Временного правительства, а с 25 января 1831 года официально носил титул регента. Окончательное же признание за ним королевского титула стало возможным благодаря дружбе князя с российским императором Александром I и его братом Константином, которые убедили монархов Австрии и Великобритании поддержать претензии Чарторыйского на престол.

Внешняя политика

Присоединение Познани

Присоединение Галиции

Внутренняя политика

Семья

25 сентября 1817 года Адам Ежи женился на Анне Софии Сапеге, бывшей на 29 лет моложе мужа. Ради женитьбы на ней будущий король дважды стрелялся на дуэли с другим претендентом на руку Анны - генералом Людвиком Михалом Пацем, - оба раза был легко ранен. В браке родились:

  • Витольд Адам (1824 - 1865), женат морганатическим браком на Марии Сесилии Грохольской, в 1855 году отрекся от прав на престол;
  • Леон (1825 - 1827), умер в детстве;
  • Владислав V (1828 - 1894), король Польский;
  • Изабелла Елизавета (1830 - 1899), муж - Шарль, граф д'Артуа, внучатый племянник последнего французского короля Людовика XVI. Брак оказался бездетным;
  • Мария Тереза (1830), умерла в младенчестве.

Слухи приписывали Адаму Ежи несколько внебрачных связей, в том числе с российской императрицей Елизаветой Алексеевной, которая, якобы, родила от Чарторыйского свою старшую дочь Марию (1799-1800).

Правление Владислава V

Внешняя политика

Внутренняя политика

Семья

Первой супругой будущего польского короля в 1855 году стала Луиза Фернанда, дочь Леопольда, принца Салерно, и Марии Кристины Бурбон-Сицилийской. Благодаря этому браку, Чарторыйские породнились с правящими домами Саксонии и Богемии. От Луизы Владислав V имел единственного сына:

  • Франциск Леопольд (1858 - 1893), в 1887 году стал монахом ордена салезианцев, отрекся от прав на трон;

Луиза Фернанда умерла в 1864 году, а спустя 8 лет Владислав V женился вторично на дочери румынского короля Людовика I, происходившего из Орлеанской династии, - Маргарите. Супруга была на 18 лет младше мужа. В браке родились сыновья:

  • Адам II Людвик (1872 - 1937), король Польский;
  • Витольд Казимир (1876 - 1911), герцог Краковский, умер неженатым.

Правление Адама II

Продолжение следует...