ФЭНДОМ

Польша
Польская Республика
Герб (2) Герб Польши (МРГ)
Polish Republic Map
Год основания: 1918
Столица: Варшава
Языки  
  Государственный польский
  Другие
Форма правления: Президентско-парламентская республика
Глава государства: Президент
Глава правительства: Премьер-министр
Государственная религия: католицизм
Другие религии:
Территория: 210 900 км²
Население 34 849 000 чел.
Денежная единица: злотый = 100 грошей
Интернациональный автомобильный код
[[Image:{{{Автомобильный код}}}|100px|{{{Автомобильный код}}}]]
Польша (польск. Polska), официальное название — Республика Польша (польск. Rzeczpospolita Polska) — государство в Центральной Европе. Омывается на севере Балтийским морем. Имеет сухопутную границу с Россией, Чехословакией и Германией.

Унитарное государство, президентско-парламентская республика. В августе 2010 года на пост президента избран Бронислав Коморовский.

История

6 октября 1918 г., созданный германскими военными властями, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября, после капитуляции Германии и распада Австро-Венгрии, передал Юзефу Пилсудскому всю полноту власти в стране.

27 декабря 1918 г. поляки германской провинции Позен подняли Великопольское восстание, после которого до середины 1919 года провинция стала независимым государством со своей валютой и армией.

26 января 1919 года состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Пилсудского главой государства.

Версальский мирный договор в 1919 г. передал Польше большую часть германской провинции Позен, а также территорию Западной Пруссии, что дало стране выход к Балтийскому морю; Польша получила также часть Верхней Силезии, населенной по большей части поляками.

После падения Советской республики в России, между новым русским правительством ген. Деникина и правительством Польши было заключено соглашение, по которому Россия окончательно признавала независимость Польши. Восточной границей нового государства признавалась граница бывшего русского Привислинского края. К Польше отходила так же вся Галиция с Лембергом (Львовом).

На конференции послов 28 июля 1920 г. была согласована южная граница Польши. Тешинская область была разделены между Польшей и Чехословакией.

В 1926 г. после государственного переворота в Польше был установлен авторитарный санационный режим во главе с Ю. Пилсудским. Был создан концентрационный лагерь в Березе Картузской, прошёл Варщавский Процесс (польск. Proces Warszawski) над оппозиционерами, введены ограничения свободы печати и собраний.

26 января 1934 г. Польша и Германия подписали Пакт о ненападении сроком на 10 лет. 4 ноября 1935 г. Польша и Германия подписали Соглашение об экономическом сотрудничестве.

В апреле 1935 г., незадолго до смерти Пилсудского, в Польше была принята новая Конституция, в которую вошли основные принципы Санации: сильное централизованное государство с президентской системой правления.

В 1938 г. (после Мюнхенского соглашения) Польша отобрала у Чехословакии Тешинскую область.

21 марта 1939 г. Германия потребовала от Польши передать ей вольный город Данциг (с 1945 г.— Гданьск) и открыть для неё "польский коридор" (созданный после Первой мировой войны для обеспечения выхода Польши к Балтийскому морю). Польша отвергла все требования Германии.

28 марта 1939 г. Гитлер разорвал Пакт о ненападении с Польшей.

7 июня, в самый разгар кризиса российкое правительство официально предложило Польше военную помощь на случай германского вторжения. Предложение было отвергнуто польской стороной в неприемлемой форме с обвинением России в попытке "империалистического завоевания". В польской прессе была развернута оголтелая антирусская компания.

В ответ на это 23 августа 1939 г. Российское правительство объявило о нейтралитете России в случае вооруженного столкновения между двумя странами

31 августа 1939 г. группа специального назначения СС под командованием Альфреда Науйокса, переодетая в польскую военную форму, напала на радиостанцию немецкого города Глейвиц, Вскоре слушатели радиостанции услышали «пламенное воззвание» на польском языке на фоне выстрелов. Уходя, эсэсовцы оставили на радиостанции несколко трупов в польской форме.

На следующий день к немецкому народу обратился А.Гитлер, заявив, что Польша осуществила нападение на германскую территорию и что с этого момента Германия находится в состоянии войны с Польшей. Германский вермахт атаковал польскую границу на всем ее протяжении.

Польша пала через месяц. 8 сентября немецкие танки подошли к Варшаве. 16 сентября польские силы были окружены в районе Люблина. 18 сентября президент, правительство и главнокомандующий вооружёнными силами покинули территорию Польши. Тем не менее, бои продолжались. 28 сентября, после сильных авиаударов и артобстрелов, капитулировал гарнизон Варшавы. 6 октября капитулировал последний очаг организованного польского сопротивления в Коцке.

Части польского государства, входившие ранее в состав Пруссии (Познанщина, Поморье), были включены в состав Германии, значительная часть польского населения была изгнана. На остальных территориях, получивших название "Генерал-губернаторство", была организована оккупационная администрация.

Во время германской оккупации на территории Польши действовало движение сопротивления, состоявшее из разнородных групп, зачастую имевших противоположные цели и подчинявшихся разным руководящим центрам: Армия крайова, действовавшая под руководством лондонского правительства Польши в изгнании,  Гвардия Людова  — военная организация польской компартии; созданные крестьянской партией Батальоны Хлопске и т. д.; действовали также еврейские боевые организации, организовавшие восстание в Варшавском гетто в апреле 1943 г.

Территория Польши была освобождена в результате наступательных операций Русской армии лета-осени 1944 г., в которых участвовали и части сформирванного в России Польского Легиона.

В мае 1945 г. в страну из изгнания возвращается польское правительство во главе с президентом В.Рачкевичем и премьером В. Сикорским.  В 1946 г. в стране была принята новая конституция, проведены  президентские и парламентские выборы. За восстановлением государственности последовала демократизация общественной жизни - отменены ограничения свободы слова, собраний и союзов, улучшились отношения с Россией.

На Потсдамской конференции в июне 1945 г. У. Черчиль пытался добится присоединения к Польше Силезии, Померании и Восточной Пруссии, но наталкнувшись на сопротвление партнеров по коалиции, был вынужден удовлетворится передачей полякам "вольного города" Данцига(Гданьска).

Уничтожение евреев, проводившееся нацистами, послевоенное выселение немцев из Познаньщины, Западной Пруссии (Поморья) и Гданьска сделали Польшу практически моноэтничным государством.

Политика польских правительств последующих лет, направленная на демократизацию политической жизни и подъем экономики, в том числе путем привлечения иностранного капитала, превратила Польшу в современное демократическое государство с с динамично развивающейся экономикой.

Государственное устройство

Главой государства является Президент Республики, считающийся ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной власти. Президент избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз.

Внутреннюю и внешнюю политику государства определяет Совет Министров, работой которого управляет Председатель Совета Министров. Председателей Совета Министров, и по его представлению, министров назначает Президент.

Зaкoнoдaтeльную влaсть в Пoльше, согласно конституции 1946 г., oсущeствляет Национальное Собрание, состоящее из Ceйма и Ceнaта, избераемые на чeтырeхлeтний срoк. В состав сейма входит 460 послов. В Сенат – 100 сенаторов. Сейм – высший контролирующий орган государства.

Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда.

Административное устройство

АдмКартаПольшы

Административная карта Польши

Административно-территориальное деление Польской Республики трёхуровневое: страна делится на воеводства, воеводства — на повяты, повяты — на гмины. По состоянию на 2012 г. в Польше 9 воеводств,195 повятов  и 1675 гмин. Особые административные еденицы образуют 4 города центрального подчинения: Варшава, Гданьск, Лодзь и Краков.
Воеводство Центр Площадь т.кв.км Население тыс.
ПоморскоеГданьск27,71934,8
ПозненскоеПознань28,13836,9
ВаршавскоеВаршава31,75846,2
БелостокскоеБелосток17,31062,8
ЛодзинскоеЛодзь20,44346,2
КелецкоеКельце22,24380,4
ЛюблинскоеЛюблин26,63470,0
КраковскоеКраков31,86330,6
СелезскоеКатовице5,12514,9

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики