ФЭНДОМ

3dd447aea4

Кандидат в Президенты РСФСР Борис Николаевич Ельцин.

Popov

Кандидат в Вице-президенты РСФСР Гавриил Харитонович Попов

Предвыборная кампания Ельцина - Одна из первых крупных президентских предвыборных кампаний в истории России. Проводилась штабом Бориса Ельцина в 1990 году, на первых всенародных выборах в президенты РСФСР. Отличалась использованием административного ресурса, и помощью со стороны Прогорбачевских СМИ после проигрыша кандидата от КПСС Николая Рыжкова. Поддерживалась избирательным блоком "Демократический выбор" отколовшийся от "Демократической России" из-за того что ДР решила сделать ставку на Соколова. После проигрыша Рыжкова в первом туре, Ельцина поддерживала КПСС, со всем её агитационным аппаратом, что стало оружием против него.

Не смотря на преобладание в административном ресурсе связи с тем что Ельцин был незадолго до этого избран Председателем Верховного Совета РСФСР, и помощи со стороны КПСС и КГБ, сама кампания была организована крайне непрофессионально и плохо, команда Ельцина была разношерстной, и в его штабе были частые конфликты. Кроме того был конфликт между Ельциным и его кандидатом в Вице-президенты Поповым.

Противоречащие друг другу лозунги, поддержка со стороны КПСС, а так же использование Соколовым и Старовойтовой "Папки Бурбулиса" привело к тому что народ в своем большинстве не доверял ему. Неудачные дебаты как с Соколовым, так и со Старовойтовой только усугубили положение обоих. Это всё привело к поражению Ельцина на выборах в Президенты РСФСР. Нюансы, ошибки, и особенности предвыборной кампании Ельцина с программными требованиями рассмотрены ниже.

Программа Ельцина-Попова

392 300 22042 elc2bi

Ельцин и Попов во время Предвыборной кампании.

Борис Ельцин был деятелем Перестройки которого двигал сам Горбачев, в 1986 году первый секретарь Свердловского Обкома был переведен в Москву на замену многолетнего руководителя Москвы Виктора Васильевича Гришина, вероятного приемника Черненко, и на ряду с Романовым и Щербицким главным соперником Горбачева, который не стал Генеральным секретарем лишь благодаря интригам Горбачева, однако Гришин даже после отстранения имел огромные связи, и для борьбы с "Гришиновщиной" был привлечен Ельцин.

Во время Перестройки Ельцин вел либеральную политику, активно выступал, зарабатывая популярность. В конечном итоге на очередной партийной конференции, уже однако после скандального выхода Соколова из КПСС он заявил о том что Перестройка идет крайне медленно, и объявил о переходе в оппозицию, при этом не сдав партбилет. Но на следующий день Ельцин попросил своевременной реабилитации, что было реформаторским крылом воспринято как "просьба о пощаде". Дальнейшая тактика Ельцина это использование популистских лозунгов, и попытки усидеть на двух стульях. Так как Соколов по причине того что он был из КГБ получал основной удар от власти, и в СМИ, Ельцин не считался Горбачевым уж слишком серьезной проблемой, из-за чего Ельцин продолжал выступать и завоевывать популярность. Ельцин был снят с поста руководителя МГК, и назначен в Госстрой СССР, это понижение он выставил как Политическую репрессию. Однако выборы в СНД СССР где Ельцин баллотировался в депутаты от национально-территориального округа №1 Москва, он проиграл Соколову с разницей в 9%. В дальнейшем Ельцин продолжал оппозиционную деятельность езжа по разным городам, и не имея доступа к СНД СССР он направил свои силы на внутрепартийную борьбу. Выборы в депутаты СНД РСФСР Ельцин баллотировался от Свердловска, и победил, позже он был избран СНД с третьей попытки Председателем Верховного Совета РСФСР, в последний раз сыграло свою роль что его поддержали депутаты от КПСС, так как Горбачев боялся что эту должность займет Соколов. Ельцин продолжал публичную карьеру часто прибегая к популизму, и потому был известен.

На выборах в Президенты РСФСР Ельцин вначале шел один, и не имел поддержки. Он рассчитывал на поддержку "Демократической России". В одно время ему предлагали взять в кандидаты в Вице-президенты Старовойтову, однако Ельцин побаивался её, в итоге инициативу здесь перехватил Соколов, из-за чего "Демократическая Россия" поддержала Соколова, однако из Демократической России вышла небольшая фракция во главе с Поповым и Станкевичем, которые ставили на Ельцина, и создали избирательный блок "Демократический выбор". Однако Ельцин долго не мол решить кого выбрать в пару, Станкевич был молод, Шахрай неизвестен. Попова согласно воспоминаниям Коржакова Ельцин брать не хотел так как тот был интеллектуал и знал больше чем он, из-за чего он ревновал его к славе. Однако никто не имел большей популярности, а дальновидный выбор в Вице-президенты со стороны Соколова Старовойтовой давал ему преимущество. Ельцин нехотя взял Попова.

Гавриил Попов был преподавателем экономики довольно известным, и одним из ярых противников ОГАС, который использовал против авторов программы политические обвинения и интриги, тем самым будучи одним из тех кто подавил советскую кибернетику. С началом перестройки стал крайне активным политическим деятелем, и стал в 1988 году главным редактором журнала "Вопросы экономики", активно продвигая либеральные политические идеи. Был избран народным депутатом СНД СССР, и стал одним из инициаторов создания МДГ, однако позже в результате конфликта с Соколовым был удален из состава МДГ, вместе со Станкевичем. Из-за чего эти двое затаили злобу на него, что и привело к расколу "Демократической России". Тем не менее Попов был крайне известен, и мог составить конкуренцию.

Их программа была основана на популизме, и смешивании лозунгов. Программа была очень большой и мешала перестроечные лозунги с крайне либеральными. В отличие от программы Соколова которая имела 9 простых пунктов, программа Ельцина-Попова вмещала до 40, и из-за Станкевича и Попова была слишком непонятна для простого народа.

Особенности предвыборной агитации

Pic e167a3dec67079d8890fb2f9d06cf283

Ельцин и глава избирательного блока "Демократический Выбор" и заместитель главы его предвыборного штаба Сергей Станкевич.

Главой предвыборного штаба Ельцина был Виктор Ильюшин знакомый ему по Свердловску. Его заместителем был Сергей Станкевич. Если Соколов полностью доверился Бурбулису, и команде имиджмейкеров и агитаторов, изредка вмешиваясь в процесс, то Ельцин постоянно вмешивался в работу своего штаба.

С Поповым у него были сложные отношения. Ильюшин пытался по просьбе Ельцина ограничить его участия и выступления что бы Ельцин не казался на его фоне неграмотной деревенщиной. Это подтверждал в своих воспоминаниях и Александр Коржаков, который утверждал что Ельцин не любил казаться неграмотным, и не любил когда Попов выставлял его таким затмевая его.

В итоге штаб Ельцина абсолютно не продвигал своего вице-президента, на плакатах Ельцина был лишь он один, в отличии от плакатов Соколова где он был со Старовойтовой и без. Попов же когда выступал производил впечатление более начитанного человека. Примечательно что штаб Соколова вел стенограммы выступлений как Ельцина так и Попова, и часто проводил митинги после того как их проводил Ельцин и Попов. Соколов использовал агрессивную тактику, и часто пересказывал некоторые выступления обоих, и противопоставлял себя им. Так как Попов казался более интелектуальным Соколов распускал слухи что Ельцин ширма Попова, и что Ельцин идиот которым управляют, а иногда и наоборот что Попов нужен ему что бы попасть в кресло президента, а сам Попов сдерживает свой ум что бы не обидеть Бориса. В ответ на это штаб Ельцина распускал слухи о том что Соколов и Старовойтова любовники, что они оба умело парировали.

Горбачев опасался Ельцина не меньше чем Соколова, и потому продвигал Николая Рыжкова. Однако поддержка со стороны Руцкого Соколова и фракции "Коммунисты за демократию" отняло у Рыжкова и коммунистов голоса. После проигрыша Рыжкова, Горбачев боясь победы Соколова стал поддерживать Ельцина как наименьшее из зол. На стороне Ельцина оказалось превосходство в административном ресурсе, и в коммунистических СМИ. То что Ельцин по прежнему не порвал с партией портило его репутацию, и это использовал Соколов.

Ролики агитирующие за Ельцина были простые, без глубокого смысла. Один из них где коровы говорят о справедливости и агитируют за Ельцина был позже признан самым идиотским в истории. Так как Соколов избрал агрессивный стиль вместе со Старовойтовой и использовал радикальные лозунги, Ельцин копировал часто их, однако в своей программе был умерен. Во многих выступлениях Ельцин призывал запретить КПСС, однако сам оставался её членом, что использовал Соколов. Провокаторы из штаба Соколова часто приезжали на митинги с участием Ельцина и выкрикивали оскорбительные для него лозунги потворствуя его лозунги. Тем самым популизм Ельцина играл против него. Налаженный выпуск ежедневников со стороны ПДПСС и ВОСН "Возрождение" при использовании ресурсов этой организации, и информационные вбросы в них где растаскивались по частям выступления Ельцина и сравнивались с другими его выступлениями, создавали ему имидж популиста сидящего на двух стульях, а использование Горбачевских СМИ для своей пользы, при чем неумелое и использованием роликов с плохим содержанием, вместе с газетами, и роликами Соколова только отворачивали народ от Ельцина.

Более того вскоре Ельцин и сам перешел на агрессивную тактику, и начал атаковать Соколова и Старовойтову. Неумелые атаки на последнюю обернулись для него тем что штаб Соколова использовал их что бы выставить Ельцина женоненавистником, кроме того распространялись слухи о том что он в состоянии опьянения бьет свою жену. Ельцин часто пил, и его появления в нетрезвом виде только отворачивали от него народ.

Кроме того Соколов использовал слова Ельцина о том что каждое утро просыпаясь он думает что он сделал для Украины, и то что родители Попова были родом с Украины для развертывания компании "Ельциненко и Попенко в президенты Украины", и выпускал газету с таким же названием, где высмеивал их обоих. Соколов строил свою кампанию на суверенизации экономики России, в частности он использовал факт того что в Политбюро и ЦК было много выходцев из Днепропетровска которые выбивали для Украины лучшие условия, пользуясь Российскими ресурсами, создав "Бартерную кабалу". И использовал это для борьбы с Ельциным который сделал это неосторожное заявление. Члены ПДПСС, "Русское знамя"(Игорь Иванов тогда поддерживал Соколова) и ВОСН "Возрождение" по заданию Бурбулиса на выступлениях Ельцина и Попова часто выкрикивали лозунги "Убирайся в свою Украину!", "Нам не нужен Украинский Ельциненко, нам нужен Русский Ельцин!", "Хватит кормить Украину!". Данная кампания привела к тому что некоторые русские националисты в городах где должны были встречать Ельцина, начали избивать его сторонников, что Соколов и Ельцин активно использовали против друг друга.

Одной из ошибок штаба Ельцина являлось использование в агитации его жены Наины Иосифовны в противовес Маргарите Соколовой. Наина будучи абсолютно непривлекательной, и главное не имеющая вкуса в одежде на фоне Маргариты Соколовой смотрелась крайне слабо.

Дебаты между Соколовым и Ельциным и атаки Соколова на него во время них, включая полный разбор и рассказ истории с падением с моста где фигурировала любовница Ельцина, и вопиющее молчание Ельцина после этого привело к тому что люди начали думать что он не верный муж, что Соколов использовал.

На митингах сторонники Соколова стали выкрикивать все более оскорбительные лозунги, а во время одного из таких на которых присутствовала Наина Иосифовна последняя не выдержав выматерила обидчиков, чем показала себя женщиной малой культуры(Маргарита сталкивалась с этим часто и не позволяла себе подобного). Что так же начал использовать Соколов.

Дебаты между Старовойтовой и Поповым, на которых Попов пару раз вместо того что бы подробно рассказать о его поддержке Ельцина ответил что причины его поддержки Ельцина такие же как и у Старовойтовой. Старовойтова имея опыт в дебатах и подготовленная в штабе Бурбулиса использовала заявление Попова о том что русскому народу нужен барин, те есть Ельцин, для того что бы выставить умного Попова шестеркой малограмотного Ельцина. А после того как Старовойтова стала использовать ранее не использованный Соколовым компромат на Ельцина, Попов боясь нажить себе врага в лице Ельцина начал неумело его защищать. В итоге Старовойтова попросту оставила Попова в дураках, и это штаб Соколова так же использовал разобрав дебаты на цитаты.

Перечисленные ошибки в конце концов и привели к поражению Ельцина и Попова на выборах 1990 года.