ФЭНДОМ

Выборы Президента РСФСР
17 сентября и 29 октября 1990 года
Явка избирателей: В первом туре: 76,66%. Во втором: 84,77%
383646436574 Ельцин Nikolai Ryzhkov
     
Кандидат: Валерий Соколов Борис Ельцин Николай Рыжков
Вице-президент: Галина Старовойтова Гавриил Попов Борис Громов
Партия: ПДПСС "Демократический выбор" КПСС
Голосов в первом туре: 47% 24% 11%
Голосов во втором туре: 63% 37%
9a72838a269b69923f7b3381d245c224 ЖириновскийЛДПСС Hi from 90 38
     
Кандидат: Аман Тулеев Владимир Жириновский Альберт Макашов
Вице-президент: Виктор Бочаров Лев Убожко Алексей Сергеев
Партия: Независимый кандидат ЛДПСС Независимый кандидат
Голосов в первом туре: 6% 4% 3%

Прочие кандидаты: В. В. Бакатин

Результат выборов: Валерий Соколов избран Президетом РСФСР
 Президентские выборы в РСФСР состоялись 17 сентября и 29 октября 1990 года. Они были проведены в соответствии с реформой власти в республиках, принятой по предложению председателя ПДПСС В. А. Соколова, предложенной весной того же года после Декабрьских событий.

Так же, кроме должности Президента РСФСР была введена должность Вице-президента РСФСР (которую в РИ упразднили). Кроме того, это первые выборы на которых президента официально избирали на пятилетний срок, вторые и последние были в 1992. После них в 1995 году был введен шестилетний срок президентства. Так же, это были первые выборы в президенты РСФСР, и последние выборы в президенты когда Россия имела это название. В последующем РСФСР была переименована в РДФР - Российскую Демократическую Федеративную Республику

Так как это были первые демократические выборы в истории России, они сопровождались гигантской по своим масштабам предвыборной агитацией разных партий и организаций. Ситуация вокруг выборов была накалена связи с происходившим в СССР политическим и экономическим кризисом. 

Выборы прошли 17 мая 1990 года, однако из-за того, что в первом туре никто не набрал достаточно голосов для победы, 29 июня 1990 года был проведен второй тур, по итогам которого В.А. Соколов с отрывом на 26% одержал победу над Б.Н. Ельциным.

Один кандидат в президенты(Соколов) - был из ПДПСС(Ранее был членом КПСС, и генералом КГБ), один(Жириновский) - членом ЛДПСС, остальные пятеро - членами КПСС. Кандидатура Ельцина поддерживалась изначально, и в последующем избирательным блоком "Демократический Выбор", однако позже после того как Рыжков проиграл в первом туре, Ельцина официально поддержала КПСС. До этого из кандидатов-коммунистов КПСС поддерживала только Рыжкова, остальные баллотировались как независимые кандидаты. 

Оба кандидата вошедшие во второй тур были противниками Горбачева. Соколов был известным во всем мире диссидентом из КГБ, и ярым противником Горбачева и партократии КПСС, разоблачителем двуликости Горбачева и его власти, основателем ПДПСС - первой официально зарегистрированной оппозиционной партии в СССР. Ельцин же был выходцем из партократии, и старательно создавал вокруг себя имидж реформатора, был известен как критик Горбачева, кроме того он был давним врагом Соколова.

Также, во время выборов зажглись политические "звезды" таких политиков, как Н. И. Травкин, А. М. Макашов, В. В. Жириновский и др.

Предвыборная кампания

Соколов/Старовойтова

Сразу после принятия соответствующих поправок к конституции СССР и РСФСР, и после того как выборы в президенты РСФСР были назначены, был созван экстренный конгресс ПДПСС, на котором единогласно в президенты был выдвинут Председатель ПДПСС Валерий Соколов. В Вице-президенты же долго не могли выбрать кандидата, самыми вероятными были Травкин, Бурбулис, Завидия, и Ярославцев. Однако из перечисленных мало кто мог сравниться по популярности с Соколовым, а Соколову важно было одержать победу, и главное идти на выборы вместе с популярным политиком. И вскоре Соколов вспомнил о своей соратнице по МДГ Галине Старовойтовой которая на тот момент возглавляла избирательный блок Демократическая Россия, и более того она могла сравниться по популярности с Соколовым. Кроме того она считалась достаточно умным и опытным политиком, что могло помочь. После консультаций Старовойтова дала согласие. 

Председателями предвыборного штаба стали Геннадий Бурбулис, и Андрей Завидия. Последний отвечал совместно с другими заинтересованными лицами за финансовую сторону вопроса. За два месяца до выборов была развернута мощнейшая предвыборная кампания под лозунгом: "Сделай исторический выбор!". При финансовой поддержке многих кооперативов, была организована типография, которая выпускала цветные плакаты, газеты, и предвыборные агитационные листовки. Кроме этого были сняты первые в истории агитационные ролики за кандидатов в Президенты и Вице-президенты. Заранее между двумя кандидатами были определены роли. Соколов брал на себя экономику, промышленность, и развенчивания культа личности Горбачева, с КГБшным беспределом. Старовойтова брала этническую политику, демократические преобразования, права человека, свободу слова, и условия труда. Во время предвыборной компании Соколов и Старовойтова часто появлялись вместе на плакатах, и в агитационных роликах. Кроме того оба часто выступали вместе на митингах, и по отдельности. Целью данного пропагандистского тандема было показать народу что Соколов во первых не авторитарный лидер вроде Горбачева который обожал словословия, во вторых показать народу что во власть идет мощная команда что благодаря программе казалось именно таковым. 

По мимо официальной поддержки ПДПСС, Соколова и Травкина поддержали блок "Демократическая Россия"(Приемник блока с таким же названием после раскола на него и на "Демократический выбор"), блок "Коммунисты за Демократию"(Лидер Александр Руцкой), и "Ленинская группа". Два последних блока состояли из членов КПСС, при чем "Ленинская группа" был блок явно консервативный с точки зрения партийной идеологии и сторонник старых порядков. Поддержка Соколова данным блоком вызвала немалые споры в прессе, однако все сводилось к тому что те поддержали Соколова потому что тот был сильным, а не размазней вроде Горбачева. Поддержка многих людей из "Демократической России" вызвала внутри данного блока грызню, в результате чего блок раскололся на Демократическую Россию, и на Демократический выбор. Поддержка со стороны "Коммунистов за Демократию" чей лидер, Александр Руцкой снял свою кандидатуру в пользу Соколова, обеспечила Соколову и Старовойтовой поддержку со стороны реформистски настроенных Коммунистов из КПСС, которых в те годы было достаточно. В частности этого хватило что бы отнять голоса у Рыжкова. Кроме того Соколова поддерживали и другие организации. Однако основная поддержка приходилась от выше перечисленных организаций.

Многие демократически настроенные деятели, экономисты, и люди культуры поддерживали Соколова. На митингах Соколов применял отработанное еще в молодости ораторское искусство. Команда профессиональных фотографов, и кинооператоров записывали его выступления, и выступления Старовойтовой а позже отдельные фото, и отдельные куски видео вставляли в агитационные ролики, а из фото делали плакаты. В предвыборной компании так же принимала активное участие супруга Соколова, Маргарита Борисовна, которая была православной, и выступала в качестве моста между политикой её мужа и религией которая набирала популярность, особенно в свете последних событий.

Ельцин/Попов

Ельцин не за долго до выборов был одним из вероятных кандидатов в кандидаты в Президенты РСФСР от КПСС, будучи при этом Председателем Верховного Совета РСФСР. Однако Горбачев по прежнему боясь Ельцина поспешил обеспечить выдвижение от КПСС бывшего Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова. Однако Ельцин таки решил баллотироваться в президенты. Имея за плечами опыт работы в МДГ, он выдвинулся в качестве независимого кандидата, и начал налаживать контакты с избирательным блоком "Демократическая Россия". Однако те в большинстве не были заинтересованы в поддержке пусть и независимого и оппозиционного члена КПСС. В итоге из-за данного противостояния Партии Соколова, и Партии Ельцина в "Демократической России" привело к расколу данного блока, на собственно партию Соколова "Демократическую Россию", и на партию Ельцина "Демократический выбор". До последнего момента Ельцин будучи независимым кандидатом не мог решить кого брать в пару в Вице-президенты. Кандидатов было три, Станкевич, Шахрай, и Попов, в конце концов выбор остановился на последнем. 

Председателем предвыборного штаба стал Станкевич, и Ильюшин. Пользуясь административным ресурсом Ельцин без труда наладил через органы подчиненные Верховному Совету типографию для выпуска агитационных листовок, и газет с плакатами. Не смотря на то что Ельцин шел на выборы с Поповым, в отличие от предвыборной компании Соколова, где та велась как компания двух лидеров демократического движения. Ельцин строил агитацию вокруг себя, что он лидер, и альтернативы ему собственно говоря нет. На плакатах его предвыборной компании редко появлялся Попов в качестве Вице-президента. Предвыборная кампания Ельцина в основном оперировала его "достижениями" на посту Первого секретаря Свердловского обкома, его оппозицией Горбачеву, и его демократическим видением. Так как у Ельцина был административный ресурс в рукаве в качестве козыря, команда Соколова безошибочно определила что во втором туре придеться иметь дело именно с Ельциным, потому Избирательный штаб Соколова проводил травлю именно Ельцина, используя нелицеприятные факты его биографии. Активную роль в этом играл Бурбулис. Примечательно что Рыжков который был старым врагом Соколова, от ПДПСС и избирательного штаба Соколова получал меньше чем Ельцин, не смотря даже на то что КПСС, и избирательный штаб Рыжкова постоянно устраивал травлю Соколова считая что они будут с ним воевать во втором туре. 

Ельцин по примеру Соколова так же ездил в некотарые регионы России, в частности до первого тура была усиленно разрекламирована через СМИ поездка Ельцина в Свердловск, и интервью с горожанами жившими при нем. В кампании Ельцина так же по примеру Соколова по совету одного из советников Ельцина, учавствовала его жена Наина Ельцина. Однако последняя не годилась в качестве конкурентки супруге Соколова Маргарите Борисовне. 

Перед первым туром, Ельцину приходилось вести кампанию не только против Соколова, но и против Рыжкова. В результате этой вражды, оба отняли у друг друга голоса. 

В целом кампания Ельцина изначально была продумала плохо, будучи членом КПСС, он компрометировал себя как реформатора, да и как коммуниста. Соколов крайне ловко оперируя словами людей которые работали с Ельциным и были обижены на него, а так же нелицеприятные факты его биографии, выстроил вокруг него имидж "Волка в овечьей шкуре" типичного приспособленца который желает власти, тем самым настраивая демократов, и коммунистов против него. 

После первого тура когда Рыжков отдал голоса Ельцину, и после того как КПСС поддержала его кандидатуру, Соколов ставший главным противником Ельцина, еще сильнее начал травить его. Сам факт этой поддержки привел к тому что демократически настроенные люди перестали доверять Ельцину, да и в Коммунистической Партии некотарые из фракций реформаторов так же уже не поддерживали его. Члены КПСС, бывшие кандидаты в президенты Тулеев, Макашов, и Бакатин отдали в знак протеста свои голоса Соколову. А кандидат в Вице-президенты шедший в связке с Бакатиным Абдулатипов с другими людьми из Верховного Совета РСФСР развернули компанию против Ельцина приводя факти его тоталитарных замашек, и возможной коррупции. Из-за нервного напряжения вызванного данной травлей Ельцин начал много пить, и появление его на мероприятиях связанных с кампанией, и с государственной деятельностью нетрезвым только играло на руку Соколову.

Рыжков/Громов

Рыжков был выдвинут в кандидаты сразу после того как была назначена дата выборов. При непосредственной поддержке Горбачева, КПСС выдвинула бывшего Председателя Совмина своим официальным кандидатом в Президенты РСФСР. Кандидатом в Вице-президенты был выдвинут Борис Громов, ветеран Афганистана.

Кампания Рыжкова была нацелена на противостояние Соколову. Пользуясь ресурсом КПСС, и КГБ, Рыжков старательно пытался очернить "диссидента из КГБ". Травля касалась некоторых шагов и заявлений Соколова. В частности заявление связи с новой волной критики Сталина "о недопустимости переписывания и сфабрикования истории партийным аппаратом по требованию одного человека" команда Рыжкова и КПСС выставляли в качестве доказательства того что Соколов не реформатор а скрытый Сталинист, как и его отец. Так же заявление Соколова о недопустимости празднования 1000-летия Крещения Руси связи с тем "что в СССР более половина населения Мусульмане" старательно пытались использовать против Соколова. Огромный доход старшей дочери Соколова Ольги от кооперации, использовали против Соколова мотивируя что дочь Соколова взяточница и погрязла в коррупции. Поддержка Соколовым Письма 74-х, так же использовалась Рыжковым. Однако Соколов имел у себя в кармане свое оружие, секреты. Многие секреты СССР и КПСС с КГБ Соколов часто рассекречивал для поднятия своей популярности. В частности Соколов рассекретил факты превышения полномочий со стороны Рыжкова, факты о коррупции со стороны некоторых его людей. А так же благодаря сети информаторов сумел настроить общественное мнение таким образом что бы Рыжкова считали шестеркой Горбачева.

В агитации же за Рыжкова, КПСС пыталась оперировать опытом Рыжкова на посту Председателя Совмина СССР. А так же выставить некоторые "достижения" Рыжкова. Однако это встречало бурную критику со стороны его главных конкурентов. В целом кампания Рыжкова как и кампания Ельцина велась достаточно плохо, и оба они истратили весь ресурс для борьбы с друг другом. После проигрыша в первом туре, Рыжков будучи лишь пешкой Горбачева, по санкции сверху отдал голоса Ельцину. Весь предвыборный штаб Рыжкова и ресурсы КПСС после того как на Съезде КПСС(Состоявшийся после первого тура) официально поддержали кандидатуру Ельцина, перешли в подчинение последнего. В последующем объединенный избирательный штаб проводил ту же кампанию критики против Соколова. Но к ней население уже не прислушивалось так как Ельцин себя скомпрометировал этим шагом.

Борис Громов не смотря на то что был кандидатом в Вице-президенты шедшим вместе с Рыжковым отказался отдавать свои голоса Ельцину, и официально поддержал Соколова, что еще отняло больше голосов у Ельцина в последующем.

Прочие кандидаты

Остальные кандидаты вели свою компанию менее активно, и вели её имевшимися средствами. Тулеев, Жириновский, Макашов, и Бакатин изначально не считались как возможные претенденты на пост Президента РСФСР, так как все имели слабое влияние, и популярность.

Тем не менее Тулееву удалось провести компанию более менее отлично и попасть на твердое четвертое место. Как и Жириновскому который шел за Тулеевым. В паре с Жириновским шел деятель его партии ЛДПСС Лев Убожко, агитация ЛДПСС была исключительно консервативная с националистическим оттенком, однако с нехваткой средств, типография, как и выпуск агитационной прессы были налажены плохо, в итоге ЛДПСС в агитации за Жириновского использовала часто поездки и митинги, тем не менее это помогло Жириновскому занять пятое место.

Макашов занял предпоследнее место, ведя свою компанию с позиций смеси Консервативного Коммунизма с Национализмом. Не имея так же достаточно средств, Макашов так же не сумел добиться хорошего результата. Последним пришел Бакатин который крайне непрофессионально вел свою избирательную компанию и не смог победить даже в Кировской области, трудовыми коллективами которой он был выдвинут в президенты.

После того как Ельцина официально поддержала КПСС, и Рыжков, все кандидаты пришедшие в гонке после Рыжкова отдали свои голоса Соколову, что сыграло так же в его победе. Активнее всех участвовали в президентской кампании Соколова кандидаты в Президенты РСФСР Тулеев, и Жириновский, и кандидаты в Вице-президенты Сергеев, и Абдулатипов.

Первый тур

За день до выборов согласно принятому ранее закону о выборах, была прекращена всякая агитация. Агитационные ролики исчезли с телевидения. Однако по новостям некоторые ведущие комментируя события все таки проводили скрытую агитацию(Прим.: "...завтра в избирательные участки придут голосовать граждане РСФСР, и уже на следующий день мы узнаем выберут они уже действующую власть(Ельцин), или предпочтут более радужные перспективы(Соколов)), из-за действовавших правозащитных организаций, и присутствия в стране иностранных наблюдателей Горбачев не решился затрагивать СМИ, потому скрытая агитация продолжалась.

В день выборов в избирательные участки потянулись с утра более сотни тысяч людей по всей территории РСФСР. Имели места жульничества. Часто милиция и изберкомы задерживали людей в чьих паспортах не было прописки в городах РСФСР. В последующем Соколов, и Ельцин будут приписывать друг другу данные факты жульничества.

Подсчет голосов закончился к 23:00. По итогам первого тура победил Валерий Анатольевич Соколов, набрал 47% голосов. Так как Соколов не смог набрать 3% голосов до 50%, был объявлен второй тур выборов, который был назначен на 29 июня. В него прошел собственно Соколов набравший 47% голосов, и Ельцин набравший 24%. Оба кандидата вернулись к агитации и предвыборной компании.

Первый тур
Кандидаты в президенты Кандидаты в Вице-Президенты Выдвижение Процент голосов
В. А. Соколов Г. В. Старовойтова ПДПСС 47%
Б. Н. Ельцин Г. Х. Попов "Демократический выбор" 24%
Н. И. Рыжков Б. В. Громов КПСС 11%
А. М. Тулеев В. И. Бочаров Независимые кандидаты
6%
В. В. Жириновский Л. Г. Убожко ЛДПСС 4%
А. М. Макашов А. А. Сергеев Независимые кандидаты
3%
В. В. Бакатин Р. Г. Абдулатипов Независимые кандидаты
3%

Дебаты

Президентские дебаты

Дебаты были проведены за 10 дней до выборов по примеру предвыборных дебатов в Америке. Горбачев разрешил провести дебаты, и надеялся что Ельцин хотя бы сумеет доказать что он отличная альтернатива Соколову. Перед дебатами Крючков по приказу Горбачева предоставил Ельцину огромное количество материалов по Соколову, и различного компромата.

Соколов так же подготовился к дебатам, и использовал вошедшую в историю "Папку Бурбулиса", более 600 страниц компромата на Бориса Ельцина от начала его карьеры и до конца. Кроме того Соколов имел в штате Ельцина информатора, а именно начальника охраны Ельцина Александра Коржакова. Потому многие факты из его личной жизни так же вошли в "Папку Бурбулиса".

19-го июня Соколов и Ельцин встретились в студии Первого Канала, и дебаты начались. Ведущий задавал различные вопросы кандидатам от их отношения к Горбачеву, до Экономической и Военной политики. Примечательно что Соколов объяснял суть своей программы по памяти, выделив 6 пунктов, не пользуясь при этом бумагами. Ельцин же постоянно пользовался бумагой, и был несколько вял так как по совету своих советников с утра не пил, и у того была слабость, из-за чего к нему на последующий год приклеилось прозвище "Конторская крыса".

Соколов говорил живо, не медленно и демонстрировал свою энергию(Не смотря на то что разница в возрасте между Соколовым, и Ельциным была всего 7 лет, Соколов выглядел намного моложе своего возраста), хоть во время дебатов прямо в прямом эфире постоянно курил, и к их окончанию выкурил пачку сигарет. При этом, затягиваясь, Соколов демонстративно выдыхал дым в сторону Ельцина, который ненавидел табачный дым. Ельцин под середину дебатов не выдержал этого, и сделал замечание Соколову по поводу его вредной привычки, на что Соколов в ответ саркастично заметил:

"Это не у меня ручки трясутся уже час из-за того что я не выпил 100 грамм для храбрости. Когда человек много пьет, ему без алкоголя очень трудно делать то что он обычно делает. Хотя что я вам объясняю, вы ведь в этом деле настоящий специалист, не то что я. Не так ли Борис Николаевич?"

В ответ на это Ельцин не сдержался и перешел на личности, Соколов продолжал показывая внешнее спокойствие колко цеплять оппонента, под конец перепалки Соколов описал в подробностях случай с падением с моста которые он узнал от Коржакова. А так же припомнил недавнюю статью где Елена Степанова, домработница друга Ельцина Сергея Башилова с которым тот пил в тот день, рассказывала что у Ельцина якобы была любовница. Скомбинировав это Соколов выставил Ельцина обычным пьяницей которого облила чернилами и выставила голым на улицу любовница, и тот полез в воду что бы отмыться будучи пьяным. Ельцин был пристыжен, и не смог ничего ответить Соколову. Так как Соколов все это рассказывая курил, в обиход вошло выражение: "Соколов пришел, увидел, и закурил", а так же стал популярен анекдот что Соколов победил Ельцина выкурив всего одну сигарету. Что кстати было правдой, рассказав всю эту историю Соколов действительно выкурил одну сигарету.

Пристыженный и злой Ельцин в последующем на дебатах говорил со сбивчивой речью, и один раз будучи при этом за столом умудрился уронить лист бумаги с которого он читал на пол слева от себя. Трясущиеся руки так же говорили о том что он был задет. Попытки отыграться при помощи предоставленного компромата не привели к желаемому результату так как Соколов умело сумел предоставить контраргументы. Результат дебатов стало то что Соколов получил дополнительные баллы. Кроме того дебаты освещались иностранными СМИ, в частности по СNN в США они так же велись в прямом эфире, так как Соколов был популярен в США, да и событие как первые демократические выборы в России, было слишком громким.

Вице-президентские дебаты

Через три дня после президентских дебатов, были проведены дебаты кандидатов в Вице-президенты. В той же студии что и тремя днями ранее сошлись Соколов с Ельциным, теперь были кандидаты Старовойтова, и Попов. Команда Ельцина надеялась что Попов сможет как-то отыграться в дебатах со Старовойтовой. Из-за того что Старовойтова женщина фурора было не меньше чем во время дебатов Соколова с Ельциным, и люди так же смотрели и эти дебаты с таким же интересом.

Дебаты начались с того что ведущий задал вопросы почему кандидаты согласились стать кандидатами в Вице-президенты. Старовойтова вела свое выступление с позиций что Соколов специалист в определенных вопросах, как и она сама, и что это было верное решение так как Президент и Вице-президент должны дополнять друг друга. Попов вместо того что бы объяснить свои причины просто сказал что такие же. На вопрос ведущего что согласно конституции Вице-президент может замещать Президента в случае гибели, что будет тогда делать Старовойтова с теми областями где Соколов специалист а она нет, Старовойтова ответила что будет слушать советников которые так же специалисты в этом вопросе, а потом СНД назначит нового Вице-президента. В довершение Старовойтова сказала что незаменимых людей нет, но в данный момент России и СССР нужна она и Соколов. Попов ответил на подобный вопрос похожими ответами.

Остальные дебаты прошли как и было задумано, кроме того были вопросы относительно дебатов Соколова с Ельциным. Попов старался реабилитировать Ельцина и защитить его, но Старовойтова умело атаковала эту защиту фактами не предоставленными три дня назад еще Соколовым, вновь пошла в ход "Папка Бурбулиса".

На данных дебатах Старовойтова доказала что она не шестерка Соколова, и не ширма, а политик имеющий собственное мнение и собственную программу, которая собираеться работать командой с Соколовым. Попов же выставил себя "Мальчиком на побегушках", своими неумелыми попытками защитить Ельцина он еще больше навредил ему. Итоги этих дебатов предрешили судьбу выборов.

После дебатов

После окончания дебатов ПДПСС и избирательный штаб Соколова выпустили газеты с распечаткой диалогов, и с язвительными комментариями. А так же огромное число плакатов, где был изображен Ельцин и Соколов. А так же плакаты с шаржами, самый знаменитый из которых где Соколов выдыхает сигаретных дым в крысиную нору где среди бумаг пряталась крыса с лицом Ельцина, и с надписью "Выкурим конторскую крысу из её логова". В отношении Попова так же создавались плакаты и шаржи где им как куклой манипулирует Ельцин, и наоборот(Попов считался умнее и "интеллектуальнее" Ельцина).

После дебатов даже на митингах Ельцина начали засвистывать, и был случай когда его забросали овощами, что так же потрудились раскрутить ПДПСС. Последние дни перед выборами ПДПСС и Соколов провели сверхактивную кампанию по дискредитации Ельцина, используя итоги дебатов, и "Папку Бурбулиса"

Второй тур

Второй тур был назначен на 29 октября. Как и раньше, за день до выборов агитация была прекращена. Однако как и раньше СМИ продолжали скрытую агитацию, каждый за своего кандидата. Последний месяц ПДПСС, а так же другие организации провели массовую агитацию за Соколова. Особо сильно старался Александр Руцкой, и Владимир Жириновский после своего проигрыша в первом туре. Кроме того в это время в СССР приехал американский сенатор, брат Джона Кеннеди, Эдвард который несколько раз выступал на митингах с Соколовым, и заявил прессе что Соколов это Русский Джон Кеннеди. Кроме того некоторые диссиденты поддерживали Соколова. Солженицын поддержал Ельцина. Так как Солженицын был известен как националист, и монархист, ПДПСС развернула волну критики Ельцина как скрытого националиста, вместе с тем раскритиковав и Солженицына выставив его подкупленным Горбачевым бородача.

29 октября начался второй тур. Явка достигла рекордной отметки 84%. Вновь были замечены некоторые мошенничества, милиция задержала нескольких человек, оказавшимися членами КПСС. Кроме того были проблемы с подсчетом голосов с юга России, в итоге понадобилось еще 2 часа на подсчет голосов.

Подсчет голосов закончился в 01:00. По итогам второго тура победил с большим отрывом Валерий Анатольевич Соколов набрав 63% голосов, обогнав Ельцина который набрал 37% на 26% что по сей день остается рекордным показателем, ни Путин, ни Шойгу, не смогли повторить похожий результат. Особо стоит заметить что в Москве где долгое время работал Ельцин, в горкоме партии, и где изначально считалось что этот город будет голосовать за Ельцина, в Москве тем не менее более 90% населения проголосовало за Соколова, как вообщем и в Ленинграде где этот показатель был равен 99%.

Второй тур
Кандидаты в Президенты Кандидаты в Вице-президеты Выдвижение Процент голосов
Б. Н. Ельцин Г. Х. Попов "Демократический выбор"/ КПСС 37%

После выборов

Инаугурация Соколова была проведена 20 ноября 1990 года, сразу после этого Соколов приступил к обязанностям Президента РСФСР. ПДПСС продолжала завоевывать популярность. КПСС же была расколота на многочисленные фракции. Влияние Горбачева было окончательно подорвано.

Ельцин тем не менее сохранил свою должность Председателя Верховного Совета, и был в постоянных конфликтах с Соколовым. В последующем не согласный с линией Горбачева, Ельцин вышел из КПСС, и начал формировать собственную партию на основе избирательного блока "Демократический выбор", и даже сумел создать собственную фракцию в СНД. В последующем Ельцин вошел в ГКЧП, как и Рыжков, который так же пытался создать свою партию вместе с Шеварнадзе. Оба они были арестованы после пропала путча, и осуждены на 25 лет тюрьмы. Оба они не дожили до окончания срока и умерли в тюрьме.

Другие кандидаты продолжили играть заметную роль в политике. Аман Тулеев участвовал в выборах 1997 года, но снял свою кандидатуру в пользу Олега Шенина, в 2002 году так же участвовал в выборах в Президенты но не смог повторить результат выборов 1990 года. Владимир Жириновский еще три раза выдвигал свою кандидатуру в Президенты России, и один раз в Президенты ЕАС в 2012. Лев Убожко два раза в Президенты России. Альберт Макашов выдвигал свою кандидатуру в Вице-президенты в паре с Мироновым в 1997 году. Бочаров продолжил заниматься промышленно-экономической деятельностью и участвовал в экономической политике России. Сергеев, шедший с Макашовым стал идеологом Коммунистической Партии России. Борис Громов шедший с Рыжковым стал министром обороны при Соколове, а после был губернатором Московского Федерального Округа.

Соколов баллотировался в президенты вместе со Старовойтовой в качестве кандидата в Вице-президенты еще один раз в 1992 году, и так же победил. После Старовойтова из-за несогласия с политикой Соколова подала в отставку, и ушла в оппозицию. Соколов переизбрался в 1997 году, на второй срок. После окончания второго срока Соколов стал Секретарем Совета Безопасности России, и был им вплоть до создания ЕАС.