ФЭНДОМ

Выборы Президента России
16 июня 1992 года
Явка избирателей: 78,56%
766536772 800px-Zhirinovsky Vladimir Fdgils9a3l
     
Кандидат: Валерий Соколов Владимир Жириновский Егор Гайдар
Вице-президент: Галина Старовойтова Станислав Жебровский Сергей Ковалёв
Партия: Прогрессивный Фронт ЛДПР Демократический Выбор России
Голосов в первом туре: 66% 16% 8%
Baburin Tuleev Sck SbsYZdE
     
Кандидат: Сергей Бабурин Аман Тулеев Юрий Афанасьев
Вице-президент: Виктор Алкснис Виктор Бочаров Юрий Буртин
Партия: Российский Общенародный Союз Независимый кандидат Движение "Гражданское действие"
Голосов в первом туре: 6% 2% 2%

Прочие кандидаты: Александр Руцкой(Снял кандидатуру в пользу Соколова)

Результат выборов: Валерий Соколов переизбран Президентом России
 Президентские выборы в России в 1992 году, состоялись 16 июня 1992 года в один день с Парламентскими выборами в Собрание Народных Депутатов России, и в Верховный Совет России. Это первые выборы проведенные по конституции 1992 года, принятой на V внеочередном Съезде Народных Депутатов РСФСР 19 января 1992 года.  Согласно новой конституции менялось политическое устройство России, и сама структура исполнительной и законодательной власти перейдя на аналог Американской системы где Президент глава исполнительной власти(Кабинета министров), а Вице-президет глава Сената(В данном случае Верховного совета). Съезд Народных Депутатов преобразовывался в Собрание Народных Депутатов, став нижней палатой парламента, и Верховный Совет России теперь избирался не СНД России, а на всенародном голосовании становясь верхней палатой парламента. По постановлению того же V съезда Народных Депутатов РСФСР, после принятия новой конституции в течении следующих месяцев должны были пройти всеобщие парламентские выборы в СНД и ВС России. И перевыборы в Президенты России. 

Это были вторые всенародные демократические выборы в президенты России в истории после аналогичных выборов 1990-го года. Но в тот раз это были выборы в президенты РСФСР в составе СССР. В этот раз выборы были проведены уже после развала СССР, когда запущенная президентом Соколовым, программа экономических реформ, потребовала существенных конституционных правок. В итоге на Съезде Народных Депутатов как сказано выше была принята новая редакция Конституции России которая давала намного больше полномочий Президенту России аналогичные полномочиям Президента США, что давало Соколову полную свободу действий при проведении экономических реформ. Но с целью соблюсти законность Соколов согласился провести перевыборы и в президенты.

Выборы проходили в напряженной атмосфере перемен в мире. По мимо масштабных экономических реформ которые проводил Соколов после попытки переворота в Июле 1991 который ускорил распад Советского Союза, выборы проводились на фоне масштабного вывода Советских Войск из Германии, переподчинения всего Советского Черноморского Флота России, первых дипломатических конфликтов с Украиной, Приднестровского кризиса, и еще многих других событий. Однако в целом эти выборы в отличие от предыдущих, и последующих были самыми спокойными, и являються одними из двух в истории в которых не понадобился второй тур. Связано это было с огромной популярностью Соколова и его партии после Путча, а так же вакуумом создавшимся после самороспуска КПСС, который заполнил Соколов и Прогрессивный фронт.

Кроме этого на данных выборах на второе место неожиданно вырвался Жириновский который не считался фаворитом президентской гонки, его партия, ЛДПР на парламентских выборах, в тот же день, так же заняла второе место, что было неожиданностью для СМИ, и политобозревателей. Это единственные выборы на которых лидер ЛПДР Владимир Жириновский занял второе место в президентской гонке, во многом благодаря популистическим лозунгам приемам и программой, после них этот результат он уже повторить не смог, как и сама ЛДПР.

Регистрация кандидатов

Сразу после начала предвыборной гонки обновленный Прогрессивный фронт(Бывшая ПДПСС) на экстренном съезде партии 4 февраля 1992, проведенном, как всегда, в Большом Театре в Москве, кандидатом в Президенты был избран практически единогласно действующий президент от той же партии Валерий Анатольевич Соколов. Кандидатом в Вице-президенты была избрана действующая Вице-президент Галина Васильевна Старовойтова. Съезд транслировался по телевидению, во время Съезда также была принята предвыборная программа партии. Вскоре после того как были собраны 2 миллион подписей, Соколов был официально зарегистрирован кандидатом в Президенты.

Всего на участие в выборах дали заявку 18 человек, среди которых были так же знаменитые диссиденты Александр Солженицын и Владимир Буковский. Но эти оба были исключены изберкомом из гонки так как оба не жили в России минимум 10 лет. Кандидатами пытались стать и будущие известные политики которые не раз баллотировались в президенты в последующем, такие как Явлинский, и Лев Убожко. Кандидатом пытался выдвинуться и Альберт Макашов выдвигавшийся ранее в Президенты РСФСР в 1990, однако он не смог собрать достаточно подписей. Своего кандидата Сендерова пыталось выдвинуть движение Народно-Трудовой Союз, само движение так же пыталось зарегистрироваться как партия и принять участие в парламентских выборах, однако публичная поддержка генерала Власова, и другие идеологические особенности НТС привели к тому что партия была не зарегистрирована, а её кандидаты так и не смогли собрать достаточно подписей. Из всего состава кандидатов с прошлых выборов, на эти пришли лишь Соколов, Жириновский, и Тулеев

Владимир Жириновский не смотря на то что после попытки путча в июле 1991 был под следствием у прокуратуры РСФСР за поддержку ГКЧП, тем не менее после того как в его действиях не было найдено состава преступления был отпущен на свободу, однако его партия ЛДПСС была официально лишена регистрации и расформирована так как при регистрации её были допущены нарушения. Жириновский тем не менее за короткое время сумел зарегистрировать уже ЛДПР, и сумел собрать подписи для регистрации его кандидатом в президенты. Ранее выдвигавшийся с Жириновским Лев Убожко к тому моменту вышел из ЛДПР и создал свою собственную консервативную партию. Потому кандидатом в Вице-президенты Жириновский взял Станислава Жебровского, но в целом предвыборная кампания Жириновского шла вокруг него, в отличие от других кандидатов, таких как Соколов и Травкин которые как и раньше в 1990 году вели кампанию вокруг их обоих создавая ощущение того что они одна команда. Или таких как Гайдар и Ковалёв.

Егор Гайдар, активный противник линии реформ Соколова и пропагандист "шоковой терапии" с Чилийской системой, выдвинулся в президенты вместе с правозащитником Сергеем Ковалёвым, выдвинутым от ДВР в Вице-президенты, от зарегистрированной партии Демократический выбор России, которая сформировалась из избирательного блока "Демократический выбор" на выборах 1990-го года поддержавшего Ельцина. Во время путча члены данного блока выступили в защиту демократии и Соколова, однако при этом всем Соколов так и не допустил членов данного блока к властным структурам, и заблокировал их программу реформ. На протяжении предыдущего года Гайдар вел антисоколовскую пропаганду, и пропагандировал свою политику реформ.

В качестве кандидатов в президенты России были так же зарегистрированы Сергей Бабурин от Российского Общенародного Союза, вместе с кандидатом в Вице-президенты Виктором Алкснисом. И Юрий Афанасьев с Юрием Буртиным от движения "Гражданское действие". Однако данные кандидаты изначально не считались фаворитами президентской гонки.

Вывинувшийся ранее Александр Руцкой, ведя активную избирательную кампанию, вместе с кандидатом в Вице-президенты Виктором Ильюхиным, зарегестрировавшись как независимые кандидаты, тем не менее поддерживаемые Коммунистической Партией России, за месяц до выборов поддержали Соколова, как и КПР, заявив что только Соколов может привести Россию к процветанию. Это привело к тому что Соколов получил голоса коммунистов.

Предвыборная кампания

Соколов/Старовойтова

Предвыборная кампания Соколова и Старовойтовой велась с позиций, сходных с ранней предвыборной кампанией в 1990 году. Всё строилось на основе того, что Соколов и Старовойтова - единая команда. Так как новая система власти была аналогичной Американской, где Вице-президент является главой Сената, в данном случае главой Верховного совета России, то Старовойтовой в кампании Соколова уделялось много места. Были даже отдельные плакаты, где они оба отдельно друг от друга. Оба принимали участие в митингах, иногда вместе, иногда раздельно. Кроме того, к агитации за Соколова и Старовойтову были подключены СМИ, в особенности Первый национальный канал и НТВ, где были размещены предвыборные ролики. Соколов и Старовойтова пользовались услугами целого штата имиджмейкеров, первых политтехнологов, бывших партийных агитаторов, а также менеджеров. Как и в прошлый раз, предвыборную кампанию возглавлял Геннадий Бурбулис.

Будучи Президентом РСФСР такое не долгое время, Соколов тем не менее успел многое сделать, и тем самым он со Старовойтовой мог оперировать своими достижениями на посту президента и вице-президента. Вместе с агитацией за Соколова и Старовойтову  велась агитация и за Прогрессивный Фронт, и за реформы Соколова-Бондарева. Но самым главным козырем Соколова было то что он уже имел стабильный электорат среди населения, в основном со стороны студентов, интеллигенции, и рабочих, и самое главное электорат в двух самых больших по населению городах России, в Москве и в Санкт-Петербурге, от которых он дважды избирался депутатом в СНД СССР, и в СНД РСФСР в обоих случаях победив своих соперников с отрывом. Тем самым вместе с грамотной предвыборной кампанией, и оперированием своих достижений Соколов имел все шансы на победу, и изначально считался лидером гонки, и изначально западные политические обозреватели в 95% случаев предрекали победу Соколова в первом туре.

Кроме того коммунисты поддержали его. Александр Руцкой который вел активную кампанию, за несколько месяцев до выборов снял кандидатуру в пользу Соколова. По опросам Руцкой имел от 10 до 15% голосов, что вероятнее всего и сыграло свою роль в том что Соколов набрал 66% голосов.

Жириновский

E8f0a Sample-0001

Предвыборный плакат Жириновского

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР за неимением достаточных денежных средств пошел путем

народным, активно выступая на митингах, а так же по примеру Соколова который два года назад пользовался услугами кооперативного кино для снятия предвыборных роликов, так же начал пользоваться кооперативами что бы снять свои ролики. Не смотря на то что другие кандидаты стремились продвинуть в гонке и своего Вице-президента, Жириновский больше двигал себя, так как Станислав Жебровский был никому неизвестен. Жириновский был противником развала СССР, и сторонником ГКЧП, кроме того позиционировал себя как националиста, и выступал с популистическими лозунгами, используя как консервативно-коммунистическую риторику о восстановлении СССР, так и радикально-монархическую о восстановлении Российской империи. Жириновский используя данную риторику и популизм вместе с вызывающим поведением тем самым взывал к так называемому "протестному электорату" который был разочарован в тех своих кандидатах за которых они голосовали ранее. Многие люди были против развала СССР, многие антикоммунисты различной масти и в особенности националисты были недовольны тем что их представители в политике были абсолютно бездарными и неспособными завоевать популярность. Кроме того к данному электорату можно причислить сторонников различных движений которые не согласны с руководством своих движений и партий. Жириновский обращался своей популистической риторикой, и лозунгами именно к этому протестному электорату, и таким образом завоевал определенную популярность.

Гайдар/Ковалёв

E8f0a Sample-0002

Предвыборный плакат Гайдара

Егор Гайдар сразу после объявления об досрочных выборов в президенты России, стал одним из

первых кто заявил что выдвинется в президенты России. Как сказано выше Гайдар вместе со своей командой экономистов был противником экономических реформ команды Соколова-Бондарева, которые продвигали Азиатскую модель. Гайдар и члены его команды и партии ДВР активно выступали против реформ Соколова, а так же активно агитировали население сменить президента. Вскоре Демократический выбор России выдвинул Гайдара в кандидаты в Президенты России. В качестве кандидата в Вице-президенты, ДВР выдвинули правозащитника Сергей Ковалёва, противника КПСС, и одного из тех кто продвигал закон об люстрации коммунистов и о запрете Коммунистической партии которые Соколов ветировал. Ковалёв, а так же другие сторонники люстрации и запрета Коммунистической Партии. Выдвижение в Вице-президенты России от ДВР Ковалёва было связано с тем что Гайдар не имеющий популярности пытался противопоставить знаменитого диссидента команде комитетчиков Соколова. Гайдар рассчитывал использовать новую конституцию против Соколова, где Вице-президент глава Верховного Совета. ДВР и Гайдар вели пропаганду того что Верховный Совет должен возглавлять человек нравственный и ничем не запятнавший себя в годы коммунистической диктатуры, и активно боровшийся с ней. Плюс молодой Гайдар во время выступлений и интервью на вопрос о выборе Ковалёва в команду отвечал что он молод, и простой экономист, и что ему нужны советы нравственных и честных людей проживших жизнь, что бы лучше понимать народ.

По сути Гайдар и Ковалёв копировали предвыборную кампанию Соколова. Перечисленные выше особенности кампании Гайдара-Ковалёва привело к тому что популярность ДВР росла в среде бывших политзаключенных и сторонников люстрации коммунистов. Однако Прогрессивисты, как пионеры предвыборных кампаний, и как уже опытные агитаторы умело боролись с Гайдаром и Ковалёвым, их же собственными лозунгами. Как к примеру слова Гайдара о том что КГБшники остались у власти и продолжают жировать были обыграны на серии плакатов Прогрессивистов с участием Гайдара, и Соколова с другими членами его кабинета, а именно с Шебаршиным, и Ярославцевым(Перечисленные комитетчики были худые) на которых все трое  позировали в комедийной позе с удивленными лицами(Или с просящим взглядом), глядя на тучного Гайдара спрашивая его - "Не поделитесь? Мы очень проголодались!" или же - "Уж кто бы говорил? Тобой можно голодную Россию накормить, и Африке останется!". Кроме того штаб Соколова выпустил огромное колличество плакатов "Говорят все... делает он" копирующие плакаты выпущенные штабом Гайдара, где была использована фотография где Гайдар был не настолько красив и представителен, и где подчеркивался его лишний вес. Работникам штаба Соколова было предписано заклеивать оригиналы данными плакатами, и рядом с ними клеить юмористические плакаты пример которых приведен наверху. Кроме этого в руки Соколова попал личный дневник Гайдара где он недвысмысленно пишет что ему очень симпатичен Горбачёв который в это время был осужден за Путч, что так же использовалось против него.

Не смотря на помощь которую оказывали Гайдару некоторые менеджеры и специалисты по политтехнологии, он и Ковалёв не смогли в конце концов противостоять Прогрессивистам которая начала по мимо своей предвыборной кампании настоящую дискредитацию Гайдара и его команды. В итоге они проиграли не только Прогрессивному Фронту, но и ЛДПР.

Прочие кандидаты

Остальные кандидаты вели так же свои кампании, однако в силу определенных причин, они не смогли побороть лидеров гонки. Однако Аман Тулеев, и Виктор Бочаров ранее выдвигавшиеся на выборах 1990 года в Президенты и Вице-президенты соответственно, вели очень активную избирательную кампанию, и даже создали собственные видеоролики которые транслировались по телевидению. Вскоре они оба уже считались возможными лидерами гонки. Свою кампанию они строили вокруг необходимости планомерных реформ, и на том что необходимо до них решить все важные и насущные дела накопившиеся у государства.

D8679 Sample-0009

Плакат Бабурина

Бабурин и Алкснис выдвиженцы от Российского Общенародного Союза так же вели активную кампанию и проводили Русские Марши. Их так же поддерживало общество "Память" и другие националистические организации. Однако их идеи о возрождении исконно-русского государства, а так же агитация "Памяти" и применение в лозунгах советских терминов в частности о возвращении "Сословного построения общества" было непонятно для большинства населения, и в основном Бабурин и Алкснис находили поддержку в среде антисемитов и радикальных националистов, а так же со стороны родившегося в период распада СССР движения НС-Скинхэдов. Кроме того из-за поддержки их со стороны "Памяти" и со стороны других радикальных откровенно нацистских организаций, общественное мнение было настроено против них, даже электорат националистически настроенного населения которое долгое время жило в СССР отвергал их идеи, и больше склонялся в сторону того же Жириновского чьи идеи и лозунги были более понятны, и так как тот не был нацистом. Давление со стороны СМИ, и со стороны других кандидатов предвыборной гонки привело к тому что Бабурин и Алкснис не смогли победить, и что кандидаты в депутаты от Российского Общенародного Союза так и не прошли в парламент. Предвыборный штаб Соколова который в основном опасался ДВР, тем не менее так же усиленно дискредитировал и РОС с Бабуриным, тоже самое делали и другие кандидаты.

Юрий Афанасьев известный как прораб Перестройки и как автор знаменитого термина "Агрессивно-послушное большинство" был выдвинут кандидатом в Президенты вместе с диссидентом шестидесятником Юрием Буртиным от Движения "Гражданское действие". Движение было малочисленным и имело мало денег для предвыборной кампании. Но тем не менее сумело провести митинги, создать агитплакаты, и выпустить газету. В самом начале Афанасьев и Буртин не считались лидерами гонки, и потому с самого начала СМИ не уделяло им должного внимания. Оба строили свою кампанию на общепринятых лозунгах времен Перестройки, и на общих лозунгах демократического движения. Сама программа кандидатов была Социал-Демократической по мнению специалистов. Однако в среде мощного соперничества между лидерами гонки, огромной популярности Прогрессивистов и Соколова, популизма Жириновского, коммунистов Руцкого поддержавших Соколова, либералов Гайдара, и националистов Бабурина, Афанасьев не имея достаточных финансов на проведение своей кампании, и не имея в своем штабе имиджмейкеров, и опытных менеджеров по предвыборной агитации, не смог пробиться вперед. Перечисленные выше лозунги времен перестройки не привлекали народ, а речи Афанасьева были академические и долгие, из-за чего народу он не нравился. Равно как и движение "Гражданское действие", не сумело получить ни одного места в Парламенте. Однако в случае проведения второго тура, Афанасьев заявил что в случае своей неудачи в первом туре, он отдаст голоса Гайдару если тот пройдет во второй тур.

День выборов

За день до выборов вся агитация была прекращена как по телевидению, так и во всей стране. Так как Президентские выборы проводились вместе с выборами в Парламент, людям выдавались по два бюллетеня, один для того что бы проголосовать за Президента, другой что бы проголосовать за Партию. Выборы проводились при присутствии международных наблюдателей, и при присутствии иностранных СМИ. Кандидаты за день до голосования на совместной конференции при присутствии иностранных журналистов и репортеров дали ответы на их вопросы.

В день выборов с утра люди начали тянуться к избирательным участкам. Как и на прошлых выборах, имели места жульничества, которые присекались. Явка составила за весь день 78,56% что было на 2% больше чем в предыдущие выборы в первом туре. По оценке международных наблюдателей данные выборы были самыми демократическими в истории России, и потому результаты признали все страны.

По итогам выборов победил Валерий Соколов набрав 66% голосов, вторым неожиданно пришел Владимир Жириновский набрав 16% голосов, третьим Егор Гайдар которому пророчили второе место, однако он набрал всего 8% голосов. Бабурин набрал 6%, Тулеев и Афанасьев пришли соответсвенно пятым и шестым. Законом так же был предусмотрен второй тур, однако связи с тем что Соколов набрал больше 50% голосов, он был объявлен победителем, и второй тур не проводился в дальнейшем.

Кандидаты в

Президенты

Кандидаты в

Вице-президенты

Выдвижение

Процент

голосов

В. А. Соколов Г. В. Старовойтова

Прогрессивный

Фронт

66%
В. В. Жириновский С. М. Жебровский ЛДПР 16%
Е. Т. Гайдар С. А. Ковалёв

Демократический

Выбор России

8%
С. Н. Бабурин В. И. Алкснис

Российский

Общенародный 

Союз

6%
А. Г. Тулеев В. И. Бочаров

Независимые

Кандидаты

2%
Ю. Н. Афанасьев Ю. Г. Буртин

Движение

"Гражданское

Действие"

2%

После выборов

На парламентских выборах в тот же день партия Соколова Прогрессивный Фронт так же победил, заняв практическое большинство в Парламенте как в верхней палате Верховном Совете, так и в нижней в Собрании Народных Депутатов по Мажоритарной системе. Кроме того другие партии, такие как Женщины России, Аграрная Партия России, и СДПР прошедшие в парламент вошли в коалицию с Прогрессивным фронтом. Тем самым эти выборы только закрепили власть Соколова, и позволили ему проводить дальнейшие реформы. Обладая практическим большинством, Прогрессивисты как самая большая партия получили право назначить в СНД своего спикера, коим стал Хасбулатов, бывший Председатель Верховного Совета России. Так же Прогрессивисты имея большинство могли теперь протащить любой закон необходимый Соколову для осуществления реформ. На данных выборах было избрано очень много независимых депутатов, которые вступили в коалицию с Прогрессивным Фронтом, вместе с другими партиями известной как "Коалиция Новая Россия". А сам Соколов теперь мог еще 5 лет находиться у власти, следующие выборы были назначены на 1997 год.

Демократический Выбор России и его лидер Егор Гайдар в последующем стали ведущей оппозиционной силой вместе с блоком "Яблоко", выступавшие против Соколовских реформ, однако они не имели популярности, и в конечном итоге через 5 лет на парламентских выборах потеряли свои места. ЛДПР будучи второй партией по величине сумела продвинуть несколько своих законопроектов, однако на следующих выборах ЛДПР потеряла большую часть своих мест, а Владимир Жириновский в последующем не смог повторить свой результат на следующих выборах в Президенты потеряв свой электорат. Бабурин и Алкснис позже вошли в СПС, и поддерживали на выборах 1997 года Бориса Миронова.