ФЭНДОМ

Выборы Президента России
18 июля и 1 августа
Явка избирателей: 63,1% в первом туре и 58,8% во втором туре
Борис Николаевич Ельцин Жириновский голосует на выборах Молодой Явлинский
     
Кандидат: Борис Ельцин Владимир Жириновский Григорий Явлинский
Партия: Самовыдвижение Либерально-демократическая партия России Блок «Яблоко»
Голосов в первом туре: 46,3% 23,0% 12,6%
Голосов во втором туре: 65,7% 29,9%
Сергей Бабурин Травкин Иван Рыбкин
     
Кандидат: Сергей Бабурин Николай Травкин Иван Рыбкин
Партия: «Российский Общенародный союз» Демократическая партия России Блок «Родина»
Голосов в первом туре: 8,5% 3,4% 3,1%

Прочие кандидаты: Михаил Лапшин

Результат выборов: Борис Ельцин переизбран Президентом России на второй срок
Вторые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 18 июля (первый тур) и 1 августа (второй тур) 1993 года. Выборы состоялись досрочно, по решению конституционного совещания, которое было связано с конституционным кризисом в России. Первый тур президентских выборов проходил одновременно с парламентскими выборами и референдумом по принятию новой конституции.

В Российской историографии принято называть Выборы 1993 года, вторыми, поскольку считается, что первые президентские выборы прошли 12 июня 1991 года в РСФСР (которая на тот момент еще была республикой в составе СССР). Следующие президентские выборы прошли в 1997 году.

Предыстория

Конституционный кризис

Основная статья: Конституционный кризис

Политическая система России оставшаяся в наследство от суверенной РСФСР в составе СССР к 1993 году мало подходило для эффективного решения назревших проблем в политике, экономике и обществе. Это понимали и в администрации Президента, и депутаты Съезда Народных депутатов.

Односторонние попытки решить кризис[1] завершились провалом, а предлагавшиеся каждой из стороны проекты конституции предполагали перекос полномочий одной из ветвей власти. В результате затянувшегося кризиса, действиями политиков, несвязанными ни с исполнительной, ни с законодательной ветвями власти, начался процесс выработки компромисса.

Весной 1993 года на конституционном собрании был разработан проект конституции, удовлетворявшие обе стороны конфликта. Примирение сторон играло на руку инициатору компромисса — Григорию Явлинскому. Кроме проекта конституции, конституционное совещание приняло решение о назначении выборов в ближайшее время, в результате чего предвыборная кампания проходила в сжатые сроки.

«Красный вопрос»

События 1921 августа 1991 года (Августовский путч) послужили основанием для обвинения КПСС в антиконституционной деятельности. Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС и её республиканской организации — КП РСФСР была прекращена, организационные структуры распущены, имущество конфисковано. Попытка руководства коммунистической партии опротестовать указ президента в конституционном суде завершилась безрезультатно — Конституционный суд подтвердил правомочность указа президента в отношении приостановки деятельности КПСС и КП РСФСР, их роспуске, а также конфискации их имущества. Фактически суд подтвердил прекращение деятельности коммунистической партии в России, хотя юридически коммунистическая идеология не была запрещена.

Приостановка деятельности коммунистической партии сильно деинтегрировало её членов, поэтому о создании новой коммунистической партии на базе старой речи уже не шло. Кроме того, министерство юстиции неоднократно отказывало в регистрации коммунистической партии. Многие усматривают в этом давление со стороны политического руководства стремившегося избавиться от сильной оппозиции.

Многие усматривают такую промежуточное решение попыткой властей подстраховаться перед предстоящими выборами. Так, запрет коммунистической идеологии привёл бы ослаблению предвыборной кампании и падению явки, которая была так необходима для легитимации новой власти. В то же время, снятие запрета с деятельности коммунистической партии привело бы к созданию мощной консолидированной оппозиции демократическим силам.

Предвыборная кампания

Первый тур

Разобщённость левых партий (Аграрная партия России, Блок «Родина», Российский Общенародный союз, Народная партия «Свободная Россия» и других) и общая разочарованность в советским прошлом привела к тому, что кандидаты в президенты от этих партий фактически перетягивал друг у друга голоса. При этом левые партии проводили избирательную кампанию в состоянии относительного информационного вакуума, поскольку основные СМИ контролировались властями и сторонниками правых партий.

Обратная ситуация наблюдалась в лагере демократов — Президент Борис Ельцин смог объединить под собой электорат крупнейших демократических партий (Партии Российского Согласия и Единства, Российского Движения Демократических реформ, а также «Гражданской силы»), лишь Григорий Явлинский и Николай Травкин попытались выставить свои кандидатуры в противовес Ельцину.

Жириновский на грузовике

Владимир Жириновский на митинге

В отличие от представителей левых партий, Владимир Жириновский получил достаточно много времени на телевидении, которого власти не принимали всерьез. Жириновский, обладавший ярким ораторским даром и прекрасными актерскими данными, ситуацию использовал блестяще. В тот момент, когда страна переживала политический кризис, лидер ЛДПР сумел дистанцироваться от всех участников происшедшего, позиционировав себя как «третью силу». Политик еще не успел примелькаться и запятнать себя в крупных политических конфликтах. Жириновский не принадлежал бывшей номенклатуре КПСС, и одновременно не входил в число тех, кто осуществлял «шоковые реформы» в 19921993 годах. Для тех, кто успел разочароваться и в коммунистах, и в демократах, партия Жириновского была отличным вариантом для «протестного» голосования.

Явлинский на постере Яблоко

Григорий Явлинский на постере Блока «Яблоко»

Григорий Явлинский стремился соединить сторонников умеренных демократов и, прежде всего, социал-демократов, которые не хотели иметь ничего общего с радикализовавшимися левыми партиям. Одновременно с этим его советские реформы конца 1990-го года и прежде всего приватизация советского имущества сохраняла последние положительные ассоциации с советским прошлым. На фоне более радикальных демократов и бывших депутатов Верховного Совета он выглядел одновременно прогрессивным кандидатом и, в то же время, имевшим опыт управления страной. Также Явлинскому удалось создать широкую коалицию демократических сил, объединив их в единый избирательный блок «Яблоко».

Наконец, в отличие от предвыборных ожиданий, популярный в России вице-президент Александр Руцкой не смог зарегистрироваться кандидатом в президенты. Главная причина заключалась в начавшемся расследовании его деятельности. Хотя само расследование по закону не могло помешать регистрации кандидата, тем не менее, нарушение процедуры выдвижения кандидата, привело к тому что министерство юстиции отказала ему в регистрации.

Президент должен всегда побеждать

«Президент должен всегда побеждать». Плакат с подписями знаменитостей.

В целом, Борис Ельцин предполагал выиграть выборы в первом туре, повторив успех 1991 года, поскольку наиболее опасный противник в лице вице-президента оказался вне предвыборного соревнования. Победа Ельцина была настолько ожидаемой, что в день выборов телевидение подготовило программу «Встреча Новой России», во время которой в прямом эфире должны были подводиться итоги выборов и референдума.

Праздника, однако, не вышло. Первые же предварительные итоги показали, что уверенное лидерство на парламентских выборах захватила ЛДПР Владимира Жириновского. Более того, сам Владимир Жириновский получил второе место в президентской гонке, а Борису Ельцину не хватило голосов для победы в первом туре. Егор Гайдар вспоминал, что результаты выборов были восприняты как неудача: «Когда появились первые предварительные итоги, он даже позвонил мне и спросил, подтверждают ли наши данные те, что поступают по каналам Центризбиркома. Настроение у него было подавленное...»

Второй тур

Итоги выборов в Государственную Думу несколько отрезвили правительственную команду — лишь удачей Демократическим партиям удалось в сумме набрать абсолютное большинство в Думе. При этом ЛДПР и левые партии получили меньшую половину. Тем не менее, голосование показало, что большинство голосов было отдано противникам Ельцина, в связи с чем возникли опасения, что избиратели левых партий отдадут своё предпочтение популисту Жириновскому, нежели действующему президенту.

Спешно администрация президента налаживала контакты с 3-м по популярности кандидатом в президенты — демократом Григорием Явлинским, который возглавил крупнейшую демократическую фракцию в Государственной Думе. Поскольку тот был противником радикальных экономических реформ, то не мог не понимать, что единоличная победа Ельцина, вероятнее всего, привела бы к формированию правительства во главе с Егором Гайдаром, которое бы не могло выступать гарантом стабильного политического развития (поскольку меньше четверти депутатов Думы являлись сторонниками продолжения радикального курса).

Ельцин голосует

Борис Ельцин голосует во втором туре выборов

Пользуясь своим положением в Государственной Думе и высокой поддержкой избирателей, Григорий Явлинский добился от Бориса Ельцина обещания о назначении на пост Председателя правительства в будущем правительстве, в обмен на поддержку во втором туре Президентских выборов. После чего Явлинский стал появляться рядом с Борисом Ельциным перед телекамерами, поддержав его и фактически решив исход второго тура.

По другую сторону баррикад мнения разделились. Так, председатель крупнейшей в России левой фракции в Государственной Думе, Иван Рыбкин, утверждал, что лучше отдать голоса команде «непрофессионалов Ельцина, чем националисту Жириновскому». С другой стороны, Сергей Бабурин и Александр Руцкой, призывали своих сторонников отдать голоса Жириновскому, поскольку тот является «наименьшим из двух зол».

Результаты

В результате второго тура выборов, Борису Ельцину удалось получить подавляющее большинство голосов избирателей — за действующего президента проголосовало почти две трети пришедших на выборы.

Впоследствии, придерживаясь соглашения, заключённого в ходе выборов, Борис Ельцин назначает Григория Явлинского на пост председателя Правительства, который продолжил экономические реформы в Российской Федерации.

Примечания

  1. Речь идёт об указе президента о приостановлении действий Верховного совета и Съезда Народных депутатов, а также о провале импичмента президенту Съездом Народных депутатов.