ФЭНДОМ

Президентские выборы в России
16 июня 1997 года
Явка избирателей: 96,64%
1187 Mironov 16 Evstafiev-alexander-rutskoy-w
     
Кандидат: Валерий Соколов Борис Миронов Александр Руцкой
Вице-президент: Виктор Черномырдин Альберт Макашов Виктор Ильюхин
Партия: Прогрессивный Фронт Союз Патриотических Сил КПР
Голосов в первом туре:
ВВЖ Убожко Ba-yavlinsky
     
Кандидат: Владимир Жириновский Лев Убожко Григорий Явлинский
Вице-президент: Олег Малышкин Владимир Богачёв Юрий Болдырев
Партия: ЛДПР Консервативная партия России "Яблоко"
Голосов в первом туре:

Прочие кандидаты: Валерий Сендеров, Владимир Брынцалов.

Результат выборов: Валерий Соколов переизбран Президентом России на второй срок.
Президентские выборы в России в 1997 году состоялись 16 июня 1997 года, в соответствии с конституцией РДФР, и связи с истечением срока полномочий Валерия Соколова, избранного в 1992 году. Вторые в истории России выборы где для определения победителя понадобился один тур выборов. Выборы отличались тяжелой политической обстановкой на фоне режима ЧП введенного в стране год назад, вторжения Российских войск в Крым, подготовки войск для возможного вторжения на Украину связи с глубоким политическим кризисом там, а так же нескольких крупных терактов осуществленных Чеченскими сепаратистами, и Украинскими националистами, вместе с выполнением международных обязательств в Албании и Югославии.

Ранее должны были пройти выборы в Парламент. Однако связи с беспорядками которые вызвало убийство кандидата в президенты России от КПР Геннадия Зюганова, выборы были перенесены на год, и решено было провести их вместе с президентскими. Кроме того в убийстве оказался замешан член СПС Дмитрий Васильев, который был одним из вероятных кандидатов в президенты от СПС. Начавшееся расследование привело к тому что Васильев был арестован и посажен на пожизненное в тюрьму как организатор убийства, однако СПС поспешила откреститься от него. В итоге главенство в СПС занял Борис Миронов, который начал стремительно набирать популярность.

Предвыборная кампания велась в атмосфере полной агрессии к друг другу, что Соколов, что Миронов, что Руцкой, все лили друг на друга грязь. За период предвыборной кампании произошло 3 покушения на Соколова, два крупных политических скандала, три дипломатических скандала, один крупный теракт, и одна крупная забастовка. Данные выборы по сей день считаются самыми напряженными в истории современной России, где все висело на грани. Сравниться данные выборы могут лишь с выборами 1990 года.

Выборы прошли 16 июня 1997 года. Явка избирателей стала рекордной, 96%. Соколов победил в первом туре обогнав своего главного соперника Миронова на 17%, что стало вторым крупным рекордом Соколова после выборов 1990 года где во втором туре он обогнал своего главного соперника Бориса Ельцина на 26%.

Политический фон

Ранее как упоминалось произошли крупные беспорядки которые начались после убийства члена КПР и вероятного кандидата в президенты от КПР Геннадия Зюганова, за которым стояла право-радикальная организация РНЕ во главе с Александром Баркашовым и братьями Лавочкиными. Ранее данную организацию обвинили в экстремизме и уже собирались запретить как Нацистскую. Коммунисты раздраженные тем что Соколов попустительствует националистам и фашистам. Руцкой и Ильюхин активно выступали против Соколова, и главное против правых. Кроме того разгоряченные правые начали убивать и других людей, случались Еврейские погромы. Соколов ввел в города национальную гвардию для поддержания порядка. В конце концов случились беспорядки в Хабаровске и во Владивостоке, где националисты начали захватывать административные здания после ареста Баркашова, и Дмитрия Васильева с Игорем Ивановым. В итоге Соколов отдал приказ на силовое подавление мятежей, в Хабаровске было убито до 200 националистов, и погибло 23 Гвардейца. Во Владивостоке было убито 11 националистов. Во время мятежа в Хабаровске в здании управления МВД которое штурмовали националисты была блокирована жена Соколова Маргарита, что как многие считают и послужило для Соколова сигналом к силовым действиям. После этого, Соколов ввел полугодовой режим ЧП по стране, и издал указ об особом порядке управления страной, был введен комендантский час, в города вошли войска.

Дополнительным раздражителем для националистов была Крымская война где Соколов по мнению многих предал русских на съедение Кучмы и Украинских националистов. Ключевым лозунгом Миронова, главного кандидата от СПС был: "Я верну Крым!". Общественное мнение после атак на Российские военные части, взрывов самолетов, и инцидента с Ту-154 рейса Тель-Авив-Новосибирск было развернуто в сторону Крыма.

Из-за того что в приватизации участвовали иностранцы, и часть общества обеднела, вместе с войной в Чечне и в других частях бывшего СССР, и возрастанием количества беженцев из республик, Соколов стал терять популярность. По опросам ВЦИОМ проведенного в 1996 году его рейтинг составлял 40%, более того Соколов продолжал проводить непопулярные реформы, и злил большинство. На всемирном экономическом форуме в Давосе, Соколову стали задавать неприятные вопросы, а ведущие аналитики предсказывали что партия Соколова потеряет свое большинство, и что будет два тура выборов, где у Соколова малые шансы на победу.

Предвыборная кампания

Соколов/Черномырдин

Соколов и Черномырдин в своей связке стартовали позже всех в предвыборной кампании, так как Соколов долго не решался идти на выборы, и по воспоминаниям многих обдумывал силовой вариант. Кроме того после окончания режима ЧП со всех сторон на него лилась грязь, и обвиняли в том что он диктатор, кроме того как стало недавно известно в это время после Хабаровска он серьезно поссорился с женой которая была против его "полицейских методов", в тот момент супруги не выступали вместе, а Маргарита находилась якобы на лечении в Гелинджике после пережитого стресса, в итоге ссора не была продемонстрирована на публику. После отмены режима ЧП, неудачных переговоров в Киеве, критики со стороны запада, и неудачных результатов экономического форума в Давосе, где Соколову пришлось буквально защищаться, Соколов был на грани. Последней каплей стало опубликование опросов ВЦИОМ и размусоливание результатов либеральной прессой. Наиболее запоминающимся событием этой волны неудач было то что Соколов отказался вначале вести пресс-конференцию, а после неожиданно когда Сергей Ястржембский отвечал на вопросы журналистов вышел к публике непричесанный, с расслабленным галстуком, и с вспотевшим лицом, и сделал заявление
Я думаю у моих врагов, и у господина Миронова в частности есть сердце, даже если он считает что его нет у меня. Я верю что господин Миронов честный и добропорядочный человек, даже если он не считает таковым меня. Я верю что он по настоящему переживает за Россию, даже если он считает что я не переживаю за неё! Я знаю, что если вы журналюги, против какого-то кандидата и политика, то вас журналистский долг смешать этого человека с дерьмом, но убедительно прошу, хоть иногда не вырывайте слова из контекста, и хоть иногда пишите без купюр то что говорит этот политик! Я знаю что вы всё равно купируете это мое заявление, вырвите из контекста определенные слова и предложения, и начнете мусолить их, и смешаете меня с дерьмом! Но я всё равно прошу вас как человек, и как политик, напечатать мое заявление полностью, и без купюр, и без разбора слов и предложений! Я знаю что многие не хотят видеть меня президентом, и хотят моего поражения, что бы я ушел, но я хочу что бы вы осознали чего вы лишитесь если это произойдет! Вам больше не нужно будет поливать Валерия Соколова грязью, и демонизировать его, так как...(Длительная пауза)... Это моя последняя пресс-конференция! Всего вам доброго!
Эмоциональное выступление Соколова, и его двусмысленная речь, была неоднозначно воспринята, часть СМИ считала что Соколов объявил о своем уходе из политики, другая часть считала что Соколов просто выговорился, учитывая что он был непричесанный и появился уже в середине Пресс-конференции что многих даже Ястржембского просто удивило. После этого партия Прогрессивный фронт устроила общепартийный Праймриз по примеру запада, что освещалось в СМИ, однако не один из выдвинутых кандидатов не имел достаточной популярности, Черномырдин не смотря на то что был Вице-президентом был слабо популярен, кроме того переговоры с Басаевым серьезно подмочили его репутацию среди националистов, Бондарев был слишком стар, другие были малоизвестны. Тем более большинство членов партии голосовали за Соколова в особенности студенты которые составляли 38% партии, и сформировавшийся средний класс 24%. Однако Соколов не был официальным кандидатом, и потому бюллетени при праймризе считались испорченными. В США данную ситуацию уже сравнивали с выборами 1920 года, когда Республиканская партия провела 103 тура голосования пока не выбрала своим кандидатом Уоррена Гардинга, что вызывало беспокойство у американских и европейских инвесторов, и затронуло рынок. Кандидатуру Соколова поддерживали и остальные члены партии и её Политсовета. Студенты получившие возможность во время стажировок бывать за границей, и прогрессивно настроенные люди члены Прогрессивного фронта и сторонники Соколова надев Синие Банданы вышли на красную площадь требуя от Соколова спасти страну от распада, и не дать фашистам дорваться до власти. В итоге Соколов таки выдвинул свою кандидатуру позже остальных. В Вице-президенты не смотря на сопротивление большинства в партии был вновь выдвинут Виктор Черномырдин.

Предвыборный штаб вновь как и в 1990 и в 1992 возглавил Геннадий Бурбулис, его заместителем стала Ольга Соколова, старшая дочь Соколова, что вызвало шквал критики. Кроме того вместе с выборами в президенты планировалось провести парламентские в ВС и в СНД. И старых методов, вместе с административным ресурсом и СМИ хватило бы исключительно на то что бы продвинуть Соколова, и то с огромной вероятностью второго тура, что было невыгодно. Более того Соколов желал не только победу в Первом туре, но и победы на парламентских выборах. А так как система была Мажоритарной, необходимо было продвигать депутатов. Ольга и часть штаба настаивали на привлечении американских политтехнологов, и воевать на выборах как на западе. Соколов прислушался к мнению дочери и вскоре были привлечены специалисты из-за рубежа. Всё ресурсы кампании были направлены на исследование общественного мнения, и на создание популистских рекламных роликов и плакатов. Соколов доминировал в СМИ, и потому на его стороне было абсолютное медийное превосходство. Однако вначале кампания была слабая и нацелена на выявление болевых точек. Таковыми оказались военная политика, политика поддержки частного предпринимательства, и антикоррупционная политика. Тем более Соколов имел огромное количество полезных достижений для России и для народа, такие как обилие продуктов в магазинах, и возможность поездки за границу, в особенности для студентов на стажировку. Введение контрактной системы так же воспринималось в положительном ключе, на чем Соколов успешно играл. Первый со времен распада СССР экономический рост уже в 1994-1995 годах, и прирост ВВП так же был для народа приятен.

В предвыборную кампанию Соколова вкладывали многие предприниматели, и даже международные организации и банки. Соколов буквально греб деньги, и использовал их по назначению.

Кроме этого зимой Соколов начал Крымскую кампанию, которая активно освещалась в СМИ. Как и в случае с Войной в Заливе в 1991 году, боевые действия демонстрировались по телевизору. Люди не видели до тех пор такой огневой мощи. После того как Украинские войска вышибли из Крыма, 5 человек получили звание маршала, включая и Соколова, и были награждены восстановленным Орденом "Победа" включая и Соколова. В марте был проведен масштабный парад победы в Крымской кампании, где Соколов принимал парад как Верховный Главнокомандующий в Маршальской форме, что демонстрировалось по телевидению, были объявлены выходные, и праздник. После Соколов принимал участие в параде 9-го мая, и посетил Крым. Активно снимались передачи, такие как "7 дней жизни Соколова", и "Крымский кризис" где известный националист Невзоров интервьюировал Соколова с Мешковым, Соколов отвечал на резкие вопросы Невзорова откровенно из-за чего фильм получил огромную популярность. В фильме использовалась архивная хроника боевых действий в Крыму.

Соколов начал вести крайне активную избирательную кампанию, совершая вояжи по стране на Гольфстриме IV, и собирая многотысячные митинги. В националистических регионах создавались "команды правды" из сторонников Прогрессивного фронта, как местных, так и из иных регионов что бы создать впечатление что это население всего города вышло встречать Соколова, что попадало в телевидение, и деморализовывало националистов. Особенно раскрутили поездку Соколова в Хабаровск, где принимало участие рекордное количество Команд правды, где якобы Хабаровцы благодарили его за то что избавили их от фашистов. Обман был раскрыт уже через 10 лет, однако в тот момент это сильно ударило по националистам. Даже оппозиционные НТВ и ОРТ в то время решили помогать Соколову так как Гусинский и Березовский были евреями и боялись Миронова.

Кроме того штаб Соколова усиленно дискредитировал Миронова. Были выпущены много плакатов, и журналов где Миронов и Макашов были буквально демонизированы. В демонизации помогали сами выступления обоих политиков, и их заявления. Особенно мусолились заявления по поводу евреев, и заявление Миронова что Холокост это фальсификация. Кроме того были выпущены огромное число видеороликов которые демонизировали Миронова, в частности двухминутный короткий фильм в жанре Альтернативная история "По ихнему" где показывалось что случиться после победы Миронова на выборах. В фильме использовалась хроника выступлений Миронова и Макашова, в финале использованы кадры атомного удара из фильма "Терминатор 2" и "На следующий день". В целом благодаря доминированию в медиапространстве, и благодаря административному ресурсу и политтехнологиям с политконсалтингом от американских советников, шансы на победу вначале уровнялись, а после стали неоспоримы.

Миронов/Макашов

A 70935ec1

Предвыборный плакат Миронова.

Борис Миронов и Альберт Макашов были выдвинуты Союзом Патриотических Сил одними из первых. Ранее Миронов стал достаточно популярным среди националистов и стал основателем СПС, который объединил Российский Общенародный Союз Бабурина, Движение "Русское знамя" Иванова, Фронт Национального Спасения во главе с Макашовым, и ранее НПФ "Память" Васильева. СПС была достаточно популярна, и на выборы шла с лозунгами "За Россию без Соколова!" и "России - Русскую власть!" однако выборы были перенесены на год связи с беспорядками, и в итоге это дало фору Прогрессивистам.

Миронова поддерживали некоторые предприниматели националистических взглядов, и Российский Императорский Дом. В частности Мария Владимировна не раз приезжала в Россию во время предвыборной кампании Миронова. Благодаря этому Миронов получил огромные средства которые могли помочь ему в предвыборной гонке.

Сама программа Миронова была агрессивна, но сдержанна по советам его советников. Однако сам Миронов на публике распалялся и говорил агрессивные речи экстремистского характера, что попадало на телевидение, и комментировалось явно не в пользу Миронова. Кроме того ранее опробованные в 1992 году приемы дискредитации, и использования лозунгов политиков против них же самих, были на всю использованы Соколовым и его штабом. Лозунг Россия для Русских был обыгран в журнале "Не дай бог!" где было сказано что и Гитлер был Евреем, и другие националисты, и главное сам Макашов, что конечно было не правдой, однако действовало. Лозунг России - Русскую власть, был обыгран при перечислении членов правительства Соколова и их родословной где не было Евреев. Лозунг Россия без Соколова был обыгран на серии плакатов где были фотографии Румынии времен Чаушеску 80-х, фотографии разрушенных Городов, и смонтированной фотографии где члены РНЕ вскидывают правые руки в направлении Мавзолея Ленина где вместо надписи Ленин - Столыпинъ(Которого Миронов восхвалял) а на самом Мавзолее Миронов с Макашовым.

Кроме этого Макашов все первые годы правления Соколова критиковал его военную реформу вместе с другими военными, и Миронов выдвинул лозунги о построении великой Русской армии, которая сможет справиться с любыми противником меньшим числом. Миронов потратил на плакаты и на программу действий военных реформ, огромную кучу денег, однако результат Крымской войны показал что реформы Соколова действуют. В итоге пришлось переделывать всю программу. А Миронов не в силах объяснить то что критика военных реформ Соколова была неверной, Миронов придумал очередную теорию заговора что Кучма вывел войска, а на телевидении демонстрировались военные учения, что вызвало вал критики, и насмешек.

В целом Миронову пришлось крайне трудно парировать агрессивные выпады со стороны Соколова после Крыма, и крайне реагировать на вызовы, так как финансирование было малым, и так как Соколов через СМИ демонизировал Миронова, и фаворит гонки он уже ближе к выборам по мнению специалистов считался проигравшим.

Руцкой/Илюхин

КПР лишившись Геннадия Зюганова выдвинула Александра Руцкого, который боролся с Зюгановым за то что бы стать кандидатом от КПР. В пару в Вице-президенты был выдвинут небезызвестный Виктор Ильюхин, "Красный прокурор" прославившийся тем что выдал ордер на арест Горбачева.

Данный дует ранее выдвигался в качестве кандидатов на выборах в президенты в 1992 году, однако сняли свою кандидатуру в пользу Соколова, что по мнению многих принесло последнему победу. Однако на сей раз КПР отказалась поддерживать курс Соколова, и оба выдвинулись на выборы, избрав своим лозунгом - "На этот раз никаких подачек власти!". Имея немалые ресурсы, а так же финансирование Коммунисты развернули кампанию за своих кандидатов. Однако с отсутствием у них доминирования в СМИ они оба не могли побороть Соколова, и первоначально считалось что они придут третьими или даже четвертыми в гонке. Не имея контроля над СМИ но имея депутатские мандаты, Руцкой и Ильюхин пошли путем народным, часто выезжая в регионы где они вели агитацию. На их сторону стал Союз Советских Офицеров во главе с Тереховым, и многие другие левые движения, включая движение Трудовая Россия Ампилова, которые в это время проводили мирную акцию "Поход на Москву". Плюс у обоих политиков была хорошая биография. Руцкой герой Афганской войны, и боевой генерал, Иьюхин безпристрастный и фанатичный борец с коррупцией.

Ключевые пункты программы отказ от приватизации государственных крупных предприятий, а саму Соколовскую приватизацию пересмотреть и вернуть стране её собственность которую закупили иностранцы. Продвижение малого и среднего бизнеса(Китайская и Югославская модель), защита рабочих, жесткие антинационалистские законы, защита советского наследия.

Оба политика вели крайне активную избирательную кампанию, кроме того Соколовские СМИ начали их продвигать, стараясь создать из КПР противовес СПС вместе с другими партиями. Надо сказать что коммунисты ворвались в медиапространство достаточно удачно, и СМИ продвигали их кандидатов в депутаты. Ныне популярны слухи что штаб Соколова работал на них, и занимался продвижением их кандидатов. Это и активная народная деятельность обоих кандидатов помогла им занять твердое третье место опровергнув даже ожидания многих специалистов которые говорили о том что Руцкой как минимум на 10% отстанет от Миронова, и опровергнув прогнозы относительно Парламентских выборов.

Жириновский/Малышкин

Жириновский как всегда вел агитацию вокруг себя любимого. Ранее за 5 лет работы ЛДПР и её депутатов в Парламенте его партия обросла связями и потому ЛДПР получила финансовые вливания, кроме того насчет тогдашней компании так же популярен слух о том что Жириновского кормил штаб Соколова. Жириновский как всегда брал на вооружение популистские лозунги. Заявлял что он будет защищать русских, и сохранит демократию. Так как все силы ЛДПР были направлены на продвижение Жириновского, партия тратила мало сил на продвижение своих кандидатов в округах, из-за чего имевшая перспективы дальнейшего развития как вторая по величине партия в Парламенте ранее, и будучи крайне важной политической силой в первую половину 90-х, увы привело к тому что ЛДПР потеряла львиную долю мест. А сам Жириновский ранее на выборах 1992 года заняв второе место спустился на 4-е, и с этого момента ЛДПР не представляла из себя возможного конкурента Соколова.

Убожко/Богачёв

Лев Убожко и Владимир Богачёв ранее сыграли свою роль в создании ЛДПР, однако вышли от туда из-за несогласия с Жириновским создав Консервативную партию России, которая стояла на антикоммунистических, и неоконсервативных началах, но была довольно популярна, и взывала к адекватному национализму. Убожко ранее так же баллотировался в президенты в 1992, но не смог собрать подписей. В последующие годы он и Богачёв выступали против политики Соколова. То что Убожко будучи вечным кандидатом тем не менее собрал необходимые подписи явилось чудом, и в скором времени в его штаб через различные организации и фонды стали поступать деньги, что позволяло проводить агитацию. По масштабам данных выборов агитация Убожко и Консерваторов была скромной, однако привлеченные идеями Убожко люди стали вступать в партию, и сама партия выдвинула множество кандидатов в депутаты. На парламентских выборах она получила места в обоих палатах Парламента что стало блестящим успехом, а сам Убожко которому предрекали последнее место вышел на пятое. Поддержал Консерваторов и первый советский миллионер Артем Тарасов, которого привлекала её неординарность и свежесть. Слухи о том что Соколов двигал консерваторов популярны так же как слухи о коммунистах и ЛДПР.

Прочие кандидаты

Григорий Явлинский и Юрий Болдырев выдвинулись от своего блока Яблоко едва собрав подписи. Их поддержала партия Гайдара ДВР. Сама партия и оба политика были крайне непопулярны, их идеи вызвали насмешки, а критика Явлинским экономических реформ Соколова и заявления что "особый путь" реформ Соколова являются путем в третий мир смотрелись банально если не дико. На западе Явлинского поносили всеми возможными способами как человека не разбирающегося в рыночной экономике, в России, Явлинский вместе с Гайдаром поносился не меньше. Однако не только близорукость в экономике стала предметом критики со стороны СМИ, но и поддержка Чеченского терроризма, и защита ЧРИ. Явлинский в числе прочих находился под следствием как пособник терроризма, однако связи с террористами обнаружены не были. Яблоко не имело финансов, кроме того не имело поддержки со стороны СМИ, программа была излишне либеральна, и направлена против Соколова, и в итоге Явлинский не завоевал популярности. Кроме этого Соколов дискредитируя Миронова так же дискредитировал и Явлинского, используя со штабом то что он родился во Львове, и что он поддерживал Украину в Крымской войне. В публикациях предвыборных газет Соколова Явлинского называли Украинским шпионом, и сторонником старого Днепропетровского клана который потерял Россию после развала СССР и желает вернуться в неё. Его экономическая программа сравнивалась с Гайдаровской, как и приводились примеры реализации программ в Польше и на Украине в частности. Кроме того неосторожные слова Явлинского в сторону Крымчан и относительно политики Соколова в Крыму несколько раз едва не привело к его убийству.

На выборы выдвинулся так же Валерий Сендеров вместе со своим кандидатом на пост вице-президента Ростиславом Евдокимовым. Ранее оба пытались выдвинуться на выборах 1992 года, однако не собрали подписей. Оба выдвинулись от Народно-Трудового Союза Российский Солидаристов, крайне маргинальной политической партии которая стояла на принципах свободы слова, корпоративизма, и выступала за реабилитацию Власовцев(В то время закон об отрицании победы в ВОВ и закона о коллаборационистах не существовали). НТС и Сендеров с Евдокимовым получали деньги из заграницы, и в их отношении так же популярна теория о том что их поддерживал Соколов. Из-за маргинальной политической программы, и скромного финансирования НТС получила всего 8 мест в нижней палате парламента, а Сендеров и Евдокимов заняли 7 место.

Владимир Брынцалов и Мартин Шаккум баллотировались в связки от Российской Единой Социалистической Партии, однако их мало кто поддерживал, и денег на агитацию не хватало, из-за чего обоих даже не заметили.

Дебаты

Так как Соколов после Крыма перешел на тактику агрессии, и стал на митингах, и даже в СМИ нападать на Миронова, вместе с демонизацией дискредитируя его. Согласно установившейся традиции дебаты между основными кандидатами проводились в случае второго тура, однако Миронов вызвал Соколова на дебаты один на один, что стало по мнению многих его ошибкой, так как Соколов был признанным мастером дебатов, и красноречия довольно часто в Перестройку и после отправлявший противников в нокаут, в чем ему помогала отличная память. Дебаты были назначены на 1 июня. Соколов подготовился к ним основательно не смотря на заботы связанные с кризисом и активной кампанией.

Дебаты демонстрировались по всем каналам. Соколов и Миронов отвечали на вопросы ведущего, время от времени Соколов и Миронов нападали на друг друга, делая различного рода обвинения. Миронов постоянно выдвигал безосновательные обвинения в адрес Соколова, при этом не предоставляя доказательств своих слов, и часто повышал голос. Соколов сохранял внешнее спокойствие, и обвинял Миронова в том что он психически неуровновешен, и припоминал заседания кабинета министров где Миронов при нем вел себя явно не адекватно и оскорблял членов кабинета, и в частности Шойгу за то что он Тувинец.

Соколов как и в далеких дебатах 1990 года, не пользовался бумагами и показывал свою энергичность. Миронов так же не пользовался бумагами, однако делал заявления граничащие с глупостью. В конечном итоге Соколов стал его задевать за его малограмотность в экономических и военных вопросах. Включая припоминать его же высказывания о сговоре с Кучмой. Миронов не выдержал и оскорбил Соколова заявив что если бы не камера он бы его избил, Соколов вновь начал задевать его теперь уже с подтекстом того что Миронов не умеет драться, в итоге Миронов ответил на вызов Соколова. После этого дебаты прошли по запланированному сценарию. Миронов показал себя не с лучшей стороны, и Соколов смог опровергнуть все его обвинения.

Однако на следующий день журналисты и тележурналисты вместе со спортивными комментаторами приехали в Кремль по приглашению Соколова, где за ночь обустроили ринг для Соколова и Миронова. Соколов должен был выступать под Триколором, а Миронов под имперским флагом. По телевидению повторяли перепалку Миронова и Соколова где Миронов принимает вызов, и параллельно демонстрировали как Соколов готовиться к бою. На камеру Соколов отжимался, поднимал штангу, и бил грушу, а так же проводил пробный спаринг, демонстрируя что он до сих пор в боевой форме. Миронов не появился, и даже не комментировал это, что Соколов использовал и назвал его трусом, который даже боится сражаться за русский народ. В последние дни до выборов штаб Соколова использовал во всю эту историю и выпустил огромное количество язвительных плакатов и статей связанных с этим, и рекламных роликов.

Кроме этого журналисты на пресс-конференциях постоянно спрашивали об этом Миронова, а некоторые даже высмеивали, на что Миронов отвечал крайне неадекватно, что так же обыгрывалось. В целом эти дебаты оказались фатальными для Миронова. Соколов которому превозносили хвалу как реформатору, экономисту мирового уровня, и как Главнокомандующему заслужившему орден победа, и лично принимавшего парад победы, и который ранее благодаря прохождению теста на право ношения Краппового берета и показательным занятиям в спортзале после дебатов имел имидж крутого парня, явно выигрывал у Миронова.

День выборов

16 июня народ потянулся в избирательные участки. Была отмечена рекордная явка 96% населения. Была жесточайшая борьба. Соколовские СМИ и команды правды применяли методы манипулирования сознанием, и делали всё для победы. Не обошлось без нарушений, при чем даже криминальных.

Президентские выборы 16 июня 1997 года

Кандидат в

Президенты

Кандидат в

Вице-президенты

Выдвижение

Процент

голосов

В. А. Соколов В. С. Черномырдин

Прогрессивный

фронт

54%
Б. С. Миронов А. М. Макашов

Союз

Патриотических Сил

16%
А. В. Руцкой В. И. Ильюхин

Коммунистическая

Партия России

15%
В. В. Жириновский О. А. Малышкин ЛДПР 5%
Л. Г. Убожко В. В. Богачёв

Консервативная

Партия России

4%
Г. А. Явлинский Ю. Ю. Болдырев Партия "Яблоко" 2%
В. А. Сендеров Р. Б. Евдокимов

Народно-Трудовой

Союз

2%
В. А. Брынцалов М. Л. Шаккум

Российская

Социалистическая

Партия

2%

Соколов набрал 54% голосов, тем самым он преодолел 50% барьер, тем самым он был объявлен победителем выборов в первом туре, и второй тур назначенный на 3 июля 1997 оказался ненужным. Миронов первоначальный фаворит гонки набрал 16%, Руцкой 15%, остальные не защли за предел 5%, Брынцалов и Шаккум пришли последними.

После выборов

Миронов несколько раз пытался оспорить результат выборов, и создал организацию Выборы-1998. Иски в суд с его стороны не были удовлетворены, и после оглушительного провала его партии на Парламентских выборах, СПС медленно распадалась. Соколов пойдя на второй срок, на свои 6 лет, продолжил вести свою политику. Руцкой сумев прийти с Мироновым к финишу ноздря в ноздрю позже благодаря тому что на парламентских выборах КПР получила много мест, стал довольно популярным. Так же начался взлет Консервативной Партии Убожко которая прошла в Парламент. В целом после выборов жизнь в России пришла в относительное спокойствие.

Выборы 1997 года в культуре

Выборы 1997 отражены достаточно ярко в отечественной культуре. В частности в трилогии о Соколове созданной по его мемуарам на ТВ немало уделено внимания этим выборам. В сериале Соколовы так же. Наиболее знаменитым фильмом на западе считается "Проект "Соколов" где рассказывается история Джорджа Гортона и его команды политконсалтеров принимавших участие в предвыборной кампании Соколова.