ФЭНДОМ

Выборы Президента России
27 марта и 10 апреля
Явка избирателей: 60,8% в первом туре и 56,3% во втором туре
Володин кандидат Арбатов Сергей Миронов 2005
     
Кандидат: Вячеслав Володин Алексей Арбатов Сергей Миронов
Партия: Партия «Единство» РОДП «Яблоко» Партия «Родина»
Голосов в первом туре: 30,45% 28,97% 20,39%
Голосов во втором туре: 51,87% 43,23%
Лужков 2005 Гордеев Курдюмов Александр
     
Кандидат: Юрий Лужков Алексей Гордеев Александр Курдюмов
Партия: Самовыдвижение Аграрная партия России Либерально-Демократическая партия России
Голосов в первом туре: 5,62% 4,27% 2,05%

Прочие кандидаты: Константин Титов, Виктор Толоконский, Александр Лебедев

Результат выборов: Продолжение следует
Пятые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 27 марта (первый тур) и 10 апреля (второй тур) 2005 года. Выборы президента, предшествовали выборам в Федеральное Собрание 2005 года. Данные выборы завершали второй президентский срок Григория Явлинского — согласно Конституции России, не имел права баллотироваться на пост президента в третий раз подряд.

Следующие президентские выборы состоялись в 2009 году.

Предыстория

Углеводородный шок

В течение 1990-х годов мировые цены на нефть находились на низком уровне относительно предыдущего десятилетия. В период Азиатского экономического кризиса 1997 года они достигли минимальной отметки в 11$ за баррель. В России это привело, в частности, к упадку нефтяной промышленности, поскольку себестоимость российской нефти находилась на уровне 17$ за баррель. Впрочем, потеря нефтяных доходов подстегнуло правительство к административной реформе.

Тем не менее, весной 1999 года страны ОПЕК (за исключением Ирака), а также Мексика, Норвегия, Россия и Оман договорились о сокращении добычи нефти. Сокращение предложения и восстановление экономик стран Азии вновь постигнул рост цен на нефть. Вопреки прогнозам в 2000-м году цена на нефть стремительно выросла до 28,3$ за баррель, достигнув уровня 1984 года, после чего цена стабилизировалась. Новый скачок цен начался в 2003 году после начала военной операции в Ираке. В течение 2004 года цены на нефть выросли с 29,8$ за баррель до 44,2$ и продолжали расти.

Рост нефтяных доходов обеспечивал федеральный бюджет (через федеральную часть налогов на прибыль и дивиденды федеральных нефтяных компаний), а также региональные бюджеты нефтегазовых субъектов Федерации, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Возникавший дисбаланс в доходах между российскими регионами становился всё более важным вопросом. Фактически речь шла о конфликте трёх сторон — федеральных (стремившихся максимально централизовать перераспределение нефтяных сверхдоходов), регионов-доноров (которые отдавали в федеральный бюджет больше, чем получали от него) и дотационных регионов (которые получали от федеральный бюджета больше, чем вносили в него).

Ситцевая революция

Длительное время в Правительстве обсуждался вопрос возможности проведения монетизации льгот — заменить натуральные льготы денежными компенсациями для различных социальных групп. Система льгот, созданная ещё в Советском Союзе порождала значительные проблемы в современной России, связанные с хищением государственных средств по средствам мошенничества и коррупции. При этом система льгот оказывалась несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация должна была устранить несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению. Наконец, наличие льготной системы тормозило возможность реформирования естественных монополий, поскольку возникал справедливый вопрос о том, кто будет оплачивать льготы в конкурентной среде.

Арбатов Алексей

Председатель Правительства Алексей Арбатов

Опыт отмены льгот уже был. В частности, в ходе административной реформы государственные служащие были лишены льгот, в обмен на прибавку к заработной плате. Именно поэтому, реформа не встретила сопротивления в Государственной Думе (монетизацию льгот не поддержала только фракция «Родины»). Поскольку реформа проводилась в преддверии выборов, то почти все политические силы стремились присоединиться к «успешной реформе». Именно поэтому на этапе разработке реформы СМИ активно связывали данную реформу с главой правительства Алексеем Арбатовым, который в 2004 году являлся одним из кандидатов на должность президента от «Яблока». Некоторые эксперты считали, что одно из важнейших целей реформы было переманивание электората у левых партий, поэтому реформа проводилась непосредственно перед президентскими и парламентскими выборами.

Монетизация касалась двух групп населения. Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — около 14 млн чел.), а региональная монетизация проводилась для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.). При этом федеральный закон предполагал возможность субъектов федерации выбирать между монетизацию, либо сохранением натуральных льгот. Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Монетизировались три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на послевыборный период. Практической применение монетизации льгот планировалось с началом 2005 года.

Однако эффект от реформ оказался диаметрально противоположным. Практическое воплощение монетизации льгот в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Наиболее широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры.

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Митинг у Смольного

Митинг против монетизации льгот возле Администрации Санкт-Петербурга

Картина монетизации отличалась в различных регионах страны. Так мэр Москвы Юрий Лужков (который также участвовал в предвыборной гонке) смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета. Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, несмотря на то, что это был наиболее лояльный президенту субъект федерации. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали города — Невский и Московский проспекты.

Фактический провал монетизации льгот вызвал стремительный обвал уровня поддержки действий президента и правительства. Вместе с ними теряла популярность и правящая партия — «Яблоко». Непосредственная близость к выборам требовала немедленно исправить результаты реформ. В частности в конце февраля была проведена досрочная индексация пенсий, а также повышено денежное довольствие военнослужащих, которые также пострадали от негативных последствий реформ. Социальное напряжение несколько уменьшилось, но стоила власти значительной поддержки.

Предвыборная кампания

Выдвижение кандидатов

Завершение второго президентского срока Президента Григория Явлинского было сопряжено с рядом проблем — так, многие всерьёз опасались «коммунистического реванша» на фоне растущей цены на нефть, поскольку вставал вопрос о перераспределении значительных доходов бюджета. С другой стороны в самой партии «Яблоко» не было однозначного кандидата на пост будущего президента. Сам Явлинский категорически отказывался от возможности выдвижения на третий срок через изменение конституции (как это делали его коллеги по Содружеству Независимых государств). Наконец, находившийся длительное время у власти Явлинский хотя и оставался у россиян популярным, тем не менее, многие не желали сохранения его у власти.

К осени 2004 года в рядах «Яблока» началась активная борьба за посту будущего кандидата в президенты. Основными претендентами были мэр Москвы Юрий Лужков, обладавший значительным политическим опытом; Глава правительства Алексей Арбатов, имевший рычаги административного давления; и два бывших Председателя правительства — Игорь Артемьев и Сергей Иваненко, которые были знакомы российскому обывателю.Несмотря на значительную политическую поддержку Юрия Лужкова, федеральное руководство партии не желало видеть его в качестве кандидата в президенты, поскольку его программа во много шла вразрез в намеченным вектором внутренней и внешней политики. В этой связи «федеральные» претенденты — Арбатов, Артемьев и Иваненко сплотились против Лужкова. После того как Лужков проиграл первый этап праймериза, он обвинил руководство партии в противодействии ему как сильному кандидату и публично сдал партийный билет. Юрий Лужков решил выдвигаться самостоятельно.

В завершающий этап внутрипартийного голосования вышли два кандидата — действующий Председатель правительства Алексей Арбатов и его предшественник, министр Экономики Сергей Иваненко. Игорь Артемьев выступил в поддержку Арбатова, в обмен на его поддержку в ходе распределения мест в будущем правительстве. С другой стороны, Григорий Явлинский на съезде отказался от прямой поддержки какого-либо кандидата сославшись на то, что «всё должно решаться исключительно демократическим путём и не давлением авторитета». В результате внутрипартийного голосования с небольшим перевесом победил действующий председатель правительства, который был выдвинут кандидатом в президенты от «Яблока».

Обладавший широкой поддержкой Юрий Лужков быстро собрал команду для выдвижения в президенты. В декабре 2004 года он в Подмосковье встречается с губернаторами ряда регионов-доноров, стремясь получить их поддержку на предстоящих выборах, впрочем, получившаяся коалиция не получила официального оформления.

Вячеслав Володин у микрофона

Вячеслав Володин

В тоже время в правом лагере также развернулась ожесточённая борьба за выдвижение кандидата. Здесь основная борьба также сосредоточилась по линии федеральные политики — региональные политики. Первых объединял руководитель фракции «Единство» в Государственной Думе — Сергей Шойгу, а вторых фактически возглавил губернатор Саратовской области — Вячеслав Володин. В отличие от Шойгу, который опирался на политический авторитет, заработанный в период работы в МЧС, Володин путём соглашений и компромиссов консолидировал вокруг себя многих других губернаторов, которые обладали, в первую очередь, административным ресурсом. Кроме того, не дожидаясь официального выдвижения, Вячеслав Володин запустил собственную пиар-кампанию по телевидению (в том числе и федеральному), которые показывали его в свете «крепкого хозяйственника». Наконец, ему удалось склонить многих депутатов фракции в Государственной Думе на свою сторону в борьбе с застоем в блоке. Именно ему принадлежит инициатива окончательного оформления блока «Единство» во Всероссийскую партию «Единство».

В результате аппаратной борьбы и формирования благоприятного мнения о себе, к ноябрю 2004 года, когда на съезде партии встал вопрос о выдвижении кандидата на президентских выборах, он был поддержан абсолютным большинством однопартийцев.

Сергей Миронов кандидат

Сергей Миронов

В главной оппозиционной партии страны — «Родине», вопрос о выдвижении кандидата в президенты также вызвал огромные споры. Каждая из фракций партии стремилась продвинуть собственного кандидата, что фактически ставило под угрозу целостность партии. Посредственный результаты на предшествующих выборах говорил не в пользу центристской фракции, а позиции других фракций создавали почву для конфликтов внутри партии. Лишь на съезде в январе 2005 года удалось найти компромиссную фигуру — Сергей Миронов, который являлся сенатором Совета Федерации от Санкт-Петербурга оказался идеальный кандидатом для всех партий: незапятнанная репутация, широкая поддержка в «северной столице» и умеренные взгляды устраивали большинство в партии.

Интересным поворотом завершился XVI (юбилейный) съезд ЛДПР, прошедший 13 декабря 2004 года. Москва). Кандидатом на пост президента Российской Федерации от ЛДПР был выдвинут молодой депутат Александр Курдюмов. Сам Жириновский позиционировал себя как будущий премьер-министр. Фактически данный манёвр был направлен на привлечение нового электората за счёт смены главного лица от партии на выборах.

Первый тур

Контекст выборов благоволил оппозиции: с началом 2005 года по всей России развернулись массовые протесты против монетизации льгот, которые были направлены, в первую, очередь против действующего правительства во главе с Алексеем Арбатовым. Неудивительно, что вскоре народные волнения поддержали практически все силы оппозиции, стремившиеся заработать политические очки на ошибках власти перед выборами. Больше остальных от этих волнений выиграли левые партии, которые боролись с принятием данной реформы, а также двое кандидатов-губернаторов — Юрий Лужков и Вячеслав Володин, которые вовремя использовали свой административный и финансовый ресурс в регионах, чтобы устранить ошибки федерального руководства.

Володин в поездке по России

Вячеслав Володин в поездке по регионам России (справа)

С началом основной части предвыборной кампании Вячеслав Володин отправился в поездки по регионам России. Он стремился навязать свою повестку дня, которая заключалась в вопросе распределения значительных нефтегазовых доходов. Как губернатор относительно успешной (за счёт машиностроения), но всё-таки дотационного субъекта федерации он считал крайне важным перераспределить полученные сырьевые доходы между регионами. Эта идея весьма быстро получила поддержку во многих регионах страны, поскольку находившаяся в федеральной собственности нефтегазовая сфера считалась национальным достоянием, в то время как де-факто значительные средства оставались в регионах добычи. Обещание значительного увеличения денежных субсидий субъектам федерации (в рамках программы «Единства» на развитие федерализма в России) прельщало многих губернаторов, которые поддерживали агитацию Володина.

У его оппонента, Юрия Лужкова, также была позиция относительно необходимости развития федерализма в России, но она не предполагала перераспределение доходов регионов. Напротив, Лужков стремился добиться большей финансовой и политической независимости от центра, аргументируя это необходимость решения проблем «на местах». Подобная программа действий устраивала губернаторов регионов-доноров, которые отдавали значительные доходы в федеральную казну. Благодаря этому Лужкову удалось получить поддержку губернаторов «богатых» областей, которые мешали агитации как Арбатову, так и Володину.

Арбатов с рабочим визитом

Арбатов с рабочим визитом в Новосибирске

В тоже время Алексей Арбатов старательно избегал этого вопроса, уклончиво заявляя, что доходы должны распределяться не идеологически, а наиболее эффективно. В некоторых случаях он упоминал, что подобные доходы должны субсидировать общефедеральные программы, например, национальную космическую программу. Сам Арбатов формально не вёл непосредственной предвыборной кампании, но де-факто в течение нескольких месяцев до выборов он совершил несколько десятков поездок в регионы в формате «деловых поездок». Предвыборный штаб Арбатова продвигал его образ как государственного деятеля, а не политика — человека дела, а не слова.

Сергей Миронов вторя предвыборной программе партии выдвигал идею о том, что получаемые доходы от продажи сырья должны субсидировать социальную сферу и снижать налоговое бремя для граждан России. Подобные идеи получали отклик в рядах бастующих льготников, что во многом предопределяло его значительную поддержку среди старшего поколения.

Вопрос о перераспределении нефтегазовых доходов плавно переходил во взгляд на будущее российской экономики. Преемник Явлинского, Алексей Арбатов, продолжал продвигать правительственную программу «Люди — новая нефть», которая предполагала увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала и высокотехнологичную продукцию. Эта программа уже начала давать осязаемые плоды — система школьного образования активно обновлялась, а объёмы государственных инвестиций в так называемую «экономику знаний» неуклонно возрастали. Кроме того, Арбатов стремился продвинуть идею дерегуляции экономики — завершение трансформации экономики вело к необходимости отмены таможенных пошлин. Отмену пошлин, он рассматривал как первый шаг на пути к интеграции России и Европейского Союза.

Вслед за Арбатовым, Володин также поддержал идею отмены таможенных пошлин и дерегуляции экономики, которые долгие годы поддерживало «Единство». Тем не менее, в отличие от главы правительства, он предложил иной взгляд на экономическую программу. Володин воспользовался спросом на «государственное величие», которое стало только популярнее у россиян за предыдущий президентский срок — им была предложена концепция «Энергетической сверхдержавы». Идея данной концепции была более простой для понимания — согласно ней, Россия должна воспользоваться своим ресурсным могуществом и использовать его для восстановления величия государства. Именно энергия углеводородов должна была стать основой для расширения влияния и экономического потенциала страны.

Сергей Миронов выступает на съезде партии в Москве

Сергей Миронов выступает на съезде партии «Родина» в Москве

В тоже время «Родина» фактически не представила программы развития экономики, сделав упор в программе на изменение налоговой системы и положений трудового законодательства в пользу работников. Также значительный упор в программе кандидата Сергея Миронова сделан на восстановление системы государственных льгот. Фактически Миронов поддержал существующую экономическую систему — впервые в риторике кандидата от «Родины» не было предложений о пересмотре итогов приватизации 1990-х годов. С другой стороны он выдвинул популистскую идею о восстановлении сбережений граждан, утраченных в ходе либерализации цен 1992 года. По замыслу, эти сбережения должны быть признаны внутренним государственным долгом Российской Федерации и оплачены за счёт продажи энергоресурсов.

Карикатура на Миронова

Карикатура на Сергея Миронова

Большая конкуренция между тремя крупнейшими политическими блоками в стране — левыми, центристами и правыми, за вполне реальную возможность получения президентского кресла (в отличие от предыдущих выборов), привела к разворачиванию агрессивной избирательной кампании со стороны каждого из претендентов. Ближе к марту 2005 года и Арбатов, и Володин, и Миронов развернули в федеральных и региональных СМИ травлю друг на друга. Арбатова обвиняли в провале реформ (монетизации льгот и осуждаемую в обществе реформе образования) и несамостоятельности в принятии решений (его выставляли марианеткой Явлинского). Проправительственные СМИ тиражировали неудачные высказывания Володина, указывая на его малограмотность; а также называли его (как и Миронова) популистом, неспособным управлять огромной Россией. Наконец, Миронов был выставлен в образе фашиста, стремящегося закрутить гайки и вернуть Советскую систему.

Второй тур

Во второй тур выборов вышли кандидаты от крупнейших политических сил в стране — Вячеслав Володин и Алексей Арбатов. Неожиданно для власти и оппозиции лидером первого тура стал Володин, с небольшим отрывом обогнавший главу Правительства.

В период между двумя турами оба кандидата предпринимают попытки привлечь на свою сторону проигравших кандидатов. Вячеслав Володин частично получает поддержку губернаторов богатых регионов: например, Юрий Лужков выступил в поддержку Володина как более эффективного управленца, нежели действующие власти. Впрочем, его не поддержали руководители нефтегазовых регионов, вставшие на сторону Арбатова. Кроме того, на сторону Володина встала Аграрная партия и Гордеев, в частности, поскольку им обещали места в новом правительстве.

Володин на дебатах

Володин на финальных дебатах с Арбатовым

Попытки заключить коалиционное соглашение между «Родиной» и «Яблоком» с целью поддержки Арбатова не увенчались успехом — партии не пришли к соглашению относительно продолжавшихся реформ льготной системы и системы образования. Однако аналогичное соглашение не удалось заключить и с другой стороной. «Родина» заняла выжидательную позицию, чтобы заключить соглашение с победителем предстоявших парламентских выборов.

Результаты

10 апреля прошёл второй тур выборов. В ходе подсчёта голосов неоднократно менялся фаворит выборов, а вплоть до начала обработки бюллетеней поволжских регионов оба кандидата шли вровень. На некоторых избирательных участниках были отмечены нарушения, которые, впрочем, не повлияли на общий результат. В итоге, Центральная избирательная комиссия опубликовала официальные результаты утром 12 апреля, согласно которым Вячеслав Володин обошёл своего конкурента по числу голосов.

Основную долю голосов Володину принесли благополучные дотационные регионы федерации, которые серьёзно не зависели от федерального бюджета и могли проводить относительно независимую политику внутри региона. Наиболее серьёзную поддержку оказали моногорода, которые пребывали в упадке после экономической трансформации 1990-х годов.

Инаугурация нового президента прошла 11 мая 2005 года.