ФЭНДОМ

Выборы Президента Украины
31 октября и 14 ноября 1999 года
Явка избирателей: 76,82% и 65,12%
Leonid-Kuchma Александр Мороз Симоненко
     
Кандидат: Леонид Кучма Александр Мороз Пётр Симоненко
Партия: Самовыдвиженец СПУ КПУ
Голосов в первом туре: 33,55% 20,67% 19,89%
Голосов во втором туре: 42,15% 55,11%
Витренко Евгений Марчук Ярошинская
     
Кандидат: Наталья Витренко Евгений Марчук Алла Ярошинская
Партия: ПСПУ Самовыдвиженец НДПУ
Голосов в первом туре: 9,28% 6,59% 6,15%

Прочие кандидаты: Юрий Костенко, Геннадий Удовенко, Василий Онопенко, Виталий Кононов, Александр Ржавский, Юрий Кармазин, Николай Габер

Результат выборов: По результатам второго тура Александр Мороз стал президентом Украины
Выборы президента Украина состоялись 31 октября и 14 ноября 1999 года, это были третьи выборы президента Украины с момента обретения независимости Украиной в 1991-ом году и первые очередные выборы Президента страны. Выборы проходили на фоне постепенного выхода Украины из тяжелого экономического кризиса, а также стали первыми выборами которые проходили при федеративном устройстве Украине и с русским языком в качестве второго государственного, именно вокруг этих трех тем шла борьба на выборах между кандидатами. Для определения победителя этим выборам, также как и на выборах 1994-ого года понадобился второй тур, так как ни один из кандидатов не смог набрать в первом туре более 50% голосов. Следующие президентские выборы прошли в 2004 году.

Предыстория

Леонид Кучма, избранный президентом в 1994-ом году, довольно быстро предпринял активные действия по выводу Украину из тяжелого политического и экономического кризиса, делал он это в условиях первоначального давления извне и для того, чтобы пройти трудный период Кучме пришлось выступить на референдуме с предложением о превращении Украины в Федерацию и передаче русскому языку статуса второго государственного. Данное решение серьёзно улучшило отношения Кучмы с Москвой и в следующие годы Россия активно вкладывала в подъем украинской экономики, федеративное деление в свою очередь позволило более эффективно торговать как со странами Восточной Европы так и с Россией, однако, популярность самого президента ослабла. Про-российские движения продолжали оставаться в оппозиции к Кучме, жесткую позицию по отношению к нему заняли и националисты, не простившие ему передачи русскому языку статуса второго государственного. О своем желании участвовать в выборах заявил лидер НРУ - Вячеслав Чорновол, чрезвычайно популярный в народе, однако, его гибель в автокатастрофе и раскол НРУ серьёзно ослабил националистов перед грядущими выборами. В это же время большинство оппозиционных сил начали объединяться вокруг довольно умеренного кандидата социалиста - Александра Мороза, что и привело к формированию так называемой "каневской пятерки", которая затем стала "каневской четвркой".

Предвыборная кампания

Кучма

Леонид Кучма в своей предвыборной кампании старался сочетать разные политические элементы, не брезгуя откровенным политическим популизмом. Кучма с одной стороны продолжал позиционировать себя как про-российский политик, ставя себе в заслугу предоставление русскому языку и федерализации Украины и в то же время позиционировал себя как "сильный национальный политик", которые сыграл ключевую роль в выходе из политического кризиса вокруг Крыма и юго-восточных областей Украины, а также в выходе украинской экономики из затянувшегося кризиса, подписание в 1997-ом году договора с НАТО, тем самым Кучма вновь стремился показать себя как политика "смотрящего в обе стороны" и противостоящий как правым так и левым радикалам. В целом, трудно было что-то сказать о предвыборной программе Кучмы, президент обещал сохранить в стране стабильность, в случае победы на выборах обещал сохранить русский язык как второй государственный и в то же время пообещал, во многом желая угодить западно-украинскому электорату начать курс на укранизацию украинских школ. Кучма выступал главным антагонистом Александра Мороза с его программой перехода к парламентской республике, Кучма говорил о том, что для более эффективного управления государством следует наоборот усилить права главы государства, чем он и собирался заняться после победы на выборах. Также Кучма обещал в дальнейшем гарантировать украинцам стабильный экономический рост и активное сотрудничество, как с Европой так и с Россией. Много уделял внимания своей роли в федерализации страны, пожалуй, в единственном вопросе, который все кандидаты поддерживали.

Главными спонсорами Кучмы оставался Днепропетровский клан представителем которого Кучма являлся, именно они главным образом спонсировали предвыборную кампанию действующего президента с частыми и массовыми "рабочими" поездками по всем городам. Особую популярность получила серия рекламных роликов, снятых российским режиссером Валерием Тодоровским: "Это твоя страна", отличающаяся высоким качеством картинки и участием в них многих известных украинских деятелей культуры.

Мороз

Александр Мороз - лидер СПУ многими совершенно разными политическими силами воспринимался как единственный человек, способный противостоять Леониду Кучме во втором туре, его в качестве альтернативы Кучме было готово поддержать гораздо больше людей, однако, Мороза по популярности опережал лидер КПУ - Петр Симоненко, которого Кучма бы легко разгромил во втором туре. Именно поэтому вокруг Мороза и начали объединяться менее популярные кандидаты в президенты. Уже через несколько недель после старта предвыборной кампании о своей поддержки кандидатуры Александра Мороза объявили Александра Ткаченко - председатель Верховной Рады и Владимира Олейник - мэр Черкасс, оба кандидата имели довольно низкий рейтинг и мало шансов на победу, а вот судьба ещё два других члена будущей "каневской пятерки" оставалась длительное время загадкой. В том же заседании в городе Каневе посетил лидер про-российской партии "Единство" и Президент Республики Крым - Юрий Мешков и Юрий Костенко, которого рассматривали как главного кандидата от национал-демократов, после гибели Вячеслава Чорновола, и Мешков и Костенко были довольно популярными кандидатами, Мешкову опросы давали от 9 до 12% голосов, Костенко от 5 до 8%, поэтому подобный альянс стал бы очень серьёзной претензией на победу. Однако, довольно быстро стали видны проблемы между Костенко и Мешковым и невозможность согласования их программ, так Костенко одним из пунктов своей программы выдвинул прекращение использование русского как второго государственного, против чего, естественно, выступал Мешков. В конечном итоге, за две недели до выборов Мороз сделал выбор в пользу Мешков, тогда же была сформирована так называемая "каневская четверка", а Евгений Марчук подтвердил, что будет выдвигаться на выборы самостоятельно.

Изначально предвыборная программа Мороза была довольно левой, однако, под влиянием Олейника и Мешкова, постепенно сдвигалась к центру. Мороз стремился продемонстрировать себя как единственный кандидат, способный остановить в стране установление авторитарного режима, как Кучмы, так и его ближайшего конкурента Симоненко. Мороз говорил о том что его важнейшей задачей будет превращение Украины в Парламентскую Республику и сведение роли президента страны к минимуму. В экономическом плане Мороз начал занимать умеренную позицию, обещая сохранить высокий социальный уровень, не отказываться от социальных обязательств перед населением Украины в то же время отказался от каких-либо масштабных планов национализации. В то же время Мороз обещал бороться с олигархами, которые по мнению кандидата в президенты провоцировали в стране рост коррупции и вели к деградации украинской экономики. Кучму кроме стремления к авторитаризму Мороз также упрекал в коррупции и связях с организованной преступностью, так в одном из интервью Мороз упомянул, что Кучма может быть связан с убийством в одно время самого богатого человека Украины - Евгения Щербаня. Поддержка Мешкова определила то что по большей части Мороз воспринимался как про-российский кандидат, однако, сам Мороз обещал одинаковое и равное сотрудничество как со странами Восточной Европы так и с Россией, чему способствовало федеративное деление Украины, которое Мороз обещал ещё углубить, Александр Александрович также обещал Украине сохранить внеблоковый статус.

Точно неизвестно, но ходили упорные слухи о том, что всю предвыборную программу Мороза спонсирует другой олигархический клан, противостоящий Леониду Кучме, клан донецкий, гораздо более ориентированный на Россию, однако, никаких существенных подтверждений этим данным нет.

Симоненко

Пётр Симоненко - лидер КПУ, которая была доминирующей партией в Верховной Раде и занимала существенную часть мест в Центральной Раде, выступал с жестких консерватино-коммунистических позиций, во многом именно его чрезмерно консервативные позиции привели к тому что председатель Верховной Рады Ткаченко перешел в стан Александра Мороза. Симоненко обладал довольно большой популярностью, но его предвыборная программа содержала многие совершенно неприемлемые для украинского населения пункты. Симоненко говорил о массированной деприватизации и "борьбе с грабителями", Симоненко обещал жесточайшую борьбу с коррупцией и олигархами, среди прочего Петр Николаевич выступал за использование в качестве государственного флага - старого советского флага УССР и старого советского герба. Во внешней политике позиция Симоненко была довольно двоякой, с одной стороны он поддерживал русский язык как второй государственный и выступал против усиления связей со странами Восточной Европы и в то же время Симоненко постоянно критиковал российское руководство за политику десоветизации, проводимой в России, тем самым, сам того не желая Симоненко оттолкнул от себя некоторую часть про-российско настроенного электората. В основном Симоненко ездил по востоку и югу Украины, понимая бессмысленность попыток бороться за электорат западной части страны, которая была в целом настроена антиккомунистически.

Изначально, у Петра Симоненко была очень небольшая материальная база, поэтому в основном он шел народным путем проводя митинги и различные шествия, однако, после создания "каневской четверки" поддержка Симоненко серьёзно усилилась. Ему начало уделяться довольно много внимания на телевидение. Известный журналист Руслан Гонгадзе позднее писал, что в последние недели кампании, опасаясь выхода во второй тур Мороза, Кучма через связанные с ним фонды переводил Симоненко на кампанию довольно большие деньги, чтобы вывести во второй тур гораздо более слабого для себя соперника.

Витренко

Наталья Витренко, которая получила на Украине прозвище "Жириновского в юбке" были лидером ПСПУ, которая в середине 90-ых годов откололась от СПУ и стояла на более жестких позициях. Витренко позиционировала себя как некий компромисс для избирателей между чересчур поправевшим Морозом и слишком радикально левым Симоненко. Витренко говорила о том что примером для неё будет строительство государства в духе Александра Лукашенко, с сохранением рыночных элементов, но большим присутствием государства. Так же Витренко можно было назвать наиболее про-российским кандидатом во всех выборах, она говорила о тесном союзе между Россией, Белоруссией и Украиной вне зависимости от проводимой Москвой политики внутри страны. В программе Витренко также было довольно элементов открытого популизма, в случае прихода к власти она обещала добиться первого по СНГ экономического роста, усиление рабочего контроля, а также увеличение власти профсоюзов, а также четырехкратное увеличение прожиточного минимума, а также зарплат и пенсий, что было явно на практике нереализуемо. Однако, популизм и большие обещания Витренко, по мнению многих экспертов смогли переманить на её сторону часть избирателей Симоненко и даже часть избирателей Мороза, серьёзно настроенных на союз с Россией.

Как и Симоненко Наталья Михайловна ездила в основном по территориям восточной Украины, посещая депрессивные рабочаи районы, борясь за голоса в первую очередь с Симоненко. Также как у Симоненко в начале его кампании, у Витренко катастрофически не хватало денег, поэтому как и лидер КПУ - Наталья Михайловна собирала крупные митинги и "народные славянские сходы", на которых и говорила о своих политических позициях и доносила до народа свою предвыборную программу.

Марчук

Евгения Марчука много рассматривали как единственного серьёзного националистического кандидата, после гибели в автокатастрофе Чорновола. При этом Марчук не отличался серьёзной радикальностью и в целом отличался от других многочисленных кандидатов от националистов умеренностью, ближе всего предвыборная программа Марчука относилась к идеологии национал-демократии. Марчук как и все прочие кандидаты поддерживал федеративную Украину, но в то же время против русского языка как государственного, обращая внимания на то что применением русского языка приведет к деградации украинского, Марчука также прочили в состав "каневской пятерки", однако, именно различные позиции по языку привели к конфликту между Марчуком и Мешковым который их и разделил. Марчук как и большинство других главных кандидатов находился в жесткой оппозиции к президенту Кучме, выступал для открытую экономическую модель, а также обещал активное участие Украины в интеграционных проектах Европейского Союза, а также в первую очередь ориентироваться на Европу, при этом не желая противопоставлять Украину с Россией, обещая сохранить с Москвой "активный партнерский диалог". Марчук также активно атаковал Симоненко и Витренко, называя их взгляды и в целом их предвыборную программу "угрозой национальной безопасности". Как и Александр Мороз Марчук обвинял Кучму в коррупции и "клановости". Несмотря на схожесть кампании с Морозом, Евгений Кириллович не поддерживал полноценный переход к парламентской республики, выступая за сохранение статуса-кво в отношении Президента и двухпалатного парламента. Марчук обещал на посту президента стать "человеком дела", активно помогать и защищать украинский бизнес, в целом в идеологическом плане наиболее близкой к Марчуку была Ярошинская и НДПУ.

В первую очередь Марчук ездил по западным и центральным областям Украины, в особенности он часто бывал в Киеве, где все опросы общественного мнения предрекали ему довольно неплохой результат, в основном как и Ярошинская Марчук получал деньги от украинских бизнесменов средней руки, которые не входили в какие-либо "кланы".

Ярошинская

Изначально, НДПУ, партия осколок НДПСС планировала выдвинуть в качестве кандидата в президенты Владимира Олейника - мэра Черкасс и даже договорились об альянсе с Мороозом, но после того как к "каневской четверке" присоединился спикер парламенте член КПУ, НДПУ отозвала свою поддержку, в результате Олейник, сохранивший верность Морозу был исключен из партии, а после продолжительных дебатов в качестве кандидата в президенты было решено выдвинуть Аллу Ярошинскую, известную как члена МДГ много писавшую о Чернобольской катастрофе. Ярошинская в целом следовала предвыборной программе, которая и была характерна для НДПУ. Партия выступала за более активные рыночные реформы на примере России, борьбу с олигархией, недопущение установления авторитарного режима Кучьмы и именно поэтому поддерживала пункт социалистов об установлении в стране парламентской республики. В отношении статуса русского языка в НДПУ также не было единство, часть партии поддерживала русский язык в качестве государственного, а часть нет, в конечном итоге удалось достигнуть компромиссного обещания в случае победы "понижения" статуса русского языка до официального, но отмены его статуса как государственного, для того чтобы недопустить "катастрофического ослабления" украинского языка. Ярошинская также обещала активное сотрудничество как с западными соседями, так и с Россией. Ярошинская поддерживала федеративный проект, считая его успешным и работающим на благо государства.

Электорат Марчука и Ярошинской был примерно один,постепенно формирующийся средний класс, именно поэтому она также уделяла главное значение крупным городам вроде Киева и в целом центральную Украину.

Другие кандидаты

Всего на этих выборах участвовало 13 кандидатов, однако, кроме шести упомянутых выше, достойными упоминания являются лишь двое: Юрий Костенко и Геннадий Удовенко. Оба были выходцами из националистической партии НРУ, которая раскололась после гибели Вячеслава Чорновола. Оба кандидата шли на выборы примерно с одинаковыми программами и пользовались примерно одинаковой поддержкой. Оппозиция президенту, ликвидация федеративности Украины, отмена государственного статуса русского языка, ориентация на Европу. Особенные опасения у населения находил пункт о возвращении к унитарному устройству, как на западе, так и на востоке уже успели оценить выгоду от подобного устройства и поэтому подобные предложения от националистов воспринимали плохо, что и сыграло на их рейтинге, подобный избиратель скорее был готов голосовать за Марчука.

Остальные же пять кандидатов не очень активно проводили предвыборную кампанию и не могли рассчитывать получить даже больше 1% голосов украинских избирателей.

Первый тур

Явным фаворитом первого тура был Леонид Кучма, было понятно, что он займет первое место в этом раунде гонки, именно поэтому ключевым вопросом оставалась судьба второго места. Хватит ли сил Морозу одолеть более популярного Симоненко, по мнению большинства экспертов от этого и зависело кто придет во второй тур. Опросы регулярно показывали, что Симоненко и Мороз идут "ноздря в ноздрю", то демонстрируя преимущество коммуниста, то социалиста, в таком напряжении ситуация находилась вплоть до 31 октября.

Несмотря на начавшийся день тишины в некоторых городах продолжалась агитация за президента Кучму, на выборах также были замечены небольшие махинации в пользу действующего президента, однако, они не могли серьёзно повлиять на результаты голосования, голоса украинских избирателей следующим образом:

Кандидат в президенты Выдвижение Процент голосов
Л.Д. Кучма Самовыдвиженец 33,55%
А.А. Мороз СПУ 20,67%
П.Н. Симоненко КПУ 19,89%
Н.М. Витренко ПСПУ 9,28%
Е.К. Марчук Самовыдвиженец 6,59%
А.А. Ярошинская НДПУ 6,15%
Против всех 1,32%
Ю.И. Костенко Самовыдвиженец 0,97%
Г.И. Удовенко НРУ 0,42%
В.В. Онопенко УСДП 0,31%
В.Н. Кононов ПЗУ 0,29%
А.Н. Ржавский ЕдС 0,25%
Ю.А. Карамзин ПЗО 0,21%
Н.А. Габер ППУ 0,09%

Выборы показали небольшое преимущество Александар Мороза, который набрав 20,67% вышел во второй тур вместе с Леонидом Кучмой. По воспоминаниям Петра Симоненко, ночью во время подсчета голосов Мороз позвонил ему и поздравил с выходом во второй тур, таким образом ситуация до самого окончания подсчета голосов оставалась чрезвычайно напряженной, сразу после подведения итогов первого тура началась активная подготовка ко второму.

Второй тур

На следующий день после подведения итогов первого тура о поддержке Александра Мороза объявил Петр Симоненко, а вслед за ним Наталья Витренко, уже это серьёзно повысило шансы лидера социалистов на победу. Леонид Кучма попытался заручиться поддержкой правых кандидатов, обратившись сначала к Ярошинской, а затем и к Марчуку, суля обоим очень высокие посты, однако, оба правых кандидата отказали в поддержке Кучме, позднее Ярошиснкая и вовсе высказалась за поддержку Мороза, а вот Мороз до конца так и не поддержал ни одного из кандидатов. Однако, Кучму поддержали кандидаты настроенные патриотически: Костенко, Удовенко, Ржевский, Карамзин и Габер.

Ещё одним просчетом Леонида Кучмы была не способность окончательно определиться с электоратом. Кучма пытался сохранить относительно стойкие позиции на востоке страны, а поэтому так и не перешел к националистической риторике, опасаясь потери влияния на восток страны. В целом, то что оба кандидата в недостаточной степени отражали позицию жителей западной Украины сказалось на том что в западных областях страны была самая низкая явка в украинской истории.

По государственному телевидению с легкой руки Кучмы проходила масштабная пропагандистская кампания, направленную против Александра Мороза. Многие чиновники из администрации Леонида Даниловича говорили о том что победа социалиста, окончится катастрофой для Украины, украинской экономики и всего украинского народа, в частности, именно об этом постоянно говорил глава Нац. Банка Украины - Виктор Ющенко, тем самым, довольно сильно подмочив ему репутацию, после победы Мороза на выборах.

Несмотря на небольшие нарушения, которые были допущены на многих участках в пользу президента Кучмы, это не могло повлиять на выборы, где доминирование кандидата социалисты почти во всех регионах, в особенности на юго-востоке и на центральной Украине, явка на второй тур была заметно меньше чем на первый раунд выборов, особенно это коснулось, как было выше сказано запада страны, сами же голоса распорядились так:

А.А. Мороз СПУ 55,11%
Л.Д. Кучма Самовыдвиженец 42,15%
Против всех 2,74%

По результатам второго тура Александр Мороз был избран третьим президентом Украины, он был приведен к присяге уже через десять дней после второго тура.