Фэндом

Альтернативная История

Прибалтийская война

2007статей на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться
Прибалтийская Война
Часть Второй Мировой Войны
Riga 1940 Soviet Army.jpg
Советские войска на улицах Риги
Время 1939
Место Латвия, Эстония, Финский залив, Балтийское море
Итоги Победа СССР.
Причина Побег из Таллинна интернированной польской субмарины.
Территориальные
изменения
Латвия и Эстония вошли в состав СССР.
Участники
Ussr flag.gif СССР Latvia.gif Латвия

Estonia.gif Эстония

Suomi.gif Финляндия
Командующие
Ussr flag.gif Иосиф Сталин
Estonia.gif Константин Пятс
Силы сторон
437.235 свыше 41.000
Потери
 ?  ?
Потери среди мирных жителей ?

__________

Прибалтийская война (1939)(также известна как Семидневная война) — военный конфликт между СССР с одной стороны и балтийской Антантой (Латвия и Эстония) с другой. Завершилась присоединением обеих республик к СССР.

Соотношение сил:

CCCРЛатвияЭстониясоотношение
437235 чел.[1]25000 чел.16000 чел.[2]10,6:1
3635 орудийнеизвестнонеизвестнонеизвестно
3053 танка40 танков30 танков43,6:1

Предыстория

Согласно Пакту Молотова-Риббентропа Латвия и Эстония отходили в советскую зону влияния; именно поэтому советское правительство уже 13 сентября начало переговоры с руководством Эстонии по поводу экономического сотрудничества. Однако уже 18 сентября произошло событие, которые многие историки считают истинным началом Прибалтийской войны — из Таллинна сбежала интернированная польская подлодка. На следующий день В.М. Молотов заявил, что КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) будет искать сбежавшую подлодку по всему Финскому заливу, т.к. данное судно может представлять угрозу советскому судоходству — таким образом КБФ де-факто вел морскую блокаду Эстонии. 24 сентября министр иностранных дел Эстонии К. Сельтер выехал в Москву для подписания договора о торговле. Молотов постепенно перешел от экономических тем к военным, и заявил, что советское правительство хотело бы иметь договор о взаимопомощи с Эстонией, намекнув на возможность силового решения вопроса[3]. На следующий день Сельтер, вернувшись в эстонскую столицу, проинформировал германского посланника о советских требованиях. Ответ Германии был весьма туманен «Мы уважаем право эстонского народа на определение и стремимся к добрым отношениям с ней, и считаем, что эстонское правительство в состоянии принять правильное решение». Латвия же и Финляндия обещали поддержать Эстонию. Уже 27 сентября эстонская армия завершила свое развертывание и все предмобилизационные мероприятия, в то время как на Балтике начались финско-эстонские маневры по отработке постановки минных полей.

Военные действия

По плану советского ГШ первоначально планировалась операция против Эстонии. Для этого советское командование развернуло против Эстонии отдельный кенингсеппский стрелковый корпус (в полосе от Финского залива до Чудского озера) в составе 35,5 тысяч человек, 243 танков и 402 орудий с задачей — наступать по линии Нарва-Таллин. На остальном протяжении советско-эстонской границы была развернута 8-я армия (101 тысяча человек, 1133 орудия, 1075 танков. 142 бронемашины)[4], которая должна была наступать по линии Тарту-Пярну с поворотом на юг — в сторону Таллинна. Также было решено форсировать Псковское озеро силами 123-й стрелковой дивизии. 7-я армия должна была прикрывать южный фланг эстонской группировки советских войск, и в случае необходимости наступать на Ригу. В ней было 170 тысяч человек при 1225 орудиях, 760 танках и 87 бронемашинах.

Военное руководство Эстонии планировало вести жесткую оборону, используя выгодные географические условия(обилие озер и рек на границе, и как следствие относительно малую протяженность оной по суше), и рассчитывая на вступление в войну Финляндии, Латвии, а может даже Германии. Вариант пластичной обороны и постепенного отхода к крупным городам был отвергнут из-за боязни, что советская авиация уничтожит колонны войск на марше.

  • 3 октября 1939 года ранними утром советская артиллерия открыла огонь по разведанным позициям эстонских войск, и одновременно советская авиация нанесла удары по предполагаемым центрам скоплений войск противника и аэродромам. налеты на железные дороги были воспрещены, что позволило эстонскому командованию относительно свободно маневрировать резервами. в 4:15 по ленинградскому времени первые советские подразделения перешли границу с Эстонией. ВС Эстонии оказали сопротивление войскам Красной Армии, и в результате продвижение советских войск 3 октября составило 3-5 километров — в полосе 8-й армии и 1-2 км — в полосе особого кененгсепского стрелкового корпуса(далее-ОСК)
  • 4 октября командование восьмой армии СССР перебросило на противоположный берег Псковского озера(район н/п Рапина) до батальона пехоты, усиленного танковым батальоном. Однако продвинуться данные войска дальше не смогли, будучи блокированными превосходящими силами эстонской армии. 4 октября легкий крейсер «Киров» КБФ подорвался на мине в Финском заливе.
  • 5 октября Финляндия и Латвия объявили войну СССР. войска 7-й советской армии начали свое наступление.
  • 6 октября войска 40 стрелкового 3-й армии белорусского фронта перешли в наступление на Даугавпилс; Сталин, в связи с начавшимся наступлением финской армии потребовал активизировать действия войск эстонского фронта. При этом он предложил высадить в тылу Юрьевской группы эстонских войск(войска, противостоявшие 8-й армии) воздушный десант.
  • 6-7 октября на советско-эстонском фронте наблюдалось затишье-советские войска готовились к окончательному удару по врагу. в Латвии же войска 3-й армии взяли Даугавпилс (Двинск), Ливаны, и Прейли, а войска 3-й армии — города Мадона, Резекне, Цессис и вышли к Рижскому заливу, разрезав Латвию на две части.
  • 8 октября советские войска высадили целую воздушно десантную бригаду (4000 человек) в тылу эстонских войск (район Тарту (Юрьева)). Одновременно в наступление перешли войска с рапинского плацдарма, усиленные до двух тысяч человек танками и артиллерией. Эстонское командование попыталось вывести свои войска на восток, но их колонны находились под постоянными ударами ВВС РККА и вырвавшихся вперед советских танковых бригад; уже к 9 октября советские войска замкнули кольцо окружения вокруг большей части Юрьевской группировки противника; ее сопротивление прекратилось 10 октября — в плен сдалось более 4 тысяч человек. На Нарвском же фронте советские войска к утру 8 октября сумели окружить Нарву.
  • 10 октября данная группировка эстонских войск также прекратила свое сопротивление — в плен сдалось 3 тысячи человек. Фактически после 10 октября сопротивление эстонской армии прекратилось.
  • 11 октября Константин Пятс (премьер-министр Эстонии) сумел сбежать на самолете в Финляндию.
  • 14 октября советские войска вступили в охваченный анархией Таллинн.
  • На латвийском же фронте войска 3-й и 7-й армий заняли к 10 октября всю территорию Латвии (за исключением Риги, в которой бои шли 9-13 октября).

Последствия

Прибалтийская война спровоцировала начало Советско-финской войны 1939-40 годов.

Также на Фэндоме

Случайная вики