ФЭНДОМ

Голиков (Гайдар), Аркадий Петрович (1904-1941)

Arkadiy Gaydar

Аркадий Голиков(Гайдар)

Русский журналист и писатель, участник Гражданской и Отечественной (1941-1945) войн.

Родился во Льгове Курской губ. в учительской семье.

В детстве, начитавшись Буссенара и Майн Рида, пытался бежать на фронт Великой войны, но был задержан и возвращен домой.

Участник Гражданской войны на стороне красных. В 1918 г. скрыв свой возраст вступил в РКП(б) и записался в РККА, с остатками которой, после падения Советской республики осенью 1919 г., ушел на восток. Зачислен в части особого назначения СибЧК. Назначен командиром сводного отряда по борьбе с контрреволюцией и дизертирством, состоявшем в основном из венгров и чехов. Отличался особой жестокостью по отношению к т.н. "врагам народа". В этот период злоупотреблял алкоголем, лично расстреливал арестованных.

После падения СССР, арестован, но по малолетству отделался только поркой. Вернулся к родителям в Арзамас. Сдал экзамен за курс гимназии и поступил в Нижегородский университет. Проучившись два года бросил, в связи с психическим расстройством, т.н."травматическим синдромом". В анамнезе, «составленном со слов больного», было отмечено, что болезнь является следствием участия его в Гражданской войны: «Тут появилась раздражительность, злобность, жестокость. Были случаи ненужных расстрелов, появилось ухарство, наплевательское отношение ко всему, развинченность… Стали появляться приступы тоскливой злобности, спазмы в горле, сонливость, плакал». Затем Голиков неоднократно лечился в психиатрических клиниках. Он постоянно испытывал резкие перепады настроения. Сохранились воспоминания о том, что он несколько раз резал себя бритвой, и только своевременное вмешательство близких и врачей спасало его от неминуемой смерти. Его внук Егор, ссылаясь на семейные рассказы, утверждал, что это были не попытки самоубийства, а стремление причинением себе страданий перебить страшную головную боль, мучившую Голикова. Писатель также злоупотреблял алкоголем и «во хмелю был страшен». В его записной книжке есть запись: «Снились люди, убитые мною в детстве».

Работал репортером в одной из нижегородских газет, занимался литературным творчеством под псевдонимом Гайдар. Был женат на дочери своего коллеги по работе, от которой имел сына Тимура.

В 1941 г. отпрвился на фронт военным корреспондентом. Отличался бесшабашностью, большую часть времени проводил на передовой в самых опасных местах. Погиб 26 октября 1941 г. на Волыне во время налета германских бомбардировщиков. Похаронен в Нижем Новгороде.

Лангемак, Георгий Эрихович (1898-1975)

Г.Лангемак

Г.Лангемак. 1932 г.

Известный русский филолог, специалист в области японского языка. Профессор института восточных языков в С-Петербурге.

Родился в  Старобельске Харьковской губ. и был крещён в православие 15 августа 1898 года, хотя родители были оба лютеранского вероисповедания, преподавали иностранные языки в гимназии.

Окончил Елизаветградскую гимназию (1916) с серебряной медалью при отличном поведении.  В том же году поступил на филологический факультет Петроградского университета.

В октябре 1916 г. призван в армию. По окончании Школы прапорщиков по Адмиралтейству направлен на Приморский фронт Морской крепости Императора Петра Великого. Мичман (1917).

После подписания большевиками Брестского мира демобелизовался и вернулся в Елизаветград. Пытался поступать в Новороссийский университет, но в связи с Гражданской войной к занятиям не приступил.

В июне 1919 г.  мобилизован большевиками в РККА и, как офицер флота, назначен командиром батареи 4-го дивизиона артиллерии Кронштадтской крепости.

После падения Советской Республики и прохождения соответствующей проверки, восстановился в Петербургском университете, который окончил в 1925 г.

Занимался изучением японского языка. В 1938 г. в интересах Минобороны составил, использующийся до сих пор, русско-японский военный разговорник.  Профессор Петербургского университета (1939). С образованием Института восточных языков (1956) преподавал в нем.

Автор более 400 публикаций в области японского языка и культуры.

Скончался в 1975 г. в С-Петербурге. Похоронен на Пескаревском кладбище.

Немцов, Борис Ефимович (род. 1959 г.)

Б.Е. Немцов

Профессор НГУ Б.Е.Немцов

русский ученый в области физики плазмы, акустики и гидродинамики.Профессор Нижегородского университета.

Родился в семье известного нижегородского строительного подрядчика Ефима Немцова и дочери техника завода "Форда", Дины Эйдман.

Окончив 1-ю Нижегородскую гимназию  с золотой медалью, поступил на радиофизический факультет Нижегородского университета, где преподавал его дядя по матери Валентин Яковлевич Эйдман.

В 1981г. с отличиаем окончил университет и, по протекции "дяди Вали" поступил на работу в Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ) в Н.-Новгороде. В этот период подрабатывал репетитором по физике, математике и английскому языку.

В 1985 году защитил диссертацию и получил степень магистра физико-математических наук (тема: «Когерентные эффекты взаимодействия движущихся источников с излучением»). В 1994 г. защитил докторскую диссертацию. С 1997 г. профессор Нижегородского университета.

Занимается проблемами физики плазмы, акустики и гидродинамики.  Автор более 60 научных работ по квантовой физике, термодинамике, акустике. Среди изобретений Немцова — акустический лазер (перегретый пар сильно охлаждается, возникает мощный инфразвук) и некоторые параметры антенны для космического корабля (при вхождении корабля в земную атмосферу из-за её нагревания связь с кораблем теряется — изобретение Немцова снимало помехи связи). Академик В. Л. Гинзбург отмечал в 1997 году о нём: "Он учился на кафедре распространения радиоволн, организованной мной на радиофаке, был аспирантом двух моих аспирантов: Эйдмана, своего дяди, и Денисова. Он по-настоящему талантливый физик, у него много хороших работ".

Сахаров Андрей Дмитреевич (1921-1989)

Русский физик, академик Российской АН, один из создателей русской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, пацифист.

Отец, Д.И.Сахаров, — преподаватель физики, автор известного задачника, мать Е.А.Сахарова (ур. Софиано) — дочь ген. А.С.Софиано. Бабушка со стороны матери из белгородских дворян Мухановых.

Детство и ранняя юность прошли в Москве. Начальное образование Сахаров получил дома. В школу пошел учиться с седьмого класса.По окончании средней школы в 1938 г. Сахаров поступил на физический факультет МГУ. После начала войны, летом 1941 г. пытался поступить вольнооприделяющимся в действующую армию, но не был принят по состоянию здоровья.В 1942 г. закончил университет с отличием.

В 1942 г. поступил по собственному желанию  в распоряжение Министерства обороны и был направлен на патронный завод в Симбирск. В том же году сделал изобретение по контролю бронебойных сердечников и внёс ряд других предложений.

С 1948 г.работал в области разработки термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке русской водородной бомбы по схеме, названной "слойка Сахарова". Одновременно читал  курсы ядерной физики, теории относительности и электричества Московском ВТУ.

Доктор физико-математических наук (1953). В этом же году  избран действительным членом Российской АН.

С конца 1950-х гг активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Внёс вклад в заключение Московского Договора о запрещении испытаний в трёх средах.

До конца жизни активно работал в Физическом институте РАН. Автор оригинальных работ по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации.

Умер 14 декабря 1989 г. от сердечного приступа в своей квартире на Земляном Валу. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики