ФЭНДОМ

Vladimir Putin-0

Владимир Владимирович Путин. Президент России с 2002 по 2006 гг. Главный фигурант скандала.

Путингейт - Острый политический кризис в России разгоревшийся вокруг администрации президента Путина в 2005 году, в результате расследования деятельности АФБ после скандала связанного с коррупцией в ОРТ, в котором оказался замешан начальник службы охраны Романа Абрамовича, Виктор Нестеров который по совместительству оказался его "куратором" от АФБ. Первоначально расследование которое велось Генеральной прокуратурой, и МВД затрагивало олигарха Абрамовича, однако позже затронуло и АФБ и лично главу АФБ Патрушева, и министра обороны Сергея Иванова, и другого олигарха Олега Дерипаску. В дальнейшем нитка расследования вывела на прямую на администрацию президента, что привело к созданию независимой комиссии Верховного совета России. В конечном итоге дело кончилось запуском процедуры импичмента, и в итоге Путин подал в отставку. Новый президент России Фрадков даровал ему амнистию, и прекратил расследование в 2007 за год до выборов 2008 года.

Название скандала и кризиса было дано по имени президента России Путина, и по названию отеля Уотергейт, в котором в 1972 году разгорелся политический скандал приведший к отставке президента США Ричарда Никсона, и благодаря которому подобным скандалам стали добавлять приставку - Гейт. Скандал обозначился активной ролью отечественных и иностранных СМИ, и привело к тому что партия Прогрессивный фронт проиграла президентские выборы в 2008 году. Так же скандал обозначился острой политической борьбой между выдвиженцами Путина, и Карельской гвардией. Дополнительным стимулом к тому что общественное мнение стало настраиваться против Путина играло то что он активно пытался заменить главу МВР Ярославцева, бывшего Секретаря Совбеза России, и выдвиженца Соколова, при этом нарушив конституцию, так как снять главу разведки можно было исключительно с одобрения парламента. АФБ активно боролась с МВР, из-за чего данный кризис власти иногда называют "Войной полковников" из-за того что Ярославцев и Путин бывшие полковники КГБ, и первые руководители АФБ и МВР гражданские. Другое название скандала - "Войковское дело" по названию станции на которой был произведен арест Самойлова и Нестерова.

Первый президент России Соколов так же был задет данным скандалом, однако сумел защититься, и играл активную роль в процессе. Кроме того во время процесса стало известно что Путин активно дискредитировал Соколова делая через ОРТ информационные вбросы направленные на то что бы вызвать волну недоверия к Соколову, и тем самым заменить его на более лояльного ему человека. Сам Соколов отказывался от комментариев по этому делу.

Предшествующие события

Расследование коррупции в ОРТ

22 февраля 2005 года в Антикоррупционное бюро поступили сведения о возможной коррупции в ОРТ от анонимного источника. В поле зрения попал креативный директор ОРТ Евгений Николаевич Самойлов, и другие члены совета директоров. Источник сообщал о том что по средствам дачи взяток через посредника некое "заинтересованное лицо" проводит информационные вбросы через новостные и вещательные программы Первого канала, в частности экономического характера которые могут влиять на торговую биржу, тем самым манипулируя рынком. Данная информация была достаточно серьезной, так как после Пятого канала, и НТВ, Первый оставался наиболее популярным телеканалом с обширной территорией, более того данный канал имел наиболее устойчивое положении при анализировании рынков, и освящения экономической ситуации в стране, и тем самым имел влияние на торговую биржу. При даче неверной информации к примеру несколько корпораций могли продать акции когда они были максимально дешевыми, и в результате те кто её купили в будущем получали все выгоды так как располагали более правдивой информацией. Делу был дан наивысший приоритет, и потому за руководством ОРТ было установлено негласное наблюдение.

2 марта аноним сообщил что готовиться очередной вброс, и взятка, которая состоится ближе к апрелю 2005 года. Так же он сообщил примерную сумму - 10 миллионов долларов. МВД активно следило за руководством Первого канала, что стало решающим фактором. Так как как позже выясниться Патрушев имел свою агентуру в МВД, и знал о том что началось опасное для него расследование. Однако аноним был хорошо информирован об этом, и 13 марта сообщил об этом в вышестоящие органы. Он не указывал на АФБ именно, однако указал что у "заинтересованных лиц" есть шпионы в МВД, и связи в "высших кругах". А 18 марта аноним сообщил что вероятнее всего посредник имеет ведомственную защиту, и что передача взятки замаскирована под ведомственную операцию одного из силовых ведомств. Данная информация встревожила следователей, так как подобная операция попахивала серьезным скандалом, и была замаскирована под ведомственную операцию, из-за чего посредник был под защитой одного из ведомств.

В итоге было решено привлечь Службу Судебных Приставов, так как её участие гарантировало то что ведомственная защита работать не будет, так как согласно конституции ССП обладает полномочиями для надзора, и защиты субъектов расследования которые во первых могут являться важными свидетелями, а во вторых могут быть под ведомственной защитой для прикрытия коррупции. Данная служба играла активную роль в 90-е годы и помогла преодолеть оргпреступность и оборотней в службах. Ключевым фактором являлось то что ССП юридически подчинялось судебной власти, и силовые ведомства, и в особенности АФБ не имели право ей указывать.

В последующем наблюдение продолжилось, однако преступники чувствуя безнаказанность попросту игнорировали правила осторожности, и таки договорились о встрече, что не осталось незамеченным.

Арест на "Войковской"

28 марта 2005 года, во время совместной операции МВД, ССП, и Антикоррупционного бюро на станции Войковская в Москве были задержаны креативный директор ОРТ Евгений Самойлов, и начальник службы охраны Романа Абрамовича Виктор Нестеров, при передаче крупной взятки, и очень важной информации. Операция должна была быть тайной, как и само расследование. Однако за день до этого, репортерам пятого канала неизвестный сообщил о том что готовиться крупная Националистическая провокация на станции "Войковская". В итоге во время операции по захвату коррупционеров на станции находились репортеры и камера была на готове. Во время захвата Нестеров оказал сопротивление, и возникла потасовка, которая привлекла людей, и собственно репортеров. Они и засняли креативного директора Самойлова и агента Нестерова. Так как Самойлов был известен, кадры их задержания и потасовки попали в эфир уже к концу дня, и в итоге дело стало достоянием общественности. В последующие недели Арест на "Войковской" был самым обсуждаемым событием.

В последующие сутки велись допросы, выяснилось невероятное, посредником оказался не просто глава службы охраны Абрамовича, а агент АФБ, что подтвердило слова анонимного источника, который после этого больше не объявлялся, о том что передача взятки замаскирована под ведомственную операцию, и что у заинтересованного лица есть люди наверху. Кроме того Патрушев сразу после ареста принялся давить на ССП с целью заставить их выдать им его человека. Однако как сказано выше он не мог его получить, так как ССП взяла его под надзор. Через две недели после ожесточенных споров в правительстве, и консультаций, и продолжающегося давления со стороны Патрушева 12 апреля случилась крупная утечка информации в СМИ согласно которой Патрушев мешает правосудию мешая расследованию ССП, пытаясь забрать Нестерова, и что причина этого в том что Нестеров агент АФБ. Пресса получила нужную наживку. Если ранее было известно что Нестеров начальник службы безопасности Абрамовича, и что он передал взятку Самойлову, то теперь появилась информация подкрепленная источниками. Это и стало началом скандала.

Участие АФБ в коррупционной схеме было сенсацией, при том что АФБ участвовало в схеме с Абрамовичем, бывшим соратником Березовского, и крупным бизнесменом. Пресса требовала объяснений, Патрушев закрылся легендой о том что это была ведомственная операция по разоблачению коррупции на Первом канале. Абрамович в первое время заявлял что ничего не знал, и обрушился с критикой на АФБ. Президент Путин в то время держался подальше от скандала. Однако всё новые утечки информации, плюс из самой АФБ, при чем одна за границей, привело к тому что общество требовало призвать виновных к ответу.

Признание Нестерова

После многочисленных допросов, и после того как следователи получили новую информацию от нового анонимного источника в АФБ о том что Нестеров был внедрен в окружение Абрамовича специально для манипулирования и контроля над его компанией, следователи в очередной раз провели допрос Нестерова. Нестеров в результате допроса и грамотного использования следователями полученной информации Нестеров запаниковал, решив что следователи знают уже всё, и сознался.

Нестеров заявил что Патрушев знал всё, и поручил ему заниматься посредничеством при отмывании денег Абрамовичем, и Березовским, и что именно через него Патрушев передавал Абрамовичу реальную информацию, и дезинформацию для конкурентов которую впускали по телевидению через Самойлова, и сам получал за это от Абрамовича деньги. Признание Нестерова ошеломило следователей, и те стали рыть дальше. Этот факт и начало разработки самого Патрушева так же не остался незамечен, вновь произошла утечка.

Данное расследование намеревались сохранить в тайне, однако после того как это стало известно, случился скандал. Парламент загудел как улей, системная оппозиция в лице КПР требовала немедленной отставки Патрушева и начала расследования деятельности АФБ. Намерение КПР поддержала и партия власти Прогрессивный фронт. Парламент распорядился создать комиссию Верховного совета по расследованию. После того как решение было принято с подавляющим большинством голосов.

Расследование

Nikolai Patrushev

Николай Патрушев глава АФБ

С самого начала расследования комиссии постоянно мешало руководство АФБ по главе с Патрушевым, и его замами Бортниковым и Смирновым(Всё трое служили в Ленинграде с Путиным, и в годы его руководства АФБ заняли в АФБ лидирующие позиции). Параллельно ведется расследование "Войсковского дела" как его шутливо нарекли журналисты. Позже оба дела были объеденены. Патрушев отказывался отвечать на вопросы, ссылаясь на право хранить молчание. Кроме того в самой АФБ шли расследования. Однако прокуратуре и другим службам препятствовали в этом. Поползли слухи о том что коррупция куда более глубокая чем казалось в структуре АФБ, новостные издательства активно мусолили тему о том что Руководство АФБ все поголовно из Ленинграда, и главное во время обсуждения данного скандала в эфире программы на Пятом канале, была впущена информационная бомба, что и Бортников, и Смирнов, и остальные работали в управлении АФБ по Ленинграду и Ленинградской области под началом Путина, и что если и нужно искать того кто их покрывает, то это нужно делать на самом верху.
Ivanov 1422637555.jpg.600x450 q85

Сергей Иванов, министр обороны с 2004 по 2005 гг.

Однако тогда еще не было доказательств причастности Путина. Параллельно велись слушания комиссии Верховного совета по поводу Секретных бомбардировок Грузии в годы президентства Соколова, и расследование деятельности Соколова на посту президента. Соколов активно защищался, при этом отказавшись от адвокатов.

Всего комиссия провела 188 допросов под присягой, одновременно следователи расследовали личное дело каждого. И тут дело получило новый оборот. Заместитель Патрушева Смирнов не выдержал и сознался в том что он знал об операции с Абрамовичем, и заявил что согласно приказу Патрушева была создана особая группа по выполнению особых задач подчиненной лично ему, и что в задачу этой негласной группы входило осуществлять информационные вбросы, осуществлять дезинформацию и отмывание денег, для ведения "активных мероприятий" как по его словам говорил Патрушев. Во время допроса он назвал 17 имен людей входивших в данную группу в которую входил как выяснилось и Нестеров.

Big5836-1-

Виктор Зубков Вице-президент России в 2002-2005 гг.

В это время Путин активно упорствовал в деле с Ярославцевым, и активно добивался его снятия с поста. Как и то что комиссия по расследованию деятельности Соколова активно пыталась привлечь последнего к ответственности. Попытка убрать Ярославцева воспринималось как политическая репрессия так как во время слушаний по делу Литвиненко и его документов часто всплывало имя Ярославцева. Так как эти процессы активно освещали СМИ, было создано впечатление что Путин слишком рьяно желает убрать Ярославцева, при этом не уволив за более серьезное обвинение Патрушева.

1442247077 982

Дмитрий Медведев, глава администрации президента.

Допрос особой группы привел к тому что Патрушев сознался в том что он создал данную группу, однако раз за разом уверял что Президент и Совет Безопасности не были проинформированы об этом. Что уже было грубым нарушением. Кроме того допрос 17 членов группы показал что группа действовала и за границей, опять же грубо нарушив конституцию, согласно которой заграничные операции осуществляет МВР.

Анонимный источник вновь сообщил что группа Патрушева на самом деле являлась прикрытием его незаконной деятельности по отмыванию денег, и перечисления их в заграничные банковские счета Патрушева. В это же время Путин и члены его администрации в частности Медведев стараются выстроить защиту, а именно что они не были в курсе об этом.

Путин официально заявляет что ничего не знал об спецгруппе Патрушева. В это же время при допросе члена группы Михаила Рокотова который работал под прикрытием торгового представителя РУСАЛ Олега Дерипаски становиться известно что Дерипаска через экспортную компанию и фонды поставлял оружие за границу незаконно. Дерипаска владел акциями компаний занятых в ВПК, и потому имел доступ к продукции. К расследованию деятельности Абрамовича добавилось и расследование деятельности Дерипаски. Кроме того при перекрестных допросах Самойлов, и Нестеров сознались что они с Рокотовым делали информационные вбросы совместно для влияния на рынок, чем объяснялся такой крупный успех этих двоих, и что Абрамович и Дерипаска начисляли проценты АФБ. Деятельность Дерипаски в ВПК затронуло министерство обороны, и министра обороны Иванова.

Sergey Naryshkin (2016-07-14)

Сергей Нарышкин. Глава фракции Прогрессивного Фронта в СНД.

Спустя короткое время полковник Денис Федотов член группы дает показания что глава администрации Путина Дмитрий Медведев довольно часто общался с Патрушевым и часто курировал его. Эти показания стали толчком к еще большему скандалу. Путин активно защищается как и Медведев. Так как был запущен крупный процесс в МО, и началось расследование деятельности Иванова, Федотов вновь дает показания. На этот раз он говорит что его группа была ответственна за сбор секретных документов АФБ и министерства обороны России, в частности досье на 386 человек, и материалов о Секретных бомбардировках Грузии, и последующего попадания их копий на запад через Литвиненко. Кроме того Федотов сообщил о проведении негласной прослушки со стороны АФБ Соколова, Ярославцева, и других членов старой администрации Соколова, и в особенности его семьи, и в частности дочерей. Данная информация вызвала эффект взорвавшейся бомбы, как и то что у Патрушева был целый список врагов.

Abramovich 37

Роман Абрамович.

В то же время обнаруживается что Сергей Иванов не просто попустительствовал Дерипаске, но и активно участвовал в передаче части оружия ему для продажи, по сути он фактически торговал оружием. Кроме того вскрылись факты чудовищной коррупции в МО, центром которой был Иванов. Кроме того скандал распространялся и дальше на администрацию. Иванов был снят с поста, и против него возбудили уголовное дело. В это время комиссия и прокуратура столкнулась с сильным противодействием административного ресурса, в частности со стороны Вице-президента Зубкова, который активно вмешивался в процесс, и препятствовал работе комиссии, кроме того активно старались и адвокаты. Стоит заметить что Зубков как глава Верховного совета, и Нарышкин, глава фракции Партии Прогрессивистов активно препятствовали ходу расследования с самого начала. В ноябре 2005 года группа депутатов Прогрессивистов выступила с заявлением что Нарышкин превышает полномочия и давит на них что бы они принимали решения которые мешают правосудию, и что в самой партии Нарышкин и Медведев активно продавливают свою позицию. В отношении них началось расследование, и в итоге это привело к аресту Нарышкина за превышение должностных полномочий, и к последующей отставке Зубкова. Путин заявил что не причастен к этому, и что ему стыдно за действия членов своей команды.
Deripaska medium

Олег Дерипаска

В этих условиях Патрушев не выдержал, и боясь так же стать необходимой жертвой что бы Путин сохранил власть, дал показания заявив что он вправду часто встречался с Медведевым, который передавал приказы шефа, и что Путин лично, устно одобрил создание спецгруппы. Это стало поворотным моментом. После его признания все стали давать показания против Путина и его администрации. Однако Путин отказался давать показания.

Финал

В итоге расследования были найдены улики и получены показания против главы исполнительной власти. Отказ Путина дать показания стал началом процедуры импичмента. Президенту в вину ставилось незаконная прослушка, лжесвидетельство, клевета по средству информационных вбросов(Дело Литвиненко завершилось тем что Соколов был полностью оправдан) направленная на политическую борьбу, злоупотребление полномочиями, и коррупцию. После скандала с Нарышкиным и Зубковым, Парламент начал процедуру импичмента. Вице-президентом был назначен Фрадков как компромиссная фигура.

Путин понимая что он не сможет победить, решил подать в отставку. 17 марта 2006 года Путин подал в отставку, Вице-президент Фрадков был приведен к присяге как Президент России. Путин в дальнейшем отказывался давать показания ссылаясь на право хранить молчание. Расследование шло всё дальше, однако 25 ноября Фрадков своим указом даровал амнистию Путину, Патрушеву, и Иванову(По примеру Амнистии Никсона при Уотергейте) что вызвало волну возмущения. Однако не смотря на амнистию были наложены ограничения. Путину было запрещено работать на административных, и хозяйственных должностях, плюс запретили ездить за границу и заниматься бизнесом. Кроме этого суд обязал его выплатить штраф за ущерб нанесенный государству. Иванов и Патрушев так же были люстрированы, и так же обязаны выплатить штраф.

Вице-президент Зубков за превышение должностных полномочий был приговорен к 5 годам лишения свободы, Нарышкин, Медведев, и члены группы Патрушева с другими были посажены на 15 лет, и люстрированы. Абрамович, Дерипаска, и 8 человек из совета директоров ОРТ были так же осуждены на 15 лет.

Последствия

Скандал повлиял на всю политическую жизнь в России, и изменил её навсегда. Во первых в результате скандала была подмочена репутация партии Прогрессивный фронт, и в итоге партия проиграла выборы в Президенты в 2008 году, и потеряла большое количество мест в парламенте, потеряв большинство. Во вторых усилилась системная оппозиция, которая позже стала играть более существенную роль в жизни страны. Соколов которого пытались свалить, устоял во время этого, и в будущем продолжил занимать свое место. Недоверие к Прогрессивному фронту однако вскоре было партией преодолено при последующих годах.

Влияние на культуру

Путингейт как и Уотергейт нашел свое место в культуре, в особенности в российской, было выпущено множество художественных книг про данный скандал, и исследований. Так же данный скандал стал хорошей темой для кинематографа. Уже спустя пару лет было создано множество фильмов и сериалов на эту тему. Включая знаменитый сериал "Адвокат", кроме того сюжет в третьем сезоне сериала "Соколовы"(2012) вращается вокруг Путингейта, а именно вокруг семьи Соколова во время этого скандала. Кроме того в сериале "Карточный домик" в четвертом сезоне обыгран Путингейт под названием Петровгейт по имени прототипа Путина президента Петрова который так же закончился его унизительной отставкой. В самом сериале министр Орлов прототип Соколова показан как вдохновитель, и организатор скандала, что является одной из популярных теорий заговора на тему Путингейта, что его от начала и до конца организовал Соколов который не желал что бы Путин его убрал.