Фэндом

Российская революция 1905 года- название событий, происходивших в 1905 году в Российской Империи.Революция привела к падению монархии в России и установлению республиканского строя.

Причины революции

В начале 20го века крестьянский,рабочий и национальные вопросы всё острее вставали перед Россией.Они в конечном счете упирались в вопрос об управлении страной,об организации власти.Самодержавие в начале 20 века с каждым годом теряло свой авторитет.
Матросы на корабле.jpg

Восстание на корабле "Князь Потёмкин-Таврический "

Уcилились массовые народные движения.Весной 1902 года в Харьковской и Полтавских губернях в волнениях участвовали более 150 тыс. крестьян,которые за несколько недель разгромили десятки поместий.В 1903 году такое движение распространилось в других украинских губернях,Поволжье.

Осенью 1905 года крестьянское движение развернулось с новой силой.В некоторых местах возникли "крестьянские республики".Почти девять месяцев просуществовала "Марковская республика",образованная в селе Марково Волоколамского уезда Московской губернии.

Активизировалось рабочие движение.Всё чаще происходили рабочие демонстрации,стачки.Летом 1903 года юг России постигла всеобщая стачка.Стачка охватила все крупныезаводы Закавказья и Украины.В стачке приняло участие 200 тыс. человек.

Начались революционные брожения среди солдат.В январе-июне 1905 года произошло 34 массовых выступлений солдат и матросов.В июне на Черноморском флоте мастросы броненосца "Князь Потёмкин-Таврический" подняли стихийный бунт и,захватив оружие,убили наиболее наиболее ненавистных офицеров,арестовав остальных.Боевой корабль оказался в руках мятежников,выступавших против существующего строя.

Осенью 1905 года в армии и на флоте произошло ещё 195 антиправительственных восстаний.Самым крупным из них стао ноябрьское восстание солдат и матросов в Севастополе.В нём приняло участие более 6 тысяч человек и 12 кораблей.Большинство выступлений в армии и на флоте носили бунтарский характер и были вызваны пренебрежением царского правительства к бытовым нуждам солдат и матросов.

В 1904 году Россия вступила в войн с Японией.Война обернулась катастрофой для России,но не только военной.Отвлечение войск на Дальний Восток,окончательное расстройство финансов и поражение при Порт Артуре,Мукдене,Цусиме привело к ослаблению верховной власти и усилению оппозиции.

Начало революции

Началом революции стала забастовка на Путиловском заводе в самом конце 1904 года.Её поддержали другие крупные заводы Петербурга:4 января бастовало 15 тыс человек,8-го-уже 150 тыс.Забастовка становилась всеобщей.
Рабочие у Путиловского завода.jpg

Рабочие у Путиловского завода

В это время священник Георгий Гапон предложил рабочим организовать грандиозное шествие в Зимнему дворцу,чтобы подать петицию царю-докумен,содержавший просьбы рабочих.В составлении петиции приняли участие социал-демократы.В текст петици помимо экономических
Гапон.jpg

Георгий Гапон с рабочими

требований были внесены общеполитические:свобода слова,печати,рабочих собраний и созыв Учредительного собрания.

Правительтсво расценивало подобные требования как покушение на устои самодержавия.Был создан специальный штаб,составлен подробный план разгрома рабочего шествия;в помощь столичному горнизону  подтянули войска из соседних городов.

9 января более 100 тыс. рабочих,их жён и детей,отслужив в церквях торжественные молебны,колоннами,двинулись к Зимнему дворцу.Рабочие шли достаточно мирно,провокации пересекались участниками шествия.Но правительство перекрыло все пути к центру города,а войска начади стрелять в рабочих.Было 1000 человек было убито,около 5000 ранено.

В ответ протестующие начали стихийное восстание против царской власти.Они вооружались чем могли,громили магазины,разоружали офицеров и полицейских и завязали стихийные перестрелки с войсками.Во второй половине дня в разных районах города появилилась баррикады.

Позже эти события были названы "Кровавым воскресеньем".Они положили начало революции в России.

Ход революция

В Петербурге в течении трёх дней после "кровавого воскресенья" не работал не один завод.Более 50 тыс. рабочих бастовало в Москве;остановилились предприятия в в поволжских городах-Нижнем Новгороде,Самаре,Саратове.Мощная всеобщая забастовка была организвоана на Украине,в Луганске.Выступления прошли на нациоанльных окраинах Россия.В крупных промышленных центрах Царства Польского-Варшаве и Лодзи-всеобщая забастовка переросла в уличные бои с полицией.То же происходило в Ревеле.Город был охвачен всеобщей забастовкой.
Революционеры.jpg

Революционеры

Мощная волна революционных выступлений прокатилась по Закавказью.В антиправительственных выступлениях часто принимали участие ремесленники,мелкие торговцы,итнелегенция,студенты.Правительство было застигнуто врасплох выступлениями.Массовые аресты,ссылки и применение войск для разгона демонстраций не приносили значимого успеха.

Весной страну постиг "Красный май":1 мая 1905 года в 200 городах России бастовало более 200 тысю рабочих.Затем начались стачки с парвительством.С середины мая город Иваново-Вознезенск,один из крупнейших центров ткацкой промышленности,оказался под контролем протестующих.Одновременно с иваново-вознесенской забастовкой  ткачи из польской Лодзи подняли революционное восстание.

Летом 1905 года революционное движение всё сильнее охватывает крестьянство.В мае-июне прошло 721 крестьянское выступление.По всей стране происходили рагромы помещичьих усадеб и самовольная запашка помещичьих земель.Это движение было настолько широким,что у власти  yt хватало сил для наведения порядка.Казачьи сотни и драгунские отряды совершали карательные набеги на бунтующие сёла,но утихомерить крестьян не могли.

Революция побеждает

Осенью 1905 года отдельные забастовки в различных регионах стали сливаться воедино,охватив всю страну.В начале октября забаставали рабочие и служащие Московско-Казанской
Отречение Николая II.jpg

Николай II отрекается от престола

железной дороги поддержали железнодорожники Московского,а затем и Петербургского узлов.Вслед за железнодорожниками во всеобщую забастволку включились рабочие,а затем ремесленники и студенты.

С 15 октября в забастовке участвовало более 120 городов,сотни фабрик и посёлков.Только в сфере фабричного производства бастовало свыше 2 млн человек.При этом большая часть протестующих требовала демократизации государственного строя Российской Империи.Вся жизнь страны была парализована.Железнодорожное движение почти замерло.Во многих городах остановился транспортЮне работал водопровод,освещение,телефон.Не выходили газеты.Прекратилась деятельность многих государственных учреждений.

Уже тогда Николай II хотел отречься.Но императрица Александра Фёдоровна заставила императора остаться на престоле.Чтобы ослабить революцимю,Николай II поручил Сергею Юльевичу Витте разработать манифест о дарвоании политических свобод.Позже манифест получил название "Манифест 17 октября".

В манифесте была провозглашена неприкосновенность личности,свобода совести,слова,собраний и союзов.Высшим законоадетльным органом России становилась Дума,причём каждый слой населения имел избирательное право.Было разрешено создавать партии.

В декабре 1905 года начались волнения среди солдат Московского гарнизона.Большевики этим воспользовались и 2 декабря призвали начать всеобщую забаствоку в городе.В забастовке приняло участие около 150 тыс. человек.Сначала она носила мирный характер.Но 9 декабря царские войска обстреляли из орудий частную гимназию Фидлера,где обосновались рабочие дружины.В тот же день в Москве стали строиться баррикады,которые составили плотное кольцо.

"Серым кардиналом" восстания стал Савва Морозов.В начале 1905 года неожиданно умерла его мать.В результате Савва из управляющего стал владельцем.Благодаря этому Савва Морозов не отшёл от дел и начал спонсировать вооружённое восстание.В результате большевистские получили достаточно много оружия и снаряжения.

Благодаря помощи Саввы Морозова Декабрьское восстание победило.Была выведена из строя Николаевская дорога и Семеновский полк не успел прибыть вовремя.Разгромлен Кремль.После этих событий императорская власть в России пошатнулась.Под давлением реакционного дворянства,Николай II назначил председателем совета министров вместо Витте Петра Дурново.Правительство Дурново было наделено черезвычайными полномочиями.

Правительство Друново прилагало усилия для ликвидирования революции:ежеденвено расстреливались сотни бунтовщиков,были введены военно-полевые суды,армия разгоняла любые забастовки и т.д.Но восстание уже зашло слишком далеко.Крестьяне и рабочие вели против правительства настоящую позиционную войну.20 января 1906 года огромное колличество протестующих рабочих и часть солдат Питербургского гарнизона(в основном молдые солдаты,проникнутые идеями революции) взяли штурмом Зимний дворец.Пётр Дурново был растерзан толпой на месте,а Николай II был арестован.

Одноврменнно с этим на волне радикализма был убит гуьернатор Саратовской области Пётр Александрович Столыпин,который оказывал активное сопротивление монархистам.31 января по решению "революционного трибунала" из восставших рабочих и солдат в Санкт-Питербурге были казнены лидеры монархистов:А.И Дубровин,Н.Е Марков и В.М Пуришкевич.Остальные монархисты были либо арестованы,либо ушли в подполье и начали террор.

Провозглашение республики

После свержения императора лидеры протестующих объявили о создании временного парвительства.Также было объеявлено,что будут проведены выборы в новый законодательный орган России-Учредительное собрание.Оно должно было выроботать новую конституцию

Муромцев.jpg

Сергей Муромцев читает манифест о установлении республики

Выборы в учредительное собрание должны были проходить по смешанной системе,вводилось всеобщее избирательное право.Временным правительством было введено ряд прогрессинвых мер,в частности декларация прав и свобод человека.

Выборы в учредительное собрание прошли 10 февраля 1906 года.На волне радикализма большинство в парламенте получили социалистические партии:ПСР(126),Трудовая группа(114),Большевики(82),меньшевики(78),энесы(30 мест).Либеральная КДП получила 100 мест.Остальные 70 мест распределили октябристы и умеренные монархисты.Учредительное собрание объявило Россию республикой и сформировало комиссию для выроботки конституции.Были назначены досрочные парламентские и презедентские выборы,временным правителем России был назначен эсер Андрей Аргунов.

11 феврлая была сформирована комиссия,которая должна была разработать конституцию.3 марта конституция была принята.Россия провозглашалась Парламентской республикой.Главой государства отныне явялся президент,избираемый всеобщим голосованием.Правительство формировалось и было ответственно перед думой.

Революция закончилась.Либеральная общественность победила.Россия была провозглашена республикой.

Празднование.В Массовой культуре

Празднование Российской Революции началось с 1905 года,по решению Государтсвенной думы.Праздник был назначен на 21 марта,который отныне считался выходным днём.Во время празднования в Москве и Санкт-Петербурге проводиться военный парад в честь победы революции.В других городах проводяться многочисленные демонстрации.
Монумент погибшим 9 января.jpg

Монумент погибшим во время "Кровавого воскресенья".Установлен на Дворцовой площади

Кроме этого Государственной думой был учреждён "День памяти о погибших 9 января 1905 года".Было установлено несколько монументов,который посвящался погибшим 9 января 1905 года.

В честь революции названы многие улицы,здания и станции метро.В Санкт-Петербурге и Москве существует ряд станций с названиями:"Площадь революции 1905 года","Революционная" и т.д.В Санкт-Петербурге существует "Университет революции 1905 года".В Мосвке и Санкт-Петербурге многие улицы носят имена революции.

Также революция 1905 года часто изображалась в литературных произведениях и фильмах.Существует около 500 книг о революции 1905 года.Авторами являются как зарубежные писатели,так и российские.Первый фильм о революции был снят в 1919 году.В последующие годы было создано около 30 фильмов о событиях революции.В 2013 году началась разработка нового фильма о революции 1905 года,с применением наиболее современных технологий.

Годовщины революции 1905 года часто появлялись на марках.

Также на Фэндоме

Случайная вики