Фэндом

Российская республика
Россійская республика

республика
Флаг России (МРГ).png
1 сентября 1917 — 20 марта 1926

Флаг России (МРГ).png
Флаг России (МРГ).png Герб Российской Республики (МРГ).png
Флаг Российской республики Герб Российской республики
Гимн
Марсельеза
Карта России (МРГ).png
Столица Петроград (1917—1918)
Самара, Уфа (1918)
Омск (1918-1920)
Санкт-Петербург (1920-1926)
Язык(и) русский
Площадь 22 400 000 км²
Население 181 537 800 чел.(на 1916 год)
Форма правления республика
Председатель Временного Правительства
 - 18 мая 1917 — 6 августа 1917 Георгий Львов
 - 6 августа 1917 — 7 ноября 1917 Александр Керенский
 - 23 сентября 1918 — 18 ноября 1918 Николай Авксентьев
Верховный правитель России
 - 18 ноября 1918 — 20 марта 1926 Александр Колчак
Крупнейшие города Петроград, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Варшава, Ростов-на-Дону,
Валюта Рубль
История
 - 14 сентября 1917 Создание Российской Республики
 - 7 ноября 1917 Октябрьская революция

Azaza lalki my vas zatralliruem.jpg

Плакат с портретами членов временного правительства

Российская республика — название России с 1 сентября 1917 по 20 марта 1926 года. Провозглашена постановлением Временного правительства от 14 сентября 1917 года.

В 1926 году Всероссийское Учредительное собрание провозгласило Россию Российской Демократической Федеративной Республикой, а главу РР Колчака избрала президентом РДФР.

История

Февральская революция

С января 1917 г. Петроград пережил волну политических стычек 9 января (бастовало 200 тыс.), 14 (27) февраля, 17 февраля (2 марта). Это было началом перехода от обычных заводских митингов к массовым уличным действиям и открытой политической борьбе.

23 февраля (8 марта) в Петрограде начались митинги и забастовки под лозунгами «Долой войну», «Долой самодержавие», «Хлеба!», вскоре перешедшие в массовые беспорядки. бастовало 90 тыс. Стачки и политические выступления стали перерастать в общую политическую демонстрацию против власти российского монарха.

24—25 февраля началась всеобщая забастовка, которая охватила 240 тыс. рабочих. Петроград был объявлен на осадном положении, указом Николая II заседания Государственной думы были прекращены. В город введены войска, но солдаты стали отказываться стрелять в рабочих.

26 февраля колонны демонстрантов двинулись к центру города. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов.

27 февраля (12 марта) всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, только с Петроградского артиллерийского склада рабочие взяли 40 тыс. винтовок и 30 тыс. револьверов. Утром 27 февраля восстала учебная команда запасного батальона Волынского полка в числе 600 человек. Начальник команды был убит. К Волынскому присоединились Литовский и Преображенский полки. Всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших и достиг 66 700 восставших солдат, которыми были заняты важнейшие пункты города, правительственные здания, арестованы министры. (Утром 27 февраля восставших солдат насчитывалось 10 тысяч, днем — 26 тысяч, вечером — 66 тысяч, на следующий день — 127 тысяч, 1 марта — 170 тысяч, то есть весь гарнизон Петрограда.) Дума встала перед выбором или примкнуть к восстанию и попытаться овладеть движением, либо погибнуть вместе с царизмом. Созданный Временный комитет Государственной думы под председательством октябриста М. Родзянко в ночь на 28 февраля объявил, что берет на себя инициативу образования нового правительства.

Одновременно там же в Таврическом дворце создаётся Петроградский совет под руководством Н. С. Чхеидзе и А. Ф. Керенского.

2 (15) марта Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына в пользу Михаила Александровича, но Михаил не рискнул принять власть, так как не располагал никакой реальной силой и передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. При откладывании же вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось. Временный комитет Государственной Думы сформировал Временное правительство во главе с князем Львовым, которого сменил социалист Керенский. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание.

Ещё раньше был избран Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. 1 (14) марта — Петроградский совет издал Приказ №1: «О демократизации армии». Этим приказом Совет подчинил Петроградский гарнизон своему политическому руководству и лишил Думский комитет возможности использовать армию в своих интересах. В стране установилось двоевластие.

В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.

3 (16) марта новый министр юстиции Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. Было объявлено «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав. В дальнейшем также была учреждена особая следственная комиссия для расследования и предания суду бывших должностных и частных лиц. По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.

Открытки художника В. Табурина «Дети-политики». 1917 год. 2 марта Керенский издал указ, предписывающий прокурорам страны освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства).

6 (19) марта в России была объявлена амнистия политических заключенных. Однако своего освобождения требовали и осужденные за чисто уголовные преступления (часть их была освобождена явочным порядком в Петрограде), и по стране прокатилась волна тюремных бунтов. В итоге, 17 (30) марта Временное правительство издало постановление «Об облегчении участи лиц, совершивших общеуголовные преступления». По нему приговоренные к незначительным срокам заключения освобождались немедленно, для приговоренных к каторге сроки сокращались наполовину, а смертная казнь заменялась 15 годами каторги. Из 104,7 тыс. заключенных на 1 марта 1917 г. было освобождено более 88 тыс. человек, политических заключенных из них было лишь 5,7 тыс. человек. Результатом этого стал всплеск преступности, с которой милиция, спешно созданная взамен прежней профессинальной полиции, была справиться не в состоянии. Так, в Москве за весну 1917 г. было зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. а в 1916 г. за тот же период — не более 3,7 тыс.

25 марта Временным правительством был издан Закон о передаче хлеба в распоряжение государства (монополии на хлеб). Согласно ему «все количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 и будущего урожая 1917, за вычетом запаса необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает со времени взятия хлеба на учет, в распоряжение государства по твердым ценам и может быть отчуждено лишь при посредстве государственных продовольственных органов» (смотри статью Продразвёрстка).

Корниловское выступление

26 августа генерал Корнилов предпринимает попытку взять на себя всю полноту власти для борьбы с «безответственными организациями». Роль Керенского в Корниловском выступлении остаётся двусмысленной: сторонники генерала Корнилова считают его действия полностью санкционированными председателем правительства Керенским, затем отказавшимся от своих слов. Правые во главе с генералом Корниловым планировали разогнать не только большевиков, но и вообще Советы. Керенскому навряд ли удалось бы сохранить власть в случае предполагаемой победы генерала Корнилова. По популярной легенде, генерал Корнилов пообещал «повесить на первом столбе Ленина, а на втором — Керенского».

Уже 27 августа Керенский объявляет действия генерала Корнилова мятежом, объявляет о его снятии с должности, и назначает Верховным Главнокомандующим себя.

В своём ответном воззвании генерал Корнилов назвал выступление министра-председателя ложью, и заявил, что

Генерал Крымов А. М. получил от Корнилова приказ направить свой 3-й кавалерийский корпус в Петроград.

Керенский разрешил выдачу оружия большевистской Красной гвардии для борьбы с корниловцами. ВЦИК сформировал Комитет народной борьбы с контрреволюцией, который мобилизует на борьбу с корниловцами до 60 тыс. человек, навстречу наступающим солдатам были высланы большевистские агитаторы. Против Корнилова выступили также железнодорожники. 30 августа Временное правительство амнистировало большевиков. 3 сентября из «Крестов» выпустили Троцкого.

Корниловцы потерпели поражение в связи с тем, что распропагандированные войска 3-го кавалерийского корпуса отказались продолжить движение на Петроград. Корнилов и его сподвижники были арестованы, а Крымов застрелился.

Сентябрь-октябрь 1917

Кадеты в знак солидарности с генералом Корниловым подали в отставку, вызвав очередной правительственный кризис. Итогом его стало учреждение 1 сентября 1917 года Директории («Деловой кабинет») из пяти человек во главе с Керенским и объявление России республикой. В течение сентября 1917 появляются также и другие новые органы власти: Демократическое совещание и Предпарламент. К 26 сентября формируется третье коалиционное правительство.

К ноябрю 1917 года становится очевидной неспособность Временного правительства справится с нарастающей анархией. Армия воюющей страны стремительно разваливается; за февраль — ноябрь 1917 года дезертировали до 1,5 млн человек. Политика продразвёрстки провалилась, нормы хлеба в Петрограде и Москве были уменьшены до 0,5 фунта на человека в сутки. Резко возросло забастовочное движение в городах и самозахваты помещичьих земель в деревнях.

На этом фоне происходит «большевизация Советов», активно протекавшая в августе-октябре 1917 года. К началу ноября 1917 года большевики занимают до 90 % мест в Петроградском Совете, до 60 % в Московском, большинство мест в 80 местных Советах крупных промышленных городов. 17 сентября 1917 года председателем Моссовета становится большевик В.П. Ногин, 25 сентябре 1917 года председателем Петросовета становится Троцкий, который уже был председателем Петросовета в 1905 году. На сторону большевиков переходят солдатские комитеты, в первую очередь Северного и Западного фронтов, петроградский гарнизон и Центробалт. На II съезде депутатов Балтфлота принята резолюция о том, что флот «не подчиняется правительству», был избран большевистско-левоэсеровский ЦК Балтфлота.

На начало октября из 974 действовавших в стране Советов рабочих и солдатских депутатов 600 высказывазались за разгон Временного правительства, и уничтожение системы «двоевластия». В то же время добиться большевизации Советов крестьянских депутатов не удалось; из 455 таких Советов в 264 вообще не было большевистских фракций.

В октябре в Петроград конспиративно возвращается Ленин. Уже с 15 сентября он начинает активно склонять своих сторонников к началу подготовки восстания против Временного правительства. В результате восстания 25 октября Временное правительство было свергнуто.

Созыв и разгон учредительного собрания

6 января 1918 Всероссийское Учредительное собрание провозгласило Россию Российской демократической федеративной республикой, однако в связи с разгоном Всероссийского Учредительного собрания большевиками это не имело практического значения.

Акт об образовании всероссийской верховной власти

Присутствовавшие на совещании делегации от Комуча (Самара), Временного Сибирского правительства (Омск), Временного областного правительства Урала (Екатеринбург), войсковых правительств казачьих войск (Астраханского, Енисейского, Иркутского, Оренбургского, Семиреченского, Сибирского, Уральского), правительств ряда национально-государственных образований (Киргизского правительства Алаш-Орды, Башкирского правительства, правительства автономного Туркестана, национального управления мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири, Временного Эстонского правительства), нескольких общероссийских политических партий образовали Временное Всероссийское правительство (так называемую «Уфимскую директорию, которую возглавил Н. Д. Авксентьев. Было установлено, что Временное Всероссийское Правительство «впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания является единственным носителем верховной власти на всем пространстве государства Российского». Акт предусматривал «передачу Временному Всероссийскому правительству, как только оно того потребует», «всех функций верховной власти, временно отправляемых, в виду создавшихся условий, областными правительствами». Тем самым отменялся суверенитет региональных образований, на смену которому вводилась «широкая автономия областей», пределы которой полностью зависели от «мудрости Временного Всероссийского правительства».

Всероссийскому правительству вменялось способствовать ускорению созыва Учредительного собрания и в дальнейшем безусловно подчиниться ему «как единственной в стране верховной власти».

Основы национально-государственного устройства России должны были исходить из федеративных принципов: «устроение освобождающейся России на началах признания за её отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным Собранием…, признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение».

В отношении армии в Акте говорилось о необходимости «воссоздании сильной, боеспособной, единой Российской армии, поставленной вне влияния политических партий» и, одновременно, о «недопустимости политических организаций военнослужащих и устранении армии от политики».

В качестве неотложных задач по восстановлению государственного единства и независимости России были названы:

  • Борьба за освобождение России от Советской власти;
  • Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России;
  • Непризнание Брестского и всех прочих договоров международного характера, заключенных как от имени России, так и отдельных ее частей после Февральской революции, какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного Правительства, и восстановление фактической силы договорных отношений с державами согласия;
  • Продолжение войны против германской коалиции.

Централизация управления

9 октября 1918 г. Временное Всероссийское правительство переехало из Уфы в Омск в связи с приближением к Уфе красных войск.

4 ноября Временное Всероссийское правительство обратилось ко всем областным правительствам с требованием немедленно распустить «все без исключения Областные Правительства и Областные Представительные Учреждения» и передать все полномочия по управлению Всероссийскому Правительству. В тот же день на базе министерств и центральных управлений Временного Сибирского правительства был сформирован исполнительный орган Директории — Всероссийский Совет министров во главе с П. В. Вологодским. Подобная централизация государственной власти была обусловлена потребностью, в первую очередь, «воссоздания боевой мощи родины, столь необходимой в годину борьбы за возрождение Великой и Единой России», «создания условий, необходимых для снабжения армии и организации тыла во всероссийском масштабе».

Благодаря этим действиям удалось добиться упразднения всех имевшихся на востоке России областных, национальных и казачьих правительств и тем самым формально консолидировать силы антибольшевистского сопротивления.

Переворот 18 ноября

18 ноября 1918 г. находившиеся в Омске члены Директории были арестованы, Совет министров объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил передать её одному лицу, присвоив ему титул «Президент России». Тайным голосованием членов Совета министров на данный пост был избран адмирал А. В. Колчак. Адмирал принял предложение и объявил о принятии на себя звания Верховного Главнокомандующего. Было образовано новое правительство, вошедшее в историю как Омское, или правительство Колчака, которое просуществовало до 4 января 1920 года (после победы «Белых» было переименовано в Российское правительство)

Смена формы власти не означала, однако, отказа от преемственности в отношении основных программных установок «Конституции Уфимской Директории». в первых же заявлениях после «переворота 18 ноября» и российское правительство, и сам Президент России, и признавшие его власть белые правители и правительства других российских регионов подтверждали необходимость созыва Национального учредительного собрания, которое должно было стать действительно объединяющим центром, без какого-либо участия «революционных радикалов». Для этого был выработан новый избирательный закон.

Победа над Красными

Парад на Красной Площади 4 января 1920.jpg

Парад на Красной Площади 4 января 1920

После убийства Чапаева в сентабре 1919 Троцкий не смог усмирить восставших и сам был убит. После потери Чапаева и Троцкого Белые перешли в наступление. Колчак готовил солдат к наступлению на Москву. 30 октября 1919 Самара была взята Белыми. Туда переехала ставка Колчака.

10 декабря 1919 была взята Москва. Ленин бежал в Германию.

4 января 1920 года на параде на Красной площади адмирал Колчак объявил о победе Белых в Гражданской войне.

10 января 1920 года был взят Петроград, которому вернули старое имя - Санкт-Петербург.

После окончания Гражданской войны Прравительство России сохранило всю систему губернских учреждений. В мае 1921 генерал Деникин стал начальником Генерального штаба РДФР.

Корнилов и Колчак.jpg

Два отца отечества: Корнилов и Колчак

В 1921 году началось восстановление экономики страны. Адмирал лично выделил 2000 золотых монет на восстановление заводов и фабрик.

4 января 1921 года - в День Победы прошел парад на Красной Площади. На параде участвовали основные армии Белой России: Сибирская армия, Западная армия, Оренбургская отдельная армия и Чехословацкий корпус. Теперь это армия Российского государства.

Второй созыв Учредительного собрания

15 марта 1926 Учредительное собрание начало свою работу. 20 марта 1926 года Учредительное собрание объявило о создании Российской Демократической Федеративной Республики в качестве государства-преемницы Российской империи, а А. Колчака объявило Президентом.

Право редактировать её имеет только участник.
Флаг России (МРГ).png Мир Российского государства

Также на Фэндоме

Случайная вики