ФЭНДОМ

Российское экономическое чудо - исторический феномен рекордного роста экономики России, начавшийся с развала СССР, и продолжающийся по сей день уже в рамках устойчивого экономического роста ЕАС. Рост экономики в разные периоды экономического чуда колебался, однако не падал ниже 8-9% ежегодно. Рекордные показатели были достигнуты с 1999 по 2002, которые вошли в историю как "Рекордная Трёхлетка", экономический рост достиг тогда своего пика, в те три года экономика России росла на 26% ежегодно, что позволило России в 2001 году обогнать Японию, и крепко засесть на втором месте по экономической мощи в мире, уступая лишь США.

Среди причин чуда называются - развитая политика по трудоустройству населения доставшаяся России от СССР, развитая промышленность, активное освоение новых наук после падения железного занавеса, и что самое важное государственный капитализм вместе с открытостью для инвестиций извне.

Отличительными чертами Российской экономики есть:

  • Существование Финансово-промышленных групп, на подобие Дзайбацу в Японии и Чеболей в Корее, и госкорпораций.
  • Взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством.
  • Активная антимонопольная политика, и политика поддержки среднего и малого частного предпринимательства.
  • Высокие стандарты социальной политики, защита со стороны государства прав рабочих.
  • Развитие перспективных секторов экономики.

Огромную роль в регулировании экономической и внешней политики России приведшей к экономическому чуду играли первый президент России Соколов Валерий Анатольевич, и д-р экономических, и математических наук, и ближайший его соратник Бондарев Валентин Петрович, которые считаются отцами экономического чуда в России.

Первый этап: "Ревущие Девяностые" или "Политика Адаптации"

Политика Адаптации Национальной Экономики

Начиная с 1991 года Соколов свернув Перестройку, и сумев при помощи своей партии ПНПР установить абсолютное большинство в СНД и в Верховном Совете России, начал при помощи группы экономистов в которую входили Бондарев, Абалкин, Гранберг, и остальные, проводить планомерные рыночные реформы вошедшие в историю как "Адаптация". Суть заключалась в упразднении уже созданной Перестройкой экономической модели, ликвидации недееспособных и не контролируемых частных предприятий, создании в еще существующей плановой системе на общегосударственном масштабе различных госкорпораций с целью подготовить экономику к мировой рыночной политике.

На многие решения принятые в данный период повлиял опыт Китайских экономических реформ Дэна Сяопина. А так же Японских, и Корейских экономических реформ. Так как Коммунистический однопартийный режим рухнул, да и в обществе благодаря гласности появились новые веяние, Соколов и Бондарев сумели объединить опыт вышеперечисленных реформ. А именно для реформирования государственного планового сектора в рыночный использовались госкорпорации. Наиболее жизнеспособные и рентабельные предприятия и банки которые при тесном сотрудничестве могли давать продукцию объединялись в Финансово-промышленные группы аналогичные Японским Дзайбацу, и Корейским Чеболям. В целях создания конкурентноспособного внутреннего рынка государство развернуло грандиозную программу по поддержке малого и среднего частного предпринимательства. Велась медленная и осторожная приватизация, а так же подготовка кадров. В первые годы экономика сохраняла стабильный экономический рост который не повышался со времен развала СССР, но уже в 1993 году уровень экономического роста резко начал подниматься.

Развитие экономики, и её подъем.

Отдельно стоит заметить политику привлечения инвестиций из-за границы. Так как экономический рост США и стран Европы не мог покрыть некоторые нужды этих экономик, Россия которая имела развитую промышленность, в особенности автостроение, и космическую промышленность, быстро перехватила инициативу. С обогащением науки новыми созданными на Западе новшествами, огромный промышленный потенциал оказался востребован для мировых держав. Многочисленные компании вкладывали деньги в экономику России, в частности в Автомобильную промышленность, Судостроение, Самолетостроение, и в Космическую промышленность. Электроника, и Химпромышленность, получали инвестиции от Японских корпораций, и от Корейских. Развивалась отечественная отрасль нефтепереработки и развития продуктов этого. Отдельно стоит упомянуть что торговля газом, и нефтью так же давала огромные деньги Российской экономике, и данные деньги перераспределялись по секторам. Отдельно развивалась легкая промышленность.

С освоением Сибири, появилось много товаров легкой промышленности которые можно было отправить на экспорт. Кроме того дешевизна производства отечественной электроники, что обусловило выпуск её большей продукции привело к тому что Россия стала поставлять на экспорт массово мобильные телефоны, и их дешевизна обусловило монополизацию этого рынка Россией. В дальнейшем активный реверс инжениринг, и переманивание специалистов из других стран отразились на качестве телекоммуникационной продукции России, что обусловило рост спроса на неё. Наиболее сильной корпорацией занимавшейся выпуском телекоммуникационной и компьютерной продукции стала Финансово-промышленная группа RedLine в совете директоров которой в те годы были министр иностранных дел Козырев, министр финансов Фёдоров, и дочь Валерия Соколова Ольга.

Так как это был первый этап реформ и в наследство от перестройки России досталась коррупция, Соколов вел активную антикоррупционную политику, и антимонопольную политику. Многие коррупционеры были в те годы арестованы. Отдельно так же стоит выделить масштабную борьбу с преступностью которую вел Соколов, что психологически влияло на народ, который уже не боялся выходить на улицы, и не боялся торговать на толкучках. Тем не менее политическая нестабильность в некоторых регионах в частности в Чечне и на Кавказе, замедлило развитие этих регионов. Кроме того особую проблему приносил терроризм, который иногда тормозил целые предприятия, но развернувшаяся борьба с этим явлением постепенно свело терроризм на нет.

Осложненная политическая обстановка в 1996 году привела к снижению экономического роста на 2%, однако уже в следующий год показатель был возвращен. После переизбрания Соколова, началась еще более активная политика привлечения инвестиций.

Помимо этого стоит выделить отдельный сектор экономики, ВПК. Развитие ВПК продолжалось и после развала СССР. В частности с уничтожением армейских кланов, и лоббистов, и проведением реформы вооруженных сил, стратегия развития ВПК поменялась. Отныне развивались только перспективные вооружения. Для нужд новой армии вооружение унифицировалось, тем самым его становилось легче производить, и дешевле, что могло повлиять на мировой рынок вооружений, что собственно и произошло. Многие страны мира, в особенности Китай который испытывал дефицит в новейшей авиации, массово закупали импортное вооружение из России, которое имело свою цену. Кроме того с переизбытком устаревшего вооружения, можно было и продавать и устаревшие танки и БМП. Тем самым торговля оружием стала наряду с нефтеторговлей одним из самых эффективных секторов торговли которые использовались для пополнения бюджета России который находился на стадии профицита.

За этот период в России началась рекордная урбанизация. По мимо жителей сельских регионов, в Россию тянулись эмигранты из Украины(Из-за сложной экономической обстановки там) и других республик бывшего СССР. Тем самым население городов увеличилось. А развитая политика по трудоустройству и занятости населения привела к еще большему экономическому росту. Постепенно Российская экономика начала вырываться вперед.

"Рекордная Трехлетка" и пробуксовка.

"Рекордная Трехлетка" как она была прозвана прессой началась в 1999 году, и закончилась в 2002. Этот трехлетний период является пиком экономического роста России, который достиг в 1999 году 26% в год. Данный показатель продержался три года, в последующем коэффициент роста экономики снизился сначала на 23% в год, а после на 17% в год связи с циклической рецессией вызванной безработицей.

На этот период припадают наибольшие реформы в экономике. Осторожная приватизация, появление нового поколения предпринимателей, появление конкурентноспособных средних частных предприятий, и рост национальных секторов экономики, появление мощный финансово-промышленных групп. Научное развитие, и переход к стратегии обратных инвестиций. Кроме того данный период обозначился монополизацией мирового рынка электроники Россией, мощной конкуренцией с Китаем в товарах потребления и легкой промышленности на мировой торговой арене, и конкуренции с другими странами в различных товарах, в частности конкуренцией с Германией в автопроме.

Данный период так же обозначился ростом безработицы связи с эмиграцией людей из сельских регионов в города к чьим условиям они были не приспособлены, а так же эмиграцией извне, что вызвало перенаполнение рабочих мест, практически в 99% всех предприятий рабочие места были заняты. Данная проблема вызвала так же циклический рост преступности. Кроме того безработица ударила по бюджету, вместе с затратными войнами в Крыму(Не смотря на короткую продолжительность конфликта), в Югославии, и на Постсоветском пространстве. В те годы так же началась Вторая Афганская война, возросли расходы на военный бюджет, и на бюджет социальных программ. Кроме того случилась вторая волна валоризации на некоторые товары, и инфляции(связи с социальными программами по профилактике безработицы, и повышением зарплат для преодоление валоризации). В совокупности проблем все это привело к падению темпа экономического роста, и некоторой пробуксовке в 2002-2004 годах. Однако данные проблемы были преодолены, и в последующем наблюдался устойчивый экономический рост.

Второй этап: "Золотые Нулевые"

Основной задачей экономики России в 2000-х годах стала борьба с валоризацией, и создание новых рабочих мест. Среди творцов экономического чуда преобладало мнение что для решения проблемы с безработицей необходимо создавать новые рабочие места, постепенно с созданием новых заводов, уровень безработицы снижался. Кроме того что бы остановить приток трудовых мигрантов, были приняты жесткие визовые законы аналогичные Белорусским, и законы о получении гражданства.

Громкие скандалы с ОРТ(Дело Березовского), компанией ЮКОС(Дело Ходорковского) и еще с несколькими компаниями и высокой коррупцией там, привело к ужесточению антимонопольных, и антикоррупционных законов. Кроме того приватизация была остановлена. Крупные сферы промышленности, такие как нефтегазовая добыча оставалась под контролем государственных компаний. Однако не смотря на все это, часть корпораций(т. н. "Неприкасаемые") в особенности RedLine, и АвтоРосс имевшие привелигерованное положение монополизировали внутренний рынок России. RedLine, после приобретения финского концерна Nokia в качестве дочерней компании помимо Российского рынка завоевывала и мировой, огромное число подразделений этой компании а так же огромное число научных специалистов привело к тому что продукция данной компании была крайне популярна за границей. Данная компания так же была замешана в крупных скандалах связанных с промышленным шпионажем. В частности с Sony Eriсsson где лица из RedLine оказались замешаны в промышленном шпионаже и в переманивании специалистов. Кроме того RedLine вторая после Microsoft выпустила планшет на собственном программном обеспечении(2001).

Подобные корпорации с ограниченной ответственностью были характерны и для первого этапа реформ, однако усилились они именно в этот период.

Войны в Ираке, Иране, беспорядки в Саудовской Аравии, исламский терроризм привели к резкому сокращению поставок нефти, и в итоге флаг главного поставщика нефти вновь перехватила Россия, что естественно пополнило госбюджет(Поставкой нефти и газа занимались госкорпорации). Это вызвало вторую волну экономического роста, что сказалось на политике создания новых рабочих мест, тем самым проблема безработицы сходила на нет.

Грандиозная программа освоения Сибири, строительство нефте и газопровода там, и строительство магистралей привлекло огромное количество рабочих рук туда, так как для проживания людей необходимы были здания, началось массовое строительство в Сибири новых городов. Кроме того население уже существующих росло постоянно, во многом благодаря урбанизации.

Основными закупщиками Российской продукции были Китай, Япония, Корея, Индия, Бразилия, страны Африки и СНГ. Огромное количество клиентов привело к монополизации Россией рынков пищевой, текстильной промышленности, а так же рынков вооружений, электроники, телекоммуникаций, и автопрома с тяжелой промышленностью.

Период роста спроса на Российскую продукцию обозначился так же подъемом рубля в валютном курсе, и вместе с тем повышением уровня жизни Россиян. По номинальному ВВП Россия занимает по прежнему второе место в мире. Но именно в этот период ВВП России увеличивалось вплоть до последнего показателя $14,8 трлн(2012). Вплоть до создания ЕАС продолжался экономический рост, и продолжается по сей день уже как рост экономики ЕАС.

Причины

  • Падение железного занавеса.
  • Отработанная и эффективная политика трудоустройства населения.
  • Государственный контроль.
  • Антимонопольная политика.
  • Политика защиты прав рабочих.
  • Антикоррупционная политика.
  • Контроль над внешней торговлей.
  • Ориентация на экспорт.
  • Поддержка среднего и малого частного предпринимательства.
  • Поддержка национального производителя.
  • Активные иностранные инвестиции.
  • Освоение новых технологий.
  • Сбалансированный госбюджет.