Фэндом

Альтернативная История

Русское царство (Победа при Босуорте)

2001статья на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев20 Поделиться
Русское царство
Флаг Русского царства.png Русское царство.png
Год основания: 1547
Официальный язык: Русский
Форма правления: Монархия
Главы государства: Цари и великие князья всея Руси
Столица: Москва
Религия: Православие
Площадь: 3 000 000 км²
Население: 5 000 000 чел.
Валюта: Рубль
Карта страны

Русское царство (так же встречается вариант Российское царство) - крупнейшее по площади государство Европы, а к середине XVII века - второе по площади государство мира[1].

Крупнейшие города - Москва, Новгород, Казань (с 1552 года), Ярославль, Колывань[2]1577 года).

Государственное устройство

Русское царство по форме правления - сословно-представительная монархия. Главой государства считается царь, чья власть фактически передается по наследству, однако формально для этого требуется согласие Земского собора. В силу отсутствия закона о престолонаследии, теоретически царь в праве сам назначать себе преемника.

Царь осуществляет свою власть в согласии с Боярской думой из представителей высшей аристократии. Численность думы колеблется от 10 до 50 человек.

Органами исполнительной власти являются приказы - аналоги министерств и ведомств. Наиболее значимые приказы - посольский приказ (занимается вопросами внешней политикой), разрядный приказ (руководит сбором войска) и поместный приказ (ведал раздачей поместий за службу). Помимо приказов существуют органы территориального управления - четверти, отвечающие за дела какой-то конкретной территории.

С 1549 года созывается и высший орган сословного представительства - Земский собор, состоящий в основном из представителей дворянства и духовенства, но так же в его работе нередко принимают участие горожане и свободные крестьяне.

Символика

Эмблемой Русского царства с конца XV века служит двуглавый орел, на груди которого со временем стали помещать щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Однако достаточно долго у России не существовало общепринятого государственного знамени - зачастую его роль замещали флаг с изображением христианских святых.

Герб Суздаля.png

Герб Суздальского княжества - позже один из символов рода Шуйских

Однако после получения выхода к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны и появлению у России собственного торгового и военного флота вынудило разработать флаг, по которому можно было бы различать русские корабли. Окончательно морской флаг, позже ставший и государственным, был разработан при царях из династии Шуйских. За основу были взяты флаги двух наиболее влиятельных держав на Балтике - Дании и Швеции, которые изображали на своих знаменах кресты.

В качестве цветовой гаммы для флага были выбраны цвета герба Суздальского княжества, откуда происходили Шуйские. Гербом Суздаля был серебряный сокол на сине-красном поле. Поэтому крест на российском флаге так же стал серебряным, верхние две четверти - синими, а нижние - красными. Помимо этого существовало много других вариантов флагов российского флота, однако со временем утвердился именно бело-сине-красное крестовое знамя.

Нумерация русских царей

Ни один из русских царей до середины XVII века не использовал в своем титуле никаких цифровых обозначений - имени и отчества правителя считалось достаточным для его идентификации. Однако после вхождения в состав Русского царства обширных литовских земель, на которых традиция нумерации правителей уже устоялась, началась разрабатываться и русская система цифрового обозначения монархов.

Наиболее логичным представлялось начать отчет нумерации с первого русского царя - Ивана Грозного, которому в таком случае надлежало стать Иваном I. Однако находившейся в те годы у власти династии Шуйских, многие представители которой в годы правления Ивана Грозного были казнены, было важно подчеркнуть законность своих претензий на престол. Поэтому нумерацию правителей России было решено начинать не от царей, и даже не от московских князей, к потомкам которых Шуйские не относились, а от великих князей Владимирских. Таким образом подчеркивалось общность происхождение и первых царей, и новой правящей династии.

В итоге нумерацию открывал Юрий Долгорукий, ставший Юрием I. Соответственно, Иван Грозный получил в ней имя Ивана IV. Особенностью этой нумерации так же было включение в нее всех лиц, когда-либо занимавших трон Владимирского княжества, в том числе и участников династической войны 1425-1455 годов - Юрия Галицкого и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки, ставших, соответственно, Юрием IV, Василием IV и Дмитрием V.

Список царей

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Рюриковичи
Иван IV.jpeg Иван IV Васильевич Грозный
(1530–1584)
Анастасия Захарьина-Юрьева
(1547–1560)
16 января 1547 28 марта 1584 Сын Василия V Ивановича
Мария Черкасская
(1561–1569)
Марфа Собакина
(1571)
Анна Колтовская
(1572)
Федор I.jpeg Фёдор I Иванович
(1557–1598)
Ирина Годунова
(1580–1598)
28 марта 1584 17 января 1598 Сын Ивана IV Васильевича
Смутное время
Борис Годунов.jpeg Борис I Фёдорович Годунов[3]
(1552–1605)
Мария Скуратова-Бельская
(1571–1605)
21 февраля 1598 23 апреля 1605 Шурин Фёдора I Ивановича
Федор Годунов.jpeg Фёдор II Борисович Годунов
(1589–1605)
Нет 23 апреля 1605 11 июня 1605 Сын Бориса Годунова
Лжедмитрий.jpeg Лжедмитрий I[4]
(?–1606)
Марина Мнишек
(1606)
11 июня 1605 27 мая 1606 Нет[5]
Шуйские
Василий Шуйский.png Василий VI Иванович
(1552–1612)
Елена Репнина
(ок.1580–ок.1589)
29 мая 1606 22 сентября 1612 Потомок владимирского князя Андрея II Ярославича в 9-м поколении
Мария Буйносова-Ростовская
(1608–1612)
Андрей IV.jpeg Андрей IV Иванович
(до 1559–1627)
Екатерина Воротынская
(1607–1627)
22 сентября 1612 4 марта 1627 Брат Василия VI Ивановича
Иван V.jpeg Иван V Андреевич
(1609–1662)
4 марта 1627 8 сентября 1662 Сын Андрея IV Ивановича

Правление Ивана IV Грозного

Детство и юность

Регентство

Иван IV стал великим князем Московским 3 декабря 1533 года после смерти своего отца Василия V в возрасте 3-х лет. До 15 лет за него должна была править мать - Елена Глинская, которая должна была опираться на опекунский совет из 7 бояр (т. н. "Семибоярщина"): ее дяди Михаила Глинского, Василия и Ивана Шуйских, Михаила Захарьина-Юрьева, Михаила Тучкова и Михаила Воронцова, а так же брата Василия V - князя Андрея Старицкого.

Елена Глинская-0.jpg

Елена Глинская

Уже через 8 дней после смерти Василия V под стражу был заключен Юрий Дмитровский - старший из оставшихся братьев покойного князя. 5 августа 1534 года был брошен в тюрьму Михаил Глинский, вскоре там и умерший, а через некоторое время и Михаил Воронцов. В результате опекунский совет распался и началось единоличное правление Елены Глинской, отмеченное русско-литовской войной 1534-1537 годов и денежной реформой, впервые установившей единую для всей страны монету - копейку.

Постепенно росло недовольство регентшей и ее фаворитом - Иваном Овчиной-Телепневым-Оболенским. В 1537 году князь Андрей Старицкий попытался поднять мятеж, но был схвачен и умер в заключении. Однако уже 4 апреля 1538 года Елена Глинская умерла - возможно, была отравлена. Немедленно Иван Телепнев был брошен в тюрьму и начался период боярского правления.

Боярское правление

1-е боярское правительство возглавил князь Василий Васильевич Немой-Шуйский - талантливый политик и дипломат. Ради укрепления своей власти он присвоил титул наместника московского и женился на двоюродной сестре Ивана IV. Лидер оппозиции - Иван Федорович Бельский - был арестован, а поддержавшего его митрополита Даниила низложили. Однако в ноябре 1538 года Василий Шуйский внезапно скончался. Новым главой правительства стал его брат Иван - человек властолюбивый и грубый. Против него сплотилась оппозиция, возглавленная новым митрополитом Иоасафом, который в июле 1540 года добился отстранения Шуйских и освобождения Ивана Бельского, который немедленно возглавил правительство.

Бояре.jpg

Боярство

Иван Бельский был талантливым государственным деятелем, но ему не удалось удержаться у власти - уже 3 января 1542 года Шуйский сумел организовать новый заговор и убить Бельского. Однако 4-е боярское правительство продержалось всего несколько месяцев - уже 14 мая Иван Васильевич Шуйский скончался. Новым правителем стал его троюродный брат - Андрей Михайлович Честокол-Шуйский, краткое пребывание которого у власти стало апогеем боярского правления. В сентябре 1543 года на глазах митрополита Макария и 13-летнего великого князя людьми Шуйских был избит боярин Федор Воронцов, пользовавшийся любовью юного Ивана. Это стало последней каплей - 29 декабря 1543 года Андрей Шуйский был арестован и по приказу Ивана IV отдан на расправу псарям. Новым главой правительства по приказу великого князя стал тот самый Фёдор Воронцов.

Венчание на царство

К этому времени Иван IV уже начал тяготиться властью опекунов - 6-е боярское правительство очень быстро не оправдало его ожиданий, т. к. Воронцов стремился отстранить великого князя от принятия решений. В 1546 году его вместе с некоторыми сподвижниками казнили. Одновременно Иван IV выразил намерение жениться и венчаться на царство.

Венчание на царство.jpg

Венчание Ивана IV на царство

Это решение не было спонтанным - подобные идеи высказывали митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, дворянин Иван Пересветов. Принятие царского титула ставило Ивана вровень с такими правителями, как император Священной Римской империи, османский султан и персидский шах, что повышало престиж Русского государства. Кроме того, тем самым он декларировал преемственность от византийских императоров на главенство в православном мире.

16 января 1547 года Иван IV был венчан на царство. В 1550-е годы его новый титул был признан Данией, Испанией и Флоренцией. В 1576 году аналогичным образом поступил император Филипп III Габсбург. Сложнее была ситуация с католическими странами - из-за позиции польского короля долгое время не признавали царского титула Рюриковичей папский престол, Франция и Англия. До 1590-х годов той же позиции придерживалась Швеция.

Внутренняя политика

Реформы "Избранной рады"

К 1549 году было сформировано первое царское правительство, вошедшее в историю как "Избранная рада". В него вошли митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, дьяк Иван Висковатый и нек. др. Вместе с "Избранной радой" Иван IV в 1549-1560 годах провел целый ряд реформ, нацеленных на централизацию страны:

  • В 1549 году впервые в русской истории был созван орган сословного представительства - Земский собор.
  • В 1550 году принят Судебник, введший новую единицу налогообложения - большую соху, разнящуюся в зависимости от социального статуса владельца земли и ее плодородия, а так же ужесточивший правила перехода крестьян от владельца к владельцу.
  • Оформлялась приказная система - учреждались 10 приказов и 4 четверти для управления страной.
  • Проводились земская и губная реформы, серьезно расширившие права местного самоуправления.
  • Военная реформа создала регулярное войско - корпус стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием.
  • В 1555-1556 годах были отменены кормления (практика содержания местной администрации за счет населения) и принято Уложение о службе, ликвидировавшее разницу между вотчиной и поместьем.
  • В 1551 году Стоглавый собор принял свод правил, регулирующих церковное вероучение и управление церковным хозяйством. Тем не менее, задуманная царем секуляризация церковных земель осуществлена не была.
  • В начале 1560-х годов принимается новая государственная печать, дизайн которой позже был использован в качестве герба Русского царства.
Сильвестр и Иван IV.jpg

Протопоп Сильвестр и царь Иван IV

Однако очень быстро отношения царя с правительством стали ухудшаться. В 1552 году Иван IV тяжело заболел и потребовал от аристократии присягнуть в верности своему двухмесячному сыну Дмитрию. Однако 12 марта 1553 года - в день присяги - целый ряд деятелей, такие как Сильвестр, Фёдор Адашев, князья Шуйский, Оболенский и др. заявили, что не признают власть родственников царицы Анастасии - Захарьиных-Юрьевых - и предложили в качестве наследника трона двоюродного брата Ивана IV князя Владимира Андреевича Старицкого. Однако вскоре Иван выздоровел и необходимость присяги отпала сама собой - тем не менее, это был первый его конфликт с "Избранной радой".

В дальнейшем конфликт правительства с царицей Анастасией и ее родственниками только усиливался. Дошло до того, что после смерти Анастасии 7 августа 1560 года появились слухи, что ее отравили по приказу Сильвестра и Адашева. Это наложилось на неудачи во внешней политике, которые допустило правительство. В итоге Иван IV отправил в отставку большинство деятелей "Избранной рады", некоторые из них были казнены.

В 1564 году в Литву сбежал князь Андрей Курбский - наместник Ливонии. Это стало сильным ударом для царя - вера в преданность окружения была подорвана, в стране постепенно нарастал кризис.

Опричнина

5 января 1565 года был принят проект Алексея Басманова и Василия Захарьина-Яковлева - родственника покойной царицы Анастасии - о введении в стране Опричнины. Территория Русского царства делилась на 2 части, в одной из которых продолжали действовать Боярская дума и приказы, а вторая управлялась непосредственно царем, опиравшемся на новое опричное войско. Его первоначальная численность не превышала 500 человек, однако за 7 лет выросла до 6 000. Во главе первого опричного правительства встали князь Афанасий Вяземский и герой Ливонской войны Алексей Басманов.

Казнь Челяднина-Фёдорова.jpg

Казнь боярина Ивана Челяднина-Фёдорова

Первые годы Опричнины не отмечены террором - было казнено несколько человек, а наиболее знатные роды лишились своих вотчин и получили взамен поместья на новых необжитых местах. Однако в конце 1567 года был раскрыт заговор Ивана Челяднина-Фёдорова, который фактически руководил Боярской думой. Заговорщики планировали выдать Ивана IV польскому королю во время похода на Литву. За раскрытием заговора последовало разорение имений замешанных в нем - погибло несколько сотен человек.

В 1568 году произошел конфликт между царем и митрополитом Филиппом, осудившим казни виднейших аристократов. В результате Филипп был лишен сана и через год был убит. В 1569 году по приказу Ивана IV казнили князя Старицкого, который дважды - в 1553 и 1567 годах - успел поучаствовать в заговорах против него. Зимой 1569-1570 годов состоялся разгром Новгорода - крупнейшая карательная акция опричников.

Однако уже к 1570 году отношения между царем и опричным правительством накалились - Алексей Басманов и князь Вяземский не поддержали решение о походе на Новгород, чем навлекли на себя опалу. В итоге в июле 1570 года к власти пришло 2-е опричное правительство во главе с Малютой Скуратовым и Василием Грязным.

Малюта Скуратов.jpg

Малюта Скуратов

После сожжения Москвы Девлет Гиреем в 1571 году и битвы при Молодях необходимость в особом порядке управления страной отпала - в 1572 году разделение страны на 2 части было ликвидировано, а все опричные органы власти вошли в состав аппарата царского двора.

Годы опричнины наложились на ухудшение климата, неурожаи и эпидемии, что резко осложнило ситуацию в стране. Было казнено около 5 000 человек, еще несколько десятков тысяч умерли от голода и болезней. Тем не менее, был и положительный результат - многие незнатные люди получили шанс сделать успешную карьеру, на что в условиях местничества (занятия должностей в соответствии со знатностью) они не могли рассчитывать.

Дальнейшее правление

В 1575 году Иван IV на время передал титул великого князя Московского лояльному себе татарскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. Себе же он выделил "удел", в которй вошли земли, ранее относившиеся к земщине. На них был полностью воссоздан аппарат, существовавший в годы Опричнины - отдельные дума, приказы, налоги и сборы. Через год эта "новая опричнина" так же была ликвидирована, но за это время Ивану IV удалось существенно пополнить казну за счет конфискаций земель и финансовых сборов в своем "уделе".

Последние 10 лет правления Ивана IV не отмечены массовыми репрессиями - к этому времени правительство, в состав которого помимо Скуратого и Грязного вошли так же Борис Годунов, Богдан Бельский и Афанасий Нагой, владело ситуацией в стране и для поддержания порядка хватало профилактических мер.

Иван Грозный.jpg

Иван IV Грозный

После 1578 года, когда в состав Русского царства вошли земли северо-восточной Ливонии, началась их массовая раздача в поместья, прежде всего тем самым худородным выдвиженцам Ивана IV, которые таким образом встраивались в правящую элиту России. Установление торговых отношений с Европой через Нарву и Ревель позволило насытить внутренний рынок страны необходимыми товарами - прежде всего военной продукцией.

Иван IV умер 28 марта 1584 года. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают споры у историков - по некоторым данным он был отравлен. После смерти старшего сына Дмитрия, наследником долгое время считался второй сын - царевич Иван, однако и он скончался на 3 года раньше отца. В итоге трон перешел третьему из сыновей - Фёдору, зятю Бориса Годунова.

Внешняя политика

Иван IV вошел в историю как царь-завоеватель - при нем территория России увеличилась в 2 раза, благодаря чему она стала крупнейшим государством в Европе.

Войны на востоке

Ливонская война

Основная статья: Ливонская война

Отношения с Европой

Правление Фёдора I

Смутное время

Примечания

  1. После Испанской колониальной империи.
  2. Немецкое название - Ревель, эстонское - Таллин.
  3. С 17 января по 21 февраля 1598 года формальной правительницей была вдова Фёдора I - Ирина Годунова.
  4. Официально - царь Дмитрий Иванович.
  5. Официально при жизни считался сыном Ивана Грозного. Фактическое происхождение неизвестно.

Также на Фэндоме

Случайная вики