Фэндом

Саддам Хусейн
Фотография
Должность: 1-й Президент САСР
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Государственный Совет Союза
Рождение: 28 апреля 1937, Аль-Ауджа
Смерть: -
Образование: Каирский Университет, Университет «Мунтасирия» (Юрист)
Партия: ПАСВ (с 1957)
Гражданство: Ирак → ОАР → САСР

Саддам Хусейн Абд аль-Маджид ат-Тикрити (араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎; 28 апреля 1937, Аль-Ауджа, Салах-эд-Дин) — иракский и арабский государственный и политический деятель, президент Союза Арабских Социалистических Республик (2008—2010), президент Ирака (1979—2008), премьер-министр Ирака (1979—1991 и 1994—2003), генеральный секретарь иракского отделения партии Баас (ПАСВ), председатель Совета революционного командования, маршал (1979).

У Саддама не было фамилии в европейском понимании. Хусейн — это имя его отца, аналогичное русскому отчеству; Абд аль-Маджид — имя его деда, а ат-Тикрити — указание на город Тикрит, откуда Саддам родом.

С деятельностью Саддама Хусейна на посту главы государства в сознании его современников неразрывно связаны:

  • Модернизация Ирака
  • Реформы армии, экономики и социальной политики Ирака
  • Экономические бумы (а Ираке и САСР)
  • Повышение качества жизни в стране
  • Ирано-иракская, Иракская и Курдистанская войны
  • Создание Союза Арабских Социалистических Республик

Биография

Саддам Хусейн родился в селении Аль-Ауджа в 13 км от иракского города Тикрит, в семье безземельного крестьянина. Его мать, Сабха Тулфан аль-Муссалат, назвала новорождённого «Саддам».

В 1947 году Саддам, который страстно мечтал учиться, сбежал в Тикрит, чтоб поступить там в школу. Учение было весьма трудным для мальчика, который в десять лет не умел даже написать своего имени.

Огромное влияние на обстановку в Ираке оказала египетская революция 23 июля 1952 года. Кумиром Саддама был тогда Гамаль Абдель Насер, лидер египетской революции и будущий президент Египта, основатель и первый глава Арабского социалистического союза. В 1956 году 19-летний Саддам принял участие в неудачной попытке переворота против короля Фейсала II.

Политическая Карьера

Вступил в Партию Арабского Социалистического Возрождения в 1957 году.

21 февраля 1960 года Саддам прибыл в Каир, где проучился год в средней школе Каср ан-Нил, а затем, получив аттестат зрелости, поступил на юридический факультет Каирского университета, где учился в течение двух лет. В Каире Саддам из рядового партийного функционера вырос в заметного партийного деятеля, став членом руководящего комитета «Баас» в Египте.

В 1963 году, после свержения партией «Баас» режима Касема, Саддам вернулся в Ирак, где стал членом Центрального крестьянского бюро.

11 ноября 1963 года, по рекомендации общеарабского съезда партии «Баас» региональный съезд иракской «Баас» освободил ас-Саади от поста генерального секретаря партии, возложив на него ответственность за преступления, совершенные за месяцы пребывания баасистов у власти. Деятельность Саддама Хусейна на общеарабском съезде произвела сильное впечатление на основателя и генерального секретаря партии Мишеля Афляка. С этого времени между ними установились прочные связи, которые не прерывались вплоть до самой смерти основателя партии.

Спустя семь дней иракская армия под руководством генерала Арефа отстранила баасистов от власти. Саддам в условиях глубокого подполья приступил к созданию фактически новой партии.

После двух неудачных попыток захвата власти в Багдаде Саддам был арестован, закован в кандалы и заключён в одиночную камеру. Некоторое время он провёл в тюрьме. В июле 1966 года Саддаму организуют побег, и уже в сентябре Хусейна избирают заместителем генерального секретаря иракской партии «Баас» Ахмеда Хасана аль-Бакра.

Saddam Hussein 1974.jpg

Саддам Хусейн - 1974 год

К 1966 году Хусейн был уже одним из лидеров партии «Баас», возглавлявшим партийную службу безопасности.

17 июля 1968 года в результате бескровного переворота партия «Баас» пришла к власти в Ираке. По официальной версии, Саддам был в первом танке, штурмовавшем президентский дворец.

В 1969 году Хусейн окончил багдадский университет «Мунтасирия», получив диплом юриста и занял должности заместителя председателя Совета революционного командования и заместителя генерального секретаря руководства Баас. В 1971-1978 годах с перерывом он прошёл обучение в военной академии в Багдаде.

Важной вехой на пути Саддама к лидирующему положению в партии и государстве стало подписание им с Мустафой Барзани договора от 11 марта 1970 года, провозгласившего автономию Иракского Курдистана, положившего конец кровопролитной 9-летней войне с курдскими повстанцами.

В феврале 1972 года Саддам Хусейн совершает визит в Москву; результатом этого визита и ответного визита в Багдад председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина стало подписание 9 апреля советско-иракского Договора о дружбе и сотрудничестве, обеспечившего всестороннюю советскую поддержку иракскому режиму. Опираясь на эту поддержку, Саддам Хусейн национализировал нефтяную промышленность, однако начать борьбу с курдами он так и не решил (в отличии от РИ).

Новый Ирак

Огромные доходы от экспорта нефти позволили осуществить масштабные реформы (многие — под непосредственным руководством Саддама Хусейна) в области экономики и в социальной сфере. Саддам выступил с программой преобразований, цель которых сформулировал кратко: «сильная экономика, сильная армия, сильное руководство».

Стараясь справиться с недостатками социалистической экономики, Хусейн решил поощрить развитие частного сектора. К середине 1970-х годов он всячески стимулировал предпринимателей и все больше привлекал частные компании, местные и зарубежные, к государственным программам развития. По всей стране шло строительство университетов и школ, автострад и электростанций, водопроводов и систем канализации, малых и больших домов. Открывались многопрофильные и специализированные больницы. Была создана система всеобщего образования и здравоохранения. Под руководством Саддама началась интенсивная кампания по борьбе с безграмотностью. Результатом курировавшейся Саддамом кампании по борьбе с безграмотностью стало увеличение уровня грамотности населения с 30 до 70 процентов, по этому показателю Ирак вышел в лидеры среди арабских стран. Проводится электрификация, значительно увеличилась сеть автомобильных дорог. Уровень жизни в Ираке стал одним из самых высоких на Ближнем Востоке. Ирак создал одну из самых современных систем здравоохранения на Ближнем Востоке. Популярность Саддама росла с каждым годом

После национализации иностранных нефтяных
Saddam1990.jpg

Саддам Хусейн с лидерами ПАСВ (1990)

интересов, Саддам приступил к модернизации сельской местности, начав механизацию сельского хозяйства в крупных масштабах, а также выделив земли крестьянам. В результате экономического бума в Ирак в поисках рабочих мест прибыло значительное число мигрантов из арабских и других азиатских стран. Для руководства некоторыми высокотехнологичными процессами в строительстве и обрабатывающей индустрии приглашались квалифицированные иностранные специалисты.

В 1978 году Саддам Хусейн пошёл на сближение с коммунистами Ирака. По его предложению они объединились с ПАСВ на условиях, частичного пересмотра идеологии. С этих пор ПАСВ характеризуется как арабская социалистическая просоветская партия.

Однако, несмотря на все достижения, они были в немалой степени загублены Ирано-Иракской войной, а позже и Кувейтской войной (Война в Персидском заливе). Однако, после войны в Ираке 2003 года и присоединения Кувейта начался новый веток развития.

Арабский Лидер

После окончания Курдистанской войны за независимость, Ирак нехотя, но всё же передал Курдскую автономию под управление Курдистана, в обмен на это Президент СССР, пообещал надавить арабские страны в интересах Ирака. Так в последующие месяцы Саддам Хусейн объединил Ирак, Сирию, Иорданию и Ливан под единым флагом, образовав Союз Арабских Социалистических Республик.

Позже он начал новую войну с Ираном, но на этот раз победоносную: в результате войны к САСР отошла территория населённая арабами, эта земля была очень богата нефтью, мы был вызван очередной экономический бум, на фоне Экономического Кризиса.

В августе 2010 года Саддам Хусейн сложил свои полномочия главы государства, верховная власть перешла к Государственному Совету Союза, в который вошли лидеры республик. 

Также на Фэндоме

Случайная вики