ФЭНДОМ

В реальной истории за объединение Германии боролись императоры Австрии и короли Пруссии, и победителем в этой борьбе оказалась Пруссия. Хотя, немецкие княжества окончательно стали единым государством лишь в 1871 году.

А что, если бы Германию объединила не милитаристская Пруссия, в которой отсутствовало развитое гражданское общество, а Саксония, которой в начале XIX века управлялась просвещенными и передовыми монархами, проводившими прогрессивные реформы?...

Наполеоновские войны

13 ноября 1805 года французские войска заняли Вену, причем в руки Наполеона попал дипломатический архив Австрийской империи, включая переписку императора Франца II с императором России Александром I (в реальной истории австрийские архивы были эвакуированы из Вены до подхода французов), из которой Наполеон понял, что Александр был основным инициатором создания третьей антифранцузской коалиции и убедился во враждебности к себе нынешнего российского императора.

Тильзитский мир

После разгрома России и Пруссии в ходе Войны четвертой антифранцузской коалиции 25 июня—9 июля 1807 года состоялась мирная конференция в Тильзите между Россией и Францией, посвященная обсуждению условий мира. Стремясь максимально ослабить Пруссию-основного союзника России в Европе после разгрома Австрии в 1805 году-Наполеон не только аннексировал прусские земли западнее Эльбы, но и включил в состав восстановленной Польши (см. ниже) все земли, ранее захваченные пруссаками по итогам трех разделов Польши. Силезия была отторгнута у Пруссии в пользу Австрии с целью обеспечить франко-австрийский союз или хотя бы австрийский нейтралитет.

Россия так и не получила Белостокскую область, которая была включена в состав восстановленного Польского королевства. Наследственным королем Польши стал получивший королевский титул курфюрст Саксонии; возникала польско-саксонская уния. Как и в реальной истории, был заключён русско-французский союз; Россия присоединялась к континентальной блокаде. В отличие от реальной истории, все завоеванные французами немецкие земли восточнее Рейна (включая те, что в реальной истории составили королевство Вестфалия) составили марионеточное Германское королевство, находящееся в династической унии с Францией (аналогично созданному Наполеоном в реальной истории Итальянскому королевству).

Война пятой коалиции

Несмотря на то, что Россия временно разорвала союз с Англией и проводила дружественную по отношению к Франции политику (так, в 1808—1809 годах русские войска воевали с проанглийской Швецией, вынудив её по итогам войны уступить Финляндию), положение Наполеона оставалось непрочным. В 1808 году французы были вынуждены вторгнуться в Испанию из-за несоблюдения ей режима континентальной блокады и сместить испанского короля, посадив на испанский престол брата Наполеона Жозефа, что вызвало массовое народное восстание, которое было поддержано английскими войсками; Наполеону пришлось лично возглавить французскую армию в Испании.

Пользуясь этим, Австрия, стремящаяся ликвидировать французскую гегемонию в Европе и опасающаяся того, что Наполеон уступит полякам земли, ранее отторгнутые у них австрийцами в ходе первого и третьего разделов Польши, начала в 1809 году войну против Франции. Однако, как и в реальной истории, австрийцы потерпели 5—6 июля сокрушительное поражение при Ваграме. Наполеон, разочаровавшись в идее союза с Австрийской империей, решил пойти на её расчленение-союзная Франции Бавария получала Тироль, Зальцбург и Каринтию, Саксония-Силезию (включая чешскую её часть), Польша-Западную Галицию [в отличие от реальной истории, Тарнопольская область так и не была передана России). На территории австрийских Венгрии и Хорватии было создано марионеточное королевство Венгрия, правителем которого стал Жером Бонапарт.

Стремясь укрепить союз с Саксонией и Польшей, Наполеон также уступил саксонскому королю Фридриху Августу I княжества Тюрингии.

Война шестой коалиции

Наличие в составе Великой армии дополнительных войск, набранных в Венгрии, активно наступавших против России со стороны Галиции, сковало 3-ю Западную и Дунайские армии, в результате чего они так и не были переброшены в Белоруссию (операции на Березине, приведшей к окружению остатков французских боеспособных сил, не произошло). До весны 1813 года русская армия была занята вытеснением венгров с Украины, и лишь 4 марта русские войска заняли Варшаву и большую часть Польши. Одновременно прусский король перешел на сторону России, на что французы и саксонцы ответили оккупацией Бранденбурга и Берлина.

2 мая Наполеон разгромил русско-прусские войска при Кюстрине, а 20—21 мая — нанес сокрушительное поражение русской армии при Познани. В результате 25 мая по инициативе французской стороны начались мирные переговоры. Александр I и Фридрих Вильгельм III Прусский, понимая, что близки к полному разгрому, согласились на открытие мирного конгресса в Дрездене. Осознавая угрозу выступления против него Австрии и катастрофическое военное положение в Испании, Наполеон подписал 16 октября Дрезденский мирный договор, по которому воюющие стороны возвращались к границам 1812 года, а Россия и Франция обещались не вмешиваться во внутренние дела Пруссии, Саксонии и Польши.

К тому времени англо-испанские войска успешно освободили от французов Пиренейский полуостров, но, понимая, что оно не может воевать без союзников (тем более что часть английских войск была скована очередной войной с США), британское правительство пошло на заключение с Францией мира на условиях уступки французских колоний в Индии и на Антилах, а также признания королем Испании Фердинанда VII и отмены «континентальной блокады». 29 января 1814 года гвардейцы-заговорщики, недовольные непрерывной чередой неудач России во внешней политике, убили императора Александра I; новый император Константин I назначил председателем кабинета министров возвращенного из ссылки франкофила и либерала Сперанского. В итоге стороны пришли к компромиссу в ходе Парижского мирного конгресса, завершившегося 30 марта 1814 года подписанием мира между Великобританией и Францией.

Послевоенный период

Восточный вопрос

В январе 1821 года на полуострове Пелопоннес началось восстания греческого населения против Османской империи, которое было поддержано Францией, Англией и Россией, принявшими решение о частичном разделе турецкого государства. Начавшаяся русско-турецкая война 1821—1822 годов кончилась сокрушительным поражением Турции, вынужденной подписать Адрианопольский мир. По нему султан признавал русскими владениями Грузию, Имеретию, Мигрелию и Гурию; Сербское и Дунайские княжества становились независимыми (последние- под русским протекторатом). Также турки обязались разрешить русским судам беспрепятственно пользоваться Проливами. Союзником России в войне выступила Венгрия, оккупировавшая Боснию и Герцеговину.

Одновременно англо-русско-французский флот 20 октября 1822 года уничтожил турецко-египетскую эскадру при Наварине. На территории провинций Западная и Восточная Эллада, а также Аттики, Пелопонесса и Киклад, было создано независимое Королевство Греция. Первым королем Греции стал английский принц Эдуард Август; Греция вступала в союз с Великобританией, за что та уступила ей Ионические острова; англичанами также были захвачены Кипр, Эгейские острова и Крит. Также турки передавали венграм Боснию и Герцеговину и передавали Франции Сирию, Палестину западнее Иордана и Ливан. Это позволило хедиву Египта Мехмед-Али и правителям Аравии провозгласить свою независимость от Османской империи.

Опасаясь попытки захвата французами Египта, Мехмед-Али в 1829 году договорился о установлении английского протектората. Это вынудило французов переключить внимание на Алжир, захваченный ими в 1830 году; к 1848 году он был целиком присоединен и стал частью Франции, но сопротивление населения Алжира французскими колонизаторам было окончательно сломлено лишь к 80-ым годам XIX века. В 1826—1828 годах Россия разгромила напавший на неё Иран и вынудила его уступить восточную Армению и северный Азербайджан. Тем самым было завершено покорение русскими Закавказья.

Революционные движения

В 1820 году репрессии короля Испании Фердинанда VII против либералов и разгон им кортесов привели к революции, в ходе которой власть захватили революционеры во главе с Риего; король был вынужден присягнуть конституции и заново созвать кортесы. Угроза распространения революции на соседние страны вынудила Англию и Францию организовать в 1823 году совместную интервенцию, в ходе которой королю была возвращена вся полнота власти. Также, одновременно с испанской революцией, произошла революция на Сицилии, подавленная англо-сардинскими войсками; в 1821 году произошла попытка революции в аннексированном Франции Пьемонте.

Население Германского и Итальянского королевств, формально независимых, но в действительности включенных в состав Французской империи, стремилось к независимости; приобретали популярность идеи создания единой Италии и единой Германии. Стремились к независимости и аннексированные французами в ходе Наполеоновских войн немецкие районы Рейнланда, и итальянские районы Пьемонта, Лигурии, Флоренции и Римской области, и ранее независимые Голландия и Швейцария. Страны-члены Рейнского союза были недовольны зависимостью от Франции. Частично националистические движения немцев, итальянцев, швейцарцев и голландцев поддерживались Британией, стремящейся к ликвидации гегемонии Франции в Европе.

Революции 1831 года

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики