ФЭНДОМ

Центр Балтийской Области
Центр Невской Губернии

Санкт-Петербург
Герб Петербурга
Страна: Российская Республика
Год основания: 1703 год
Прежние названия: Не переименовывался
Население: 2 820 341 чел.
Карта Санкт-Петербурга
Карта Петербурга в 1926 году

Санкт-Петербург — один из крупнейших городов Российской Республики, административный центр Балтийской области и Невской губернии. Историческая столица Российской Империи с 1712 по 1825 год. Крупнейший портовый город России.

В Санкт-Петербурге расположен центр высшей блюстительной ветви власти Российской Республики — Верховный Собор.

География

Санкт-Петербург расположен на северо-западе Российской Республики, в пределах Приневской низменности. Петербург занимает прилегающее к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и многочисленные острова Невской дельты.

Районы города

Петербургский

Василеостровский

Адмиралтейский

Балтийский

Республиканский

Невский

Кушелевский

Новодеревенский

Достопримечательности

Петропавловская Крепость

Дворцовая Площадь

Зимний дворец

Зимний Дворец ЧБ

Зимний дворец, вид с Невы

Зимний дворец — бывший императорский дворец, в котором на данный момент располагается крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей — Государственный музей Эрмитаж.

Всего за период 1711 — 1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.

Первый был возведён в 1712 году. Небольшой каменный дворец стал свадебным подарком Меньшикова Петру I. Следующий зимний дворец был построен по приказу Петра I в 1720 году, в этом же дворце великий император скончался в 1725 году.

Третий зимний дворец появился в результате перестройки старого знаменитым архитектором Ф.Б.Растрелли в 1735 году. Впоследствии этот дворец был расширен императрицей Елизаветой Петровной. Четвёртый (временный) дворец располагался на углу Невского проспекта и набережной Мойки и просуществовал с 1755 по 1762 года.

В 1762 году было завершено строительство современного Зимнего дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.. Внутренняя отделка была поручена группе архитекторов под руководством Бецкого.

В 1764 году первые картины присланные Екатерине II стали основой коллекции дворца. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

Пожар в Зимнем дворце

Пожар в Зимнем дворце

В 1826 году по проекту К.И.Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников Отечественной войны.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В.П.Стасов, А.П.Брюллов и А.Е.Штауберт. Во время восстановления было принято решение изменить окрас Зимнего дворца: стены были перекрашены в сине-изумрудный цвет, а колонны, карнизы, междуэтажных тяги и обрамления окон — в белый цвет. После окончания восстановления дворец открылся для публики в качестве государственного музея.

Колонна Победы

Колонна Победы

Колонна Победы

К 20-й годовщине победы над Наполеоновскими войсками, в 1834 году, на Дворцовой площади была воздвигнута величественная монументальная Колонна Победы. В память об этом событии был отчеканен рубль с изображением колонны и с надписью — «Благодарная Россия 1834».

Площадь Революции

Исаакиевский собор

Кафедральный соборный храм преподобного Исаакия Далматского — главный собор Петербурга, один из самых знаменитых в России. Располагается собор в центре Петербурга напротив здания Петербургского городского вече.

На месте современного Иссакиевского собора ранее располагался предшествовавший его одноимённый храм, который дважды перестраивался (при Петре I и Екатерине II).

Сенатская площадь

Иссакиевский собор

Строительство современного соборного храма началось ещё в Российской Империи в 1818 году, однако первоначальный проект строительства храма не понравился многим архитекторам, инженерам и живописцам того времени. Тогда он, приняв во внимания критику со стороны последних, разработал новый проект в 1825 году, который был вскоре утверждён.

Строительство собора проходило с 1818 по 1839 года. В эти годы в строительстве успели поучаствовать до трёх сотен тысяч рабочих. Между тем, в ходе строительства от различных заболеваний, связанных в том числе с использованием ртути, погибло по различным данным от 10 тысяч до 60 тысяч человек.

Сенатский дворец

Сенатский дворец изначально представлял из себя фахверковый дом светлейшего князя Меншикова. Затем, в 1727 году был передан вице-канцлеру Остерману, а в 1744 году он перешёл во владения Бестужеву-Рюмину. После восхода на престол Екатерины II в дворец переехал Сенат, для которого здание было перестроено в 80-х годах XVIII века. В результате перестройки его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

Здание Сената

Здание Верховного Собора

Затем во время Декабрьской Революции, здание Сената стало местом важнейших событий тех дней. Именно здесь, на площади Революции (тогда ещё Петровской) перед зданием Сената собрались восставшие солдаты и офицеры, которые потребовали обнародовать всенародный манифест.

После учреждения Российской Республики в здании Сенатского дворца расположился Верховный Собор — высший орган блюстительной власти в России. Новое назначение потребовало перестроить дворец. Тогда в 1828 году Петербургское городское вече выделено необходимые средства и уже к 1832 году было завершена перестройка дворца.

Собор Воскресения Христова

Спасс на Крови

Храм Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова — православный однопрестольный храм, построенный в неорусском стиле, а потому несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.

Строительство храма началось по инициативе городского Вече Санкт-Петербурга, которая начала сбор средств. Немалую сумму денег вложили петербургские буржуа, владельцы фабрик.

Строительство храма началось в 1869 году и завершилось спустя 12 лет — в 1881 году. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, а в 1898 году здание храма было полностью электрифицировано.

Невский проспект

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры.

Пересекает реки Мойку (Полицейский мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост).

Сенная Площадь

Сенная площадь 1890 год

Сенная площадь в 1890 году. Главный корпус Сенного рынка.

Сенная площадь — площадь в центре Санкт-Петербурга, расположенная на пересечении Республиканского проспекта и Садовой улицы.

Название площадь получила в конце XVIII века из-за того, что на этом месте продавалось сено (до этого она называлась «Большой» и «Конной» площадью).

В 1753 — 1765 годах на Сенной площади был воздвигнут значительный памятник позднего барокко — Успенская церковь (Спас на Сенной).

Сенная площадь современный вид

Современный вид Сенной площади

В 1876 году в центре площади были построены корпуса Сенного рынка. В 90-х годах через Сенную площадь был пущен электрический трамвай.

В 1917 году была открыта станция метрополитена «Сенная площадь».

В 1920-х годах были снесены окружавшие площадь трущобы, притоны, кабаки.

История

Российская Империя

В результате Северной войны 1700 — 1721 годов долина реки Невы была отвоёвана у Швеции и вошла в состав Российской империи. Однако ещё во время войны 16 (27) мая 1703 года в устье Невы неподалёку от Ниена был заложен город Санкт-Петербург.

История города на Неве началась с постройки Петропавловской крепости на Зайчьем острове. В первые десять лет существования города главной его частью был Городской остров (совр. Петербургский остров), здесь находились старый Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части.

Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были построены Галерная верфь, Зимний дворец Петра I и Летний дворец Петра I с Летним садом.

С 1712 года город был провозглашён столицей России, а с 1713 года все лица, служащие царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Указом Петра Великого от 16 января 1712 года в Петербурге создаются инженерная и артиллерийская школы. В 1725 году была основана Петербургская академия наук, где с 1728 года стала выходить первая русская газета «Санкт-Петербургские ведомости».

По новым генеральным планам роль главной магистрали отводилась Невскому проспекту. Санкт-Петербург становится одним из крупнейших научных центров в России. Создаётся целый ряд учебных заведений — Смольный институт благородных девиц, Императорская Академия художеств, Горное училище, Главное народное училище по подготовке учителей и другие. К концу XVIII века население города составило 220 тысяч человек и обогнало по численности Москву, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей.

Российская Республика

После Декабрьской революции Санкт-Петербург стал центром политической жизни нового государства. Здесь в 1826 году решалась судьба России. Однако по принятой в следующем году конституции Петербург лишался статуса столицы Российского государства — здесь осталась лишь блюстильная ветвь власти.

В это время происходит бурное развитие промышленности — к середине 1830-х годов в Санкт-Петербурге действует около 400 фабрик и заводов, к середине 1870-х — более 100 банков, а к концу столетия более 1000 предприятий. На петербургских окраинах строятся крупные заводы — Путиловский, Обуховский, Балтийский. Растут индустриальные и жилые районы на Выборгской стороне, за Нарвской, Московской, Невской заставами, формируется плотная многоэтажная застройка с многочисленными «доходными домами» в центре города.

1837 году открывается Московский вокзал, который открывал путь к двум другим столицам России (Москве и Волгограду). В 40-е годы открывается Петергофский (впоследствии Балтийский) вокзал, а в 60-е — Финляндский вокзал.

В 1861 году в Санкт-Петербурге появилась первая пассажирская конно-железная дорога. Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу — к моменту пуска первой линии электрического трамвая конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Пришедшая в 1890 году трамвайная компания не смогла перекупить Конку, как это было в Москве. Тогда предприниматели решили просто проложить трамвайные пути параллельно путям конно-железной дороги. Большая скорость и меньшая цена трамвая привела к разорению коннок. Электрический трамвай окончательно вытеснил конку в 1895 году.

В 1876 году под руководством Николая Путилова заканчивается строительство глубоководного канала от Кронштадта к большому морскому порту. Этот проект позволил значительно увеличить объёмы грузооборота Петербургского порта.

Население

Санкт-Петербург — второй после Москвы город Российской Республики по численности населения и самый северный город с населением свыше 100 тысяч человек. К 1926 году официальная численность населения составляла 2 820 341 человек. За прошедший век численность Санкт-Петербурга выросла «всего» в 6,7 раз: с 424 тысячи человек в 1826 году до 2 820 тысяч в 1926 году.

Такое большое увеличение численности населения многие урбанисты связывают с промышленной революцией и последовавшей за ней индустриализацией, которая привлекла в город значительную часть населения из деревень. Тем не менее, по этому показателю бывшая столица отстаёт от Волгограда и Москвы, что во многом связывают со скоромными с точки зрения власти функциями и тяжёлыми климатическими условиями.

Этнический состав Петербурга относительно однообразный. Согласно переписи населения 1925 года самым многочисленными этносами города стали русские (88,49%) и евреи (4,67%). Куда меньшими по численности являются немцы (2,01%), поляки (1,04%), эстонцы (0,90%) и латыши (0,71%).

Экономика

Транспорт

Метрополитен