ФЭНДОМ

Lithuanian Grand Duke Švitrigaila (2)

Свидригайло Ольгердович

После победы при Грюнвальде (1410 год) Великое княжество Литовское под властью Витовта превратилось в гегемона Восточной Европы. В 1419 году гуситы предложили Витовту корону Чехии. В 1427 году вдова московского князя Василия I Софья - дочь Витовта - отдала Московское княжество под литовское покровительство, после чего верховную власть Витовта в том же году признала Тверь, а три года спустя - Рязань. В Золотой Орде в 20-ых годах при поддержке Витовта, разгромившего его соперника Борака, утвердился хан Улу-Мухаммед.

Основной проблемой Великого княжества Литовского было то, что формально оно оставалось младшим партнером Польши; даже верховным князем Литвы де-юре являлся двоюродный брат Витовта Владислав II Ягайло, польский король. На Луцком съезде восточноевропейских монархов римско-германский и венгерский король Сигизмунд Люксембургский предложил возвести Витовта в королевское достоинство, что могло бы осложнить отношения Польши и Литвы и прекратить польско-литовскую поддержку враждебных Сигизмунду гуситских мятежников.

Но 27 октября 1430 года Витовт умер. Литовская знать избрала новым великим князем младшего брата польского короля, Свидригайло Ольгердович, который стремился к обособлению Литвы и начал сколачивать коалицию враждебных Польше государств, в которую вошли Сигизмунд Люксембургский, Тевтонский орден, Молдавия и Золотая Орда. В 1431 году между Польшей и Литвой шла Луцкая война за обладание Подолией и Волынью, а 31 августа группа заговорщиков, стремящихся к сохранению польско-литовской унии, напала на Свидригайло в Ошмянах. Великим князем мятежниками был провозглашен Сигизмунд Кейстутович, младший брат Витовта.

Но что, если бы правление Сигизмунда оказалось недолгим и неудачным, а Свидригайло смог вернуться на виленский трон и реализовать планы по разрыву польско-литовской унии?..

Победа при Ошмянах

Žygimont Kiejstutavič. Жыгімонт Кейстутавіч (J. Aziambłoŭski, XIX)

Сигизмунд Кейстутович

Хотя Сигизмунд и захватил власть в столице, земли восточнее Березины и южнее Полесья остались верны Свидригайло, который спасся из ошмянской западни, бежав в Полоцк. Даже в "коренной Литве" Сигизмунда признали во многом благодаря тому, что многие считали, что Свидригайло погиб; замки Тракая он захватил, отдав местному воеводе Евнуту также Виленское воеводство, а Берестье ему пришлось брать штурмом с помощью польских войск. В первый же год правления ему пришлось иметь дело с заговором против своей власти ряда литовских вельмож во главе с братьями Волимонтовичами, которые собирались реставрировать Свидригайло. Заговорщики были недовольны подписанием невыгодной для Литвы Гродненской унии с Польшей, предусматривавшей её превращение в польский лен и уступки полякам на Волыни и в Подолии.

Сигизмунд расправился с недовольными, но Свидригайло в это время успел собрать войско, к которому примкнули союзники из Ливонского ордена и Тверского княжества, а также татары (ордынские или литовские служилые). 13 ноября Свидригайло был в Борисове, а 30 ноября - уже в Ошмянах. Гарнизоны сдавали ему крепости без боя, а литовские бояре, бросая семьи, отъезжали к Свидригайло. 8 декабря Сигизмунд со своими приверженцами, союзными поляками и небольшим отрядом из Жемайтии встретился со Свидригайло в битве у Ошмян. Хотя в реальной истории Сигизмунду удалось победить Свидригайло, первоначально успешно наступали именно войска последнего, и даже после того, как сторонники Сигизмунда начали побеждать, сражение шло до самой темноты, причем в переписке Свидригайло с Тевтонским орденом утверждается, что Сигизмунд, в конечном итоге вышедший из битвы победителем, понес куда бОльшие потери, чем его разгромленный соперник. Всё это говорит о том, что исход сражения не был предопределен.

Развилка - армия Свидригайло быстрым натиском смяла противника, истребив или обратив в бегство войско Сигизмунда; сам узурпатор литовского престола погиб, а его сын Михаил бежал в Польшу. Победоносный Свидригайло подступил к Вильне, чье население не замедлило отворить законному великому князю ворота. Жемайтия, признавшая власть Сигизмунда чисто номинально, не замедлила перейти на сторону Свидригайло, тем более что жемайтский староста Кезгайло был участником заговора Волимонтовичей. К концу 1432 года власть Свидригайло в большей части Великого княжества Литовского была восстановлена - но все понимали, что это лишь начало большого противостояния с Польшей, тем более что польские войска продолжали удерживать Берестье и Подляшье, а также успешно захватили Луцкую землю, хотя в Подолии местный воевода Федько Несвицкий при помощи татар и молдаван продолжал с переменным успехом сопротивляться захватчикам.

Война разрастается

220px-Paul von Rusdorf, Christoph Hartknoch 1684

Пауль фон Русдорф

Узнав о победе Свидригайло, поляки предложили признать его законным князем Литовским в обмен на то, что он подтвердит условия Гродненской унии, подписанной Сигизмундом Кейстутовичем, и уступить Луцкую землю и восточную Подолию, а также денонсирует заключенный им в июне 1431 года антипольский Кристмемельский договор с Тевтонским орденом. Свидригайло отверг эти требования и в ответ заявил, что Польша должна уступить западную Подолию с центром в Каменце. Тем временем великий магистр Тевтонского ордена Пауль фон Русдорф денонсировал перемирие с Польшей в обмен на уступку Литвой Паланги - полоски земли на побережье Жемайтии. В феврале 1433 года в войско Свидригайло, помимо ливонцев и тверитян, влились войска из Москвы, посланные великим князем Юрием II Звенигородским, который, как и тверской князь Борис Александрович, являлся родственником Свидригайло по жене.

С их помощью Свидригайло удалось изгнать поляков из Подляшья и Берестья. Более того, в апреле князь Александр, староста Луцкой земли, передал её Свидригайло и совершил набег в русские владения Польши, разоряя Холмскую землю. На лето было намечено генеральное наступление литовско-орденской коалиции: с севера Польшу должна была атаковать армия Тевтонского ордена, укомплектованная наемниками из Германии, а с юго-востока - литовцы при поддержке татар и молдаван. Но этот план провалился - Свидригайло заболел (в письмах Владиславу II Ягайло он жаловался на выпадение челюсти), а татарский хан Улу-Мухаммед предал Литву и разорил её южные земли (дойдя, по некоторым сведениям, до Днепра). Против него Свидригайло выслал войско, сместившее его и сделавшее ханом другого Чингизида, Сеид-Ахмеда, внука Тохтамыша.

В итоге Тевтонский орден так и не получил помощи от Великого княжества Литовского, когда как на помощь полякам против него пришли гуситы. Совместными усилиями польско-чешское войско летом того же года разорило Ноймарк, Помереллию и западную Пруссию, дойдя к сентябрю до Балтийского моря. Свидригайло использовал это, чтобы обвинить поляков в союзе с еретиками-гуситами, но те в ответ инкриминировали ему сотрудничество с нехристями-татарами, которых он привлекал для набегов на западную Подолию и Галичину. Однако, несмотря на давление со стороны сословной оппозиции (рыцарства и городов), Тевтонский орден отказался "идти на мировую" с Польшей, поскольку, во-первых, польские требования были чрезмерны, а, во-вторых, орденцы надеялись на то, что в следующем году Свидригайло сможет отвлечь поляков на себя.

Каменецкий разгром

IMG 24961

Каменецкий Старый замок

Весной 1434 года литовское войско под руководством Свидригайло вторглось западную Подолию, осадив Каменец. Атакуя эту мощную крепость, великий князь намеревался убить двух зайцев одним выстрелом - вернуть под власть Литвы западную Подолию, потерянную тремя годами ранее, и отвлечь Польшу от Тевтонского ордена. 1 мая состоялось сражение между разноплеменным войском Свидригайло (где, помимо литовцев, были татары, молдаване, а также воины из Северо-Восточной Руси) и армией Польши, на стороне которой также сражались литовцы из числа приверженцев Михаила Сигизмундовича, а также мазовшане (как раз незадолго до битвы Михаил Сигизмундович женился на мазовецкой княжне Евфимии).

Из-за тактических просчетов Свидригайло сражение кончилось катастрофой (для сравнения - см. РИ-исход битвы при Вилькомире), тем более что польским войском командовали компетентные военачальники - Якуб из Кобылян и вышеупомянутый Михаил. Свидригайло, бросив разбитое войско, бежал в Вильну. Михаил успешно занял Луцкую землю и Подляшье, принеся польской короне присягу за эти земли. От окончательной гибели Свидригайло спасло лишь то, что 1 июня умер его брат, король Польши Владислав II Ягайло. За регентство при его несовершеннолетнем сыне Владиславе III боролись королева-мать София Гольшанская и епископ краковский Збигнев Олесницкий, а на польский трон претендовал претендовал Земовит V Равский, один из мазовецких Пястов. Данные проблемы на время отвлекли Польшу от поддержки Михаила Сигизмундовича в Литве.

Тем не менее, положение Свидригайло оставалось тяжелым. Обосновавшийся в Берестье Михаил в своих рейдах доходил до Вильнюса, а его приверженец Олелько Владимирович в том же году овладел Киевом (несмотря на то, что истерзанная войной с Польшей восточная Подолия оставалась верна Свидригайло). Польша требовала от Свидригайло или уступить Михаилу литовский трон, или отдать во владение Волынь, Подляшье, Тракайское княжество и Жемайтию; при этом сам Свидригайло мог сохранить власть в оставшихся землях лишь как вассал Польши и должен был разорвать союз с Тевтонским орденом. Принять эти условия Свидригайло не мог, поэтому вызвал из охваченного Гуситскими войнами Чешского королевства Сигизмунда Корибутовича - бывшего Витовтова наместника в Чехии в 20-ых годах XV века, весьма многоопытного полководца.

Перелом в войне

Сигизмунд Корибутович

Сигизмунд Корибутович

30 мая 1434 года радикалы-гуситы, известные как табориты, были разбиты умеренными ("чашниками") и кайзером Священной Римской империи Сигизмундом Люксембургскими в битве у Липан. В такой ситуации Сигизмунд Корибутович счел за лучшее примкнуть к Свидригайло, обходными путями добравшись в Литву. Хотя это дало повод уже польской стороне обвинять противника в связях с гуситами, это того стоило - даже не считая полководческого опыта самого Сигизмунда, он привел с собой опытных воинов из Чехии. В русских источниках упомянуты и пришедшие с ним наемники из "Ракузы", то есть Австрии. Учтя опыт поражения при Каменце, Свидригайло на этот раз перепоручил командование литовской армией своему лучшему военачальнику.

23 марта 1435 года войско Сигизмунда Корибутовича, к которому также примкнули немцы из Ливонского и Тевтонского орденов, встретилось с польско-литовской армией Михаила Сигизмундовича у Тракая, на подступах к Вильне. На этот раз, благодаря полководческим талантам Сигизмунда Корибутовича и боевому опыту ветеранов Гуситских войн, приверженцы Свидригайло торжествовали победу. Михаил Сигизмундович был взят в плен и казнен по приказу Свидригайло. С гибелью последнего враждебного Свидригайло Гедиминовича-католика (не считая Ягеллонов) у литовских противников Свидригайло просто не осталось претендентов на литовский престол, а Польша была слишком истощена тяготами войны.

Кроме того - теперь, когда Гуситские войны в Чехии подошли к концу и у кайзера Сигизмунда Люксембургского были развязаны руки, он прямо поставил вопрос о необходимости примирения Польши и Литвы и коронации Свидригайло, угрожая в противном случае припомнить Польше поддержку гуситов и вспомнить о старинных правах Венгрии на ныне польскую Галицию. В такой ситуации польское регентское правительство при Владиславе III признало Свидригайло великим князем и начало переговоры с ним о условиях примирения, хотя до последнего не желало признавать статус Литвы как королевства, а не великого княжества.

Триумф Свидригайло

250px-Pisanello 024b

Сигизмунд Люксембургский - инициатор коронации Свидригайло

Осенью 1435 года Сигизмунд Люксембургский встретился в Унгваре (Ужгороде) с королевой-матерью и епископом Олесницким, представлявшими Владислава III, и Сигизмундом Корибутовичем, представлявшим Свидригайло. Последний показал себя как искусный посредник - сказывались опыт и связи, которые он приобрел в 10-ых годах XV века во время жизни при дворе Ягайло (Сигизмунд рассматривался им как потенциальный наследник, так как он приходился ему племянником, будучи сыном Корибута Ольгердовича). Ему удалось убедить Софию Гольшанскую, стремившуюся в условиях слабости королевской власти в Польше к приобретению для сыновей владений за польской границей, что по смерти Свидригайло литовская знать с удовольствием выберет своим королем одного из её сыновей, Владислава III или его младшего брата Казимира, а обладание отдельным независимым королевством укрепит позиции Ягеллонов в Польше. Полякам же он гарантировал отказ от западной Подолии.

Сам Сигизмунд Корибутович, впрочем, не был особенно искренен с польской стороной, так как у него как Ольгердовича-католика было не меньше прав на литовскую корону, чем на польскую - и у него имелись все основания считать, что после прославившей его битвы при Тракае именно он в случае кончины бездетного Свидригайло будет избран литовским королем, тем более что Свидригайло за верную службу пожаловал ему Стародуб, ранее принадлежавший Сигизмунду Кейстутовичу, и Слуцк, ранее принадлежавший Олелько Владимировичу. Впрочем, до смерти Свидригайло ещё предстояло дожить - а пока он 6 января 1436 года был успешно коронован как Болеслав I Свидригайло, первый король Литвы и Руси.

Дела московские

800px-Blagoverny kniaz Dmitry Yurievich Shemyaka

Дмитрий II Шемяка

Тем временем, в русских землях к востоку от Литвы было нестабильно. В 1445 году в Суздальской битве великий князь Московский Василий II потерпел сокрушительное поражение от казанского хана Улу-Мухаммеда. Ценой его освобождения стала выплата татарам огромного выкупа и раздача русских городов татарским "царевичам" в держание. Недовольная татарским произволом и великим князем знать во главе с кузеном монарха, Дмитрием Шемякой, организовала в следующем году мятеж, в ходе которого Василий II был свергнут и ослеплен. На трон взошел Шемяка. Но в конце 1446 года Василий при поддержке тверского князя Бориса Александровича, на чьей дочери он женил своего сына Ивана и отбил Москву. В следующем году Дмитрий обратился за помощью Болеславу I, обещая взамен то же самое, что сделала некогда Софья Витовтовна при малолетнем Василии II в отношении Витовта - признание нового литовского монарха (теперь уже не великого князя, а короля) сувереном Москвы.

Зимой 1447/1448 года литовская рать осадила Москву, пользуясь тем, что Василий II послал войска против Дмитрия Шемяки на его оплот - Галич. В такой ситуации тверской князь Борис Александрович предпочел прекратить поддержку Василия, не решаясь на войну с Литвой, благо Свидригайло также приходился ему родственником (был женат на представительнице тверских Рюриковичей). Объединенные силы Шемяки и Сигизмунда Корибутовича за 1448-1449 годы разгромили Василия II, после чего тот бежал в Казань ко двору хана Махмуда, где умер в 1453 году - по слухам, отравленный агентами нового великого князя Дмитрия II. В 1450 году и Дмитрий II, и Борис Александрович Тверской встретились в Смоленске с Болеславом I Свидригайло и подписали с ними докончание, по которым признавали короля Литвы своим "братом старейшим".
ЗвездаДанная статья является избранной
Её стиль и содержание являются примером заполнения статей на Альтернативной истории вики