ФЭНДОМ

Священная Римская империя
Флаг СРИ Герб Гогенштауфенов
Год основания: 962
Официальный язык: Латынь
Форма правления: Сословно-представительная монархия
Титул правителя: Римский император
Правящая династия: Гогенштауфены
Законодательный орган: Гофтаг
Столица: Рим (формально)
Религия: Католицизм
Площадь: 930 000 км²
Население: 20 000 000 чел.
Валюта: Пфенниг
СРИ-1190
Священная Римская империя (лат. Sacrum Imperium Romanum) - государственное образование в Центральной Европе, охватывающее территории от Балтийского моря до Средиземного и от устья Рейна до Карпат.

Крупнейшие города - Регенсбург, Рим, Майнц, Шпайер, Кёльн, Трир.

Государственное устройство

Главой государства является император. Официально монарх может считаться императором лишь в случае коронации в Риме папой римский, а до коронации он носит лишь королевский титул. С XI века официально применяются титулы Римский король (лат. Rex Romanorum) и Римский император август (лат. Romanorum imperator augustus). Римский король избирается германской знатью на избирательных съездах, причем количество участников таких съездов никак не ограничено.

Формально Священная Римская империя не имеет высшего законодательного органа - для обсуждения высших политических вопросов может созываться Большой королевский совет или Гофтаг, однако его авторитет крайне невелик и фактически на местах продолжает доминировать обычное право.

Высший судебный орган - Общеимперский надворный суд при императоре, дополняемый так же системой сословных судов: княжеских, графских, церковных, шеффенских, муниципальных и т. д. Однако объем компетенции императорского суда остается сильно ограниченным судебными прерогативами князей.

Исполнительная власть делегируется императором имперской канцелярии, возглавляемой 4 эрцканцлерами - Германским, Итальянским, Бургундским и Сицилийским. Эрцканцлеры назначаются императорами и пользуются определенными прерогативами на королевских выборах.

Священная Римская империя - предельно децентрализованное государство, в котором феодалы фактически никак не зависят от императора.

Список римских императоров

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связи
Король Император Конец
Фридрих Барбаросса Фридрих I
Барбаросса
1122 - 1195
Адельгейда фон Фобург
(1147–1153)
4 марта 1152 18 июня 1155 14 апреля 1195 Племянник Конрада III, правнук Генриха IV
Беатрис I Бургундская
(1156–1184)
Генрих VI Генрих VI
Крестоносец
1165 - 1210
Констанция Сицилийская
(1186-1198)
15 августа 1169 16 февраля 1196 22 ноября 1210 Сын Фридриха I
Констанция Арагонская
(1199-1210)
Фридрих II Фридрих II
Чудо мира
1194 - 1250
Мария Иорданская
(1210-1212)
28 сентября 1197 30 апреля 1211 13 декабря 1250 Сын Генриха VI
Алиса Венгерская
(1217-1250)

Правление Фридриха I Барбароссы

Умирая, король Конрад III назвал своим преемником племянника - Фридриха Швабского, уже 4 марта 1152 года избранного новым германским королем. Новый монарх отличался необычайными умом и силой, а так же властолюбием и настойчивостью. Главной его мечтой было восстановление империи Карла Великого. Для своего времени он создал многочисленную армию, главной силой которой являлась тяжелая рыцарская конница, и усовершенствовал ее организацию. В 1154 году он совершил 1-й Итальянский поход - во главе войска перешел Альпы для помощи папе Адриану IV в борьбе с римской знатью и 18 июня 1155 года был им торжественно увенчан императорской короной. На этом фактически поход и кончился - уже в сентябре Фридрих возвратился в Германию, однако с тех пор его главной целью было завоевание Италии, которая по мысли императора должна была стать основой его личного домена.

Итальянские войны

Барбаросса в Риме

Фридрих Барбаросса подавляет восстание в Риме

В 1158 году начался 2-й Итальянский поход - в августе Фридрих осадил Милан и 1 сентября город капитулировал. Эта легкая победа вскружила императору голову - вскоре он собрал съезд итальянских городов в Ронкале, на котором объявил, что отныне все дороги, судоходные реки, порты, гавани, взимание налогов и чеканка монеты будут находиться в ведении императорской власти. Это вызвало взрыв возмущения - в январе 1159 года вновь восстали миланцы. Их поддержали Брешиа и Кремона, в то время как Фридрих уже распустил большую часть армии. С малыми силами он 6 месяцев осаждал Кремону, взять которую удалось лишь в январе 1160 года. К этому добавились еще и сложности с папством - после смерти Адриана IV противники Фридриха избрали понтификом Александра III, в ответ на что в Павии сторонники императора провели собор, выбравший анти-папой Виктора IV.

В мае 1161 года Фридрих вновь осадил Милан. Лишь в марте 1162 года город сдался, после чего оружие сложили так же Пьяченца и Брешиа. 20 апреля 1164 года скончался Виктор IV. Одновременно Венеция, Верона, Виченца и Падуя объединились в антинемецкий союз, поддержав Александра III. Весной 1165 года Фридрих I начал поход на Рим - 24 июня был занят левый берег Тибра и осажден замок св. Ангела. Папа бежал и 30 июня император вошел в город, провозгласив новым понтификом своего ставленника Пасхалия III.

Казалось, что Фридрих добился всего, чего желал, но в августе в немецком войске началась эпидемия чумы, вынудившая императора отвести его в Северную Италию. Это побудило Кремону, Брешию, Бергамо, Мантую и Милан примкнуть к противникам Фридриха - 1 декабря 1167 года они организовали Ломбардскую лигу, поклявшись не заключать мир до тех пор, пока им не будут возвращены прежние права и свободы. В начале 1168 года Фридрих I вынужден был бежать в Германию.

Битва при Леньяно

Битва при Леньяно

Лишь в сентябре 1174 года он в 5 раз перешел Альпы, а в октябре начал осаду Александрии. Однако осада затянулась, а в апреле 1175 года взбунтовались наемники-брабантцы, требовавшие выплаты жалованья. В результате Фридрих вынужден был распустить солдат и снять осаду. В конце апреля 1176 года к нему прибыло подкрепление из Германии и император двинулся из Павии в новый поход на Милан. 29 мая произошло сражение при Леньяно, в котором армия Фридриха была разбита, а он сам чуть не погиб. После такого поражения Фридрих вынужден был пойти на перемирие с папой - Александр III получил префектуру над Римом и Тоскану в качестве лена. В июле 1177 года в Венеции было подписано перемирие на 6 лет между императором и итальянскими городами, после чего он отправился в Арль, где короновался как король Бургундии, а затем вернулся в Германию.

Политика в Германии

В январе 1180 года состоялся суд над Генрихом Львом, герцогом Баварии и Саксонии, который не пришел на помощь императору во время последней итальянской кампании. Из его саксонских владений было образовано герцогство Вестфальское, которое император оставил за собой, Бавария была передана Отто фон Виттельсбаху. Сам Фридрих совершил военный поход против Генриха, взяв Брауншвейг и осадив Любек. Летом 1181 года Генрих Лев сдался на милость императора и был им прощен, получив назад Брауншвейг в личное владение.

В 1183 году в Констанце был подписан мир с Ломбардской лигой, по которому Фридрих согласился признать все вольности итальянских городов. Однако на этом его экспансия в Италии не закончилась - в 1184 году император отправился в 6-й Итальянский поход, на сей раз обставленный как мирное путешествие. Он посетил Милан, Лоди, Пьяченцу, а 27 января 1186 года устроил брак между своим сыном и наследником Генрихом и Констанцией Сицилийской - теткой короля Вильгельма II Доброго.

Фридрих Барбаросса

Фридрих I Барбаросса

Усиление позиций Фридриха в Италии привело к очередному конфликту с папой. На севере Фридрих отрезал все пути для связи между Урбаном III и итальянскими городами, встав лагерем в Вероне, а на юге Генрих оказал поддержку Римскому Сенату, в очередной раз вступившему в конфронтацию с понтификом. Урбан III внезапно скончался 20 октября 1187 года, успев однако подготовить буллу об отлучении Фридриха I от церкви. Однако его преемники не решились на открытую борьбу с императором и 22 марта 1188 года был подписан Сан-Амброджийский договор, по которому папа признал всех начначенных императором германских епископов, а так же брак его сына с Констанцией Сицилийской.

Война за трон Сицилии

18 ноября 1189 года скончался Вильгельм II Сицилийский - по закону, трон теперь должен был достаться Констанции и Генриху, однако 18 января 1190 года знать королевства избрала монархом его незаконнорожденного двоюродного брата Танкреда ди Лече. В том же месяце в Палермо произошли столкновения между христианами и мусульманами, а в марте в Апулии и Кампании поднялось восстание графа Рожера ди Андрии, которое было подавлено к сентябрю. А в мае в границы Сицилийского королевства во главе значительно армии вторгся уже и сам Генрих Гогенштауфен, дабы отвоевать свой законный престол.

К сентябрю немцы заняли Неаполь и большую часть континентальных владений Танкреда, однако в этот момент поддержку последнему оказал английский король Ричард I Львиное Сердце - 30 сентября англо-сицилийское войско пересекло Мессинский пролив и 11 ноября встретилось с войском Генриха в битве при Тропее. Не смотря на мужество самого Ричарда исход боя решил численный перевес германцев - сторонники Гогенштауфенов победили, в результате чего Апулия и Кампания были потеряны для Танкреда.

Тем не менее, флот Генриха явно уступал в силах сицилийскому, из-за чего тот не мог пересечь Мессинский пролив. Всю зиму 1190-1191 годов Ричард и Танкред оставались на Сицилии, отбивая попытки германской армии переправиться на остров. Однако 30 марта 1191 года восстали горожане Мессины, недовольные всевластием англичан и ростом поборов. Ричард вынужден был осаждать город, в то время как английский гарнизон сам находился на положении осажденных в городской цитадели. Этим воспользовался Генрих, который пересек Мессинский пролив и 10 апреля высадился на Сицилии.

Танкред и Констанция

Танкред и Констанция Сицилийская

Местное население практически не сопротивлялось германцам, Ричард вынужден был отступить от Мессины в обмен на свободный проход запертых в цитадели английских солдат, а к лету Генрих завоевал Сиракузы, Катанию и всю восточную часть острова. Последние сторонники Танкреда укрылись в Палермо, куда отступил и Ричард. Укрепления города позволяли выдержать длительную осаду, однако начавшаяся эпидемия вынудила пойти на переговоры с Генрихом. 24 августа при посредничестве Ричарда Танкред заключил мир с победителями. Новый король потребовал от Танкреда отказаться от всех титулов и отправиться в добровольное изгнание в Германию, обещая сохранить за его сыновьями статус графов Лечче. Ричарду и англичанам дозволялось свободно покинуть Сицилию под честное слово не воевать с Генрихом.

Последние годы и смерть

Подчинение Сицилии резко усилило потенциал Гогенштауфенов - в апреле 1192 года Фридрих I вместе с сыном Генрихом занял город Тускул на подступах к Риму, угрожая тем самым папе. Ставший совсем недавно понтификом 85-летний Целестин III был в очередной раз скован борьбой с Сенатом, поэтому вынужден был пойти на переговоры с императором - по условиям договора, папа признавал сюзеренитет Фридриха над всей Италией и получал взамен Тускул.

К этому времени могущество Гогенштауфенов было полностью восстановлено после поражения при Леньяно - контроль над Сицилией создал необходимую базу, откуда Фридрих мог возобновить завоевание ломбардских городов, а поражение и смерть в 1195 году Генриха Льва решили проблему с оппозицией внутри Германии. Еще в 1187 году был заключен брак между Конрадом Ротенбургским, сыном императора, и Беренгарией Кастильской, что, при условии отсутствия у короля Альфонсо VIII сыновей, гарантировало Гогенштауфенам престол Кастилии. В этих условиях Фридрих объявил о своем намерении завоевать Константинополь, что, по его задумке, помогло бы упрочить власть и авторитет императора, но в самый разгар подготовки к походу Фридрих скоропостижно скончался на 73 году жизни.

Семья

Свадьба Барбароссы и Беатрисы Бургундской

Свадьба Фридриха Барбароссы и Беатрис Бургундской

Первой женой Фридриха Барбароссы в 1147 году стала Адельгейда, дочь маркграфа Дипольда III Фобургского. Брак аннулирован в марте 1153 года, детей супруги не имели.

Вторично Фридрих женился 10 июня 1156 года на пфальцграфине Беатрис I Бургундской. В браке родилось 11 детей:

  • Беатрис (1162-1174), умерла в детстве;
  • Фридрих V (1164-1170), герцог Швабский;
  • Генрих VI (1165-1220), император Священной Римской империи и король Сицилии;
  • Конрад (1167- 1201), герцог Швабский под именем Фридриха VI;
  • Гизелла (1168-1184), была помолвлена с Ричардом I Львиное Сердце, но умерла в юности;
  • Оттон I (1170-1200), пфальцграф Бургундии;
  • Конрад II (1172-1196), герцог Ротенбурга;
  • Райнальд (1173-1178), умер в детстве;
  • Вильгельм (1176-1178), умер в детстве;
  • Филипп (1177-1227), епископ Вюрцбургский и эрцканцлер Священной Римской империи;
  • Агнес (1181-1184), помолвлена с будущим венгерским королем Шаламоном II, но умерла в детстве.

Правление Генриха VI

29-летний Генрих VI, наследовавший отцу, уже долгие годы считался соправителем Барбароссы, поэтому никаких проблем с передачей власти к нему не возникло - Генриха любили в Италии, даже во враждебной Гогенштауфенам Ломбардии, папа Целестин III так же был дружественно настроен к новому монарху и 16 февраля 1196 года возложил на него императорскую корону в Риме. Новое правление предвещало грандиозные успехи, однако все обернулось совсем иначе.

Генрих VI-1

Генрих VI

Франкфуртский рейхстаг

Немедленно по восшествии на престол Генрих VI объявил, что продолжит дело своего отца по возврату сицилийских владений на Балканах. Вести войска на войну с Византией кайзер планировал лично, для чего требовалось решить вопрос о преемственности власти в случае его гибели. Зимой 1196 года на переговорах в замке Хагенау Генрих впервые выразил желание сделать титул германского короля из выборного наследственным, что было поддержано многими князьями, которые лишь просили в обмен наделить и их владения наследственным статусом. В марте-апреле на Вюрцбургском сейме был составлен проект договора между императором и его вассалами - Генрих VI отказывался от своего права изымать выморочное имущество князей в имперскую собственность, разрешив ее наследование по женской линии, а в обмен князья принесли присягу сыну Генриха - принцу Фридриху - и всем его потомкам, признав таким образом германскую корону за родом Гогенштауфенов.

Чтобы завоевать расположение церкви, Генрих распространил свой отказ от взимания имущества своих вассалов и на церковную собственность, т. к. раньше император имел права на собственность умершего прелата. Благодаря этому даже заклятый враг императора Адольф фон Альтена, архиепископ Кёльнский, поддержал идею реформы. Папе Целестину III Генрих обещал отказ от претензий на Анкону, Сполетто и Равенну в обмен на признание императорской короны за его потомками. В итоге когда в декабре во Франкфурте собрался рейхстаг, у императора была поддержка всех основных сословий и на Рождество 1196 года он был признан наследственным королем Германии. В следующем году папа так же признал это решение.

Не смотря на то, что Генрих торжествовал победу, в решении Франкфуртского рейхстага был заложен тот момент, который позже станет предметом острых споров и конфликтов - за Гогенштауфенами был признан лишь титул германских королей, но не римских императоров, право коронации которых целиком находилось в руках папы. Впоследствии это приведет к очередному острому конфликту между императором и папством.

Война с Византией

Основная статья: Война двух императоров

Летом 1099 года так долго вынашиваемый поход на Византию начался - Генриху VI удалось привлечь на свою сторону внушительные силы из германцев, ломбардцев, сицилийцев и венецианцев общей численностью почти 30 000 человек, которых доставили на Балканы на 200 кораблях. Первоначально успех сопутствовал Генриху - ему удалось захватить Диррахий, Фессалоники, Зару и Комотини, подчинив себе весь Эпир и Македонию. Из этих земель в июне 1200 года он попытался создать королевство Албанское, однако из-за вступления в войну Венгрии, которой правил брат императора Исаака II Шаламон, поход на Константинополь был отложен.

Война 2 императоров

Генрих VI во главе армии

23 июня 1201 года началась осада византийской столицы - с моря к Константинополю подошел венецианский флот, который у Принцевых островов наголову разгромил греков, уничтожив все силы Византии на море, а с суши город обложили воины Генриха VI. Из-за невозможности переброски через море подкреплений из Малой Азии, Исаак II вынужден был обратиться за поддержкой к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу, который, собрав дружину из русичей, венгров и черных клобуков, вторгся во Фракию, где 6 марта 1202 года в сражении при Евдоксиополе русско-византийское войско наголову разгромило германцев, переломив ход войны. Генрих VI вынужден был бежать в Европу, к концу года все его завоевания достались византийцам.

9 мая 1203 года в Бриндизи стороны заключили договор, фактически положивший конец войне - дочь Генриха VI была обещана в жены сыну Исаака II, а сам Генрих отрекся от прав на Диррахий. Война не принесла Священной Римской империи ничего, кроме обострения отношений с итальянскими городами и папой; главным же бенефициаром выступила Венецианская республика, получившая крепость Зару, а также ставшая гегемоном на востоке Средиземного моря. Территориальные приращения получила и Венгрия, король которой за поддержку брата добился передачи себе Боснии, Далмации и Срема.

Воссоединение церквей

Основная статья: Воссоединение церквей

В 1198 году после смерти Целестина III новым папой был избран кардинал Джованни ди Сан-Паоло, принявший имя Урбана IV. Он был ловким дипломатом и известным в Риме меценатом, а также другом Франциска Ассизского, и стремился восстановить независимость папства от императорской власти. Война Генриха VI и Византии дала ему шанс осуществить свои планы - папа вступил в переговоры с итальянскими городами, разжигая новое восстание против императора, а кроме того, предложил Исааку II заключить союз, что последний с готовностью поддержал.

4 Латеранский собор

IV Латеранский собор

В 1204 году папа созвал IV Латеранский собор, который, помимо признания учения Франциска Ассизского, снял анафемы с патриарха Константинопольского. В ответ с аналогичным жестом выступил и патриарх Иоанн X. Эти события традиционно считаются окончанием 150-летнего раскола христианской церкви на западную и восточную, однако говорить о разрешении всех противоречий было рано - стороны еще долго решали вопрос о примате папы над остальными патриархами, улаживали споры вокруг обрядовых разночтений и трактовки учения о "Филиокве", а также о судьбе трех восточных патриархатов: Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского. Тем не менее, несмотря на то, что процесс воссоединения растянулся на долгие десятилетия, начало его было успешно положено.

Император крайне негативно воспринял решения Латеранского собора, считая их покушением на свое верховенство в Западной Европе. Чтобы восстановить свой пошатнувшийся авторитет, он нуждался в громком и всеми одобряемом предприятии, которое бы сплотило его подданных. Таковым предстояло стать новому крестовому походу.

Третий крестовый поход

28 июня 1208 года Генрих VI во главе флота отплыл из Бриндизи и 7 сентября прибыл в Акру. Для иерусалимского короля Иоанна I прибытие германского войска явилось полной неожиданностью и сулило неисчислимые проблемы, т. к. к этому времени между франками и их главным врагом - эмиром Дамасским уже 15 лет сохранялось хрупкое перемирие, которое грозило рухнуть в случае вмешательства Генриха. Поэтому Иоанн I сделал все возможное, чтобы направить энергию императора в другое русло - прежде всего, он убедил Генриха арестовать сенешаля Иерусалима Миля де Планси, который пользовался огромным влиянием при королевском дворе и соперничал с самим королем, тестем которого он и являлся. Укрепив таким образом собственную власть, Иоанн убедил Генриха в том, что главной целью крестового похода должна стать Киренаика - богатая область к западу от Египта, которой по прежнему владели арабы и контроль над которой позволил бы обезопасить торговлю в Восточном Средиземноморье.

Взятие Дерны

Взятие крестоносцами Дерны

Генрих VI согласился помочь иерусалимскому монарху, однако потребовал взамен расторжения договора между Иерусалимом и Византией о защите византийцами морских побережий Отремера. В связи с гибелью всего византийского флота в битве у Принцевых островов, Иоанн I, тяготившийся сюзеренитетом Константинополя над Палестиной, согласился и заключил с Генрихом военный союз, по которому сицилийский флот брал на себя функцию обороны Египта, где, в отличие от Красного моря, у Иерусалимского королевства не было значительных морских сил. Договор был скреплен браком между сыном императора - Фридрихом Сицилийским - и племянницей Иоанна I Марией, дочерью сеньора Трансиордании Онфруа IV де Торона. 11 февраля 1209 года Генрих VI выступил в поход на Дерну, которой правил наместник Альмохадов шейх Абу аль-Хафс. 1 мая город пал. В том же месяце крестоносцы захватили небольшое торговое поселение Бенгази, где существовала влиятельная колония европейских купцов.

10 июня Генрих осадил Барку - центр местной христианской епархии. Поскольку император считался врагом как папы, так и православного византийского императора, горожане отказались открыть перед ним ворота и осада продлилась несколько недель. После этого силы германцев устремились к Адждабии, однако тут их постигла неудача - город был расположен на плоском каменистом плато, где практически невозможно было раздобыть еду и чистую воду. Кроме того, была середина лета, европейцам пришлось столкнуться с жарким африканским климатом, из-за которого большая часть армии пришла в негодность. Простояв под Адждабией до конца августа, Генрих вынужден был повернуть назад.

Генрих VI и шейхи

Генрих VI принимает арабских послов

В Иерусалим потрепанное войско крестоносцев вернулось лишь в ноябре 1209 года. Тем не менее, Генрих VI не собирался сворачивать свою кампанию - новой целью он провозгласил поход на Мекку и Медину, в сердце мусульманского мира. В принципе, Иоанн Иерусалимский не возражал, но справедливо указывал Генриху, что сил для перехода через пустыню у него явно недостаточно, да и успех сулит лишь гнев мусульманских правителей востока, но император не слушал советов - в марте 1210 года он двинулся по Красному морю на юг и осадил Джидду. Осада растянулась на несколько месяцев, в течение которых среди крестоносцев распространялись многочисленные эпидемии, жертвой которых стал и сам император - 22 ноября он умер от малярии и его войско вернулось домой, так и не взяв Джидды.

Третий крестовый поход не имел стратегических последствий. Германии он не принес ничего и лишь позволил усилиться иерусалимскому королю. Тем не менее, тело Генриха в Италии встретили с почетом как защитника веры, благодаря чему в истории он остался как Генрих Крестоносец, а неудачи Второго крестового похода 1147-1149 годов смылись из народной памяти, вызвав новый всплеск крестоносного движения.

Семья

В 1186 году Генрих сочетался браком с Констанцией Сицилийской, через которую он в будущем получил корону этого государства. Супруга была на 11 лет старше мужа. За 12 лет брака у Генриха и Констанции родился один единственный ребенок:

  • Фридрих II (1194-1250), император Священной Римской империи;

После смерти первой жены, Генрих VI вторично женился на Констанции Арагонской - дочери короля Альфонсо II Целомудренного. В браке родилось 6 детей:

  • Констанция (1199-1212), жена Аццо VI д'Эсте;
  • Агнесса (1201-1215), была обручена с Иоанном Арпадом, наследником Византии, но умерла до брака;
  • Конрад II (1203-1219), герцог Швабский;
  • Оттон (1204-1210), умер в детстве;
  • Маргарита (1206), умерла в младенчестве;
  • Генрих (1208-1233)

Правление Фридриха II

Продолжение следует...