ФЭНДОМ

Сергей Григорьевич Волконский
Сергей Волконский
Звание: Генерал
Рождение: 8 (19) декабря 1788

Москва, Российская Империя

Смерть: 5 (17) августа 1861

Чернигов, Российская Республика

Принадлежность: Российская Империя → Российская Республика
Род войск: Кавалерия
Годы службы: 1796—1855

Сергей Григорьевич Волконский (8 (19) декабря 1788 года, Москва — 5 (17) августа 1861 года, Чернигов) — генерал-майор Российской императорской армии, генерал Российской Армии, участник войн с Наполеоном, участник Русско-турецкой войны 1806 — 1812 годов, герой Отечественной войны 1812 года, командующий российскими войсками в ходе Русско-турецкой войны 1828 — 1829 годов, русской интервенции в период «Весны Народов» и Восточной Войны.

Биография

Сергей Григорьевич происходит княжеского рода Волконских, младший брат Н. Г. Репнина. Сын князя Г. С. Волконского (1742 — 1824) — генерала от кавалерии, оренбургского генерал-губернатора, члена Государственного Совета. Родился в Москве в доме отца на Волхонке.

В 1819 году вступил в «Союз благоденствия», в 1821 году — в Южное общество. С 1823 года возглавил Каменскую управу этого общества и был активным участником революционного движения.

Военная служба в Императорской армии

Записан на службу сержантом в Херсонский гренадерский полк 1 июня 1796 и после нескольких «перечислений» в разные полки определен ротмистром в Екатеринославский кирасирский полк в декабре 1797. Отроческие годы провел в привилегированном иезуитском пансионе аббата Николя, куда учиться принимали только детей из знатных семей. Действительную службу начал 28 декабря 1805 поручиком в Кавалергардском полку.

Осенью 1806 года, во время начала второй войны России с французами на стороне Четвёртой коалиции в качестве адъютанта был определен в свиту главнокомандующего фельдмаршала М. Ф. Каменского, вместе с которым вскоре прибыл на театр на военных действий в Пруссии. Однако уже через несколько дней юный князь остался без места, поскольку старый генерал, не желая сражаться с Наполеоном, самовольно покинул вверенные ему войска. Это случилось 13 (25) декабря 1806 года. В тот же день его приютил под свою опеку — тоже как адъютанта — генерал-лейтенант Александр Иванович Остерман-Толстой, под началом которого на следующий день — 14 (26) декабря 1806 года — получил боевое крещение в битве при Пултуске. Тогда в ходе сражения русским удалось успешно отбиться от противника и мало кто мог подумать, что ровно через 19 лет в этот же день на Сенатской площади в Петербурге произойдет восстание декабристов.

В битве при Прейсиш-Эйлау, которая состоялась 26-27 января (7—8 февраля) 1807 года, сражался, уже будучи адъютантом нового русского главнокомандующего — генерала от кавалерии Леонтия Леонтьевича Беннигсена, — и был ранен пулей в правый бок. Весной того же года его формулярный список дополнился сражениями при Гутштадте и Фридланде. Несколько позже наблюдал за встречей русского царя Александра I с Наполеоном в Тильзите. В виду ухода в отставку Беннигсена, домой вернулся строевым офицером Кавалергардского полка, в котором продолжал числиться. На его груди были орден Святого Владимира 4-й степени, георгиевский крест за Прейсиш-Эйлау, а с левого боку свисала золотая шпага с надписью «За храбрость». В 1810—1811 года воевал с турками и за отличия произведен в ротмистры и пожалован флигель-адъютантом.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году находился при Государе Императоре, в звании Его Величества флигель-адъютанта, от открытия военных действий до возвращения Его Императорского Величества в столицу; был в действительных сражениях, во 2-й Западной армии, при Могилёве и Дашковке; в отряде генерал-адъютанта барона Ф. Ф. Винцингероде и за отличие в сражениях удостоен награждения чином полковника. 14 августа, находясь в летучем отряде генерал-адъютанта Голенищева-Кутузова.

В 1813 году исправлял должность дежурного по корпусу барона Винцингероде, находился с ним в заграничном походе. За поход был награждён: орденом Св. Георгия 4-го кл., орденом Св. Анны 2-й ст. украшенным алмазами, орденом Св. Анны 1-й ст., орденом Красного орла 2-й ст. и прусским орденом «За заслуги», а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован 15 сентября в генерал-майоры. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии.

Военная служба в Республиканской армии

Русско-турецкая война 1828 — 1829

Наступление российской армии на Балканах было остановлено ожесточённым сопротивлением турецких войск. Находившийся в главе балканской части войск Петр Христофорович Витгенштейн был снят с должности командующего и на его место был назначен Сергей Григорьевич Волконский, руководивший в то время одним из корпусов Российской армии на балканах. Успехи его корпуса в ходе боевых действий сыграли решающую роль в назначении его руководителем всей балканской армии.

Волконский

Сергей Волконский. 1835 год.

После назначения на должность он принялся за пополнение армии и за устройство её хозяйственной части. Совместными действиями черноморского флота и армии Волконгского был захвачен порт Сизополь, через который, вскоре, началось снабжение наступавших на Адрианополь войск.

Несмотря на постоянные контр-атаки со стороны турецких войск остановить наступающие русские войска им так и не удалось. Успех этот, однако, омрачался сильным развитием болезней, от которых войска заметно таяли. Хотя у главнокомандующего оставалось теперь под рукой не более 25 тысяч, но ввиду дружественного расположения местного населения и полной деморализации турецких войск он решился двинуться к Адрианополю, рассчитывая одним своим появлением во второй столице Оттоманской империи принудить султана к миру.

«Весна народов»

После длительной передышки (19 мирных лет) Сергей Григорьевич был вновь поставлен во главе одной из основных армий России. На этот раз Волконский возглавил российскую армию, наступавшую в Германии для поддержки местных революционеров. После ожесточённых боёв в Восточной Пруссии, Познани, Силезии, Берлине и Померании, окончившихся победой российской и польской армий, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отрёкся от престола, Пруссия была объявлена республикой. В дальнейшем войска Волконского маршем прошлись по городам северной и центральной Германии, где были радушно встречены местными жителями, которые возлагали на неё пангерманские мечты. Марш российской армии закончился в Франкфурте, где войска простояли до марта 1849 года, защищая Франкфуртское национальное собрание.

Восточная Война

Восточная Война для Сергея Григорьевчиа началась в Добруджы. Войскам под его руководством предстояло вновь наступать вдоль западного берега Чёрного моря на Адрианополь.

Войска князя Волконского наступали на четырёхугольник крепостей. Стремительный штурм Силистрии позволил овладеть крепость уже 27 апреля и воодушевить войска на скорую победу. Однако взятие крепости Рущук оказалось более сложным: две попытки штурма предпринятые войсками Волконского закончились ничем, а подоспевшие свежие силы турков смогли нанести ощутимый урон деморализованному войску. Концентрация новых сил на слабых участках обороны противника, воодушевление войск победами, которые произошли четверть века назад и реорганизация войск сделали своё: войска вновь были готовы к штурму. На третью попытку штурма, которая состоялась 19 мая город-крепость был взят.

3 июня войска Волконского соединились с передовыми войсками левого фланга войск Витгенштейна у городка Светлен. Попытка турецких войск отбить этот город был с лёгкость отражена 5 июня, войска Сергея Григорьевича продолжили наступление. Следующей крепостью на пути наступления войск князя Волконского стала Шумла. Опыт боёв под Рущуком и Силистрией заставил отказаться от привычной тактики быстрого штурма. Крепость была взята в осаду.

После отражения контратаки турецких войск с целью снятия осады с Шумлы, руководивший крепостью турецкий командир объявил о сдачи крепости без боя. 20 июля российские войска вошли в Шумлу. Последней целью Волконского стал прибрежный город-крепость Варна. 8 августа Варна атакуемая с наземной стороны войсками Волконского и с моря эскадрой Нахимова была захвачена. Все четыре крепости были захвачены, началось наступление на юг, на Адрианополь.

Битва за Стамбул

Сражение Российской и Британской кавалерии

18 августа войском Волконского был взят прибрежный город Бургас, а 7 сентября армия Сергея Григорьевича и Льва Петровича соединились у города Адрианополь. На следующее утро, 8 сентября объединённая армия торжественно вошла в город. Султан прислал дипломатов, начались мирные переговоры. Абдул-Меджид I пытался затянуть переговоры, дожидаясь высадки нового экспедиционного корпуса из Великобритании. 25 сентября слухи о высаживающихся в порту Стамбула войсках заставили Александра Герцена прервать переговоры и приказать войскам наступать на турецкую столицу.

19 октября российские войска вошли в Чорлу, а 1 ноября на подступах к Стамбулу российская армия столкнулась с английским экспедиционным корпусом, турецким ополчением и с войсками оборонявшими Стамбул. В течение недели российские войска прорвали оборону и 2 ноября вступили в столицу Османской Империи.

Жизнь после отставки

Сергей Волконский в старости

Сергей Волконский в старости

После завершения Восточной войны и возвращения на родину в марте 1855 года, Сергей Григорьевич Волконский направился в штаб войск, где и написал прошение об отставке, которое было одобрено.

Тогда же генерал Волконский выступил с предложением реформировать службу в армии. Реформа вооружённых сил сократила действительную службу с 20 до 6 лет с последующим увольнением в запас на срок до 10 лет. Устанавливала прогрессивный срок службы в зависимости от уровня образования (чем более образован призывник, тем меньший срок службы он обязан отслужить). Численность вооружённых сил была сокращена на треть.

Сразу после отставки Волконскому было предложена должность депутата в Великом Соборе, как одному из выдающихся военачальников Российской Республики, однако он отказался. Он вернулся в Чернигов, пригороде которого он имел поместье.

У Сергея Григорьевича было два сына и две дочери: Михаил, Николай, Елена и Софья.

Михаил Сергеевич к моменту отставки генерала Волконского был послом Республики в Китае. К 1890 году он стал министром иностранных дел Российской Республики.

В отличии от отца и брата успехи Николая Сергеевича были скромнее: в 1881 году он стал членом правления одной из сибирских золотодобывающих компаний.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики