ФЭНДОМ

Сергей Петрович Трубецкой
Сергей Трубецкой
Должность: Глава Российской Республики
Предшественник: Павел Пестель
Преемник: Александр Герцен (Яковлев)
Рождение: 29 августа (9 сентября) 1790

Нижний Новгород, Российская Империя

Смерть: 26 декабря 1862

Волгоград, Российская Республика

Образование: Московский Университет
Партия: Конституционная Партия
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Сергей Петрович Трубецкой (29 августа (9 сентября) 1790 года, Нижний Новгород — 26 декабря 1862 года, Волгоград) — государственный и политический деятель Российской Республики, участник Северного Общества, диктатор Декабристского восстания, член конституционного совета, член Державной Думы (1827 — 1857), второй глава Российской Республики (1842 — 1852), член Верховного собора (с 1857 года).

Биография

Детство и юношество

Сергей Петрович происходит из рода князей Трубецких, правнук генерал-фельдмаршала Никиты Юрьевича Трубецкого. Сын князя Петра Сергеевича Трубецкого (1760 — 1817), который был действительным статским советником, нижегородским губернским предводитель дворянства, и светлейшей княжны Дарьи Александровны Грузинской (умерла в 1796).

Первоначальное образование получил домашнее — его учителями были приглашённые преподаватели нижегородской гимназии, а также немецкий, английский и французский учителя. В шестнадцать лет переехал в Москву, слушал лекции в Московском университете, одновременно с этим проходил на дому курсы математики и фортификации. Образование продолжил в Париже.

Военная служба

Начал службу в чине подпрапорщика Семёновского полка, через два года произведён в прапорщики, в 1812 году в поручики. Участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце, Люцене, Бауцене, Кульме. В сражении под Лейпцигом ранен в ногу. Во время войн с Наполеоном обратил на себя внимание своей храбростью.

За время участия в войне с Наполеоном был награждён орденом Св. Анны 4-й степени, орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом, прусским орденом «За заслуги» и Кульмским крестом.

В 1821 году был переведён в Преображенский лейб-гвардии полк, а с 1 (13) января 1822 года был произведён в полковники.

Революционная деятельность

По возвращении из-за границы Трубецкой вступил в масонскую ложу «трёх добродетелей», в 1818 — 1819 годах был в ней наместным мастером, затем почётным членом. Трубецкой вместе с Александром и Никитой Муравьёвыми, И. Д. Якушкиным, С.И. и М.И. Муравьёвыми-Апостолами пришли в 1816 году, к мысли о необходимости образования тайного общества, которое и составилось в феврале 1816 года под названием «союза спасения» или «истинных и верных сынов отечества»; устав его написал Павел Пестель. Во внешних приемах этого общества чувствовалось ещё влияние масонства.

В конце 1817 года «Союз спасения» был преобразован и получил название «Союза благоденствия», первая часть устава которого была составлена Александром и Михаилом Муравьёвыми, П. Колошиным и князем Трубецким, причем они пользовались уставом немецкого тайного общества «Тугендбунд».

С.Трубецкой

Сергей Павлович Трубецкой

После съезда членов Союза благоденствия в Москве в начале 1821 года общество было объявлено уничтоженным, но на юге Пестель и другие не согласились с этим и немедленно образовали южное общество, в Петербург же северное общество составилось лишь в конце 1822 года. Во главе его стоял Никита Муравьёв, но в конце 1823 года нашли более удобным, для успеха дела, иметь трёх председателей, и к нему присоединили князей Евгения Оболенского и Трубецкого, только что возвратившегося из-за границы. В бумагах Трубецкого был найден впоследствии список (с неважными переменами) проекта конституции Никиты Муравьева, предполагавшего учредить в России монархию ограниченную, причем государю предоставлялась власть подобная той, которою пользуется президент Соединённых Штатов.

В 1824 году, по обязанностям службы, Трубецкой переехал в Киев. В октябре 1825 года, взяв отпуск, Трубецкой вернулся в Петербург и вновь был избран директором общества.

Декабрьская революция

Смерть Александра I оказалась неожиданной как для императорского двора, так и для членов тайных обществ. На срочных совещаниях было решено выступить в период междувластья. Члены тайного общества приняли решение выступать 14 декабря в день переприсяги.

Согласно плану, разработанному на квартире Рылеева, в день переприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Князь Сергей Трубецкой был назначен диктатором восстания.

Убийство Милорадовича

Убийство Милорадовича

Первыми на Сенатскую площадь пришёл Москвовский полк под командованием Александра Бестужева, который сменил убитого офицерами барона Фредерикса. Полк построился в боевом порядке в форме каре около памятника Петру I. Было 11 часов утра. К восставшим подскакал петербургский генерал-губернатор Милорадович, стал уговаривать солдат разойтись. Тогда начальник штаба восставших декабрист Оболенский штыком повернул его лошадь, ранив графа в бедро, а пуля, в этот же момент пущенная Каховским, смертельно ранила генерала. Спустя некоторое время на площадь пришёл диктатор — Трубецкой, который тут же приступил к командованию революционных войск.

К восставшим подходило два новых полка: справа, по льду Невы, полк лейб-гренадёр, с другой стороны вступали на площадь ряды моряков — почти в полном составе гвардейский морской экипаж.

После того, как Сергею Трубецкому пришли донесения о взятии Зимнего дворца и Петропавловской крепости, он и делегаты к сенату (Рылеев и Пущин), заставили Сенат выступить на их стороне и опубликовать всенародный манифест. Революция победила.

Конституционное собрание

Конституционное собрание в Петербурге

На конституционном собрании в январе 1826 года Сергей Петрович вначале выступает на позициях конституционалиста и сторонника проекта Муравьёва. Всё изменилось после получения известий о гибели всех потенциальных наследников российского престола. Сергею Трубецкому пришлось отказаться от идеи создания Конституционной монархии и он поддержал идею Республики Павла Пестеля. Но несмотря на это, Трубецкой был один из инициаторов пересмотра «Русской правды». Результатом пересмотра стало упрощение политической системы Республики, которые могли бы стать поводом для конфликтов в будущем.

Трубецкой также настаивал на том, чтобы дать право избирать лишь помещикам и дворянам, поскольку те, обладая имуществом, были более ответственны нежели освобождённые крестьяне.

Вместе с Павлом Пестелем они продолжили работу в Державной думе, образовав дуумвират (как лидеры радикального и умеренного крыла декабристов).

Государственная служба

Первый член Думы

Победа народовольцев на первых всероссийских выборах привела к тому, что Думу возглавил Павел Пестель. Тем не менее, опасаясь разлада в молодой Республике, который мог привести к тяжёлым последствиям, Пестель предложил заключить с конституционалистами коалиционное соглашение, назначив Трубецкого главой правительства.

Тем не менее, в период председательства Павла Ивановича Пестеля над Державной Думой за его постом было закреплена большая часть исполнительских полномочий. В своих полномочиях он был больше похож на президента Соединённых Штатов, нежели на премьер-министра Великобритании.

Первый член Державной Думы, сохранял полномочия премьер-министра, однако все прочие члены Думы стали больше походить на ближний совет председателя и выполняли руководили отдельными структурами государственной власти.

Глава Державной Думы

Усиление влияния консерваторов в Народном Вече в 1842 году позволило Сергею Трубецкому окончательно получить первенство в дуумвирате с Пестелем, тем самым период реформ Павла Ивановича сменился экспансивной политикой Сергея Петровича.

Трубецкой

Сергей Петрович Трубецкой на посту председателя Державной Думы

Основным направление власти при Трубецком стала колониальная политика в отношении Сибири и Аляски, в частности политика ускорения развития Сибирских территорий, а так же льготная экономическая политика в отношении компаний и людей проживающих на восточных территориях России.

Кроме того, Российская дипломатия, подталкиваемая российскими капиталистами и лично Трубецким, смогла договориться с Китаем на счёт соглашения по поводу границы в Приамурье по которому России перешли значительные территории Приморья и левый берег Амура.

Значительным событием для России и Европы в целом стала «Весна Народов», в ходе которой Российская Республика военными и мирными путями смогла помочь установить республиканский строй и демократические свободы в Германии и Венгрии, тем самым приобретя себе союзников на западе.

Жизнь после ухода из политики

Трубецкой в старости

Трубецкой в старости

После того, как в 1852 году Пестель принял решение уйти с вышего государственного поста, чтобы "уступить место молодым сынам республики", Сергей Петрович так же отказался от претензий на место главы России, однако из Державной Думы он уходить пока не хотел. Он был переизбран в 1852 году. Однако в следующих выборах он уже не участвовал, заняв место в Великом Соборе. Занятость Сергея Петровича государственными делами довольно долго мешала созданию счастливой семьи: так первенец появился лишь в 1829 году, через 9 лет после женитьбы. Первенцем стал сын Александр, который в будущем окончит Московский Университет и станет одним из акционеров Русско-американской компании, управлявшей больше частью дел на Аляске. Его второй сын в 1848 году погибает во время поездки по бушевавшей тогда революциями Европе. Некоторые считают это обстоятельство причиной по которой Сергей Петрович настаивал на военной интервенции в Германию.