ФЭНДОМ

1878 г - трагедия в доме герцога Дармштадского. Во время эпидемии дифтерии умерают его жена и дочь Мэй. По чистой случайности больная герцогиня за день до смерти заражает свою младшую дочь Алису, которая умирает в мучениях спустя месяц.

1892 г. - в России император Александр III и его супруга Мария Федоровна начинают поиск невесты для цесаревича Николая. Император не любивший немцев под влиянием своей жены датчанки-немцененавистницы, порывает со старой имперской традицией брать невест из Германии.

Основная претиндентка Елена Орлеанская, дочь наследника французского престола графа Парижского. Но будучи глубоко верующей католичкой она отказывается принять православие, грозя уходом в монастырь. Выбор императорской четы падает на дочь черногорского князя Николая  Негоша Елену Николаевну.  Красавица Елена - выпускница Смольного института - нравится наследнику и он влюбляется в нее.

1894 г. - Бракосочетание Николая и Елены. Смерть императора  Александра III. Свадебные торжества совпадают с траурными церемониями. 

1895 г. -  принято Положение о мелком кредите, способствовавшее развитию кредитной кооперации в России. Рождение Великой княжны Ольги Николаевны - первенца будущего российского императора.

1896 г. - Коронация Николая II и императрицы Елены Николаевны. Россия впервые за 150 лет получает царицу родившуюся и воспитанную в православии. Выросшая под влиянием своей матери Милицы, прогматичная по натуре, в отличии от своих сестер Милицы и Анастасии, она не только сразу находит общий язык со своей свекровью Марией Федоровной, но и стоновится опорой слабовольному Николаю в его деятельности по управлению государством, что проявиляется еще во время коронационых торжеств. Когда 18 мая на Ходынском поле раздача царских подарков переостает в кровавую трагедию, молодой император, по "ненавязчивому" настоянию своей юной супруги, покидает бал в Кремлевском дворце и объезжает московские больницы, посещая жертв катастрофы, а день спустя в её же присутствии ("для укрепления духа") увольняет своего дядю Сергея Александровича с поста московского генерал-губернатора.

Подобным поведением она, не увеличив числа своих почитателей в высшем свете, завоевывает любовь народную. В течении короткого времени она получает в народе прозвище "Матушка-черногорка", и на ее авторитет не решаются посягать даже самые радикальные противники монархии.

1897 г. - русские войска, в составе международных сил по поддержанию мира, высаживаются на о. Крит. Рождение Великой княжны Татьяны Николаевны

1898 г. - по соглашению с Китаем Россия получает в аренду Ляодунский п-ов. Начало строительства Порт-Артура и Далнего.

Начальник московского охранного отделения С.В.Зубатов подает генерал-губернатору Трепову докладную записку с программой мер по улучшения положения рабочих.Со стороны московской администрации инициатива Зубатова встретила понимание, и ему было дано добро на проведение занятий с рабочими. Тогда же Зубатов приступил к разъяснительной работе. Во время допросов арестованных социал-демократических рабочих, он разяснял им, что правительство не является их врагом и что рабочие и при монархическом строе могут добиться удовлетворения своих интересов. Для этого необходимо понять разницу между рабочим и революционным движением: в первом случае целью является копейка, во втором — идеологическая теория. Проповедь Зубатова имела успех: убеждённые им рабочие повели пропаганду в рабочей среде и вскоре подали ходатайство о создании первого рабочего общества.

1899 г. - начато сооружение Кругобайкальской железной дороги. Рождение Великой княжны Марии Николаевны.

1900 г. - российские войска принимают участие в подавлении Боксерского восстания в Китае.

1901 г. - по инициативе С.В.Зубатова и его сотрудников в Минске, для подрвыа влияния Бунда среди еврейских рабочих, создана Еврейская Независимая Рабочая партия(ЕНРП). Рождение Великой княжны Анастасии Николаевны.

1902 г. - создание партии социалистов-революционеров. Начало новой волны революционного  террора. Убийство мининдел Сипягина и назначение на его место В. К. Плеве.

В ходе нескольких бесед нового министра с начальником московского охранного отделения Зубатовым, тот изложил свои убеждения, состоявшие в том, что для победы над революцией недостаточно одних репрессий и необходимы социальные реформы. Плеве не соглашался с Зубатовым, уверяя, что никакой революции в стране нет, а есть только группы и кружки заговорщиков. Полиция должна обнаружить их настоящий "центр" и арестовать заговорщиков. Несмотря на разногласия, Плеве назначает Зубатова начальником Особого отдела Департамента полиции.

Зубатов в короткий срок реформирует систему политического сыска в империи, направленную теперь в основном против террористических организаций, не оставляя при этом заботы о развитии легального рабочего движения. Неудача постигшая легальные рабочие организации во время забостовки в Одессе летом 1902 г., когда социал демократы втянули их в политическое движение, привела его к мысле о необходимости специальной подготовки кадров для рабочих союзов и легальной политической организации для противостояния эсдекам. Открытие в Пулково под С-Петербургом школы для подготовки руководителей зубатовских организаций.

1903 г. - Отношения Зубатова с Плеве окончательно испортились. Плеве всё более настаивал на усилении репрессий и всё более отрицательно относился к зубатовским проектам реформ. Раздражённый и недовольный политикой Плеве, Зубатов начал высказывать своё недовольство в частных разговорах. Он говорил, что чем раньше Плеве уйдёт или его отставят, тем лучше будет и для него и для России. В июле Зубатов встречается с министром финансов С. Ю. Витте, который считался главным врагом Плеве, и высказывает ему своё недовольство последним.

На квартире князя В. П. Мещерского Витте и Зубатов составили заговор против Плеве, целью которого было сместить Плеве с поста министра внутренних дел и посадить на его место Витте. Зубатов составил докладную записку с осуждением политики Плеве, а князь Мещерский передал её  императору.

Узнав об этом Плеве попытался снять Зубатова с должности, но Николай II, под влиянием своих супруги и матери, недолюбливавших министра и покровительствовавших Витте, отправляет его самого в отставку.

С.В.Зубатову развязаны руки в развитии легального рабочего движения. В декабре на основе ЕНРП создана Всероссийская независимая рабочая партия(ВНРП). Охранные отделения по всей стране получают указание оберегать ее от проникновения социал-демократических элементов.

Вместе с падением Плеве теряет свое влияние при дворе и преславутая "безобразовская клика" выступавшая за агрессивную экспансию в Манджурии и Корее. Российское правительство готово признать японский протекторат над Кореей в обмен на признание японцами русских интересов в Манджурии.

С приходом к власти С.Ю.Витте начинается медленное сближение правительства с либеральной оппозицией. Ослаблена цензура, разрешена деятельность общественных организаций либерального толка.

1904 г. - Рождение наследника Российского престола цесаревича Алексея.

Несмотря на мирные инициативы России по корейскому вопросу, Япония разрывает с ней дипломатические отношения. 27 января (с.с.), еще до официального объявления войны, силы японского флота атаковали русские корабли в Порт-Артуре и корейском порту Чимульпо. Начало Русско-японской войны.

Известие о начале войны мало кого в России оставило равнодушным: в первый период войны в народе и общественности преобладало настроение, что на Россию напали и необходимо дать отпор агрессору. В Петербурге, а также других крупных городах империи самопроизвольно возникали невиданные уличные патриотические манифестации, в которых активно участвовали и зубатовские организации.

Война протекала с переменным успехом.

31 марта совершенно случайно избежал гибели флагман броненосец "Петропавловск". Выставленная японцами предыдущей ночью мина  прошла в непосредственной близости от борта броненосца и разарвалась сильно повредив следовавший за "Петропавловском" броненосец "Победа". Вторая мина была перехвачена эсминцем "Смелый" принесшим себя в жертву ради спасения флагмана.

В мае японцам удалось высадить в Манджурии свою 2ю армию и после боя у Цзиньчжоу блокировать Порт-Артур.

1 июня японцы разгромили под Вафаньгоу русские войска направлявшиеся на помощь Порт-Артуру.

28 июля в Желтом море разгромлена японская эскадра адм. Того.

В августе - сентябре русские войска патерпели поражения под Ляояном и на р.Шахе. Поражения были вызваны прежде всего нерешительными действиями главнокомандующего ген. Куропаткина. После операции на реке Шахэ на фронте установилось позиционное затишье, продолжавшееся до конца 1904 года.

В связи с войной откладывается планируемый созыв Государственной Думы .

1905 г. - война с Японией заканчивается ничем. После того как весной под Мукденом русским, по вине ген. Куропаткина, не удалось добится решительной победы над обескровлеными и испытывающими острые проблемы со снобжением японскими армиями(сказываются успехи русского флота, после гибели адм Того во время боя в Желтом море), а два месяца спустя в Цусимском проливе Тихоокеанский флот одерживает "пиррову победу" над японцами (противник разгромлен и бежал, но русские теряют большую часть своих броненосцев, на "Петропавловске" гибнет адм. Макаров), ситуация заходит в тупик и сторонам не остается ни чего другого как заключить мир. По условиям Портсмутского соглашения Россия признавала Корею сферой влияния Японии, а японцы признавали русские интересы в манджурии.

Резкое обострение политической ситуации в стране. Левые, обеспокоенные ослаблением своих позиций в обществе в связи с начавшейся либерализацией общественной жизни, нашедшей своё отражение в Высочайшем манефесте от 17 октября, усиливают "революционный террор". Эсеры организуют, сопровождающиеся убийствами помещиков,  беспорядки в деревне, в массовом порядке отстреливают и бомбят  государственных чиновников. К насилию против легальных рабочих организаций, переходят и, теряющие почву под ногами, эсдеки. Во время организованных ими майской забастовки в Иваново-Вознесенске,  попытка организовать так называемый "совет рабочих депутатов" приводит к кровавым стокновениям с зубатовцами. В июне, на собрании Петербугского союза русских рабочих (одного из зубатовских профсоюзов) эсеры взрывают бомбу. Взрыв приводит к многочисленным жертвам и созданию зубатовцами, уже не подконтрольных правительству отрядов рабочей самообороны.

В ответ на убийство в конце ноября эсдеками члена петербургского комитета ВНРП, весьма популярного в народе священника Г. Гапона, зубатовские боевики убивают 2 декабря председателя петербургского "совета рабочих депутатов" Льва Троцкого.

Убийство Троцкого приводит к новой вспышке насилия в стране. В Москве дело доходит до барикадных боев между зубатовцами и эсдеками. Правительство вынуждено ввести в город войска.

В сформированный после манифеста 17 октября кабинет Витте вошли кроме высших гражданских чиновников также представители общественных кругов - министром юстиции стал Н.Н.Львов, министром промышленности и торговли А.И.Гучков, министром просвещения князь Е.Н.Трубецкой, государственным контролером Д.Н.Шипов.

1906 г. - 23 апреля указом императора вступают в силу Основные законы Российской империи - первая конституция России. За императором оставалось право назначать проемьер-министра, члены же правительства назначались с согласия Думы

27 апреля открывается заседание Государственной думы первого Созыва. По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы — 176 человек. Избрано также 52 представителя ВНРП, 13 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 8 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 170 беспартийных.

Дума начинает свою работу с обсуждения проектов закона о политических партиях и вопроса о аграрной реформе.

Не смотря на начало деятельности Высшего представительскогого органа продолжается революционный террор. 12 августа эсеры-максималисты из группы М.Соколова взорвали дачу министра внутренних дел Столыпина на Аптекарском острове в С.-Петербурге. Было убито ок. 30 человек, в основном прислуга министра, тяжело ранены его малолетние дети. Дума на экстренном заседании почти единодушно, при 32 воздержавшихся, осудила взрыв. В ответ на это, таже группа устроила взрыв в подвале Таврического дворца. Как было заявлено в качестве возмездия "приспешникам кровавого режима". Были убиты 2 дворцовых служителя  и 15-летний мальчик-курьер. Следствием стало одобрение думой проекта чрезвычайного закона против террора, предложеного министерством внутренних дел.

В течении короткого времени доказывают свою эфективность реформированые С.В.Зубатовым охранные отделения. Боевая организация эсеров разгромлена, организаторы и исполнители террактов или казнены или отправляются на каторгу. Серия неудач преследует и радикальное левое крыло РСДРП. В середине мая при попытке побега с этапа застрелен бывший член "Петросовета рабочих депутатов" А. Гельфанд, по кличке Парвус. 10 июня при аресте в Перми, в результате несчастного случая, выпал из окна бывший председатель Екатеринбургского Совета Я. Свердлов.

Радикально-революционное движение постепенно сходит на нет.

1907 г. - Цесаревич Алексей ростет крепким здоровым мальчиком.

В Петербурге по подозрению в хлыстовстве арестован монах-растрига Г.Распутин. Расследование показало, что это всего навсего навет его бывшей любовницы. Распутин отпущен, но  заболев в тюрьме туберкулезом умирает через два года.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики