Фэндом

Советская космонавтика относится к ракетной технике и программам исследования космоса, проводимым Советским Союзом (СССР) с 1930-х по настоящее время.

Программа Энергия-Буран

Энергия-Буран — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Одна из двух реализованных в мире систем МТКС, программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс Шаттл».

В 1976 году была предложена существенно изменённая версия (ОК-92) — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты «Энергия». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид.

В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более 1 млн человек) принимали участие в создании системы. 15 ноября 1988 — запуск советского космического корабля многоразового использования «Буран» и ракеты-носителя Энергия.

29 ноября 1991 — с космодрома "Байконур" произведен второй беспилотный запуск МТКК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка производится в автоматическом режиме 1 декабря.

10 апреля 1992 — с космодрома Байконур произведен третий беспилотный запуск МТКК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка выполнена 18 апреля в автоматическом режиме.

16 апреля 1994 — Проект ракеты-носителя "Энергия-М" выиграл государственный тендер у проекта ракеты-носителя "Ангара". НПО "Энергия", ЦПК им. Гагарина, и Главкосмос СССР объявляют о подготовке программы по пилотируемому облету и пилотируемой высадке на Луну.

МТКК Буран.jpg

МТКК "Буран"

1 июля 1994 — с космодрома Байконур произведен четвертый беспилотный запуск МТКК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка произведена 17 июля в автоматическом режиме.

7 августа 1994 — с космодрома Байконур произведен четвертый беспилотный запуск МТКК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка произведена 24 августа в автоматическом режиме.

24 января 1995 — с космодрома Байконур выполнен первый пилотируемый запуск МТКК "Буран". Программа полета - орбитальные маневры и стыковка с орбитальной космической станцией "Мир". Экипаж - И.Волк и А.Иванченков. Позывные - "Урал" и "Урал-2".

31 января 1995— челнок произвел посадку в ручном режиме. 9 апреля 1995 — Модули-лаборатории орбитальной космической станции "Мир" в автоматическом режиме отстыкованы от базового блока.

11 апреля 1995 — с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Энергия" с базовым блоком орбитальной космической станции "Мир-2" не борту.

13 апреля 1995 — Базовый блок ОКС "Мир-2" выведен на орбиту присутствия отстыкованных модулей станции "Мир".

14 апреля 1995 — с космодрома Байконур стартовал пилотируемый МТКК "Буран" в связке с ракетой-носителем "Энергия". Экипаж - И.Волк, А.Серебров, М.Толбоев, В.Афанасьев, А.Волков. Цель полета - помощь при стыковке модулей-лабораторий к блоку "Мир-2".

Atlantis Docked to Mir.jpg

Мир-2

15 апреля 1995 — с космодрома Плесецк стартовал еще один пилотируемый МТКК "Буран" в связке с ракетой-носителем "Энергия". Экипаж - В.Токарев, В.Титов, А.Иванченков, М.Манаров, С.Крикалев, Г.Стрекалов. Цель полета - помощь при стыковке модулей-лабораторий к блоку "Мир-2".

16-19 апреля 1995 — произведена успешная перестыковка модулей-лабораторий с ББ "Мир" на ББ "Мир-2". Орбитальная космическая станция "Мир-2" начала свою работу.

20-21 апреля 1995 — произведен спуск и затопление обломков ОКС "Мир" в специально отведенном участке акватории Тихого океана. Экипажи "Буранов" принимают участие в работах по ликвидации станции.

22 апреля 1995 — МТКК "Буран" (командир экипажа - И.Волк) произвел посадку на космодроме Байконур в штатном режиме.

23 апреля 1995 — МТКК "Буран" (командир экипажа - В.Токарев) произвел посадку на космодроме Плесецк в штатном режиме. Программа по компоновке новой ОКС в открытом космосе успешно завершена. Главкосмос СССР начинает готовить первую миссию на новую станцию.

Советская Лунная Программа

26 ноября 1996 — успешно завершились стендовые испытания ракеты-носителя "Энергия-М".

27 сентября 1997 — успешно завершились стендовые испытания модификации ракеты-носителя "Энергия" - "Ураган". Объявлено о временном приостановлении пилотируемой лунной программы.

15 февраля 2000 — Успешно завершились стендовые испытания "лунного" носителя "Вулкан".

24 апреля 2001 — С космодрома Байконур произведен третий "контрольный" запуск комплекса "Вулкан" - "Зонд-М-3" в беспилотном режиме. Космический корабль успешно выведен на орбиту и успешно приземлен в 35 километрах от расчетной точки.

Вулкан-Геркулес.jpg

Ракета-носитель "Вулкан"

11 мая 2002 — с космодрома Байконур осуществлен беспилотный запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-4". Аппарат успешно выведен на околоземную орбиту. Успешно произведен облет Луны в автоматическом режиме. В результате отказа парашютной системы спускаемый аппарат разбился при приземлении.

26 марта 2003 — с космодрома Байконур произведен запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-5" в беспилотном режиме. Аппарат успешно выведен на орбиту. Успешно произведен облет Луны в автоматическом режиме. "Зонд-М-5" успешно приземлился в 125 километрах от расчетной точки.

7 декабря 2003 — с космодрома Байконур произведен пилотируемый запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-6". Экипаж - В.Токарев и В.Дежуров. Корабль успешно выведен на орбиту. Успешно проведены орбитальные маневры. 10 декабря "Зонд-М-6" произвел мягкую посадку в 10 километрах от расчетной точки.

17 апреля 2004 — Первый советский пилотируемый облет Луны. С космодрома Байконур произведен пилотируемый запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-7". Экипаж - А.Калери и Л.Каденюк. Авария ускорителей второй ступени ракеты-носителя. Спускаемый аппарат "Зонд-М-7" выведен на траекторию суборбитального полета системой аварийного спасания.

15 октября 2004 — Первый советский пилотируемый облет Луны. С космодрома Байконур произведен пилотируемый запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-8". Экипаж - Ю.Маленченко и С.Крикалев. Корабль успешно вышел на орбиту. Произведены маневры на околоземной орбите. Успешно произведен облет Луны. "Зонд-М-8" успешно приземлился в 20 километрах от расчетной точки 21 октября.

3 мая 2005 — с космодрома Байконур осуществлен пилотируемый запуск комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-9". Экипаж - С.Залетин и О.Котов. Программа полета выполнена полностью. Произведена отработка маневров на окололунной орбите. 11 мая "Зонд-М-9" успешно приземлился в 12 километрах от расчетной точки. Главкосмос СССР, НПО "Энергия" им. Королева и ЦПК им. Гагарина начинают подготовку к завершающей стадии лунной программы.

1 июня 2006 — с космодрома Байконур произведен пилотируемого комплекса "Вулкан"-"Зонд-М-10". Экипаж - П.Виноградов и Ю.Гидзенко. Программа полета выполнена полностью. Во время полета по окололунной орбите спускаемая лунная капсула с Ю.Гидзенко на борту совершила прилунение. Была произведена тестовая посадка на Луну и тестовое маневрирование в окололунном пространстве без высадки космонавта на Луну.

9 июня 2006 — "Зонд-М-10" произвел успешную посадку в 15 километрах от расчетной точки.

23 февраля 2007 — с космодрома Байконур осуществлен пилотируемый запуск комплекса "Вулкан" - "Зонд-М-11". Экипаж - С.Крикалев и П.Виноградов. Программа полета выполнена полностью.

27 февраля 2007 — С.Крикалев в ручном режиме произвел прилунение лунной капсулы "Зонда-М-11" и 28 февраля произвел высадку на Луну. На месте посадки аппарат установлен Государственный Флаг СССР и прикреплены металлические плашки с портретами и автографами космонавтов Гагарина, Терешковой, Комарова, Леонова, Армстронга, Крикалева, и Виноградова, и ученых Циолковского, Королева, фон Брауна, Глушко и Семенова.

3 марта 2007 — спускаемый аппарат "Зонда-М-11" успешно приземлился в 6 километрах от расчетной точки.

МАКС

Maks.jpg
Многоцелевая авиационно-космическая система — проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана).

Разработка проекта велась в НПО «Молния» с начала 1980-х годов под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского. Широкой общественности проект был представлен в конце 1980-х гг.

Основное назначение многоцелевой системы — доставка грузов и экипажей на орбиту, в том числе на орбитальные станции. МАКС может также использоваться (в том числе оперативно ввиду отсутствия привязки к космодрому и возможности запусков в разных направлениях) для аварийного спасения экипажей космических объектов, для ремонтно-аварийно-технических работ, научных экспериментов, организации производств на орбите, в гражданских и военных целях наземной разведки, экологического и космического контроля.

Одновременно с программой "Энергия-Буран" началось исполнение проекта МАКСа. И уже 3 марта 1993 года был произведён первый пуск. Начиная с 1996 года МАКС использовался для доставки грузов "Мир-2".

Дальнейшие события

Клипер.jpg

«Клипер»

1 января 2008 — Космические программы "Буран"-"Энергия" и "Зонд-М"-"Вулкан" объявлены закрытыми. Главкосмос СССР объявляет о подготовке международного пилотируемого полета на Марс с использованием ракеты-носителя "Вулкан". Начинается проектирование нового орбитального челнока "Клипер", орбитальной научной лаборатории "Салют-ЦМ", и орбитальной космической станции военного назначения "Вектор-Полюс".

3 мая 2009 года стартовал основной этап проекта Марс-500 — серия экспериментов по длительной изоляции экипажа в условиях специально созданного наземного экспериментального комплекса.

10 февраля 2009 — первое столкновение спутников (советского и американского) над Таймыром.

15 апреля 2011 — в СССР был создан первый в мире космический корабль с ядерной энергетической установкой.

Также на Фэндоме

Случайная вики