ФЭНДОМ

Советско - Китайская Война 1966-1980 гг.
Часть Холодной Войны
Время С 15 июля 1966 по 22 сентября 1980 годы
Место Китай. Монголия. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Некоторые территории СССР.
Итоги Мирное урегулирование конфликта.
Причина Длительный дипломатический конфликт между СССР и КНР.
Территориальные
изменения
Независимость Уйгурстана. Создание Манджурско-Приморской Демилитаризованной зоны, находящейся под контролем ООН.
Участники
СССР

Монгольская Народная Республика

Социалистическая Республика Вьетнам

Лаоская Народно-Демократическая Республика.

Китайская Народная Республика

Демократическая Республика Кампучия

Командующие
Н. С. Хрущев.

М. А. Суслов.

Ю. Юмжагийн.

Хо Ши Мин.

Суфанувонг

Мао Цзедун.

Линь Бяо.

Не Жунчжэнь

Пол Пот

Силы сторон
2 867 500 чел. 4 078 945 чел
Потери
946 563 чел. 2 899 530 чел.
всего во время войны погибло, с учетом гибели среди мирного населения 204 776 504 чел.
Советско-Китайская война — Самый кровавый вооруженный конфликт в истории человечества, на ряду с Второй Мировой войной. Единственная война в истории человечества во время которой обе стороны применяли Ядерное оружие, что послужило последующему Ядерному Холокосту, и тотальному радиоктивному загрезнению Тихоокеанского региона, и Азии. Само название Советско - Китайская война в историографии является ошибочным, так как в войне на стороне СССР воевали Монголия, Лаос, и Вьетнам, а на стороне КНР, Кампучия. В США этой конфликт часто называют Третьей Мировой Войной, или Азиатской войной. В СССР (позднее - ССГ) более распостраненное название Китайская война. 

Предыстория 

После 20-го съезда КПСС, и развенчания Культа Личности Сталина, между СССР который переживал Оттепель, и КНР в которой Мао Цзедун продолжал линию политики Сталина, случился раскол. Китайцы требовали от Хрущева прекратить критику в адрес Сталина, а Хрущев требовал безприкословного подчинения Китая Советской внешней политики. В последующие годы раскол все усиливался, хотя не смотря на это Хрущев совершил визит в Китай в 1959 году, и в 1964 передал КНР технологии создания ядерного оружия.
0 a777a d4dfb033 orig

Хрущев и Мао. 1959 год.

В 1965 году после того как начался продовольственный кризис, вызвавший массовый голод в СССР, вызванный в свою очередь освоением целинных земель, Хрущев попросил у Китая большую партию Зерна. Мао Цзедун, и Председатель Лю Шаоци отказались давать СССР зерно, и продовольствие. Далее после повторной просьбы, Мао пригрозил СССР союзом с США, после чего в качестве демонстрации в США была отправлена Китайская делегация. Это стало последней каплей для начала эскалации конфликта. По приказу Хрущева, началась подготовка к войне. Однако в КНР еще с 1960 года предвидели возможность войны с СССР, и также готовились к этому. Менее чем за год к границе с КНР в районе Маньчжурии, и в районе Уйгурстана было стянуто до 2 милион человек, Китайцы в это время стянули равные силы. Монголия и союзные СССР страны также начали готовиться к войне.

Начало Войны

Разрыв Дипломатических отношений

Весной 1966 года Москва прекратила все дипломатические отношения с КНР, и отозвала посольство. Тоже самое сделало правительство Монголии. Мао Цзедун, обеспокоенный наращиванием СССР военного контингента в Монголии, и на границе, а также разрывом отношений, приказывает начать подготовку к возможной войне с СССР. США не отреагировали на эти события, так как президент США Дж. Кеннеди ясно заявил что США не будут вмешиваться во внешнюю политику Социалистический стран (Доктрина Кеннеди). На просьбу Китайской делегации вмешаться в конфликт, Кеннеди ответил категорическим отказом. В это же время Хрущев также пытаеться наладить отношения с Западом, но он также выходит из игры с проигрышем.

Вторжение СССР и Монголии в Китай

15 июля в 2 часа ночи Советская Авиация пересекла границу с Китаем, и начала массовые бомбардировки крупнейших городов Китая. Сопротивление со стороны ПВО было минимальным, так как вольшенство самолетов Китайских ВВС были уничтожены на земле, а зенитные установки были крайне неэффективны против новейших Реактивных самолетов СССР. В первый час бомбардировок большая часть наземных сил НОАК понесли серьёзные потери в живой силе и в технике. В 5 часов 15 июля началось наступление сухопутных сил Советско-Монгольских войск вдоль всей северной границы КНР. Не смотря на серьёзные, и довольно крупные потери НОАК оказывали войскам СССР, и Монголии ожесточенное сопративление. На протяжении трех дней бои с противником велись на всех направлениях. Самые ожесточенные бои велись в Маньчжурии на подступах к Пекину. 

Битва за Пекин

18-го июля Советские войска подошли к окраинам Пекина. В первые часы продвижения советские солтаты встречали слабое сопративление со стороны местного Ополчения, но к середине дня передовой 198-й моторизованный батальон попал в засаду недалеко от площади Тьянянминь. 46-я танковая дивизия которая обходила Пекин с правого фланга попала под усиленный обстрел со стороны артиллерии НОАК, понеся при этом ужасающие потери. К концу дня обезсиленная 46-я дивизия подверглась контратаке со стороны НОАК, и была вынуждена отступить, соседняя с правого фланга 119-я дивизия вступила в бой с подразделениями НОАК в попытке ослабить напряжение на рубеже 46-й танковой дивизии, что вошло в историю как «Ночная Мясорубка». Наступавший в городе 24-й моторизованный корпус, в попытке деблокировать 198-й батальон также понес потери. 20-го июля 8-й гвардейский воздушно-десантный корпус был сброшен в тылу НОАК, и вступил в бой с превосходящими силами противника. Последующие 11 дней стали ужасающим испытанием для Советской армии. 1-го августа Советский Тихоокеанский флот получив разрешение от Японии, Республики Корея, и США, на проход в Желтом море подошел к прибрежным городам, и высадил морской десант. Понесший потери 8-й гвардейский воздушно-десантный корпус, был дополнен 116-й дивизией, и 7-й дивизией. 2-е августа запомнился как день воинской славы Воздушно-Десантных войск. Соеденившись с Морской пехотой высаженной на побережье, и пользуясь превосходством Советской Авиации и Флота, десантники ворвались в Пекин с тыла. К 6-му августа город был взят. В боях за Пекин погибло 8554 чел. с советской стороны, и до 20 785 чел. с китайской стороны. Советскими войсками был арестован Председатель КНР Лю Шаоци, советник Председателя Дэн Сяопин, и член Политбюро ЦК КПК Хуа Гофэн. В это же время в Москве, такие оппозиционеры власти Мао Цзедуна как Пэн Дэхуай, создают так называемую Объединенную Рабочью Партию Китая(ОРПК), вошедшую в историю как Советская Партия. Также решаеться вопрос о том кто станет новым Председателем КНР. Однако связи с тем что Мао Цзедун оставался на свободе, и армия подчинялась ему, как и КПК, было решено отложить создание нового правительства КНР. Активным сторонником этого был Анастас Микоян, и Милаил Суслов.

Пустынный марш

На ряду с Битвой за Пекин, пустынный марш был вторым по масштабности сражением. Сразу же после того как стало ясно что бои по Пекином зятянулись, и что Китайцы стягивают в район Пекина значительные силы, было принято решение об организации отвлекающего удара в пустыне Гоби. Так как Монгольские войска были слабы для подобного удара, и могли потерпеть поражение, с территории СССР в помощь Монголам было отправлено 10 резервных дивизий. 22-го июля началась операция «Пустынный шторм». Так как местные подразделения НОАК находилась в состоянии передислокации, а оставшиеся на дежурстве части были недоукомплектованы, объединенным Советско-Монголиским подразделениям удалось ударить в тыл. Не готовые к такому удару 9 дивизий НОАК были уничтожены, оставшиеся были загнаны в пустыню, и почти каждый час подвергались бомбардировкам с воздуха. Вскоре объединенные войска захватили контроль над железной дорогой, отрезав город Умручи от снабжения. Боясь возможности того что Советско-Монгольские войка могут ударить во фланг фронта обороняющего город Батоу, Линь Бяо, отдал приказ не отпровлять на Пекинское направление войска, а повернуть их назад. Так как Советская авиация господствовала в воздухе, передвижения войск НОАК не остались незамеченными, и вскоре была подготовлена стратегическая отступательная операция. 8-го августа Линь Бяо получивший приказ от Мао Цзедуна о контранаступлении, начал контрнаступление в Пустые раньше запланированного, однако советская разведка предвидела это, и потери Объединенных войск удалось снизить к минимуму. Отступая по плану, советские войска втянули НОАК в ловушку. 14-го августа отправленные в Монголию новые резервные дивизии из СССР, начали наступление, и вскоре взаимодейвствуя с Уйгурским фронтом окружили 15-ть дивизий противника в районе города Умручи. 19-го августа 3-й Монгольский фронт захватил город Батоу. Пустынный Марш стал первой крупной победой СССР, позволивший Советско-Монгольским войскам пройти вглубь КНР на 200 км в последующие три месяца.

Реакция США на эти события

Дж. Ф. Кеннеди, провозгласивший в 1964 году на встрече в Москве с Хрущевым, так называемую «Доктрину Кеннеди», более известную как «Доктрина о взаимном нейтралетете, и невмешательстве», еще тогда ясно обозначил, что США не будут вмешиваться не в один военный конфликт с участием СССР, и не будут помагать Антисоветским силам в борьбе против СССР:

«Две наши великие нации, вместе сражались во Второй Мировой войне против Нацизма. Сейчас наше взаимонепонимание, и наши политические принципы стали искрой для пламени будущей войны между нашими великими народами. Два года назад, мы были на грани конца света из-за того, что мы не смогли понять друг друга, и из-за того что наши политические принципы не позволяли нам найти другой путь - Путь Мира, и взаимопонимания! К счастью, мы смогли найти взаимопонимание, и мы два великих народа предотвратили самую ужасную катастрофу о которой страшно подумать! Сейчас мы все стоим на перепутье истории, и у нас лишь два выбора, война или мир — жизнь или смерть. И ради нашего будущего, и будущего наших детей, и всего Мира, мы обязанны забыть о наших разногласиях, и о наших принципах во имя Мира. Сегодня на этой встрече, мы положим первый камень в фундамент будущего Мира. С этого дня Соединенные Штаты Америки, и наши союзники, обязуются не вмешиваться во внутренние дела СССР, и его союзников. Тоже самое обязуются выполнять и СССР, и Организация Варшавского Договора. Это гарантия мира. Стороны которые подпишут этот договор также обязуються не вмешиваться в воруженные конфликты с участием сторон договора. Любая война приводит к потерям, и крови. И подобных войн не избежать ни одному из нас. Поэтому мы обязаны не использовать это против друг друга, так как это приведет к тому что все что мы сегодня сделали будет бессмысленным. Если же подобные конфликты не приведут к нашему взаимопониманию, то хотя бы, этот договор будет гарантировать наш взаимный нейтралитет в этом вопросе! И будь мы все прокляты, если нарушим этот договор!» — Дж. Ф. Кеннеди.

С началом Советско-Китайской войны Дж. Ф. Кеннеди заявил, что Америка не будет вмешиваться в военные действия, однако президент США добавил, что он сделает все возможное, чтобы конфликт не перекинулся на США, и их союзников:

«...С нашей стороны было бы глупо не думать об угрозе Третьей Мировой войны. Сейчас мы видим, что две держабы Коммунистического блока, из-за длительных распрей сражаются в кровавых боях. Подобное случалось и раньше, но на этот раз две державы обладают Ядерным оружием, и они могут применить его против друг друга. Но более всего следует опасаться провокаций с обеих сторон в попытке привлечь на свою сторону Соидененные Штаты. Я как Президент, и как гражданин своей страны обязан обеспечить безопасность своей страны во время этого конфликта. Подобный конфликт не знало человечество, и потому я как человек сделаю все возможное, и невозможное чтобы повлиять на скорейшее урегулирование этого конфликта, и на спасенее миллион человеческих жизней... ...Соединенные Штаты Америки сейчас оказались в достаточно тяжелом положении. В данный момент мы продолжаем выводить войска из Вьетнама, и буквально месяц назад как вам известно преизошел крупный инцидент под Хюэ, когда на наши войска обьявившие нейтралитет, напали подразделения Северо-Вьетнамской Армии, чья страна является союзницей СССР. Этот небольшой инцидент чуть не привел к вступлению Соидененных Штатов в войну на стороне Китая. И потому я дальше намерен продолжать вывод наших войск из Вьетнама, для того чтобы избежать подобных провокаций, с чьей стороны они бы не были. И никто, я повторюсь, никто не изменит мое решение... ...По мимо проблемы с Вьетнамом, нам необходимо накже затуматься о Южной Кореи, о Японии, и о Тайвани. Главная проблема этих стран заключается в том, что они по сути находятся на линии огня между СССР, и Китаем. Как вы уже знаете, я позволил советскому Флоту проходить в Желтое Море. И как вы уже знаете это используют как доказательство того что я помогаю СССР, и это уже стало причиной острых обсуждений в конгрессе. Однако я абсолютно отрицаю то что давая разрешение на проход в Желтое Море, я помогал СССР в войне против Китая. Я сделал это для того, чтобы защитить Японию, и Корею от возможного участия в конфликте. И как Президент Соидененных Штатов Америки, я предложил Генеральному Секретарю ООН проект создания в Корейском городе Пусан международного порта, находящегося под контролем Миротворцев, и наших войск, для контроля советского присувствия в Желтом Море...»

Эта речь Кеннеди вскоре стала известна как «Дублирующия Доктрина». Уже к концу года проект был принят ООН, и в Пусане был создан Международный Порт, и туда же был введет контингент Миротворцев ООН. Однако не смотря на потеплевшие отношения между СССР, и США, эта война привела к самому резкому похолоданию отношений между СССР, и США, со времен начала Холодной Войны.

Первая фаза войны(1966-1970) «Активная фаза»

Вторая фаза войны(1970-1972) «Позиционная война»

Третья фаза войны(1972-1975) «Партизанская война»

Четвертая фаза войны(1975-1977) «Возгорание»

Пятая фаза войны(1977-1980) «Затухание»

Пхеньянское соглашение

Последствия